НОД по ОО "Речевое развитие" в подготовительной группе. Тема: "Звуки (К-К')"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад Золушка.
Конспект НОД по Речевому развитию в подготовительной группе
Тема: Звуки (К-К’)
Воспитатель:
Джанболатова Нажабат Гусеновна
г. Когалым 2021г
Цель: Создать условия для закрепления знаний о согласных звуках (К-К’)
Задачи:
Образовательные
- Закреплять умение определять место звуков «К» в слове (в начале, в середине, в конце).
- Продолжать знакомство с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
- Совершенствовать навыки звукового анализа слова.
- Совершенствовать грамматический строй речи: умение составлять предложения по сюжетным картинкам, выделять слова в предложении.
- Формировать умение чётко произносить звук [к] и [к’], дифференцировать их на слух и в произношении.
- Упражнять в образовании множественного числа существительных, в согласовании существительных с числительными.
Развивающие:
- Совершенствовать фонематический слух.
- Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику.
- Развивать культуру речевого общения, повышать речевую активность.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство ответственности, интерес к совместной деятельности, желание и умение работать в коллективе.
- Формировать умение понимать учебную задачу и разрешать её самостоятельно.
Словарная работа: обогащать словарный запас детей.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие, «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Форма занятия групповая
Продолжительность – 35 минут
Участники: дети, воспитатель.
Возраст обучающихся- 6-7 лет
Материал и оборудование:
Демонстративный материал: интерактивная доска, ноутбук, презентация со слайдами: серия предметных картинок «Продукты питания» со звуком в разных позициях (к-к’), алгоритмами для характеристики звуков. Сюжетные картинки из мультфильма «Малыш и Карлсон», муляжи продуктов, перфокарты, ребус для расшифровки слова, мяч, карандаши.
Раздаточный материал: звуковые карточки, фишки (красные, синие, зеленые), звуковые домики, зеркала для артикуляционной гимнастики, волшебные мячи «Ёжики»
Предварительная работа: Чтение и анализ сказки «Карлсон и Малыш», просмотр мультфильма «Карлсон и малыш», д/и: «Найди первый и последний звук», «Четвертый лишний», «Составь предложение», «Кто интереснее расскажет?», «Какой, какая, какие». Планируемый результат: определяют место звука в слове, проводят звуковой анализ слова. Различают термины «слог» и «слово», «звук», «предложение». Составляют предложения и проводят его анализ.
Методы и приемы:
Наглядные: демонстрация иллюстраций, презентация
Словесные: беседа, объяснение, поисковые вопросы, уточнение, повторение
Практические: совместная речевая деятельность, работа с звуковыми карточками, работа на листочках с заданиями
Игровые: Д /игра «Определи позицию звука в словах», «Что из чего?», «Сосчитай и назови», игра «Волшебные мячи»
Методы повышения эмоциональной активности: использование ТСО, игровая мотивация.
Методы обучения и развития творчества: проблемная ситуация, игровые приемы
Организационный момент
Дети играют на ковре.
Звучит музыка, воспитатель приглашает детей в круг.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем здравствуйте! друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем Привет! и Добрый день!
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Давайте мы с вами подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям)
Воспитатель: Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро предстоит идти в школу за знаниями. И я вас сегодня хотела бы пригласить в страну Знаний! (Слышится звук смс - сообщения).
- Ребята на мой телефон пришло СМС сообщение, что скоро у нашего друга Карлсона День рождения. Он хочет пригласить к себе друзей и приготовить угощения. Дело в том, что Карлсон поспорил с малышом, что все продукты, которые он будет покупать для приготовления угощений должны быть со звуками (к-к’). Карлсон просит нас о помощи, одному ему не справиться.
Сегодня мы повторим звуки (к-к’) и поможем Карлсону подготовиться ко дню рождения. Вы согласны, ребята? (ответы детей)
Воспитатель: Но прежде давай те повторим все, что мы знаем о звуках.
