Конспект НОД по развитию речи с элементом ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: развитие речи дошкольников с использованием элементов ТРИЗ.
Задачи:
- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
- обогащать словарь и связную речь дошкольников;
- создавать мотивационные установки на проявление творчества, при составлении загадок;
- формировать представление о космосе, освоение космоса людьми, работе космонавтов;
- расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Космос»;
- развивать мелкую моторику пальцев при помощи пластилинографии;
- воспитывать уважение к сверстникам и умение выслушивать друг друга при обсуждении какой-либо проблемной ситуации;
- формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи с элементом ТРИЗ
Цель: развитие речи дошкольников с использованием элементов ТРИЗ.
Задачи:
- развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
- обогащать словарь и связную речь дошкольников;
- создавать мотивационные установки на проявление творчества, при составлении загадок;
- формировать представление о космосе, освоение космоса людьми, работе космонавтов;
- расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Космос»;
- развивать мелкую моторику пальцев при помощи пластилинографии;
- воспитывать уважение к сверстникам и умение выслушивать друг друга при обсуждении какой-либо проблемной ситуации;
- формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Материал: клубок маленький; набор геометрических фигур для составления модели ракеты; слайд необычных животных; мультимедийный проектор.
Предварительная работа:
- беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/
- разучивание с детьми стихов;
- проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «Космос»;
- энциклопедия «Космом»;
- настольно-печатные игры по теме «Космос»;
- просмотр мультфильмов из серии «Смешарики. Пин-код»;
- прослушивание аудиосказки К.Булычёва «Тайна третей планеты»
- рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам О Российских Покорителях Космоса».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
(Дети заходят в группу, встают полукругом).
Воспитатель: Какое у нас сегодня доброе утро. К нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Дети: Доброе утро!
Эмоциональная настройка.
Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение?
- И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Сейчас мы встанем в круг и, передавая клубочек, друг другу вложим в него наше хорошее настроение.
- У меня настроение радужное, а у тебя?.... (описываютсвое настроение, передавая клубочек друг другу из рук в руки).
- Давайте теперь поделимся своим хорошим настроением с гостями, раскроем ладошки и сдуем его.
- А раз у нас у всех хорошее настроение, то я предлагаю всем нам отправиться в космическое путешествие. Сегодня мы переоборудовали нашу группу в ЦУП – это центр управления полётом. Мы будем наблюдать за космическим пространством прям вот отсюда, из нашей группы.
- Готовы? /Ответы детей/
- А на чем космонавты летят в космос? /дети: — На ракете!/
- Какой первый звук в слове РАКЕТА?
- А что космонавты обязательно надевают? /дети: - скафандр!/.
- А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР?
- Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
- Для полета нужна ракета, я предлагаю каждому сейчас стать конструктором и сконструировать ракету.
Дети подходят к столам, на которых лежат наборы геометрических фигур и конструируют каждый свою ракету.
Воспитатель предлагает пройти и сесть на стулья перед экраном
Воспитатель: ну что, ракеты готовы, пора запустить их в космос. А какими качествами нужно обладать космонавтам? /Ответы детей /
(слайд №1 Ракета )
Воспитатель: Ну вот ракеты запущены.
Давайте вспомним название всех планет солнечной системы по порядку.
Пальчиковая гимнастика.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(Дети смотрят на слайд №2 солнечная система).
Воспитатель: ребята, в космическом пространстве можно встретить разных необычных обитателей космоса, давайте же посмотрит на них (слайд №3 с изображением необычных животных).
Воспитатель: Ребята, что у них необычного?
Игра «Что не так?» (ТРИЗ –метод фокальных объектов)
Дети рассматривают картинкии поочереди говорят, что неправильно изображено на картинке. /Собака с ушами зайца, свинья с лисьим хвостом
и. т. д./.
Физкультминутка. (2 раза).
Завести моторы. (вращение вытянутых рук).
Соединить контакты. (руки соединить, частые касания кончиков пальцев).
Приготовиться к запуску ракеты. (все дети приседают).
Пуск! (резко выпрямляются и подпрыгивают, руки вверх, тянуться вверх с поднятыми руками).
Воспитатель: космонавты в полете проводят очень много времени, как вы думаете, чем они могут заниматься? /Ответы детей/.
- А я вам предлагаю отгадать загадки:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она – большущий шар.
(Земля)
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает
(Солнце)
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня….. (Луной).
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
(Космонавт)
Не в первый раз, не в первый раз
В огне и звуках грома
Ракета в воздух поднялась
С земного…. (Космодрома).
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную……(Ракету).
У нас сбываются мечты:
Покажут в телекадре,
Как по Сатурну ходишь ты
В космическом…..(Скафандре)
А давайте и мы с Вами попробуем составить загадку:
Воспитатель: в космонавтике много сложных слов, а давайте и мы попробуем составить одно слово из нескольких.
Дидактическая игра «Сложные слова».
Планетоход - ходит по планете,
космолёт - летает в космос,
луноход - ходит по Луне,
звездолёт - летает к звёздам,
звездопад - звёзды падают,
марсоход - ходит по марсу,
космодром - аэродром для космических кораблей;
звездочёт - считает звёзды.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете хорошо ли быть космонавтом?
Игра "Хорошо-плохо" /ТРИЗ-технология/
Космонавтом быть хорошо……...
Космонавтом быть плохо…………
- Полёт подходит к концу, давайте изобразим при помощи пластилинографии яркое звездное небо, с планетами, Солнцем, а может Вы и себя изобразите!?.
- На картоне черного цвета, ребята из пластилина изображают небесные тела.
Рефлексия. Понравилось путешествовать, что особенно запомнилось? А где мы можем использовать то что мы с Вами узнали?
Мне понравилось с вами работать, я отлично провела с вами это время, спасибо вам, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В музее головных уборов» Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе.
Цель занятия: 1. Закрепить представления детей о головных уборах, которые носят люди разных профессий....
Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ - технологии "Путешествие в мир головных уборов"
Занятие заинтересует творческих педагогов, которые используют в своей работе исследовательские, поисковые методы работы с детьми. Использование игровых ТРИЗ-технологий делают занятие интересным и вовл...
Конспект ООД по развитию речи с элементами ТРИЗ Подготовительная логопедическая группа «Волшебные буквы ТРИЗ»
Подготовительная логопедическая группа...
Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ "Сравнение курицы и цыпленка" во второй младшей группе
Программное содержание:1.Содействовать формированию представлений о временных признаках (потом, вчера, сегодня, завтра)2.Создать условия для проявления мышления, смекалки, установления сходства и разл...
План -конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ
Конспект НОД...
Конспект НООД по развитию речи с элементами ТРИЗ технологий в младшей группе по теме: "Путешествие в сказку"
Продолжать знакомить с русской народной сказкой "Заюшкина избушка"...
Конспект НООД по развитию речи с элементами ТРИЗ технологий в младшей группе по теме "Путешествие в сказку"
Продолжать знакомить с русской народной сказкой "Заюшкина избушка"...