Конспект интегрированного занятия в старшей группе с детьми 5-6лет по познавательному и речевому развитию и художественному творчеству. Тема: «До свидания, осень».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект интегрированного занятия в старшей группе с детьми 5-6лет по познавательному и речевому развитию и художественному творчеству.
Тема: «До свидания, осень».
Цель: обобщение представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить у детей понятия называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения;
- Расширить представление детей о характерных признаках осени, способствовать самостоятельно, находить их.
- Уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; обобщить знания природных особенностей осенних месяцев;
Развивающие:
1. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения, зрительное восприятие.
2. Развивать умение детей согласовывать речь с движениями, мелкую моторику рук; ориентироваться в пространстве;
3. Развивать воображение и творческую фантазию;
4. Развивать сообразительность детей, эстетическое восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Предварительная работа.
- Рассматривание картин с изображением разных периодов осени (И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день», А. Саврасов «Осень», Шишкин «Осень»);
- Чтение и заучивание стихотворений и рассказов об осени (Н. Сладков «Осень на пороге», Э.Ю. Шим «Белые штаны», Виталий Бианки «Осень», И.С. Соколов-Микитов «Перед зимой», А. Барто «Осенью», А. Плещеев «Скучная картина»)
- Дидактическая игра "Четвёртый лишний"
- Составление рассказов об осени с использованием мнемо таблицы.
Оборудование:
(Картинки: три периода осени: ранняя, золотая, поздняя, птицы, разрезные картинки трех периодов осени, листья деревьев; мяч, для опыта, «золотой листопад»: стеклянная банка с водой, на ней нарисовано дерево, подсолнечное масло, емкости с окрашенной водой, пипетка, шипучая таблетка. Для творчества: тарелочки из картона, на них нарисован листок, клей, соль, акварельные краски, кисть, стаканы с водой, пластилин разноцветный, стека, клеёночки).
Интеграция областей:
Ознакомление с окружающим миром, развитие речи, познание, экспериментирование, художественное творчество.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй, улыбнется он в ответ.
И, наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
-Дети, что мы желаем человеку, когда говорим, здравствуйте?
(желаем здоровья)
Давайте и мы поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им здоровья.
-Здравствуйте!
(дети садятся на стулья)
Воспитатель:
- Ребята, давайте поиграем, улыбнемся, как солнышко ясное, а сейчас нахмуримся, как осенняя туча.
Воспитатель:
- Сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь (рассказ читается под музыку П. И. Чайковского из сборника «Времена года»)
-«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под клёнами и берёзами, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела». (отрывок из рас-за О. Иваненко «Спокойной ночи»)
Воспитатель:
- О каком времени года идёт речь? Как вы догадались? (ответы детей).
- Что изменилось в лесу с приходом осени? (ответы детей).
А вся ли осень одинакова? Есть ранняя осень, есть поздняя.
Что бывает ранней осенью?
Чем отличается поздняя? (с опорой на картинки)
Воспитатель:
- Какое время года изображено на этих картинках? Почему про осень нарисованы три разные картинки? Разложите их по порядку. Как можно назвать эти картинки? (ранняя осень, золотая, поздняя)
- Сколько осенних месяцев? (их три: сентябрь, октябрь, ноябрь)
СЕНТЯБРЬ
Его в народе называют листопадником. За что? Как вы думаете? (ответы детей)
ОКТЯБРЬ
Народ этот месяц называют ветродуй, грязник. Почему? (ответы детей)
НОЯБРЬ
В давние времена про этот месяц говорили «ледовый кузнец». Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
(Беседа на основе картин об осени)
Воспитатель:
Игра «Волшебный листок».
(Дети передают друг другу «волшебный листок» и называют признаки осени)
- осенью становится холоднее;
- солнце светит не ярко;
- идут дожди;
- небо серое;
- дует холодный ветер;
- листья на деревьях желтеют и опадают (листопад);
- день становится короче, а ночь длиннее;
- люди собирают урожай фруктов, овощей, собирают грибы;
- надевают тёплую одежду;
- птицы улетают на юг;
- животные делают запасы на зиму, а некоторые готовятся к спячке.
- животные линяют, меняют шубку.
Игра "Погода осенью" (в кругу)
Воспитатель: Ребята, признаки осени мы вспомнили. А теперь давайте опишем погоду осенью с помощью моего волшебного разноцветного мяча. Я называю словосочетание и кидаю вам волшебный мяч, а вы одним словом скажите какая погода осенью.
Воспитатель: Я, осенний мяч, буду в руки к вам скакать и вопросы задавать.
- Когда идет дождь погода какая — дождливая.
- Когда дует ветер погода какая - ветреная
- Когда холодно — холодная
- Когда пасмурно — пасмурная
- Когда сыро — сырая
- Когда хмуро — хмурая
- Когда ясно – ясная
- Когда тепло – теплая.
Воспитатель: Все правильно вы сказали, молодцы.
- Ребята, посмотрите, сколько птиц собралось. Здесь зимующие и перелетные птицы, давайте им поможем определиться, кому пора улетать, а кому оставаться зимовать.
(дети по картинкам распределяют перелетных и зимующих птиц).
Физкультминутка:
«Мы идем в осенний лес.
А в лесу полно чудес.
Дождь вера в лесу прошел,
Это очень хорошо.
Будем мы грибы искать,
И в корзину собирать.
Вот сидят маслята,
На пеньке - опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички.
Подосиновик, груздок,
Полезайте в кузовок.
Ну, а ты, мухомор,
Украшай осенний бор!»
(воспитатель предлагат листья трех периодов осени: зеленого, желтого и коричневого цвета).
-Ребята, пожалуйста, посмотрите на эти листочки, почему они такого цвета?
Дети поясняют, что это листья разных периодов осени: ранней, золотой, поздней.
Воспитатель: А сейчас найдите себе друзей по цвету листочков и пройдите за столы. На столах лежат разрезанные картинки, вам нужно их собрать в одну целую картину всем вместе, одной командой. И сказать какой период осени у вас изображен.
Исследование «Осень в бокале».
Предлагаю детям сесть на стулья. Воспитатель ставит столик: на столе стоит банка с водой, подсолнечное масло, емкости с окрашенной водой, пипетка, шипучая таблетка.
На банке нарисовано дерево. Наливаем немного воды и много растительного масла. Берем заранее подготовленную окрашенную воду в цвет осенних листьев, капаем пипеткой в нашу колбу. Получается осенний листопад. Берем шипучую таблетку, бросаем ее в банку и наши листья начинают свой танец, то поднимаются вверх, то опускаются вниз. Настоящий осенний листопад.
Воспитатель:
- Ребята, последние дни осени уходят, скоро наступит зима и мы скажем осени.
- « До свидания, осень!» А чтобы нам не грустить, что так мало красок в природе зимой, я вам предлагаю нарисовать осенние листочки. А рисовать вы их сегодня будете не обычным способом, а при помощи клея, соли и красок. Или можете взять пластилин, и маленькими кусочками замазать листочек в осенний наряд. Выберите сами, как вы будете изображать листочек. Возьмите все необходимое для работы.
Дети выполняют задание под музыку.
По окончанию работы, дети ходят и смотрят, выбирают понравившуюся работу.
Воспитатель:
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии?
(рассматривали картинки трех периодов осени, сравнивали их, собирали разрезные картинки, рассказывали про птиц, проводили опыт «золотой листопад», рисовали солью и красками листья осенние, слушали музыку).
- Вы сегодня молодцы, у меня для вас есть угощение «Осенние грибочки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе (коммуникация - художественное творчество (рисование ) «Русские богатыри»
Программное содержание:Расширять знания детей о богатырях, их силе и славе.Закреплять умение лепить разными способами, правильно передавать пропорции тела.Закреплять умение выделять звуки в слов...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию и изо деятельности тема: "Золотые россыпи России"
Занятие расчитано для детей старшего дошкольного возраста. Занятие способствует формированию у детей знаний о народно - прикладном искусстве, а так же воспитывает у детей любовь к нар...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Осенние пейзажи»
Знакомство детей с картинами русских художников-живописцев с прослушиванием музыкальных произведений и художественная деятельность....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности по образовательным областям «Художественно-эстетическое развитие» (Художественный труд), «Речевое развитие». Тема «Доброе путешествие».
Изготовление поделки - божьи коровки, из скорлупы грецкого ореха....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада по художественному творчеству «Девушка – весна».
Представляю вашему вниманию интегрированое занятие в старшей группе "Девушка - Весна". Данное занятие представляет собой совместную работу детей по созданию образа "Девушки - Весны"...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по познавательному и речевому развитию «Мир природы».
Задачи образовательной деятельности:- Упражнять детей в сочетании существительных с прилагательными (задание 1).- Продолжать развивать интерес детей к миру природы, через классификацию объектов природ...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе с детьми ТНР в форме квест-игры «В поиске сокровищ»
Занятие с детьми в форме квест игры. Дети ищут сокровища с помощью кинезиологических упражнений, игр, сказок и тд....