Карты Проппа как средство обучению творческому рассказыванию детей дошкольного возраста
презентация по развитию речи
На сегодняшний день существует множество приемов и методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Для составления творческого рассказа с детьми дошкольного возраста целесообразнее всего использовать модели. Самым распространенным вариантом таких моделей являются «Карты В.Я.Проппа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karty_proppa_kak_sredstvo_obucheniyu_tvorcheskomu_rasskazyvaniyu.pptx | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Карты Проппа» - игровое пособие из карточек, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Известный русский и советский учёный , филолог, фольклорист- Владимир Яковлевич Пропп 28 апреля 1895 —22 августа 1970г.
Владимир Яковлевич Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28. Разумеется , не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события. Одна карта - это определённое событие сказки.
Задачи , которые решаются при использовании карт Проппа полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО: — формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев; — карты развивают память, внимание , восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь, обогащают словарь; — карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.
Этапы работы по освоению карт Проппа: На первом этапе - знакомство детей с композицией жанра сказка - Присказка . Зачин (приглашение в сказку) настраивает детей на особый лад, переносит в сказочный мир. - Повествование –насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей - Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности
На втором этапе - проведение подготовительных игр : - «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия); - «Кто на свете всех злее?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища - «Волшебные слова» (сказочные приговоры)— значимые слова в сказке ; - «Что в дороге пригодится?» - основные волшебные средства (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;
- «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними (« Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович »); - «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Золушка, Баба-Яга , Красная Шапочка и т.д .); - «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий ; - «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противопо противоположные функции .
На третьем этапе - знакомство с обозначениями карт Проппа . Сначала читаем небольшую сказку и сопровождаем ее выкладыванием из 4 - 6 карт. По мере накопления опыта можно предложить задания или игры: - выставить карты по ходу сюжета; - найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке; - найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки; - определить отсутствие знакомой карты; - отделить лишнюю карту.
На четвёртом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа . Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, и выстроить схемы по сюжету сказки.
На 5 этапе проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт». Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоем, втроем. Сочиняя группами, ребенок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении. Таким образом, можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймёт глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинять.
Сказка «Кот, лиса и петух» В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Собирается кот на охоту и говорит петушку: — Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит. Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт. А лиса уж тут как тут. Уселась под окошко и запела песенку. Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал: — Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня. Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой, догнал её, отнял петушка и принёс его домой. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.
Пошла Маша в лес с подружками по грибы да по ягоды Дедушка с бабушкой говорили: «Не ходи далеко, от подр от подружек не отставай» Машенька деревце за деревце, кустик за кустик да и отста кустик да и отстала от подружек, ушла далеко в лес. Медведь говорит: «У меня будешь жить, щи да кашу мне варить» Машенька очень хотела домой вот и придумала, как м медведя обмануть да к дедушке с бабушкой вернуться Взял медведь короб с пирожками и понес их в дере в деревню к дедушке и бабушке Сказка «Маша и медведь» УВИДЕЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА МАШЕНЬКУ СТАЛИ ЕЕ ОБНИМАТЬ, ЦЕЛОВАТЬ, УМНИЦЕЙ НАЗЫВАТЬ
Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»). Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен). Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы »). Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо —антагонист, вредитель). Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах, добрая фея). Счастливый конец ( пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).
Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок
В статье кратко рассмотрены особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Описаны особенности карт Проппа как средства развития связной речи, а так же применение карт при мо...
Методы и приемы обучения творческому рассказыванию детей дошкольного возраста
Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» &md...
Карты Проппа как средство обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. (методическая разработка)
Творческое рассказывание детям дается с большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном событии выбранного сюжета и е...
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...
Мастер-класс для педагогов «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
laquo;Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его во...
Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок
Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Это...
«Современный подход педагогов к обучению творческому рассказыванию детей дошкольного возраста»
Статья посвящена проблеме формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста. В статье рассматривается методика поэтапного обучения словесному творчеству...