Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Галкина Светлана Петровна

Имея в группе детей с проблемной речью и заиканием я решила использовать занятия с элементами логоритмики- соединение движений, речи и музыки. Детям это интересно и весело. В результате у детейнормализовались психические процессы и свойства, сформировались двигательные навыки, чище и грамотнее стала речь, эффективнее развиваются музыкальные и творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika_chitat.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников» Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм.

Одним из эффективных способов решения проблемы является логопедическая ритмика.   (слайд №2)                                                                                                                                     Логоритмика – это соединение движений, речи и музыки. Она помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания и других речевых проблем. (СЛАЙД № 3)

Цель логоритмики - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии речи ребёнка, посредством движения. (слайд №4)

Задачи логоритмики:

  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики с помощью логоритмических игр, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, логопедических попевок.
  • формирование правильного дыхания (умение делать глубокий вдох и длительный выдох).
  • развитие способности ориентироваться в пространстве (музыкальные игры).
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью (хороводы, игры с пением).
  • развитие фонематического слуха, просодических компонентов речи (высота, сила, тембр голоса) с помощью дидактических игр «Угадай-ка» (определение соответствия музыки, движения, голоса с образом животных, «Угадай, на чем играю» и т. д.)

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями: (СЛАЙД №5)

1.Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координаций движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развитие музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активации всех видов внимания и памяти. (СЛАЙД №6)                                                                                                                                                                            

2.Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

                                   

С чем связан позитивный эффект логоритмики?
Во время подвижных игр у детей активируется центр речи, что положительно влияет на развитие способности к чтению и письму. 

Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние ребенка, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает. 

Как заниматься?

Отличительной особенностью логоритмики является абсолютная простота.
1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая ребенка к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда ребенок будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки. 

2. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год). 
3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду – словом, любые предметы, которые доставляют ребенку радость. 
4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.               (слайд №7)

5. Без музыки – никуда. Подбирайте саундтреки к каждому этапу занятий. Для медленной части подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика»), для более подвижной – марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы. 
6. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте занятие на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у ребенка трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен. 
Занятия с элементами логоритмики мы осуществляем в тесном контакте с логопедом, который консультирует, на какие звуки следует подбирать речевой и песенный материал. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия.

Практика показала, что регулярное включение элементов логоритмики  в процесс музыкального воспитания дошкольников способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых.                        В результате этого у детей:

  • нормализуются психические процессы и свойства;
  • быстрее формируются двигательные навыки;
  • чище и грамотнее становится речь;
  • эффективнее развиваются музыкальные и творческие способности.                                        

                                                                                                                                                                                             (СЛАЙД№8)

В своей работе я пользуюсь методикой Железновых. Отец и дочь Железновы  являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха детей практически с самого их рождения. (СЛАЙД №9)

Характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования. (СЛАЙД №10) 

 Одним из разработчиков конспектов занятий по логоритмике является  М.Ю. Картушина.  (СЛАЙД №11)           

Вашему вниманию будет предоставлено видео работы с детьми по методике Железновых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме самообразования "Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7330590","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]При использовании логоритмических упражнений повышается речевая...

Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников

Для профилактики нарушений речи  мы  используем логоритмические занятия с детьми, руководствуясь пособиями М. Картушиной....

«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Консультация для педагогов«Логоритмика  как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»Составил: учитель – логопедДемиденко О. С.МДОУ "ЦРР д/с 102"...

« Логоритмика, как средство коррекции речевых нарушений дошкольников».

Логоритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. ...

Перспективное планирование "Логоритмика -эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 5-6 лет"

Цель: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом  и музыкой....

Перспективное планирование "Логоритмика - эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 6-7 лет"

Цель: преодоление у детей речевых нарушений  у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....

«Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников»

У большинства детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. Ведь чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую ...