Роль совместной деятельности в развитии связной речи у детей раннего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Ярош Светлана Петровна

В развитии речи детей важную роль играют взрослые. Именно от них зависят успехи дошкольников в освоении языка. Развитию диалогической формы связной речи, как отмечают М.М. Алексеева и В.И. Яшина, способствует правильная организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой и с детьми, а также детей с детьми.

Речь ребенка формируется в процессе его существования в социальной среде. Она развивается постоянно, на протяжении всего дня и чем больше он насыщен событиями и впечатлениями, тем сильнее стимулирует ребенка к общению, которое является важнейшим условием развития речи ребенка. В соответствии с ФГОС ДО, речевая среда представляет собой комфортную обстановку, рационально организованную и насыщенную различными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель: Ярош Светлана Петровна

Роль совместной деятельности в развитии связной речи у детей раннего дошкольного возраста

В развитии речи детей важную роль играют взрослые. Именно от них зависят успехи дошкольников в освоении языка. Развитию диалогической формы связной речи, как отмечают М.М. Алексеева и В.И. Яшина, способствует правильная организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой и с детьми, а также детей с детьми.

Речь ребенка формируется в процессе его существования в социальной среде. Она развивается постоянно, на протяжении всего дня и чем больше он насыщен событиями и впечатлениями, тем сильнее стимулирует ребенка к общению, которое является важнейшим условием развития речи ребенка. В соответствии с ФГОС ДО, речевая среда представляет собой комфортную обстановку, рационально организованную и насыщенную различными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Под речевой средой подразумевается не только предметное окружение, способствующее речевому развитию, но и роль взрослого в воздействии на становление разных сторон речи ребенка.

Основной метод формирования диалогической формы речи – общение воспитателя с детьми. Наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма такого речевого общения происходит в повседневной жизни.

Далее рассмотрим влияние совместной деятельности на развитие связной речи у детей раннего возраста. Диалог воспитателя с детьми будет иметь развивающее значение только если в группе создана доброжелательная атмосфера и обеспечено их эмоциональное благополучие. Разговор с детьми имеет важное значение, т.к. оказывает влияние на все стороны речи ребенка. Для разговора используются все моменты жизни детского сада.

М.М. Алексеева и В.И. Яшина отмечают, что "следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития" [1, с.270].

Как уже было отмечено ранее, важнейшим средством развития связной речи является общение. Наиболее активно оно осуществляется в групповой деятельности, в коллективе.

Большое значение совместной деятельности в развитии ребенка определяется ФГОС дошкольного образования. Так А.Н. Атарова подчеркивает, что "требование реализации образовательной программы детского сада "... в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности..." [3, с. 124].

Какие же виды деятельности можно отнести к групповым? Ответ на этот вопрос дают образовательные стандарты РФ. К основным видам групповой деятельности в соответствии с ФГОС ДО относятся:

"- игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями)" [29, с. 35-37].

Следовательно, мы видим, что именно в процессе совместной деятельности происходит развитие связной речи у детей. Далее рассмотрим важность детского коллектива, детской группы в развитии связной речи у детей раннего возраста, 2-3 лет.

Именно коллектив способствует организации самостоятельной деятельности и всестороннему развитию личности. А.А. Оспанова подчеркивает, что "коллектив – это не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидов, а целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива" [26].

Автор отмечает, что "Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта" [26]. Именно в коллективе приобретение детьми опыта происходит под руководством педагога.

В работе с детьми раннего возраста выработались многочисленные практические приемы, которые позволяют помочь ребенку овладеть речью, пополнить словарный запас и развить связную речь. И здесь важную роль играет организация педагогом общения.

Именно пребывание ребенка в детском коллективе, в группе оказывает влияние на его речевое развитие. В процессе совместной деятельности дети общаются друг с другом, делятся впечатлениями. Дети третьего года склонны подражать друг другу или взрослым, поэтому важным становится правильная организация групповой деятельности, а особенно ее речевого сопровождения.

О влиянии коллектива, группы на формирование личности ребенка ученые спорят давно и нет единого мнения по этому вопросу. Хондзё Масами отмечает, что "повышенное внимание к группе как эффективному фактору в воспитании дошкольников получило довольно широкое распространение в профессиональных и общественных кругах Японии" [10, с.3].

Именно японские ученые связывают социализацию дошкольного возраста с формированием демократичного коллектива, который будет способствовать всестороннему развитию личности.

Исикава Масакадзу подчеркивает важность коллектива в формировании ребенка с самого раннего возраста. Он отмечает, что базовым коллективом для развития детей дошкольного возраста является группа. Отмечается, что развитие личности ребенка "осуществляется единой целенаправленной системой воспитания" [17, с. 26].

На рисунке 1 представлена, предложенная ученым система практической методики дошкольного воспитания [17, с. 27].

C:\Users\Андрей\Desktop\Безымянный.jpg

Рисунок 1. Система практической методики дошкольного воспитания

Данная система показывает взаимосвязь коллектива, деятельности и личности, т.е. "выражает опосредованный деятельностью процесс развития личности и коллектива" [17, с.27].

На рисунке отчетливо видно, что развитие ребенка раннего возраста базируется именно на групповой деятельности. В нее входят все виды деятельности детей в ДОУ начиная от режимных моментов и заканчивая обучающими занятиями.

Необходимым требованием к детской группе является психологический комфорт ребенка. Основные виды коллективной деятельности: обучающая, игровая и бытовая.

Хондзё Масаёси отмечает, что в коллективе воспитывается самостоятельность ребенка, но при этом дети должны понимать, что являясь членом коллектива они могут высказывать свое мнение, но одновременно должны быть внимательны и к мнению других [17]. 

Иман Хироко отмечает, что коллектив детей раннего возраста представляет собой коллектив сочувствия. Его основной задачей является подготовка к созданию коллектива детей более старшего возраста (4-5 лет). Такой коллектив необходим для того, чтобы дать детям первые навыки группового общения [17].

Как мы видим именно общение японские специалисты считают важным средством формирования коллектива и развития детей раннего возраста. В групповой деятельности возникают ситуации стимулирующие общение, а следовательно, и способствующие речевому развитию детей.

Для того, чтобы общение стало возможным, как мы уже отмечали выше, речь детей должна быть доступна для понимания сверстников, т.е. быть связной.  А это значит, что педагог должен в процессе организации совместной деятельности использовать методы, способствующие активации общения, речи.

С этой целью японские педагоги используют два групповых метода:

– "воспитывать обсуждая";

– "воспитывать убеждая".

Что же представляют собой эти методы? Хондзё Масами приводит пример такого группового метода, как "воспитывать обсуждая" [10, с.3]. Данный метод основан на обсуждении в группе с детьми тех поступков и действий, которые они совершают или могут совершить. Т.е. педагог в процессе групповой деятельности обсуждает с детьми:

– что они делают?

– что будут делать дальше?

– а что потом?

Более совершенным групповым методом Хондзё Масами считает – " метод "воспитывать убеждая", то есть проводить обсуждения таким образом, чтобы дети сами, на собственном опыте, убеждались, что поступать или действовать нужно так, а не иначе, хорошо, а не плохо" [10, с. 3]. В этом случае педагог строит разговор с детьми так, чтобы они сами поняли, что поступить надо именно так.

Хондзё Масами отмечает, что организация совместной деятельности детей: обучение, игра, трудовая деятельность, творческие занятия и т.п. способствует всестороннему развитию личности ребенка, в том числе и его речевому развитию, в частности развитию связной речи.

Важность совместной деятельности в развитии речевой деятельности, в том числе связной речи отмечает и Ямамото Хикари, раскрывая деятельность ясли-сада Нитта для детей в возрасте от 2х до 3х лет. Среди задач, которые ставят перед собой педагоги, можно выделить две:

" – Научить детей понимать и запоминать слова, необходимые им в игре и самостоятельной деятельности, чтобы в случае возникновения каких-нибудь потребностей или конфликтных ситуаций они умели словесно выражать свои желания;

– Сделать жизнь детей в саду приятной и счастливой, бережно относясь при этом к стремлению каждого ребенка к самостоятельности. С помощью игр привить детям навыки общения и совместных действий, радость от которых они должны научиться ценить" [10, с. 26].

Совместная деятельность в этом детском саду строится таким образом, чтобы способствовать развитию словарного запаса детей, лексико-грамматического строя речи. Основной же целью становится научить детей словесно выражать свои желания, т.е. способствовать развитию у них связной речи, которая будет понятна для окружающих.

Основу деятельности данного детского сада составляет игровая. Именно в игре дети запоминают слова, расширяется круг их интересов. Они обмениваются высказываниями, углубляются товарищеские отношения, появляется доверие. Развитию общения также способствует общее дело, например, создания игрового материала.

В процессе деятельности дети обсуждают этапы работы, кто, что и как будет делать. Общее дело и общее игры способствуют развитию коммуникабельности, дружелюбия, укрепляют отношения между детьми. В процессе такой деятельности дети учатся выстраивать диалог, обсуждать свои действия или действия других детей [10].

Итак, мы видим, что совместная деятельность способствует развитию речи у детей раннего возраста. Ведь именно в процессе деятельности у детей возникает необходимость в общении, активируется речевая деятельность. Важным для общения является, чтобы участники диалога понимали сказанное, а значит возникает необходимость в построении правильных предложений, в умении говорить связно.

Таким образом, можно отметить важную роль совместной деятельности в формировании личности ребенка, в развитии его речи, в том числе диалогической связной речи. Но, речь не развивается сама по себе в совместной деятельности, необходимо, что педагог руководил процессом групповой деятельности, общался с детьми и способствовал созданию ситуаций, способствующих активизации речевой деятельности детей раннего возраста. Для определения методов развития связной речи большое значение имеет определение уровня ее развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методически...

"Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"

Влияние на развитие речи детей в возрасте от 3-7 лет посредством театрализованнорй деятельности...

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по рассказу В. Бианки «Купание медвежат»

Данный материал будет интересен для воспитателей дошкольных групп общеразвивающей направленности, а так же для воспитателей,  работающих с детьми с нарушением речевого развития.  Содержание ...

Конспект непрерывно – образовательной деятельности по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект непрерывно – образовательной деятельности  по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формиро...