"Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по теме
Влияние на развитие речи детей в возрасте от 3-7 лет посредством театрализованнорй деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_dosugovoy_deyatelnosti_v_razvitii_svyaznoy_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
Развитие у детей связной (монологической) речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. Комплексное развитие различными методами и приемами позволяет решить эти задачи к выпуску детей в школу. Немаловажную роль в работе над речью играет культурно-досуговая деятельность, которую необходимо организовать и спланировать в соответствии с возрастными особенностями детей.
Рассмотрим характерные особенности развития речи и влияния досуга на развитие связной речи у детей разного возраста.
Младший возраст. Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между детьми. В этом возрасте важно совершенствовать у детей слушать, понимать речь, отвечать на простейшие и более сложные вопрос, поддерживая разговор. Вопросы взрослого – ведущий прием активизации речи и мышления малыша. Рассматривая или наблюдая предметы, явления, действия, дети могут правильно ответить на вопрос, но затрудняются представить себе ситуацию в целом. Осмыслить ее помогает взрослый. Неоценимую роль в развитии этих процессов играют развлечения и праздники с включением кукольного театра (как правило, это куклы би-ба-бо). Поэтому мы обязательно используем инсценировки кукольного театра на материале русских народных сказок, близком и понятном детям этого возраста во всех праздниках. Инсценировки перекликаются с темой праздника: Колобок спешит на праздник Осени к ребятам в детский сад или на Елку; приходит в гости Гриб Боровик; на празднике мам и бабушек непослушный Козленок отвлекся и потерял маму, затем ее искал и др. Подобные инсценировки вызывают огромный эмоциональный отклик, переживания и, конечно же, детям хочется поделиться своими эмоциями, рассказать о происходящем. Однако они еще не владеют разговорной речью. Но дома они делятся с родителями о происходящем в детском саду и отрадно слышать от родителей отзывы о том, что дети услышали на музыкальном занятии, празднике, т.к. родители понимают своего ребенка лучше всех.
Программа по культурно-досуговой деятельности включает развлечения (тематические, спортивные), игры с пением, театрализованные представления, инсценирование песен, забавы, рассказы с музыкальными иллюстрациями, праздники, игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические).
Некоторые дети могут прочитать стихи.
На 4-ом году жизни развитию навыков разговорной речи следует уделить самое пристальное внимание. Малыши продолжают накапливать знания и умения, они жадно и осознанно впитывают любую информацию. Поэтому очень важно в этом возрасте не упустить время. При составлении программ к досуговым мероприятиям необходимо включать игры-драматизации, инсценирование песен, элементарные навыки театрализованной деятельности. Инсценировки сказок, стихов и т.д. побуждают детей выразить свои эмоции и проявить творческие способности. Приведем пример инсценировки «Цыпленок» во второй младшей группе, когда дети на хорошем уровне разыгрывают довольно непростой сюжет.
Перечень досуговой деятельности включает развлечения (познавательно-тематические, музыкально-литературные, спортивные, забавы, фокусы, театрализованные представления), праздники «Здравствуй, осень!», «В осеннем лесу», «Зимушка-зима», «Новогодняя елка», «В весеннем лесу», «Мамин праздник», «Ой, бежит ручьем вода», «Здравствуй, лето!», игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические).
Если в младших группах речь развивалась, главным образом, в диалогической форме, то в средней группе начинается целенаправленная работа по обучению монологической речи. У детей воспитывается умение составлять описания предметов, действий, сюжетов, прививаются навыки пересказа. Здесь очень важно взаимодействие воспитателей со специалистами (музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физкультуре и др.)
Перечень досуга в средней группе включает развлечения (театрализованные инсценировки и постановки спектаклей по сюжетам русских народных сказок, музыкально-литературные композиции, познавательно-тематические вечера, концерты, русское народное творчество, спортивные, игры-забавы, фокусы, праздники, игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, настольно-печатные).
Старший возраст
Шестой год жизни ребенка характеризуется рядом особенностей. Его не устраивает позиция наблюдателя и слушателя, он претендует на активную роль в беседе, игре, любой совместной деятельности. Для детей этого возраста характерен интерес к выполнению сложных заданий, но теперь для него важно достичь результат. При частых неудачах он начинает утрачивать этот интерес, неохотно отвечает на вопросы и не всегда соглашается выполнить то или иное задание, если не уверен в успехе. В начале учебного года наблюдается снижение работоспособности и произвольного внимания. Это связано с глубокой перестройкой мыслительной и речевой деятельности. Поэтому очень важно создать для развития детей необходимые условия для самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, театральной, музыкальной).
Значительно расширяется содержание досуговой деятельности (самообразование, творчество). Развлечения включают театрализованные, музыкально-литературные по содержанию, познавательно-тематические вечера, КВН и викторины, русское народное творчество, спортивные, музыкальные концерты, забавы, праздники, игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические).
Театрализованные праздники требуют от педагогов не только большой подготовительной работы с детьми, но также и оснащение праздника (реквизит, атрибуты, костюмы, оформление зала и т.д.)
Большое значение имеет повседневная систематическая работа воспитателей и всего педагогического коллектива над развитием речи во всех видах деятельности, начиная с детей младшего возраста. Участие детей в культурно-досуговой деятельности отражает уровень развития речи на данном этапе.
Выводы и рекомендации:
- организовывать показ кукольного театра для детей различного возраста.
- планировать мероприятия по культурно-досуговой деятельности согласно программе.
- подбирать материал для сценариев соответственно возрасту детей.
- использовать театрализованные игры и спектакли в дни тематических недель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок.(Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок....
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...
Доклад по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих нарушение речи, через театрализованную деятельность, сказку и логоритмику»
Доклад по теме самообразования, о создании и принципе работы по методической разработке....
Роль совместной деятельности в развитии связной речи у детей раннего дошкольного возраста
В развитии речи детей важную роль играют взрослые. Именно от них зависят успехи дошкольников в освоении языка. Развитию диалогической формы связной речи, как отмечают М.М. Алексеева и В.И. Яшина, спос...