Какие звуки вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Расскажите о гласных звуках.
(Эти звуки тянутся, поются, воздух не встречает преграду).
Воспитатель: Какой фишкой мы их обозначаем, поднимите фишку.
Воспитатель: Другая группа звуков?
(Эти звуки не тянутся, не поются, воздух встречает преграду).
Воспитатель:
Давайте подготовим наш речевой аппарат, для того чтобы речь была чёткой, понятной, внятной. Я буду показывать карточки, а вы – выполнять упражнения.
Артикуляционная гимнастика: Трубочка, Улыбочка, Месим тесто, Перекати шар, Качели, Грибок.
Послушайте! Карлсон идёт в туфлях и каблуками громко стучит (к-к-к). Произнесите. А теперь он надел тапочки, шаги звучат мягко (к’-к’-к’-к’). Произнесите. Легко ли вам произносить этот звук?
Характеристика звука (к-к’).
Воспитатель: В каком положении находятся губы и зубы при произнесении звука К.
Воспитатель: поднесите руку ко рту, и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта. Поднесите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите [к].
Дайте характеристику звуку… Верно, он согласный, твердый, глухой. Сравните слова «конфета» и «кисель». Какой вывод можно сделать?
2. Д /игра «Определи позицию звука в словах».
Воспитатель: Пошел Карлсон в магазин за продуктами, а названия их не знает. Помогите ему, выберите из продуктов те:
а) в названии которых звуки (к-к’) стоят в начале слова.
б) в названии которых звуки (к-к’) стоят в середине слова.
в) в названии которых звуки (к-к’) стоят в конце слова.
Молодцы, с этим заданием вы справились.
3. Следующее задание будем выполнять по рядам.
Первый ряд. Возьмите перфокарты. Нужно заштриховать столько кирпичиков, сколько слогов в слове. Проверьте друг у друга.
Второй ряд. Составление предложений. (Картинки из сказки «Малыш и Карлсон»).
Рассмотрите картинки и составьте по ним предложения.
Но сначала скажите мне, как пишется начало и конец предложения. (Дети работают на ковре.)
- Какое слово первое (второе)?
- Какое слово последнее?
- Сколько слов в предложении?
Какая схема подходит к твоему предложению? А как ты думаешь, почему к твоему предложению не подходит вторая схема?
4.Переходим в круг. Д/игра «Сосчитай и назови»
А) Образование множественного числа (согласование существительных с числительными)
Сколько нужно нам продуктов
Хорошо мы знаем
Но, а сколько мы их купим
Дружно сосчитаем
Работа с муляжами (1-кекс, 2- кекса, 5 кексов, 1-персик, 2 персика, 5-персиков т.д.)
Б) Перед вами карточки с изображением предметов, выбирайте нужную и кладите в отсеки. У нас два отсека (синий и зелёный). В синий отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с твёрдого согласного, в зелёный отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с мягкого согласного.
Фиминутка:
Воспитатель: Карлсон очень любит играть.
Давайте и мы поиграем с "волшебными" мячами (прокатывание колючих массажных мячиков между ладонями и по пальцам).
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк,
Мяч летает между рук.
5. Проходим за столы. Д/и «Расшифруй слово»
Воспитатель: По первым звукам названия картинок и вы узнаете, какое блюдо считает Карлсон самым полезным.
Звуковой анализ слова «Каша»
Воспитатель: Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за столы.
Дети устанавливают последовательность звуков в слове.
(Работа детей: один составляет у доски, остальные дети работают на местах)
Руки? НА МЕСТЕ
Ноги? НА МЕСТЕ
Локти? У КРАЯ
Спина? ПРЯМАЯ.
Сколько звуков в слове «Каша».
- Какой первый звук: «Каша»?
- Какой это звук?
- Какой второй звук в слове «Каша»?
- Какой третий звук в слове?
- Какой последний звук в слове
- Сколько гласных звуков в этом слове?
- Сколько в слове согласных звуков?
