Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Имея в группе детей с проблемной речью и заиканием я решила использовать занятия с элементами логоритмики- соединение движений, речи и музыки. Детям это интересно и весело. В результате у детейнормализовались психические процессы и свойства, сформировались двигательные навыки, чище и грамотнее стала речь, эффективнее развиваются музыкальные и творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_chitat.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников» Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм.
Одним из эффективных способов решения проблемы является логопедическая ритмика. (слайд №2) Логоритмика – это соединение движений, речи и музыки. Она помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания и других речевых проблем. (СЛАЙД № 3)
Цель логоритмики - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии речи ребёнка, посредством движения. (слайд №4)
Задачи логоритмики:
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики с помощью логоритмических игр, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, логопедических попевок.
- формирование правильного дыхания (умение делать глубокий вдох и длительный выдох).
- развитие способности ориентироваться в пространстве (музыкальные игры).
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью (хороводы, игры с пением).
- развитие фонематического слуха, просодических компонентов речи (высота, сила, тембр голоса) с помощью дидактических игр «Угадай-ка» (определение соответствия музыки, движения, голоса с образом животных, «Угадай, на чем играю» и т. д.)
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями: (СЛАЙД №5)
1.Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координаций движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развитие музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активации всех видов внимания и памяти. (СЛАЙД №6)
2.Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
С чем связан позитивный эффект логоритмики?
Во время подвижных игр у детей активируется центр речи, что положительно влияет на развитие способности к чтению и письму.
Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние ребенка, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.
Как заниматься?
Отличительной особенностью логоритмики является абсолютная простота.
1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая ребенка к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда ребенок будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.
2. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).
3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду – словом, любые предметы, которые доставляют ребенку радость.
4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно. (слайд №7)
5. Без музыки – никуда. Подбирайте саундтреки к каждому этапу занятий. Для медленной части подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика»), для более подвижной – марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы.
6. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте занятие на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у ребенка трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.
Занятия с элементами логоритмики мы осуществляем в тесном контакте с логопедом, который консультирует, на какие звуки следует подбирать речевой и песенный материал. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия.
Практика показала, что регулярное включение элементов логоритмики в процесс музыкального воспитания дошкольников способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. В результате этого у детей:
- нормализуются психические процессы и свойства;
- быстрее формируются двигательные навыки;
- чище и грамотнее становится речь;
- эффективнее развиваются музыкальные и творческие способности.
(СЛАЙД№8)
В своей работе я пользуюсь методикой Железновых. Отец и дочь Железновы являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха детей практически с самого их рождения. (СЛАЙД №9)
Характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования. (СЛАЙД №10)
Одним из разработчиков конспектов занятий по логоритмике является М.Ю. Картушина. (СЛАЙД №11)
Вашему вниманию будет предоставлено видео работы с детьми по методике Железновых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по теме самообразования "Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7330590","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]При использовании логоритмических упражнений повышается речевая...
Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников
Для профилактики нарушений речи мы используем логоритмические занятия с детьми, руководствуясь пособиями М. Картушиной....
«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»
Консультация для педагогов«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»Составил: учитель – логопедДемиденко О. С.МДОУ "ЦРР д/с 102"...
« Логоритмика, как средство коррекции речевых нарушений дошкольников».
Логоритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. ...
Перспективное планирование "Логоритмика -эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 5-6 лет"
Цель: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....
Перспективное планирование "Логоритмика - эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 6-7 лет"
Цель: преодоление у детей речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....
«Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников»
У большинства детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. Ведь чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую ...