"Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по теме

Саполнова Елена Владимировна

Влияние на развитие речи детей в возрасте от 3-7 лет посредством театрализованнорй деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль досуговой деятельности в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Развитие у  детей связной (монологической) речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. Комплексное развитие различными методами и приемами позволяет решить эти задачи к выпуску детей в школу. Немаловажную роль в работе над речью играет культурно-досуговая деятельность, которую необходимо организовать и спланировать в соответствии с возрастными особенностями детей.

Рассмотрим характерные особенности развития речи и влияния досуга на развитие связной речи у детей разного возраста.

Младший возраст.   Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между детьми. В этом возрасте важно совершенствовать у детей слушать, понимать речь, отвечать на простейшие и более сложные вопрос, поддерживая разговор.  Вопросы взрослого – ведущий прием активизации речи и мышления малыша. Рассматривая или наблюдая предметы, явления, действия, дети могут правильно ответить на вопрос, но затрудняются представить себе ситуацию в целом. Осмыслить ее помогает взрослый.   Неоценимую роль в развитии этих процессов играют  развлечения и праздники с включением  кукольного театра (как правило, это куклы би-ба-бо). Поэтому мы обязательно используем инсценировки кукольного театра на материале русских народных сказок, близком и понятном детям  этого возраста во всех праздниках. Инсценировки перекликаются с темой праздника: Колобок спешит на праздник Осени к ребятам в детский сад или на Елку; приходит в гости Гриб Боровик; на празднике мам и бабушек непослушный Козленок отвлекся и потерял маму, затем ее искал и др.  Подобные инсценировки вызывают огромный эмоциональный отклик, переживания и, конечно же, детям хочется поделиться своими эмоциями, рассказать о происходящем. Однако они еще не владеют разговорной речью. Но дома они делятся с родителями о происходящем в детском саду и отрадно слышать от родителей отзывы о том, что дети услышали на музыкальном занятии, празднике, т.к. родители понимают своего ребенка лучше всех.  

Программа по культурно-досуговой деятельности включает развлечения (тематические, спортивные), игры с пением, театрализованные  представления, инсценирование песен, забавы, рассказы с музыкальными иллюстрациями, праздники, игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические).

Некоторые дети могут прочитать стихи.

На 4-ом году жизни развитию навыков разговорной речи следует уделить самое пристальное внимание. Малыши продолжают накапливать знания и умения, они жадно и осознанно впитывают любую информацию. Поэтому очень важно в этом возрасте не упустить время. При составлении программ к досуговым мероприятиям необходимо включать игры-драматизации, инсценирование песен, элементарные навыки театрализованной деятельности.  Инсценировки сказок, стихов и т.д. побуждают детей выразить свои эмоции и проявить творческие способности.   Приведем пример инсценировки «Цыпленок» во второй младшей группе, когда дети на хорошем уровне разыгрывают довольно непростой сюжет.  

Перечень досуговой деятельности включает развлечения (познавательно-тематические, музыкально-литературные, спортивные, забавы, фокусы, театрализованные представления), праздники «Здравствуй, осень!», «В осеннем лесу», «Зимушка-зима», «Новогодняя елка», «В весеннем лесу»,  «Мамин праздник», «Ой, бежит ручьем вода», «Здравствуй, лето!», игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические).

Если в младших группах речь развивалась, главным образом, в диалогической форме, то в средней группе начинается целенаправленная работа по обучению монологической речи. У детей воспитывается умение составлять описания предметов, действий, сюжетов, прививаются навыки пересказа. Здесь очень важно взаимодействие   воспитателей со специалистами (музыкальный руководитель,  учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физкультуре и др.)

Перечень досуга в средней группе включает развлечения (театрализованные инсценировки и постановки спектаклей по сюжетам русских народных сказок, музыкально-литературные композиции, познавательно-тематические вечера, концерты, русское народное творчество, спортивные, игры-забавы, фокусы, праздники, игры (сюжетно-ролевые, театрализованные,  подвижные, дидактические, настольно-печатные).

Старший возраст

Шестой год жизни ребенка характеризуется рядом особенностей. Его не устраивает позиция наблюдателя и слушателя, он претендует на активную роль в беседе, игре, любой совместной деятельности. Для детей этого возраста характерен интерес к выполнению сложных заданий, но теперь для него важно достичь результат. При частых неудачах он начинает утрачивать этот интерес, неохотно отвечает на вопросы и не всегда соглашается выполнить то или иное задание, если не уверен в успехе. В начале учебного года наблюдается снижение работоспособности и произвольного внимания. Это связано с глубокой перестройкой мыслительной и речевой деятельности. Поэтому очень важно создать для развития детей необходимые условия для самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, театральной, музыкальной).

Значительно расширяется содержание досуговой деятельности (самообразование, творчество). Развлечения включают театрализованные, музыкально-литературные по содержанию, познавательно-тематические вечера, КВН и викторины,  русское народное творчество, спортивные, музыкальные концерты, забавы, праздники, игры (сюжетно-ролевые, театрализованные,  подвижные,  дидактические).

Театрализованные праздники требуют от педагогов не только большой подготовительной работы с детьми, но также и оснащение праздника (реквизит, атрибуты, костюмы, оформление зала и т.д.)

Большое значение имеет повседневная систематическая работа воспитателей и всего педагогического коллектива над развитием речи во всех видах деятельности, начиная с детей младшего возраста. Участие детей в культурно-досуговой деятельности отражает уровень развития речи на данном этапе.

Выводы и рекомендации:

  • организовывать показ кукольного театра для детей различного возраста.
  • планировать мероприятия по культурно-досуговой деятельности согласно программе.
  • подбирать материал для сценариев соответственно возрасту детей.
  • использовать театрализованные игры и спектакли в дни тематических  недель.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

Роль совместной деятельности в развитии связной речи у детей раннего дошкольного возраста

В развитии речи детей важную роль играют взрослые. Именно от них зависят успехи дошкольников в освоении языка. Развитию диалогической формы связной речи, как отмечают М.М. Алексеева и В.И. Яшина, спос...