- Сколько в этом слове звуков?
- Сколько в этом слове слогов?
Вспомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Проверям.
6. Переходят в круг с мячом. Д/игра: «Что из чего?»
Ребята, а вы знаете самое любимое лакомство Карлсона? (Варенье).
- А каким оно бывает?
Из клюквы – клюквенное
Клубники – клубничное
Брусники – брусничное
Ежевики – ежевичное
Морошки – морошковое
Калины-калиновое
Персика- персиковое
Абрикоса- абрикосовое
Кизила- кизиловое
Рефлексия:
- Что мы сегодня делали?
- Что нового узнали?
- Где можете применить, полученные знания?
Домашнее задание: Но какое день рождение без подарков, я предлагаю вам нарисовать дома подарок для Карлсона. А я отправлю ему СМС сообщение, что мы готовы и ждем приглашения.
Литература:
1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников С-Петербург. Детство-ПРЕСС 2003г.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005г.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми М.: Просвещение 1987г
4.Колесникова . Е.А От А до Я . Звуки и буквы— М.: Гном ПРЕСС 1999г.
5. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами. — М.: Просвещение 1999г.
6. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста — Волгоград.: Учитель 2002г.
7. Ушакова О.С., А.Г.Арушанова «Программа по развитию речи в детском саду» М.: Мозаика Синтез2010г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад Золушка.
Конспект НОД по Речевому развитию в подготовительной группе
Тема: Звуки (К-К’)
Воспитатель:
Джанболатова Нажабат Гусеновна
г. Когалым 2021г
Цель: Создать условия для закрепления знаний о согласных звуках (К-К’)
Задачи:
Образовательные
- Закреплять умение определять место звуков «К» в слове (в начале, в середине, в конце).
- Продолжать знакомство с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
- Совершенствовать навыки звукового анализа слова.
- Совершенствовать грамматический строй речи: умение составлять предложения по сюжетным картинкам, выделять слова в предложении.
- Формировать умение чётко произносить звук [к] и [к’], дифференцировать их на слух и в произношении.
- Упражнять в образовании множественного числа существительных, в согласовании существительных с числительными.
Развивающие:
- Совершенствовать фонематический слух.
- Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику.
- Развивать культуру речевого общения, повышать речевую активность.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство ответственности, интерес к совместной деятельности, желание и умение работать в коллективе.
- Формировать умение понимать учебную задачу и разрешать её самостоятельно.
Словарная работа: обогащать словарный запас детей.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие, «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Форма занятия групповая
Продолжительность – 35 минут
Участники: дети, воспитатель.
Возраст обучающихся- 6-7 лет
Материал и оборудование:
Демонстративный материал: интерактивная доска, ноутбук, презентация со слайдами: серия предметных картинок «Продукты питания» со звуком в разных позициях (к-к’), алгоритмами для характеристики звуков. Сюжетные картинки из мультфильма «Малыш и Карлсон», муляжи продуктов, перфокарты, ребус для расшифровки слова, мяч, карандаши.
Раздаточный материал: звуковые карточки, фишки (красные, синие, зеленые), звуковые домики, зеркала для артикуляционной гимнастики, волшебные мячи «Ёжики»
Предварительная работа: Чтение и анализ сказки «Карлсон и Малыш», просмотр мультфильма «Карлсон и малыш», д/и: «Найди первый и последний звук», «Четвертый лишний», «Составь предложение», «Кто интереснее расскажет?», «Какой, какая, какие». Планируемый результат: определяют место звука в слове, проводят звуковой анализ слова. Различают термины «слог» и «слово», «звук», «предложение». Составляют предложения и проводят его анализ.
Методы и приемы:
Наглядные: демонстрация иллюстраций, презентация
Словесные: беседа, объяснение, поисковые вопросы, уточнение, повторение
Практические: совместная речевая деятельность, работа с звуковыми карточками, работа на листочках с заданиями
Игровые: Д /игра «Определи позицию звука в словах», «Что из чего?», «Сосчитай и назови», игра «Волшебные мячи»
Методы повышения эмоциональной активности: использование ТСО, игровая мотивация.
