Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук [Ы] и буква ы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Образовательная область: «Коммуникация»
Возраст детей 5-7 лет
Форма НОД – занятие
Форма организации : групповая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Составила воспитатель: Горячева Анжела Вячеславовна
МБ ДОУ «Детский сад №21
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук [Ы] и буква ы
Образовательная область: «Коммуникация»
Возраст детей 5-7 лет
Форма НОД – занятие
Форма организации : групповая
Цели:
1.Знакомство с буквой Ы.
2.Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах, словах, предложениях.
3. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.
4. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти.
5. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
6.Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.
Задачи:
Образовательные: познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
Развивающие: развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание, развивать просодическую сторону речи (силу голоса, высоту голоса), фонематический слух, внимание, мышление, память, пространственное восприятие.
Воспитательные: воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; интерес к занятию; настойчивость.
Оборудование: набор картинок ( кукла – куклы, шар – шары и пр.), печатная буква Ы
Ход занятия:
1. -Ребята чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно говорить слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки.
- А для чего мы учим буквы? (Для того, чтобы научиться читать).
- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.
- Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах.
-Давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем: [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.
-А звуки [а, о, у, и] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.
- Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком. Послушайте, какие песенки я вам пропою: аы – оы – уы .
-Какой новый звук вы услышали?
-Да, верно. Прозвучал звук Ы. Он у нас тоже гласный звук. И обозначается он вот таким символом. Показать букву Ы.
2. -Ребята, хотите поиграть? Игра называется «Один – много». Я называю один предмет, а вы много: Кукла – куклы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, стол – столы, шар – шары, тыква – тыквы, кот – коты, зонт – зонты, ягода — ягоды, дуб – дубы, зуб – зубы, банан – бананы, двор — дворы, забор — заборы, комар — комары, топор — топоры.
- А теперь давайте вместе пропоем звук ы; - громко, тихо, кратко, длинно.
Дыхательная гимнастика
-Вокруг себя обернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в березы. Дует сильный ветер «Ы-Ы-Ы», раскачивая деревья, низким голосом протягивайте звук. Ветерок стих, стал легким (высоким голосом). Повторить.
- Выходите на ковер, встаньте все в круг. Посмотрите, у нас на ковре лежат карточки. Каждый берет одну карточку. Девочки берут карточку с одним предметом, а мальчики - где много предметов (играет музыка). Все нашли? Давайте проверим. Посмотрите, все ли правильно? Девочки назовите свои предметы, а сейчас мальчики называют громко свои предметы. Какой звук повторился много раз? Да, звук Ы.
-Проходите за столы. Сядьте ровно, выпрямите спины. Давайте вспомним слова со звуком Ы, которые называли мальчики.
Упражнение в словоизменении, выделении последнего звука в слове:
Шла коза,
Навстречу – … (козы).
Здесь – берёза,
Там – … (берёзы),
Рядом дуб,
А с ним – … (дубы)
Нету слов на букву … (ы)
- Звук Ы у нас особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
- Губы открыты или смыкаются? (открыты).
- Зубы открыты или смыкаются? (открыты).
- Где находится язык? (он лежит на дне рта).
- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет).
4.Произношение звука «Ы» в словосочетаниях, предложениях. Словообразование.
-Ребята какие бывают часы: на руках… (наручные), на стене… (настенные), на улице… (уличные), на столе… (настольные). Машины тоже бывают разные. Одни стирают, значит это… (стиральные машины). На других шьют, значит это… (швейные машины). Убирают улицы… (уборочные машины), перевозят грузы… (грузовые машины).
5.Образование существительных множественного числа.
- У соседей сад, у звука [ы] – сады (пример, говорит воспитатель, далее множественное число образуют дети).
- У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.
- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).
- И дома у звука [ы] не комната, а …(комнаты), не диван, а …(диваны).
- Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.
- Попробуем нарисовать букву в воздухе: начинаем сверху, движемся вниз, делаем круг, рядом рисуем палочку сверху вниз. Молодцы. Повторим.
6. Динамическая пауза.
-Немного отдохнем.
Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)
В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)
В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)
В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)
-Повторим.
7.Способствовать четкому произношению звука "Ы" в словах.
-Ребята отгадайте загадки:
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло).
Деревянных два коня
Вихрем мчат с горы меня.
У коней обычай свой:
Летом спят, бегут зимой. (Лыжи).
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы).
Вильнет хвостом туда-сюда
И нет ее, и нет следа. (Рыба).
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышка).
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес
-И исчез. (Дым)
8.Заучивание стихотворения М. Мышковской.
Мышка мыла
мылом нос,
Мыла уши,
мыла хвост,
Мыла так,
что стала белой,
И от счастья
мыло съела.
вопросы:
Что и чем мыла мышка?
(Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост).
Как она все это мыла и что с ней стало?
(Мыла так, что стала белой, и от счастья мыло съела).
- Буква ы всегда маленького роста, живет она на шестом этаже, в квартире № 6 (размещение буквы на панно).
Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (Гласные). Каким условным цветом обозначаем гласный звук? (Красным). Ребята вам понравилось занятие? Вы все молодцы!
Литература:
1.Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика – СИНТЕЗ, 2011г.
2.Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. –М.: Творческий центр, 2012г.
3. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). Воспитываем, обучаем дошкольников. «ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-486421-1412999584.jpg)
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук «Ы» и буква «Ы»
Цели: 1. Знакомство с буквой Ы. Обучение элементам грамоты. 2. Произношение звука Ы в словах, словосочетаниях, предложениях. Словообразование. 3. Способствовать чёткому произношению звука Ы в слов...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».
План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:· познакомить дете...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-780057-1460295215.jpg)
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/04/picture-450683-1512411042.jpg)
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: “Путешествие в страну Звукоречье”.
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)Тема: “Путешествие в страну Звукоречье”....
конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: «Путешествие в космос»
конспект по развитию речи...
Конспект занятия по развитию речи подготовительная группа Тема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»
Конспект занятия по развитию речиподготовительная группаТема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/02/picture-1274206-1601632015.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте. Подготовительная группа. Тема: «Звук [а], буква А»
Конспект занятия по обучению грамотеПодготовительная группаТема: «Звук [а], буква А»...