НОД по ОО "Речевое развитие" в подготовительной группе. Тема: "Звуки (К-К')"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Джанболатова Нажабат Гусеновна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад Золушка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД по Речевому развитию в подготовительной группе

Тема: Звуки (К-К’)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Джанболатова Нажабат Гусеновна

 

 

г. Когалым 2021г

Цель: Создать условия для закрепления знаний о согласных звуках (К-К’) 

Задачи:

Образовательные

  • Закреплять умение определять место звуков «К» в слове (в начале, в середине, в конце).   
  • Продолжать знакомство с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
  • Совершенствовать навыки звукового анализа слова.
  • Совершенствовать грамматический строй речи: умение составлять предложения по сюжетным картинкам, выделять слова в предложении.
  • Формировать умение чётко произносить звук [к] и [к’], дифференцировать их на слух и в произношении.
  • Упражнять в образовании множественного числа существительных, в согласовании существительных с числительными.

Развивающие:

  • Совершенствовать фонематический слух.
  • Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику.
  • Развивать культуру речевого общения, повышать речевую активность.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство ответственности, интерес к совместной деятельности, желание и умение работать в коллективе.
  • Формировать умение понимать учебную задачу и разрешать её самостоятельно.

Словарная работа: обогащать словарный запас детей.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие, «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Форма занятия групповая

Продолжительность – 35 минут

Участники: дети, воспитатель.

Возраст обучающихся- 6-7 лет

Материал и оборудование:

Демонстративный материал: интерактивная доска, ноутбук, презентация со слайдами: серия предметных картинок «Продукты питания» со звуком в разных позициях (к-к’), алгоритмами для характеристики звуков. Сюжетные картинки из мультфильма «Малыш и Карлсон», муляжи продуктов, перфокарты, ребус для расшифровки слова, мяч, карандаши.

Раздаточный материал: звуковые карточки, фишки (красные, синие, зеленые), звуковые домики, зеркала для артикуляционной гимнастики, волшебные мячи «Ёжики»

Предварительная работа: Чтение и анализ сказки «Карлсон и Малыш», просмотр мультфильма «Карлсон и малыш», д/и: «Найди первый и последний звук», «Четвертый лишний», «Составь предложение», «Кто интереснее расскажет?», «Какой, какая, какие».                                               Планируемый результат: определяют место звука в слове, проводят звуковой анализ слова. Различают термины «слог» и «слово», «звук», «предложение». Составляют предложения и проводят его анализ.

Методы и приемы:

Наглядные: демонстрация иллюстраций, презентация

Словесные: беседа, объяснение, поисковые вопросы, уточнение, повторение

Практические: совместная речевая деятельность, работа с звуковыми карточками, работа на листочках с заданиями

Игровые: Д /игра «Определи позицию звука в словах», «Что из чего?», «Сосчитай и назови», игра «Волшебные мячи»

Методы повышения эмоциональной активности: использование ТСО, игровая мотивация.

Методы обучения и развития творчества: проблемная ситуация, игровые приемы

 

Организационный момент

Дети играют на ковре.

Звучит музыка, воспитатель приглашает детей в круг.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем здравствуйте! друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем Привет! и Добрый день!

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Давайте мы с вами подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям)

Воспитатель: Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро предстоит идти в школу за знаниями. И я вас сегодня хотела бы пригласить в страну Знаний! (Слышится звук смс - сообщения).

- Ребята на мой телефон пришло СМС сообщение, что скоро у нашего друга Карлсона День рождения. Он хочет пригласить к себе друзей и приготовить угощения. Дело в том, что Карлсон поспорил с малышом, что все продукты, которые он будет покупать для приготовления угощений должны быть со звуками (к-к’). Карлсон просит нас о помощи, одному ему не справиться.

Сегодня мы повторим звуки (к-к’) и поможем Карлсону подготовиться ко дню рождения. Вы согласны, ребята? (ответы детей)

Воспитатель: Но прежде давай те повторим все, что мы знаем о звуках.

