Конспект ООД по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием развивающих игровых материалов "Дары Фрёбеля"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Нестандартное использование развивающих игровых материалов "Дары Фрёбеля" на занятиях по развитию речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_babushkina_e.d.docx | 28.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 г. Павлово»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи
детей среднего дошкольного возраста
с использованием развивающих игровых материалов «Дары Фрёбеля»
«Путешествие в весенний лес»
Разработала: учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Бабушкина Елена Дмитриевна
г. Павлово
2022 г.
Коррекционно-образовательные задачи.
- Уточнять, расширять, активизировать словарь по теме «Весна» (весна, солнышко, проталина, ручеёк, подснежник, грач, ласточка, соловей, гнездо, светить, таять, распускаться, ранняя).
- Уточнять и расширять представления о ранней весне и её признаках.
- Совершенствовать грамматический строй речи (составление простого распространённого предложения с опорой на картинку, образование имён существительных в родительном падеже, употребление имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
- Совершенствовать навык отгадывания загадок.
- Формировать умение договаривать за логопедом отдельные слова и словосочетания.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематические представления.
- Развивать связную речь.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать координацию речи с движением.
- Развивать словесно-логическое мышление.
- Развивать речевое дыхание (выработка целенаправленной воздушной струи, плавного длительного выдоха).
Коррекционно-воспитательные задачи.
- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, отзывчивости.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование.
Мягкий желтый шарик («Дары Фрёбеля №1)
Муляж птицы с письмом.
Карточки с изображением автобуса с недостающими деталями. («Дары Фрёбеля» №7, 8, 9, 10).
Пустые мнемотаблицы для выкладывания элементов весенней природы (с дублированием элементов на слайдах, на картинках). Дары Фрёбеля №7, 8, 9.
Кормушка с птицами, «зёрнышки» («Дары Фрёбеля» №10)
Зимующие и перелётные птицы для игры «Четвёртый лишний» («Дары Фрёбеля» №8)
Схема для выкладывания звуков ветра и ручейка. («Дары Фрёбеля» №8, 9)
Плоскостные изображения перелётных птиц. Гнездо птицы, муляжи яиц, шоколадные яйца.
Аудиозапись шума ветра и ручья.
Презентация.
Предварительная работа.
Разучивание с воспитателем упражнения «Мы моторчик заводили».
Ход занятия
- Организационный момент. Создание эмоционально положительного фона занятия. Совершенствование навыка употребления имён существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Дети входят в кабинет под пение птиц (АУДИОЗАПИСЬ №1 – пение птиц). На экране - весенний пейзаж. Слайд №1
Учитель –логопед: Здравствуйте, ребята! Какое сегодня прекрасное весеннее утро. Солнечный лучик заглянул сегодня в моё окно и шепнул мне приятные слова, ласково меня назвал. Давайте, передадим этот лучик друг другу и шёпотом назовём друг друга ласково (шепотом называют друг друга ласково и говорят приятные слова).
- Проблемная ситуация. Развитие слухового внимания. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Формирование навыков ответственности, доброжелательности, отзывчивости.
Раздаётся стук в окно. Учитель-логопед находит на подоконнике птицу, к её лапе привязано письмо.
Учитель –логопед: (читает письмо)
Я над лесом пролетала
И случайно увидала:
Ветер на лесной опушке
Сдул все зёрна из кормушки.
К птицам на помощь поспешите,
В кормушку зёрнышки верните.
(Бабушкина Е.Д.)
Учитель –логопед: Ребята, готовы ли вы отправиться в путешествие в весенний лес и помочь птицам?
Дети: Да, готовы.
- Игра «Чего не хватает?». Совершенствование навыка образования имён существительных в родительном падеже. Развитие зрительного внимания, мелкой моторики. Совершенствование умения отгадывать загадки.
Учитель –логопед: Прекрасно! А у меня и транспорт подходящий есть. Попробуйте отгадать загадку и тогда поймёте, на чём мы отправимся в путешествие: По дороге дом идет,
Далеко он всех везет.
Не на курьих дом тот ножках
А в резиновых сапожках… (Автобус). Слайд №2
(Дети отгадывают загадку).
Учитель –логопед: Правильно, ребята! Молодцы. Посмотрите, вот и мой автобус. Занимайте свои места. У каждого из вас на карточке тоже есть такой автобус. Посмотрите внимательно, все ли детали есть у вашего автобуса?
Дети: Нет!
Детям предлагаются плоскостные картинки-схемы с изображением автобуса, собранные из деталей конструктора «Дары Фрёбеля». На каждой картинке не хватает определенной части автобуса.
Учитель –логопед: Чего не хватает у твоего автобуса?
1 ребёнок: У моего автобуса не хватает колеса.
2 ребёнок: У моего автобуса не хватает фары.
3 ребёнок: У моего автобуса не хватает окна.
4 ребёнок: У моего автобуса не хватает двери.
5 ребёнок: У моего автобуса не хватает крыши.
Учитель –логопед: Ребята, давайте починим наши автобусы и соберём недостающие детали.
- Пальчиковая гимнастика « Мы моторчик заводили». Координация речи с движениями. Развитие мелкой моторики.
Учитель –логопед: Наши автобусы готовы. Осталось завести моторы и вперёд!
Мы моторчик заводили, (Круговые движения кулаками на уровне груди)
В путешествие спешили.
