Роль совместной деятельности в развитии связной речи у детей раннего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа)
В развитии речи детей важную роль играют взрослые. Именно от них зависят успехи дошкольников в освоении языка. Развитию диалогической формы связной речи, как отмечают М.М. Алексеева и В.И. Яшина, способствует правильная организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой и с детьми, а также детей с детьми.
Речь ребенка формируется в процессе его существования в социальной среде. Она развивается постоянно, на протяжении всего дня и чем больше он насыщен событиями и впечатлениями, тем сильнее стимулирует ребенка к общению, которое является важнейшим условием развития речи ребенка. В соответствии с ФГОС ДО, речевая среда представляет собой комфортную обстановку, рационально организованную и насыщенную различными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль совместной деятельности в развитии связной речи у детей раннего дошкольного возраста | 241.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила воспитатель: Ярош Светлана Петровна
Роль совместной деятельности в развитии связной речи у детей раннего дошкольного возраста
В развитии речи детей важную роль играют взрослые. Именно от них зависят успехи дошкольников в освоении языка. Развитию диалогической формы связной речи, как отмечают М.М. Алексеева и В.И. Яшина, способствует правильная организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой и с детьми, а также детей с детьми.
Речь ребенка формируется в процессе его существования в социальной среде. Она развивается постоянно, на протяжении всего дня и чем больше он насыщен событиями и впечатлениями, тем сильнее стимулирует ребенка к общению, которое является важнейшим условием развития речи ребенка. В соответствии с ФГОС ДО, речевая среда представляет собой комфортную обстановку, рационально организованную и насыщенную различными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Под речевой средой подразумевается не только предметное окружение, способствующее речевому развитию, но и роль взрослого в воздействии на становление разных сторон речи ребенка.
Основной метод формирования диалогической формы речи – общение воспитателя с детьми. Наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма такого речевого общения происходит в повседневной жизни.
Далее рассмотрим влияние совместной деятельности на развитие связной речи у детей раннего возраста. Диалог воспитателя с детьми будет иметь развивающее значение только если в группе создана доброжелательная атмосфера и обеспечено их эмоциональное благополучие. Разговор с детьми имеет важное значение, т.к. оказывает влияние на все стороны речи ребенка. Для разговора используются все моменты жизни детского сада.
М.М. Алексеева и В.И. Яшина отмечают, что "следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития" [1, с.270].
Как уже было отмечено ранее, важнейшим средством развития связной речи является общение. Наиболее активно оно осуществляется в групповой деятельности, в коллективе.
Большое значение совместной деятельности в развитии ребенка определяется ФГОС дошкольного образования. Так А.Н. Атарова подчеркивает, что "требование реализации образовательной программы детского сада "... в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности..." [3, с. 124].
Какие же виды деятельности можно отнести к групповым? Ответ на этот вопрос дают образовательные стандарты РФ. К основным видам групповой деятельности в соответствии с ФГОС ДО относятся:
"- игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями)" [29, с. 35-37].
Следовательно, мы видим, что именно в процессе совместной деятельности происходит развитие связной речи у детей. Далее рассмотрим важность детского коллектива, детской группы в развитии связной речи у детей раннего возраста, 2-3 лет.
Именно коллектив способствует организации самостоятельной деятельности и всестороннему развитию личности. А.А. Оспанова подчеркивает, что "коллектив – это не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидов, а целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива" [26].
Автор отмечает, что "Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта" [26]. Именно в коллективе приобретение детьми опыта происходит под руководством педагога.
В работе с детьми раннего возраста выработались многочисленные практические приемы, которые позволяют помочь ребенку овладеть речью, пополнить словарный запас и развить связную речь. И здесь важную роль играет организация педагогом общения.
Именно пребывание ребенка в детском коллективе, в группе оказывает влияние на его речевое развитие. В процессе совместной деятельности дети общаются друг с другом, делятся впечатлениями. Дети третьего года склонны подражать друг другу или взрослым, поэтому важным становится правильная организация групповой деятельности, а особенно ее речевого сопровождения.
О влиянии коллектива, группы на формирование личности ребенка ученые спорят давно и нет единого мнения по этому вопросу. Хондзё Масами отмечает, что "повышенное внимание к группе как эффективному фактору в воспитании дошкольников получило довольно широкое распространение в профессиональных и общественных кругах Японии" [10, с.3].
Именно японские ученые связывают социализацию дошкольного возраста с формированием демократичного коллектива, который будет способствовать всестороннему развитию личности.
Исикава Масакадзу подчеркивает важность коллектива в формировании ребенка с самого раннего возраста. Он отмечает, что базовым коллективом для развития детей дошкольного возраста является группа. Отмечается, что развитие личности ребенка "осуществляется единой целенаправленной системой воспитания" [17, с. 26].
На рисунке 1 представлена, предложенная ученым система практической методики дошкольного воспитания [17, с. 27].
Рисунок 1. Система практической методики дошкольного воспитания
Данная система показывает взаимосвязь коллектива, деятельности и личности, т.е. "выражает опосредованный деятельностью процесс развития личности и коллектива" [17, с.27].
На рисунке отчетливо видно, что развитие ребенка раннего возраста базируется именно на групповой деятельности. В нее входят все виды деятельности детей в ДОУ начиная от режимных моментов и заканчивая обучающими занятиями.
Необходимым требованием к детской группе является психологический комфорт ребенка. Основные виды коллективной деятельности: обучающая, игровая и бытовая.
Хондзё Масаёси отмечает, что в коллективе воспитывается самостоятельность ребенка, но при этом дети должны понимать, что являясь членом коллектива они могут высказывать свое мнение, но одновременно должны быть внимательны и к мнению других [17].
Иман Хироко отмечает, что коллектив детей раннего возраста представляет собой коллектив сочувствия. Его основной задачей является подготовка к созданию коллектива детей более старшего возраста (4-5 лет). Такой коллектив необходим для того, чтобы дать детям первые навыки группового общения [17].
Как мы видим именно общение японские специалисты считают важным средством формирования коллектива и развития детей раннего возраста. В групповой деятельности возникают ситуации стимулирующие общение, а следовательно, и способствующие речевому развитию детей.
Для того, чтобы общение стало возможным, как мы уже отмечали выше, речь детей должна быть доступна для понимания сверстников, т.е. быть связной. А это значит, что педагог должен в процессе организации совместной деятельности использовать методы, способствующие активации общения, речи.
С этой целью японские педагоги используют два групповых метода:
– "воспитывать обсуждая";
– "воспитывать убеждая".
Что же представляют собой эти методы? Хондзё Масами приводит пример такого группового метода, как "воспитывать обсуждая" [10, с.3]. Данный метод основан на обсуждении в группе с детьми тех поступков и действий, которые они совершают или могут совершить. Т.е. педагог в процессе групповой деятельности обсуждает с детьми:
– что они делают?
– что будут делать дальше?
– а что потом?
Более совершенным групповым методом Хондзё Масами считает – " метод "воспитывать убеждая", то есть проводить обсуждения таким образом, чтобы дети сами, на собственном опыте, убеждались, что поступать или действовать нужно так, а не иначе, хорошо, а не плохо" [10, с. 3]. В этом случае педагог строит разговор с детьми так, чтобы они сами поняли, что поступить надо именно так.
Хондзё Масами отмечает, что организация совместной деятельности детей: обучение, игра, трудовая деятельность, творческие занятия и т.п. способствует всестороннему развитию личности ребенка, в том числе и его речевому развитию, в частности развитию связной речи.
Важность совместной деятельности в развитии речевой деятельности, в том числе связной речи отмечает и Ямамото Хикари, раскрывая деятельность ясли-сада Нитта для детей в возрасте от 2х до 3х лет. Среди задач, которые ставят перед собой педагоги, можно выделить две:
" – Научить детей понимать и запоминать слова, необходимые им в игре и самостоятельной деятельности, чтобы в случае возникновения каких-нибудь потребностей или конфликтных ситуаций они умели словесно выражать свои желания;
– Сделать жизнь детей в саду приятной и счастливой, бережно относясь при этом к стремлению каждого ребенка к самостоятельности. С помощью игр привить детям навыки общения и совместных действий, радость от которых они должны научиться ценить" [10, с. 26].
Совместная деятельность в этом детском саду строится таким образом, чтобы способствовать развитию словарного запаса детей, лексико-грамматического строя речи. Основной же целью становится научить детей словесно выражать свои желания, т.е. способствовать развитию у них связной речи, которая будет понятна для окружающих.
Основу деятельности данного детского сада составляет игровая. Именно в игре дети запоминают слова, расширяется круг их интересов. Они обмениваются высказываниями, углубляются товарищеские отношения, появляется доверие. Развитию общения также способствует общее дело, например, создания игрового материала.
В процессе деятельности дети обсуждают этапы работы, кто, что и как будет делать. Общее дело и общее игры способствуют развитию коммуникабельности, дружелюбия, укрепляют отношения между детьми. В процессе такой деятельности дети учатся выстраивать диалог, обсуждать свои действия или действия других детей [10].
Итак, мы видим, что совместная деятельность способствует развитию речи у детей раннего возраста. Ведь именно в процессе деятельности у детей возникает необходимость в общении, активируется речевая деятельность. Важным для общения является, чтобы участники диалога понимали сказанное, а значит возникает необходимость в построении правильных предложений, в умении говорить связно.
Таким образом, можно отметить важную роль совместной деятельности в формировании личности ребенка, в развитии его речи, в том числе диалогической связной речи. Но, речь не развивается сама по себе в совместной деятельности, необходимо, что педагог руководил процессом групповой деятельности, общался с детьми и способствовал созданию ситуаций, способствующих активизации речевой деятельности детей раннего возраста. Для определения методов развития связной речи большое значение имеет определение уровня ее развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам
Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методически...
"Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"
Влияние на развитие речи детей в возрасте от 3-7 лет посредством театрализованнорй деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у сказки» Программа кружковой театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у сказки"...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по рассказу В. Бианки «Купание медвежат»
Данный материал будет интересен для воспитателей дошкольных групп общеразвивающей направленности, а так же для воспитателей, работающих с детьми с нарушением речевого развития. Содержание ...
Конспект непрерывно – образовательной деятельности по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект непрерывно – образовательной деятельности по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формиро...