Конспект интегрированного занятия в старшей группе с детьми 5-6лет по познавательному и речевому развитию и художественному творчеству. Тема: «До свидания, осень».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шакирова Светлана Львовна

 

 

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с детьми 5-6лет по познавательному и речевому развитию и художественному творчеству.

Тема: «До свидания, осень».

Цель:  обобщение  представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить у детей понятия называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения;
  2. Расширить представление детей о характерных признаках осени, способствовать самостоятельно, находить их.
  3. Уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; обобщить знания природных особенностей осенних месяцев;

Развивающие:

1.  Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения, зрительное восприятие.

 2. Развивать умение детей согласовывать речь с движениями, мелкую моторику рук; ориентироваться в пространстве;

3. Развивать воображение и творческую фантазию;

     4. Развивать сообразительность детей, эстетическое восприятие.

       Воспитательные:

         Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

     Предварительная работа.

  • Рассматривание картин с изображением разных периодов осени (И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день», А. Саврасов «Осень», Шишкин «Осень»);
  • Чтение и заучивание стихотворений и рассказов об осени (Н.  Сладков «Осень на пороге», Э.Ю. Шим «Белые штаны», Виталий Бианки «Осень», И.С. Соколов-Микитов «Перед зимой», А. Барто «Осенью», А. Плещеев «Скучная картина»)
  • Дидактическая игра "Четвёртый лишний"
  • Составление рассказов об осени с использованием мнемо таблицы.

Оборудование:

(Картинки: три периода осени: ранняя, золотая, поздняя,  птицы, разрезные картинки трех периодов осени, листья деревьев; мяч, для опыта, «золотой листопад»: стеклянная банка с водой, на ней нарисовано дерево,  подсолнечное масло, емкости с окрашенной водой, пипетка, шипучая таблетка. Для творчества: тарелочки из картона, на них нарисован листок, клей, соль, акварельные краски, кисть, стаканы с водой, пластилин разноцветный, стека, клеёночки).

 

Интеграция областей:

Ознакомление с окружающим миром, развитие речи, познание, экспериментирование, художественное творчество.

 

Ход занятия:

Воспитатель:

- Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

Здравствуй, улыбнется он в ответ.

И, наверно не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

-Дети, что мы желаем человеку, когда говорим, здравствуйте?

(желаем здоровья)

Давайте и мы поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им здоровья.

-Здравствуйте!

(дети садятся на стулья)

Воспитатель:

- Ребята, давайте поиграем, улыбнемся, как солнышко ясное, а сейчас нахмуримся, как осенняя туча.

Воспитатель:

- Сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь (рассказ читается под музыку П. И. Чайковского из сборника «Времена года»)

-«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под клёнами и берёзами, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела». (отрывок из рас-за О. Иваненко «Спокойной ночи»)

Воспитатель:

- О каком времени года идёт речь? Как вы догадались? (ответы детей).

- Что изменилось в лесу с приходом осени? (ответы детей).

А вся ли осень одинакова? Есть ранняя осень, есть поздняя.

Что бывает ранней осенью?

Чем отличается поздняя? (с опорой на картинки)

Воспитатель:

- Какое время года изображено на этих картинках? Почему про осень нарисованы три разные картинки? Разложите их по порядку. Как можно назвать эти картинки? (ранняя осень, золотая, поздняя)

- Сколько осенних месяцев? (их три: сентябрь, октябрь, ноябрь)

 СЕНТЯБРЬ

 Его в народе называют  листопадником. За что? Как вы думаете? (ответы детей)

ОКТЯБРЬ

Народ этот месяц называют ветродуй, грязник. Почему? (ответы детей)

НОЯБРЬ

В давние времена про этот месяц говорили «ледовый кузнец». Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

         (Беседа на основе картин об осени)

Воспитатель:

Игра «Волшебный листок».

(Дети передают друг другу «волшебный листок» и называют признаки осени)

- осенью становится холоднее;

- солнце светит не ярко;

- идут дожди;

- небо серое;

- дует холодный ветер;

 - листья на деревьях желтеют и опадают (листопад);

 - день становится короче, а ночь длиннее;

 - люди собирают урожай фруктов, овощей, собирают грибы;

 - надевают тёплую одежду;

 - птицы улетают на юг;

 - животные делают запасы на зиму, а некоторые готовятся к спячке.

      - животные линяют, меняют шубку.

Игра "Погода осенью" (в кругу)

Воспитатель: Ребята, признаки осени мы вспомнили. А теперь давайте опишем погоду осенью с помощью моего волшебного разноцветного мяча. Я называю словосочетание и кидаю вам волшебный мяч, а вы одним словом скажите какая погода осенью.

Воспитатель: Я, осенний мяч, буду в руки к вам скакать и вопросы задавать.

  • Когда идет дождь погода какая — дождливая.
  • Когда дует ветер погода какая - ветреная
  • Когда холодно — холодная
  • Когда пасмурно — пасмурная
  • Когда сыро — сырая
  • Когда хмуро — хмурая
  • Когда ясно – ясная
  • Когда тепло – теплая.

Воспитатель: Все правильно вы сказали, молодцы.

- Ребята,  посмотрите, сколько птиц собралось. Здесь  зимующие и перелетные птицы, давайте им поможем определиться,  кому пора улетать, а кому оставаться зимовать.

(дети по картинкам распределяют перелетных и зимующих птиц).

Физкультминутка:

«Мы идем в осенний лес.

А в лесу полно чудес.

Дождь вера в лесу прошел,

Это очень хорошо.

Будем мы грибы искать,

И в корзину собирать.

Вот сидят маслята,

На пеньке - опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички.

Подосиновик, груздок,

Полезайте в  кузовок.

Ну, а ты, мухомор,

Украшай осенний бор!»

 

(воспитатель предлагат листья трех периодов осени: зеленого, желтого и коричневого цвета).

-Ребята, пожалуйста, посмотрите на эти листочки, почему они такого цвета?

     Дети поясняют, что это листья разных периодов осени: ранней, золотой, поздней.

Воспитатель: А сейчас найдите себе друзей по цвету листочков и пройдите за столы. На столах лежат  разрезанные картинки, вам нужно их собрать в одну целую картину всем вместе, одной командой. И сказать какой период осени у вас изображен. 

Исследование  «Осень в бокале».

Предлагаю детям сесть на стулья.  Воспитатель ставит столик:  на столе стоит банка  с водой, подсолнечное масло, емкости с окрашенной водой, пипетка, шипучая таблетка.

 На банке нарисовано дерево. Наливаем немного воды и много растительного масла. Берем заранее подготовленную окрашенную воду в цвет осенних листьев, капаем пипеткой в нашу колбу. Получается осенний листопад. Берем шипучую таблетку, бросаем ее в банку  и наши листья начинают свой танец, то поднимаются вверх, то опускаются вниз. Настоящий осенний листопад.

Воспитатель:

- Ребята, последние дни осени уходят, скоро наступит зима и мы скажем осени.

- « До свидания, осень!» А чтобы нам не грустить, что так мало красок в природе  зимой, я вам предлагаю нарисовать осенние листочки. А рисовать вы их сегодня будете не обычным способом, а при помощи клея, соли и красок. Или можете взять пластилин, и маленькими кусочками замазать листочек в осенний наряд. Выберите сами, как вы будете изображать листочек. Возьмите все необходимое для работы.

Дети выполняют задание под музыку.

По окончанию работы, дети ходят и смотрят, выбирают понравившуюся работу.

Воспитатель:

- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии?

(рассматривали картинки трех периодов осени, сравнивали их, собирали разрезные картинки, рассказывали про птиц, проводили опыт «золотой листопад», рисовали солью и красками листья осенние, слушали музыку).

- Вы сегодня молодцы, у меня для вас есть угощение «Осенние грибочки».

 

       

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (коммуникация - художественное творчество (рисование ) «Русские богатыри»

Программное содержание:Расширять знания детей о богатырях, их силе и славе.Закреплять умение лепить разными способами, правильно передавать пропорции тела.Закреплять умение выделять звуки в слов...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию и изо деятельности тема: "Золотые россыпи России"

Занятие расчитано для детей старшего дошкольного  возраста. Занятие  способствует формированию у детей знаний о народно - прикладном искусстве, а так же воспитывает у детей любовь к нар...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Осенние пейзажи»

Знакомство детей с картинами русских художников-живописцев с прослушиванием музыкальных произведений и художественная деятельность....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада по художественному творчеству «Девушка – весна».

Представляю вашему вниманию интегрированое занятие в старшей группе "Девушка - Весна". Данное занятие представляет собой совместную работу детей по созданию образа "Девушки - Весны"...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по познавательному и речевому развитию «Мир природы».

Задачи образовательной деятельности:- Упражнять детей в сочетании существительных с прилагательными (задание 1).- Продолжать развивать интерес детей к миру природы, через классификацию объектов природ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с детьми ТНР в форме квест-игры «В поиске сокровищ»

Занятие с детьми в форме квест игры. Дети ищут сокровища с помощью кинезиологических упражнений, игр, сказок и тд....