У большинства детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. Ведь чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-тилет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст (сенситивный период, который длится до 3-4 лет).
Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Из этого следует, что необходима профилактика речевых нарушений. Этим и обусловлен выбор работы по программе «Веселая логоритмика».
Главная форма работы – это индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Работая с детьми, есть возможность видеть особенности детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения или симптомы, о которых следует задуматься. Нужно полагать, что использование логоритмики в системе коррекционной работы и профилактики речевых нарушений, повысит уровень речевого развития дошкольников.
В логоритмике нужно выделить два основных направления в работе с детьми:
1 направление – предусматривает развитие не речевых процессов:
совершенствование общей моторики,
координации движений,
ориентации в пространстве;
регуляция мышечного тонуса;
развитие чувства музыкального темпа и ритма,
активизация всех видов внимания и памяти.
2 направление – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений.
Эта работа включает в себя:
развитие дыхания, голоса;
выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
развитие артикуляции и мимики;
координацию речи с движением;
воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаю детям в сочетании с ритмической основой: под музыку, под счет, словесное и стихотворное сопровождение.
При проведении занятий используйте логоритмические игры и упражнения:
пальчиковые игры или массаж пальцев;
упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
стихотворения, сопровождаемые движениями;
упражнения, регулирующие мышечный тонус;
речевые упражнения без музыкального сопровождения;
чистоговорки;
речевые и музыкальные игры;
различные виды ходьбы и бега под музыку;
ритмические упражнения, пение;
упражнения в игре на музыкальных инструментах;
подвижные игры, драматизации;
мимические упражнения;
упражнения на релаксацию под музыку.
Содержание игр и упражнений можно напрямую связывать с задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе и согласно речевым диагнозам детей. Используя разнообразные игры и упражнения на логопедических занятиях,нужно отобрать те, которые дают наиболее ощутимые результаты в коррекционной работе с детьми с общим не до развитием речи (ОНР), с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН), с заиканием: коммуникативные танцы-игры, музыкально-дидактические игры и упражнения, речедвигательные упражнения под музыкальное сопровождение; ритмические игры для развития музыкально-ритмического слуха: «Капли», «Ежики барабан», «Мосток», «Лягушки», «Мороз», «Ритмическое эхо», «Строители», игра на музыкальных и шумовых инструментах и т.д.
Большую помощь в коррекционно-развивающей работе оказывают дидактические игры, которые вызывают у детей желание не только участвовать в них, но и решать умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме. А также явились хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей. Мной было создано многофункциональное дидактическое пособие «Речевая карусель». Играя в нее, дети развивают речь, которая становится более правильной и выразительной. Им нравится вращать карусель и выполнять предложенные задания. Пособие «Карусель» делится на четыре темы, которые должны освоить дошкольники:
Звуковая культура речи;
Грамматические навыки;
Словарный запас;
Связная речь.
Каждое занятие по развитию речи начинаем с артикуляционной гимнастики. Включаем в физкультурные минутки логоритмические игры и упражнения, как средство профилактики речевого нарушения у дошкольника. Внедряем и отрабатываем на занятиях комплекс упражнений на развитие дыхания, голоса, темп, ритм, движения и их взаимосвязь, слаженность у дошкольников. Связь речи с музыкой и движением позволяет развивать детские эмоции повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Также при использовании тренажера не только корректируется речевое дыхание, сила голоса, произношение гласных и согласных звуков, лексико-грамматическую стороа речи, но и игровые моменты в процессе с элементами логоритмики. Это позволяет многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал совместно с движениями. Для этого ожно использовать различный стимульный материал – картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь.
Предложенные упражнения были апробированы на занятиях с детьми, имеющими нарушение речи. У них устранялись двигательные «уловки» и тики, снижалась двигательная расторможенность, исчезала неуверенность и скованность в движениях, страх перед речью. Между детьми устанавливался положительный тактильный и эмоциональный контакт, развивались коммуникативные навыки общения.
Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод, что проводимая в течение года коррекционная работа, включающая логоритмику в работе с детьми, привела к улучшению качества коммуникации детей формированию навыков совместной деятельности, развитию эмоционально–личностной деятельности.
Использованные упражнения позволяют тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовали координацию движений. Музыка, сопровождающая упражнения улучшает пластичность движений, предает им мягкость и выразительность. Ребёнок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм.
Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшаются двигательные навыки, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.