Какие звуки вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Расскажите о гласных звуках.

(Эти звуки тянутся, поются, воздух не встречает преграду).

Воспитатель: Какой фишкой мы их обозначаем, поднимите фишку.

Воспитатель: Другая группа звуков?

(Эти звуки не тянутся, не поются, воздух встречает преграду).

Воспитатель:

Давайте подготовим наш речевой аппарат, для того чтобы речь была чёткой, понятной, внятной. Я буду показывать карточки, а вы – выполнять упражнения.

Артикуляционная гимнастика: Трубочка, Улыбочка, Месим тесто, Перекати шар, Качели, Грибок.

Послушайте! Карлсон идёт в туфлях и каблуками громко стучит (к-к-к). Произнесите. А теперь он надел тапочки, шаги звучат мягко (к’-к’-к’-к’). Произнесите. Легко ли вам произносить этот звук?

Характеристика звука (к-к’).

Воспитатель: В каком положении находятся губы и зубы при произнесении звука К.

Воспитатель: поднесите руку ко рту, и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта. Поднесите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите [к].

Дайте характеристику звуку… Верно, он согласный, твердый, глухой. Сравните слова «конфета» и «кисель». Какой вывод можно сделать?

2. Д /игра «Определи позицию звука в словах».

Воспитатель: Пошел Карлсон в магазин за продуктами, а названия их не знает. Помогите ему, выберите из продуктов те:

а) в названии которых звуки (к-к’) стоят в начале слова.

б) в названии которых звуки (к-к’) стоят в середине слова.

в) в названии которых звуки (к-к’) стоят в конце слова.

Молодцы, с этим заданием вы справились.

3. Следующее задание будем выполнять по рядам.

Первый ряд. Возьмите перфокарты. Нужно заштриховать столько кирпичиков, сколько слогов в слове. Проверьте друг у друга.

Второй ряд. Составление предложений. (Картинки из сказки «Малыш и Карлсон»).

Рассмотрите картинки и составьте по ним предложения.

Но сначала скажите мне, как пишется начало и конец предложения. (Дети работают на ковре.)

- Какое слово первое (второе)?

- Какое слово последнее?

- Сколько слов в предложении?

Какая схема подходит к твоему предложению? А как ты думаешь, почему к твоему предложению не подходит вторая схема?

4.Переходим в круг. Д/игра «Сосчитай и назови»

А) Образование множественного числа (согласование существительных с числительными)

Сколько нужно нам продуктов

Хорошо мы знаем

Но, а сколько мы их купим

Дружно сосчитаем

Работа с муляжами (1-кекс, 2- кекса, 5 кексов, 1-персик, 2 персика, 5-персиков т.д.)

Б) Перед вами карточки с изображением предметов, выбирайте нужную и кладите в отсеки. У нас два отсека (синий и зелёный). В синий отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с твёрдого согласного, в зелёный отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с мягкого согласного.

Фиминутка:

Воспитатель: Карлсон очень любит играть.

Давайте и мы поиграем с "волшебными" мячами (прокатывание колючих массажных мячиков между ладонями и по пальцам).

 

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк,

Мяч летает между рук.

 

5. Проходим за столы. Д/и «Расшифруй слово»

Воспитатель: По первым звукам названия картинок и вы узнаете, какое блюдо считает Карлсон самым полезным.

Звуковой анализ слова «Каша»

Воспитатель: Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за столы.

Дети устанавливают последовательность звуков в слове.

(Работа детей: один составляет у доски, остальные дети работают на местах)

Руки? НА МЕСТЕ
Ноги? НА МЕСТЕ
Локти? У КРАЯ
Спина? ПРЯМАЯ.

Сколько звуков в слове «Каша».

- Какой первый звук: «Каша»?

- Какой это звук?

- Какой второй звук в слове «Каша»?

- Какой третий звук в слове?

- Какой последний звук в слове

- Сколько гласных звуков в этом слове?

- Сколько в слове согласных звуков?

- Сколько в этом слове звуков?

- Сколько в этом слове слогов?

Вспомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Проверям.

6. Переходят в круг с мячом. Д/игра: «Что из чего?»

Ребята, а вы знаете самое любимое лакомство Карлсона? (Варенье).

 

- А каким оно бывает?

Из клюквы – клюквенное

Клубники – клубничное

Брусники – брусничное

Ежевики – ежевичное

Морошки – морошковое

Калины-калиновое

Персика- персиковое

Абрикоса- абрикосовое

Кизила- кизиловое

 

Рефлексия:

- Что мы сегодня делали?

- Что нового узнали?

- Где можете применить, полученные знания?

Домашнее задание: Но какое день рождение без подарков, я предлагаю вам нарисовать дома подарок для Карлсона.  А я отправлю ему СМС сообщение, что мы готовы и ждем приглашения.

 

 

Литература:

1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников С-Петербург. Детство-ПРЕСС 2003г.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005г.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми М.: Просвещение 1987г

4.Колесникова . Е.А От А до Я . Звуки и буквы— М.: Гном ПРЕСС 1999г.

5. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами. — М.: Просвещение 1999г.

6. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста — Волгоград.: Учитель 2002г.

7. Ушакова О.С., А.Г.Арушанова «Программа по развитию речи в детском саду» М.: Мозаика Синтез2010г.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_rechevomu_razvitiyu.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад Золушка.

Конспект НОД по Речевому развитию в подготовительной группе

Тема: Звуки (К-К’)

Воспитатель:

Джанболатова Нажабат Гусеновна

г. Когалым 2021г

Цель: Создать условия для закрепления знаний о согласных звуках (К-К’) 

Задачи: 

Образовательные

  • Закреплять умение определять место звуков «К» в слове (в начале, в середине, в конце).    
  • Продолжать знакомство с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
  • Совершенствовать навыки звукового анализа слова.
  • Совершенствовать грамматический строй речи: умение составлять предложения по сюжетным картинкам, выделять слова в предложении.
  • Формировать умение чётко произносить звук [к] и [к’], дифференцировать их на слух и в произношении.
  • Упражнять в образовании множественного числа существительных, в согласовании существительных с числительными.

Развивающие:

  • Совершенствовать фонематический слух.
  • Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику.
  • Развивать культуру речевого общения, повышать речевую активность.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство ответственности, интерес к совместной деятельности, желание и умение работать в коллективе.
  • Формировать умение понимать учебную задачу и разрешать её самостоятельно.

Словарная работа: обогащать словарный запас детей.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие, «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Форма занятия групповая

Продолжительность – 35 минут

Участники: дети, воспитатель.

Возраст обучающихся- 6-7 лет

Материал и оборудование: 

Демонстративный материал: интерактивная доска, ноутбук, презентация со слайдами: серия предметных картинок «Продукты питания» со звуком в разных позициях (к-к’), алгоритмами для характеристики звуков. Сюжетные картинки из мультфильма «Малыш и Карлсон», муляжи продуктов, перфокарты, ребус для расшифровки слова, мяч, карандаши.

Раздаточный материал: звуковые карточки, фишки (красные, синие, зеленые), звуковые домики, зеркала для артикуляционной гимнастики, волшебные мячи «Ёжики»

Предварительная работа: Чтение и анализ сказки «Карлсон и Малыш», просмотр мультфильма «Карлсон и малыш», д/и: «Найди первый и последний звук», «Четвертый лишний», «Составь предложение», «Кто интереснее расскажет?», «Какой, какая, какие».                                               Планируемый результат: определяют место звука в слове, проводят звуковой анализ слова. Различают термины «слог» и «слово», «звук», «предложение». Составляют предложения и проводят его анализ.

Методы и приемы:

Наглядные: демонстрация иллюстраций, презентация

Словесные: беседа, объяснение, поисковые вопросы, уточнение, повторение

Практические: совместная речевая деятельность, работа с звуковыми карточками, работа на листочках с заданиями 

Игровые: Д /игра «Определи позицию звука в словах», «Что из чего?», «Сосчитай и назови», игра «Волшебные мячи»

Методы повышения эмоциональной активности: использование ТСО, игровая мотивация.

Методы обучения и развития творчества: проблемная ситуация, игровые приемы

Организационный момент

Дети играют на ковре.

Звучит музыка, воспитатель приглашает детей в круг.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем здравствуйте! друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем Привет! и Добрый день!

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Давайте мы с вами подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям)

Воспитатель: Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро предстоит идти в школу за знаниями. И я вас сегодня хотела бы пригласить в страну Знаний! (Слышится звук смс - сообщения).  

- Ребята на мой телефон пришло СМС сообщение, что скоро у нашего друга Карлсона День рождения. Он хочет пригласить к себе друзей и приготовить угощения. Дело в том, что Карлсон поспорил с малышом, что все продукты, которые он будет покупать для приготовления угощений должны быть со звуками (к-к’). Карлсон просит нас о помощи, одному ему не справиться.

Сегодня мы повторим звуки (к-к’) и поможем Карлсону подготовиться ко дню рождения. Вы согласны, ребята? (ответы детей)

Воспитатель: Но прежде давай те повторим все, что мы знаем о звуках.

Какие звуки вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Расскажите о гласных звуках.

(Эти звуки тянутся, поются, воздух не встречает преграду).

Воспитатель: Какой фишкой мы их обозначаем, поднимите фишку.

Воспитатель: Другая группа звуков?

(Эти звуки не тянутся, не поются, воздух встречает преграду).

Воспитатель:

Давайте подготовим наш речевой аппарат, для того чтобы речь была чёткой, понятной, внятной. Я буду показывать карточки, а вы – выполнять упражнения.

Артикуляционная гимнастика: Трубочка, Улыбочка, Месим тесто, Перекати шар, Качели, Грибок.

Послушайте! Карлсон идёт в туфлях и каблуками громко стучит (к-к-к). Произнесите. А теперь он надел тапочки, шаги звучат мягко (к’-к’-к’-к’). Произнесите. Легко ли вам произносить этот звук?

Характеристика звука (к-к’). 

Воспитатель: В каком положении находятся губы и зубы при произнесении звука К.

Воспитатель: поднесите руку ко рту, и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта. Поднесите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите [к].

Дайте характеристику звуку… Верно, он согласный, твердый, глухой. Сравните слова «конфета» и «кисель». Какой вывод можно сделать?

2. Д /игра «Определи позицию звука в словах».

Воспитатель: Пошел Карлсон в магазин за продуктами, а названия их не знает. Помогите ему, выберите из продуктов те:

а) в названии которых звуки (к-к’) стоят в начале слова.

б) в названии которых звуки (к-к’) стоят в середине слова.

в) в названии которых звуки (к-к’) стоят в конце слова.

Молодцы, с этим заданием вы справились.

3. Следующее задание будем выполнять по рядам.

Первый ряд. Возьмите перфокарты. Нужно заштриховать столько кирпичиков, сколько слогов в слове. Проверьте друг у друга.

Второй ряд. Составление предложений. (Картинки из сказки «Малыш и Карлсон»).

Рассмотрите картинки и составьте по ним предложения.

Но сначала скажите мне, как пишется начало и конец предложения. (Дети работают на ковре.)

- Какое слово первое (второе)?

- Какое слово последнее?

- Сколько слов в предложении?

Какая схема подходит к твоему предложению? А как ты думаешь, почему к твоему предложению не подходит вторая схема?

4.Переходим в круг. Д/игра «Сосчитай и назови»

А) Образование множественного числа (согласование существительных с числительными)

Сколько нужно нам продуктов

Хорошо мы знаем

Но, а сколько мы их купим

Дружно сосчитаем

Работа с муляжами (1-кекс, 2- кекса, 5 кексов, 1-персик, 2 персика, 5-персиков т.д.)

