Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой методики Н. А. Козыревой «Теремок сказок»
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника. Для педагогов, несомненно, важным является поиск и использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием игровой методики Н. А. Козыревой «Теремок сказок».
Под творческими рассказами понимают, придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.
Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника. Для педагогов, несомненно, важным является поиск и использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна.
Мы в своей работе по обучению творческому рассказыванию детей используем авторскую игровую методику Козыревой Н. А. «Теремок сказок», составленную на основе ТРИЗ – педагогики, для развития, становления и коррекции всех сторон речевого процесса.
Методика основана на необычном использовании известных ребенку сказок. «Теремок сказок» - это игровые задания, которые учат детей на наглядном, сказочном материале применять приемы творческого мышления. С помощью этих приемов дети учатся создавать первые собственные творческие произведения – сказочные истории.
В «Теремке сказок» ребенок знакомится с противоречием «старому сюжету» - в сказку входит «чужой» герой. Именно эта ситуация подталкивает ребенка проявить свое творчество, авторство, создать новую сказочную историю.
В пособии представлен специальный комплект карточек, который состоит из сюжетных картинок и вкладышей с нарисованными на них героями известных ребенку сказок. На каждой карточке на месте одного из героев есть отверстие (круглое, квадратное или треугольное). В это отверстие можно вкладывать картинку – вкладыш с любым героем. Например, в сказку «Маша и медведь» попадает колобок, а лиса – в сказку «Красная шапочка». Таким образом, появляется противоречие «старому сюжету» - в сказку входит «чужой» герой. Логопед помогает ребенку встраивать изменения в содержание старой сказки и создавать новую историю.
Этапы работы:
1 этап Цель: обогащение знаний о сказке как о жанре. Задачи: уточнить представление детей о жанровых особенностях сказки; познакомить со структурой; обогащать литературный опыт; познакомить с «Теремком сказок».
На этом этапе перечитываем сказки, чтобы напомнить детям героев и сюжет. Начинаем играть с ребенком с игры «Собери сказку». Ребенок учиться собирать все сказки, которые есть в комплекте «Теремка сказок», а затем пересказываем сказки с опорой на серию картин.
2 этап. Цель - обучение сочинению сказок на основе развития воображения детей в процессе сочинения сказок. Задачи: познакомить детей с приемами ТРИЗ; учить детей применять различные приёмы в собственных сочинениях.
Формы, методы: 1. Типовые приемы фантазирования по ТРИЗ: прошлое-настоящее-будущее, «наоборот», копирование, деление-объединение
2. приемы фантазирования Дж. Родари: бином фантазии, путешествие героя по сказкам.
Учимся придумывать новую сказку с помощью «Теремка сказок»: вводим нового героя или группу героев, создаем новую цель для героя, новое препятствие (игра «Чужой - свой»).
3 этап. Цель: активизация словесного творчества детей, развитие умения сочинять собственные произведения. Задачи: учить детей, опираясь на полученный опыт, сочинять собственные произведения; совершенствование в сочинении сказок.
Формы, методы: Сочинение сказок в разных видах деятельности; конкурс на лучшую сказку; создание книги – сказок; презентация сказки.
Знакомство детей с игровым пособием «Теремок сказок» происходит в начале второго периода. В это время с детьми проводим игровые задания, в которых они учатся:
- находить и устанавливать связи между сюжетами и героями;
- анализировать картинки с сюжетами известных сказок;
- составлять последовательные ряды из героев и фигур по заданным правилам;
- узнавать предмет по описанию отдельных признаков;
- находить сходство и различие между героями, изображенными на вкладышах разных форм;
- пересказывать сказку, пользуясь наглядно-образными опорами.
Обучение детей с ОНР составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества начинаем проводить в основном на втором году обучения. Однако начиная с третьего периода первого года обучения в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам и другие рекомендуется включать отдельные, доступные детям задания творческого характера.
В результате игровых заданий по методике «Теремок сказок» у детей развивается воображение, связная речь. Дети могут самостоятельно рассказать сказочную историю со сложным сюжетом, с описанием переживаний героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»
Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...
Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста как важнейшее средство коммуникации
Ни для кого не секрет, что речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. И основы этого развития закладываются именно в дошкольном детстве.Учить ребенка...
Проект "Обучение описательному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР-3 по теме "Животные" через творческую деятельность детей"
Проектная деятельность учителя-логопеда по обучению детей старшего ошкольного возраста с ОНР-3 описательному рассказыванию через их творческую деятельность. Развитие речи детей и их театрализованная д...
«ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ». (сообщение на педсовете)
laquo;Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе»...
ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Творческое рассказывание в какой - то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и с...
Карты Проппа как средство обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. (методическая разработка)
Творческое рассказывание детям дается с большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном событии выбранного сюжета и е...
Статья "Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с использованием карт Проппа"
Статья "Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с использованием карт Проппа" для педагогов детского сада...