Обучение творческому рассказыванию детей через мнемотехнику и мнемотаблиц дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи

Масакова Светлана Александровна

 Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Проблема: не сформированность связной речи у детей. Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа обучения – развитие творческого познания. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.» Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволят детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнемотехникаиспользуется:

http://solnet-polog.ucoz.ru/SEMINARI/2015-2016/Powyk-doslid-II/20.png

-  для обогащения словарного запаса;

- при пересказывании художественной литературы;

- при обучении составлению рассказов;      

- при отгадывании и загадывании загадок;

- для заучивания стихотворений.

Мнемотаблицы применяются:

- для формирования памяти;

- мелкой моторики;

- развивают произвольное внимание, речь и воображение.

C:\Users\666\Desktop\Kak_uluchshit_pamyat_2.jpg

Мнемотехника

(в переводе с греческого – искусство запоминания)

– это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры.

C:\Users\666\Desktop\503657.jpg

Мнемотаблица

– это изображения в  виде картинок или схематичных изображений. В каждой картинке зашифрована строчка стихотворения.

F:\Новая папка (2)\Повар в колпаке.jpg

Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы,

В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы, цветом выделяются только сложные или важные моменты

Этапы работы при заучивании:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым;

2. Повторное чтение с опорой на мнемотаблицу;

3. Вопросы по содержанию стихотворения;

4. Разбор сложных, непонятных  слов;

5. Чтение взрослым отдельных строк, и  повторениеее ребенком;

6. Рассказ стихотворения ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Ушинский К.Д.  писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»  

Пример мнемотаблицы

F:\самообразование\мнемотаблицы к стихам\почему медведь спит зимой\почему медведь спит зимой.PNG

«Почему медведь спит зимой?»

Мишка, мишка,что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

Потому что снег и лед,

Не малина и не мёд!

В. Орлов

Подготовила: воспитатель высшей категории Масакова С.А.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 35»

 «Использование мнемотехники в работе с детьми при заучивании стихотворений»

C:\Users\666\Desktop\6218d7551a9b895f9712659cfac55ae8.jpg

 

город Оренбург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой методики Н. А. Козыревой «Теремок сказок»

Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для форм...

Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»

Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...

Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста как важнейшее средство коммуникации

Ни для кого не секрет, что речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. И основы этого развития закладываются именно в дошкольном детстве.Учить ребенка...

«ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ». (сообщение на педсовете)

laquo;Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе»...

Карты Проппа как средство обучению творческому рассказыванию детей дошкольного возраста

На сегодняшний день существует множество приемов и методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Для  составления  творческого  рассказа  с  дет...

Методы и приемы обучения творческому рассказыванию детей дошкольного возраста

Словесное творчество — наиболее сложный вид творчес­кой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» &md...

ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Творческое рассказывание в какой - то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и с...