Б) Перед вами карточки с изображением предметов, выбирайте нужную и кладите в отсеки. У нас два отсека (синий и зелёный). В синий отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с твёрдого согласного, в зелёный отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с мягкого согласного.

Фиминутка: 

Воспитатель: Карлсон очень любит играть.

Давайте и мы поиграем с "волшебными" мячами (прокатывание колючих массажных мячиков между ладонями и по пальцам).

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк,

Мяч летает между рук.

5. Проходим за столы. Д/и «Расшифруй слово»

Воспитатель: По первым звукам названия картинок и вы узнаете, какое блюдо считает Карлсон самым полезным.

Звуковой анализ слова «Каша»

Воспитатель: Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за столы.

Дети устанавливают последовательность звуков в слове.

(Работа детей: один составляет у доски, остальные дети работают на местах)

Руки? НА МЕСТЕ
Ноги? НА МЕСТЕ
Локти? У КРАЯ
Спина? ПРЯМАЯ.

Сколько звуков в слове «Каша».

- Какой первый звук: «Каша»?

- Какой это звук?

- Какой второй звук в слове «Каша»?

- Какой третий звук в слове?

- Какой последний звук в слове

- Сколько гласных звуков в этом слове?

- Сколько в слове согласных звуков?

- Сколько в этом слове звуков?

- Сколько в этом слове слогов?

Вспомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Проверям.

6. Переходят в круг с мячом. Д/игра: «Что из чего?»

Ребята, а вы знаете самое любимое лакомство Карлсона? (Варенье).

- А каким оно бывает?

Из клюквы – клюквенное

Клубники – клубничное

Брусники – брусничное

Ежевики – ежевичное

Морошки – морошковое

Калины-калиновое

Персика- персиковое

Абрикоса- абрикосовое

Кизила- кизиловое

Рефлексия: 

- Что мы сегодня делали?

- Что нового узнали?

- Где можете применить, полученные знания?

Домашнее задание: Но какое день рождение без подарков, я предлагаю вам нарисовать дома подарок для Карлсона.  А я отправлю ему СМС сообщение, что мы готовы и ждем приглашения.


Литература:

1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников С-Петербург. Детство-ПРЕСС 2003г.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005г.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми М.: Просвещение 1987г

4.Колесникова . Е.А От А до Я . Звуки и буквы— М.: Гном ПРЕСС 1999г.

5. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами. — М.: Просвещение 1999г.

6. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста — Волгоград.: Учитель 2002г.

7. Ушакова О.С., А.Г.Арушанова «Программа по развитию речи в детском саду» М.: Мозаика Синтез2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы. Тема: «Звуки и буквы - [Т] - [Д]».

Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т\'] — [Д\'] (дифференциация звонких и глухих согласных).2. Научить ребенка слоговому синтезу слов.3. У...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Звуки [Р], [Р’] и буква Р».

На этой непосредственой образоательной деятельности дети повторяют звуки [Р], [Р’] и изучают букву Р....

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук [Ы] и буква ы

Образовательная область: «Коммуникация» Возраст детей  5-7 летФорма НОД – занятиеФорма организации : групповая...

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук «Ы» и буква «Ы»

Цели: 1. Знакомство с буквой Ы. Обучение элементам грамоты. 2. Произношение звука Ы в словах, словосочетаниях, предложениях. Словообразование. 3. Способствовать чёткому произношению звука Ы в слов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Звуки окружающей действительности (неречевые)».

Учить детей различать звуки окружающей действительности; коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и воспроизведении....

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе. Тема: Звуки [х-х’] и буква Хх.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием презентации. Тема: Звуки [х-х\'] и буква Хх....

Занятие по развитию фонематического слуха для детей подготовительной группы. Тема: Звук (С).

Цели:закрепить навыки четкого различения и произношения звука (с) в слогах, словах;выделять звук ( с ) в начале, середине, конце слова;деление слов на слоги;упражнение в образовании уменьшительно &nda...