Методы обучения и развития творчества: проблемная ситуация, игровые приемы
Организационный момент
Дети играют на ковре.
Звучит музыка, воспитатель приглашает детей в круг.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем здравствуйте! друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем Привет! и Добрый день!
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Давайте мы с вами подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям)
Воспитатель: Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро предстоит идти в школу за знаниями. И я вас сегодня хотела бы пригласить в страну Знаний! (Слышится звук смс - сообщения).
- Ребята на мой телефон пришло СМС сообщение, что скоро у нашего друга Карлсона День рождения. Он хочет пригласить к себе друзей и приготовить угощения. Дело в том, что Карлсон поспорил с малышом, что все продукты, которые он будет покупать для приготовления угощений должны быть со звуками (к-к’). Карлсон просит нас о помощи, одному ему не справиться.
Сегодня мы повторим звуки (к-к’) и поможем Карлсону подготовиться ко дню рождения. Вы согласны, ребята? (ответы детей)
Воспитатель: Но прежде давай те повторим все, что мы знаем о звуках.
Какие звуки вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Расскажите о гласных звуках.
(Эти звуки тянутся, поются, воздух не встречает преграду).
Воспитатель: Какой фишкой мы их обозначаем, поднимите фишку.
Воспитатель: Другая группа звуков?
(Эти звуки не тянутся, не поются, воздух встречает преграду).
Воспитатель:
Давайте подготовим наш речевой аппарат, для того чтобы речь была чёткой, понятной, внятной. Я буду показывать карточки, а вы – выполнять упражнения.
Артикуляционная гимнастика: Трубочка, Улыбочка, Месим тесто, Перекати шар, Качели, Грибок.
Послушайте! Карлсон идёт в туфлях и каблуками громко стучит (к-к-к). Произнесите. А теперь он надел тапочки, шаги звучат мягко (к’-к’-к’-к’). Произнесите. Легко ли вам произносить этот звук?
Характеристика звука (к-к’).
Воспитатель: В каком положении находятся губы и зубы при произнесении звука К.
Воспитатель: поднесите руку ко рту, и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта. Поднесите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите [к].
Дайте характеристику звуку… Верно, он согласный, твердый, глухой. Сравните слова «конфета» и «кисель». Какой вывод можно сделать?
2. Д /игра «Определи позицию звука в словах».
Воспитатель: Пошел Карлсон в магазин за продуктами, а названия их не знает. Помогите ему, выберите из продуктов те:
а) в названии которых звуки (к-к’) стоят в начале слова.
б) в названии которых звуки (к-к’) стоят в середине слова.
в) в названии которых звуки (к-к’) стоят в конце слова.
Молодцы, с этим заданием вы справились.
3. Следующее задание будем выполнять по рядам.
Первый ряд. Возьмите перфокарты. Нужно заштриховать столько кирпичиков, сколько слогов в слове. Проверьте друг у друга.
Второй ряд. Составление предложений. (Картинки из сказки «Малыш и Карлсон»).
Рассмотрите картинки и составьте по ним предложения.
Но сначала скажите мне, как пишется начало и конец предложения. (Дети работают на ковре.)
- Какое слово первое (второе)?
- Какое слово последнее?
- Сколько слов в предложении?
Какая схема подходит к твоему предложению? А как ты думаешь, почему к твоему предложению не подходит вторая схема?
4.Переходим в круг. Д/игра «Сосчитай и назови»
А) Образование множественного числа (согласование существительных с числительными)
Сколько нужно нам продуктов
Хорошо мы знаем
Но, а сколько мы их купим
Дружно сосчитаем
Работа с муляжами (1-кекс, 2- кекса, 5 кексов, 1-персик, 2 персика, 5-персиков т.д.)
