Конспект ООД по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием развивающих игровых материалов "Дары Фрёбеля"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Бабушкина Елена Дмитриевна

Нестандартное использование развивающих игровых материалов "Дары Фрёбеля" на занятиях по развитию речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_babushkina_e.d.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 г. Павлово»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи

 детей среднего дошкольного возраста

с использованием развивающих игровых материалов «Дары Фрёбеля»

«Путешествие в весенний лес»

                                                         Разработала: учитель-логопед
                                                                   высшей квалификационной категории
                                                       Бабушкина Елена Дмитриевна


г. Павлово
2022 г.

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Уточнять, расширять, активизировать словарь по теме «Весна» (весна, солнышко, проталина, ручеёк, подснежник, грач, ласточка, соловей, гнездо, светить, таять, распускаться, ранняя).
  • Уточнять и расширять представления о ранней весне и её признаках.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (составление простого распространённого предложения с опорой на картинку, образование имён существительных в родительном падеже, употребление имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
  •  Совершенствовать навык отгадывания загадок.
  • Формировать умение договаривать за логопедом отдельные слова и словосочетания.

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематические представления.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать координацию речи с движением.
  • Развивать словесно-логическое мышление.
  • Развивать речевое дыхание (выработка целенаправленной воздушной струи, плавного длительного выдоха).

Коррекционно-воспитательные задачи.

  • Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, отзывчивости.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование.
Мягкий желтый шарик («Дары Фрёбеля №1)  
Муляж птицы с письмом.
Карточки с изображением автобуса с недостающими деталями. («Дары Фрёбеля» №7, 8, 9, 10).
Пустые мнемотаблицы для выкладывания элементов весенней природы (с дублированием элементов на слайдах, на картинках).  Дары Фрёбеля №7, 8, 9.
Кормушка с птицами, «зёрнышки» («Дары Фрёбеля» №10)
Зимующие и перелётные птицы для игры «Четвёртый лишний» («Дары Фрёбеля» №8)
Схема для выкладывания звуков ветра и ручейка. («Дары Фрёбеля» №8, 9)
Плоскостные  изображения перелётных птиц. Гнездо птицы, муляжи яиц, шоколадные яйца.
Аудиозапись шума ветра и ручья.
Презентация.

Предварительная работа.
Разучивание с воспитателем упражнения «Мы моторчик заводили».

Ход занятия

  1. Организационный момент.  Создание эмоционально положительного фона занятия. Совершенствование навыка употребления имён существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Дети входят в кабинет под пение птиц (АУДИОЗАПИСЬ №1 – пение птиц). На экране -  весенний пейзаж. Слайд №1

Учитель –логопед: Здравствуйте, ребята! Какое сегодня прекрасное весеннее утро. Солнечный лучик заглянул сегодня в моё окно и шепнул мне приятные слова, ласково меня назвал. Давайте, передадим этот лучик друг другу и шёпотом назовём друг друга ласково (шепотом называют друг друга ласково и говорят приятные слова).

  1. Проблемная ситуация. Развитие слухового внимания. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Формирование навыков ответственности, доброжелательности, отзывчивости.

Раздаётся стук в окно. Учитель-логопед находит на подоконнике птицу, к её лапе привязано письмо.

Учитель –логопед:  (читает письмо)
                                   Я над лесом пролетала
                                   И случайно увидала:
                                   Ветер на лесной опушке
                                   Сдул все зёрна из кормушки.
                                   К птицам на помощь поспешите,
                                   В кормушку зёрнышки верните.

                                                                  (Бабушкина Е.Д.)
Учитель –логопед:  Ребята, готовы ли вы отправиться в путешествие в весенний лес и помочь птицам?
Дети:  Да, готовы.

  1. Игра «Чего не хватает?». Совершенствование навыка образования имён существительных в родительном падеже. Развитие зрительного внимания, мелкой моторики. Совершенствование умения отгадывать загадки.

Учитель –логопед: Прекрасно! А у меня и транспорт подходящий есть. Попробуйте отгадать загадку и тогда поймёте, на чём мы отправимся в путешествие:                     По дороге дом идет,
                                           Далеко он всех везет.

                                            Не на курьих дом тот ножках
                                           А в резиновых сапожках… (
Автобус).     Слайд №2
(Дети отгадывают загадку).

Учитель –логопед: Правильно, ребята! Молодцы. Посмотрите, вот и мой автобус. Занимайте свои места. У каждого из вас на карточке тоже есть такой автобус. Посмотрите внимательно, все ли детали есть у вашего автобуса?

Дети: Нет! 

Детям предлагаются плоскостные картинки-схемы с изображением автобуса, собранные из деталей конструктора «Дары Фрёбеля». На каждой картинке не хватает определенной части автобуса.

                                          
 Учитель –логопед:  Чего не хватает у твоего автобуса?
1 ребёнок: У моего автобуса не хватает колеса.
2 ребёнок: У моего автобуса не хватает фары.
3 ребёнок: У моего автобуса не хватает окна.
4 ребёнок: У моего автобуса не хватает двери.
5 ребёнок: У моего автобуса не хватает крыши.


Учитель –логопед:  Ребята, давайте починим наши автобусы и соберём недостающие детали.

  1. Пальчиковая гимнастика « Мы моторчик заводили».  Координация речи с движениями. Развитие мелкой моторики.

Учитель –логопед:  Наши автобусы готовы. Осталось завести моторы и вперёд!
Мы моторчик заводили,            
(Круговые движения кулаками на уровне груди)
В путешествие спешили.

Ремешки мы пристегнули,         (Складывают ладони в «Замок»)
Круглый руль мы повернули.    (Имитируют)
Улыбнулось в небе солнце,        
(Улыбаются, положив подбородок на ладошки)
Смотрим мы с тобой в оконце.  
(Попеременно смотрят вправо и влево,  

                                                         приставляя ладонь ко лбу над бровями)

                                                                                                          (Бабушкина Е.Д.)

  1. Беседа с использованием мнемотехники «Что мы видим за окном?». Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна». Совершенствование навыка составления простого распространённого предложения с опорой на картинку. Развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания.


Дети называют, что они видят на картинках и выкладывают схематично мнемотаблицу из деталей пособия «Дары Фрёбеля»:

Учитель –логопед:  Ребята, что вы видите за окном?


- темный снег,      
Слайд 3, 4

- проталинки,         Слайд 5,6
- подснежники,      
Слайд 7, 8   
- ручеек,                  
Слайд 9,10
- солнышко,            
Слайд 11, 12
- облака…                
Слайд 13, 14
Когда мнемотаблица полностью заполнена, каждый ребёнок еще раз рассказывает, что он увидел в весеннем лесу.

  1. Дыхательная гимнастика «Кормушка».  Развитие целенаправленной воздушной струи, плавного длительного выдоха.
    Учитель –логопед:  Ребята, мы с вами и не заметили, как оказались на лесной опушке, а вот кормушка.  (Дети подходят к кормушке)
    И правда, все зёрнышки в снегу, птицам до них не добраться. Давайте вернём зёрнышки в кормушку, но чтобы они совсем не увязли в снегу, мы будем возвращать их с помощью нашего дыхания. Для этого сложим губы трубочкой и аккуратно задуем семечки под крышу.

После того , как дети поочерёдно выполняют данное задание, учитель логопед благодарит их и подсыпает в кормушку дополнительные зёрнышки.

  1. «Четвёртый лишний». Развитие зрительного внимания и словесно-логического мышления.
    Учитель –логопед:  Молодцы, ребята! Посмотрите, к нашей кормушке прилетели птицы. Вы их узнали?
    Дети:  Да, грач, синица, соловей, ласточка.

Учитель –логопед:  Да, ребятки. Но мы с вами знаем, что птицы бывают разные. Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвёртый лишний». Подумайте, какая здесь птичка лишняя и почему? Лишнюю птичку отметьте на картинке галочкой.    Слайд №15

Затем дети объясняют свой выбор.
Учитель –логопед:  Проверим правильный ответ.    Слайд №16

   

  1. Логоритмическое упражнение «Птицы у кормушки». Координация речи с движениями. Формирование умения договаривать за логопедом отдельные слова и словосочетания.

Учитель –логопед: Правильно, ребятки. Кажется, мы немного замёрзли. Предлагаю немного поиграть с птичками.


Птицы у кормушки
Весело летали.            
(Бегают врассыпную, машут «крыльями»)
Песни сладко пели,
Зёрнышки клевали.    (
Складывают руки за спиной, выполняют наклоны вперёд)
Покружились птицы  
(Кружатся)
И опять присели.          
(Приседают)
Солнцу улыбнулись,    
(Улыбаются, бегают врассыпную, машут «крыльями)
Снова полетели.

                                                                                                        (Бабушкина Е.Д.)

  1.  Упражнение «Что мы слышим в весеннем лесу?». Развитие фонематического восприятия.  Дифференциация звуков IсI (ветер) – IшI (ручеёк).  

Учитель –логопед: Что же, ребята, мы с вами полюбовались весенним лесом, помогли птицам и поиграли с ними. Пора возвращаться домой! Занимайте свои места! А пока мы едем, я предлагаю вам прислушаться к звукам природы.
Дифференциация звуков с (ветер) – ш (ручеёк).- АУДИОЗАПИСИ 2 (шум ветра) и 3 (шум ручья)

Учитель –логопед:  Звук ветра – с-с-с. Звук ручья – ш-ш-ш.

Попробуйте различить эти звуки. Если услышите звук с-с-с – выкладывайте схему ветра, а если звук ш-ш-ш – схему ручейка.      Слайд 17

Учитель –логопед:   IСI-IшI-IсI-IшI-IшI

Дети слушают и выкладывают.

11. Сюрпризный момент.

Учитель –логопед:  
Молодцы, ребята! Вы очень внимательно слушали. А мы уже вернулись обратно в детский сад.
АУДИОЗАПИСЬ  №1             Слайд 18

Учитель –логопед:  А птицы всё не унимаются, как весело поют. Давайте, подойдем к окну, посмотрим на них.
Дети находят гнездо на подоконнике. Птички отложили яички в гнезде, из которых скоро появятся птенцы, а ребят они отблагодарили и снесли им волшебные сладкие яички (на подоконнике).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД :«Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста через использование развивающих игр В.Воскобовича«Путешествие в зимний лес»

ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ БЫЛО ПОДГОТОВЛЕНО И ПРОВЕДЕНО В ХОДЕ РАБОТЫ РАЙОННОГО МЕТОД.ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ТЕМУ"РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВОС...

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через использования дидактических игр.»

Благодаря играм со сверстниками, общению в семье интенсивно развиваются умственные способности детей. Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, вы разговариваете с ним: «...

Конспект занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Цветик - семицветик».

Конспект  занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста    «Цветик - семицветик».Цель:  приобщение детей среднего дошкольного возраста к устному народном...

Интегрированное занятие по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора

Интегрированное занятие по развитию речи детейсреднего дошкольного возраста с использованиеммалых форм фольклора...

План работы по самообразованию на тему: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах использования пальчиковых игр в развитии речи детей среднего дошкольного возраста....