Ремешки мы пристегнули, (Складывают ладони в «Замок»)
Круглый руль мы повернули. (Имитируют)
Улыбнулось в небе солнце, (Улыбаются, положив подбородок на ладошки)
Смотрим мы с тобой в оконце. (Попеременно смотрят вправо и влево,
приставляя ладонь ко лбу над бровями)
(Бабушкина Е.Д.)
- Беседа с использованием мнемотехники «Что мы видим за окном?». Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка составления простого распространённого предложения с опорой на картинку. Развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания.
Дети называют, что они видят на картинках и выкладывают схематично мнемотаблицу из деталей пособия «Дары Фрёбеля»:
Учитель –логопед: Ребята, что вы видите за окном?
- темный снег, Слайд 3, 4
- проталинки, Слайд 5,6
- подснежники, Слайд 7, 8
- ручеек, Слайд 9,10
- солнышко, Слайд 11, 12
- облака… Слайд 13, 14
Когда мнемотаблица полностью заполнена, каждый ребёнок еще раз рассказывает, что он увидел в весеннем лесу.
- Дыхательная гимнастика «Кормушка». Развитие целенаправленной воздушной струи, плавного длительного выдоха.
Учитель –логопед: Ребята, мы с вами и не заметили, как оказались на лесной опушке, а вот кормушка. (Дети подходят к кормушке)
И правда, все зёрнышки в снегу, птицам до них не добраться. Давайте вернём зёрнышки в кормушку, но чтобы они совсем не увязли в снегу, мы будем возвращать их с помощью нашего дыхания. Для этого сложим губы трубочкой и аккуратно задуем семечки под крышу.
После того , как дети поочерёдно выполняют данное задание, учитель логопед благодарит их и подсыпает в кормушку дополнительные зёрнышки.
- «Четвёртый лишний». Развитие зрительного внимания и словесно-логического мышления.
Учитель –логопед: Молодцы, ребята! Посмотрите, к нашей кормушке прилетели птицы. Вы их узнали?
Дети: Да, грач, синица, соловей, ласточка.
Учитель –логопед: Да, ребятки. Но мы с вами знаем, что птицы бывают разные. Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвёртый лишний». Подумайте, какая здесь птичка лишняя и почему? Лишнюю птичку отметьте на картинке галочкой. Слайд №15
Затем дети объясняют свой выбор.
Учитель –логопед: Проверим правильный ответ. Слайд №16
- Логоритмическое упражнение «Птицы у кормушки». Координация речи с движениями. Формирование умения договаривать за логопедом отдельные слова и словосочетания.
Учитель –логопед: Правильно, ребятки. Кажется, мы немного замёрзли. Предлагаю немного поиграть с птичками.
Птицы у кормушки
Весело летали. (Бегают врассыпную, машут «крыльями»)
Песни сладко пели,
Зёрнышки клевали. (Складывают руки за спиной, выполняют наклоны вперёд)
Покружились птицы (Кружатся)
И опять присели. (Приседают)
Солнцу улыбнулись, (Улыбаются, бегают врассыпную, машут «крыльями)
Снова полетели.
(Бабушкина Е.Д.)
- Упражнение «Что мы слышим в весеннем лесу?». Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков IсI (ветер) – IшI (ручеёк).
Учитель –логопед: Что же, ребята, мы с вами полюбовались весенним лесом, помогли птицам и поиграли с ними. Пора возвращаться домой! Занимайте свои места! А пока мы едем, я предлагаю вам прислушаться к звукам природы.
Дифференциация звуков с (ветер) – ш (ручеёк).- АУДИОЗАПИСИ 2 (шум ветра) и 3 (шум ручья)
Учитель –логопед: Звук ветра – с-с-с. Звук ручья – ш-ш-ш.
Попробуйте различить эти звуки. Если услышите звук с-с-с – выкладывайте схему ветра, а если звук ш-ш-ш – схему ручейка. Слайд 17
Учитель –логопед: IСI-IшI-IсI-IшI-IшI
Дети слушают и выкладывают.
11. Сюрпризный момент.
Учитель –логопед: Молодцы, ребята! Вы очень внимательно слушали. А мы уже вернулись обратно в детский сад.
АУДИОЗАПИСЬ №1 Слайд 18
Учитель –логопед: А птицы всё не унимаются, как весело поют. Давайте, подойдем к окну, посмотрим на них.
Дети находят гнездо на подоконнике. Птички отложили яички в гнезде, из которых скоро появятся птенцы, а ребят они отблагодарили и снесли им волшебные сладкие яички (на подоконнике).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники.
закреплять умение составлять сказку, используя мнемотаблицы....
Образовательная деятельность по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием разных видов театра.
развивать умение инсценировать сказку с помощью разных видов театра....
Конспект НОД :«Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста через использование развивающих игр В.Воскобовича«Путешествие в зимний лес»
ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ БЫЛО ПОДГОТОВЛЕНО И ПРОВЕДЕНО В ХОДЕ РАБОТЫ РАЙОННОГО МЕТОД.ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ТЕМУ"РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВОС...
«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через использования дидактических игр.»
Благодаря играм со сверстниками, общению в семье интенсивно развиваются умственные способности детей. Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, вы разговариваете с ним: «...
План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.
Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....
Конспект занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Цветик - семицветик».
Конспект занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Цветик - семицветик».Цель: приобщение детей среднего дошкольного возраста к устному народном...
Интегрированное занятие по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора
Интегрированное занятие по развитию речи детейсреднего дошкольного возраста с использованиеммалых форм фольклора...