Б) Перед вами карточки с изображением предметов, выбирайте нужную и кладите в отсеки. У нас два отсека (синий и зелёный). В синий отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с твёрдого согласного, в зелёный отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с мягкого согласного.
Фиминутка:
Воспитатель: Карлсон очень любит играть.
Давайте и мы поиграем с "волшебными" мячами (прокатывание колючих массажных мячиков между ладонями и по пальцам).
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк,
Мяч летает между рук.
5. Проходим за столы. Д/и «Расшифруй слово»
Воспитатель: По первым звукам названия картинок и вы узнаете, какое блюдо считает Карлсон самым полезным.
Звуковой анализ слова «Каша»
Воспитатель: Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за столы.
Дети устанавливают последовательность звуков в слове.
(Работа детей: один составляет у доски, остальные дети работают на местах)
Руки? НА МЕСТЕ
Ноги? НА МЕСТЕ
Локти? У КРАЯ
Спина? ПРЯМАЯ.
Сколько звуков в слове «Каша».
- Какой первый звук: «Каша»?
- Какой это звук?
- Какой второй звук в слове «Каша»?
- Какой третий звук в слове?
- Какой последний звук в слове
- Сколько гласных звуков в этом слове?
- Сколько в слове согласных звуков?
- Сколько в этом слове звуков?
- Сколько в этом слове слогов?
Вспомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Проверям.
6. Переходят в круг с мячом. Д/игра: «Что из чего?»
Ребята, а вы знаете самое любимое лакомство Карлсона? (Варенье).
- А каким оно бывает?
Из клюквы – клюквенное
Клубники – клубничное
Брусники – брусничное
Ежевики – ежевичное
Морошки – морошковое
Калины-калиновое
Персика- персиковое
Абрикоса- абрикосовое
Кизила- кизиловое
Рефлексия:
- Что мы сегодня делали?
- Что нового узнали?
- Где можете применить, полученные знания?
Домашнее задание: Но какое день рождение без подарков, я предлагаю вам нарисовать дома подарок для Карлсона. А я отправлю ему СМС сообщение, что мы готовы и ждем приглашения.
Литература:
1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников С-Петербург. Детство-ПРЕСС 2003г.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005г.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми М.: Просвещение 1987г
4.Колесникова . Е.А От А до Я . Звуки и буквы— М.: Гном ПРЕСС 1999г.
5. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами. — М.: Просвещение 1999г.
6. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста — Волгоград.: Учитель 2002г.
7. Ушакова О.С., А.Г.Арушанова «Программа по развитию речи в детском саду» М.: Мозаика Синтез2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы. Тема: «Звуки и буквы - [Т] - [Д]».
Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т\'] — [Д\'] (дифференциация звонких и глухих согласных).2. Научить ребенка слоговому синтезу слов.3. У...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Звуки [Р], [Р’] и буква Р».
На этой непосредственой образоательной деятельности дети повторяют звуки [Р], [Р’] и изучают букву Р....
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук [Ы] и буква ы
Образовательная область: «Коммуникация» Возраст детей 5-7 летФорма НОД – занятиеФорма организации : групповая...
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук «Ы» и буква «Ы»
Цели: 1. Знакомство с буквой Ы. Обучение элементам грамоты. 2. Произношение звука Ы в словах, словосочетаниях, предложениях. Словообразование. 3. Способствовать чёткому произношению звука Ы в слов...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Звуки окружающей действительности (неречевые)».
Учить детей различать звуки окружающей действительности; коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и воспроизведении....
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе. Тема: Звуки [х-х’] и буква Хх.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием презентации. Тема: Звуки [х-х\'] и буква Хх....
Занятие по развитию фонематического слуха для детей подготовительной группы. Тема: Звук (С).
Цели:закрепить навыки четкого различения и произношения звука (с) в слогах, словах;выделять звук ( с ) в начале, середине, конце слова;деление слов на слоги;упражнение в образовании уменьшительно &nda...