Методическая разработка по теме: «Роль театрализованной игры в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

                                     Методическая  разработка  по теме:

 «Роль   театрализованной игры  в развитии связной речи у детей старшего дошкольного  возраста.

 

Автор темы: Боброва   Тамара  Николаевна, воспитатель   1-й кв. категории, ГБДОУ 32.

 

Цель: Совершенствовать  через театрализованную  игру  развитие связной речи у детей старшего   дошкольного возраста.

 

Задачи:

             -Совершенствование   лексико-грамматических   средств языка.

              -Совершенствовать звуковую культуру речи.

              -Развитие монологической и диалогической речи.

              -Формирование игровой мотивации  детской речи.

              -Развитие пантомимы.

             -Создание на занятиях  благоприятной  психологической  атмосферы.

             -Обогащение  эмоционально-чувственной  сферы ребёнка.

              -Совершенствование  интонационной выразительности речи.

             -Расширение кругозора и  представлений о мире.

             - Способствовать  активному  вовлечению  в  совместную  деятельность  всех  участников                                                                                                                                                      образовательных   отношений  в условиях детского сада и семьи.

             -Активно привлекать родителей  в подготовке  и проведении  театрализованных игр-изготовление атрибутов, костюмов;  упражнять  в артикуляционных  и речевых  упражнениях.

            

На первом этапе я проводила :

 

                -Артикуляционную  гимнастику.

                -Массаж ладоней.

                -Знакомство с диалогом.

                -Игры с пальчиковыми куклами, с воображаемыми предметами, персонажами.

Например, «Ожившие куклы», «Куклы- топотушки»,  «Мы идём в лес»,  «Мы пришли в театр»  и другие.

Проводила работу :

                -По развитию  речевого  дыхания.

                -Игры имитации.

 Дети учились понимать   выражения лица, жестов, движений  другого ребёнка.

Проводила игры-этюды:

 

                 - «Угадай сказочного  персонажа»,  «Вкусная каша», «Купание», «Превращение предмета»-  дети- цветы, деревья, грибы, насекомые,  животные, предметы посуды, транспорта,  бытовые ситуации.

 Я обыгрывала с детьми стихи и сюжеты сказок.

           

На   втором этапе  я проводила игры  и упражнения  на разнообразную интонацию, обучению жестам, развитие пантомимы.

 С   разными видами театров  делала этюды:

 

                 -В гости к бабушке.

                 -В гости к  сказочным героям.

                 - Упражняла в кукловождении  кукол  би-ба-бо.

                  - Игры-драматизации  по знакомым потешкам, стихам.

                  -В течении дня  и  в  режимных моментах провожу  подвижные и пальчиковые игры.

Я создаю  условия  для реализации театрализованной  деятельности:  подбор игр, упражнений, для развития  дыхания, голоса, подвижности артикуляционного  аппарата,  мимической мускулатуры.

               Имеется  в наличии наглядный материал: иллюстрации к художественной литературе, картотека речевых и пальчиковых игр, игры на развитие мимики, жестов, воображения.

  Проводится работа над  умением менять  силу голоса, интонационной выразительности речи. Чтение стихов. Делаем детские сценки, пьесы, ритмические этюды: например, «Лиса и заяц», «Ёжик», С. М. Маршак  «Перчатки»,  И. М. Новикова «Четыре времени года».

  Рассказывала   детям  об устройстве  театра, с театральным словарём: ложа, партер, осветитель.

Знакомила  детей  с профессией  костюмера: « Костюмерная»,  «Театральные костюмы».

 Провожу игры на пластику-  «Бабочки», «Птицы», «Самолеты».

    Проводится работа по содержанию сказок-  читаем  сказки и  совместно их анализируем:

 

               - Работа над образами (даются  примеры  типичных  сказочных  выражений, примеры народной разговорной речи, повторяющиеся  песенки, четкая композиция  текста).

               -Пересказываем сказки с использованием фигурок  настольного театра, фланелеграфа, кукольного театра.

               -Провожу работу  по совершенствованию речевой деятельности, рассказываем диалоги персонажей, рассказываем эпизоды сказок, стихи, потешки, дразнилки.  Это упражняет  в произношении трудных звуков  и совершенствует связную речь, помогает  освоить  разную интонацию, мимику, вопросы, просьбы, удивления, суждения.  Увиденное и пережитое  в самостоятельной  театрализованной  деятельности  способствует развитию речи, умению вести диалоги и передавать  свои впечатления  в форме монологической  речи. Используем разные виды театров- настольный, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки, игрушки.  Дети создают сценки и ведут роль  игрушечного  персонажа. Они  действуют за него, изображают его мимикой, интонацией, движениями. В ролевых играх используем костюмы, маски.

 Например, «Фольклорные посиделки», « Ярмарка», «Масленица», «Путешествие по сказкам», «Театр масок», « Богатыри», сказки «Теремок», «Федорино горе», мюзикл по сказке «Колобок»,  « 12 месяцев»,  «Сказка о царе Салтане»  и другие.

 

Родителей  подключаю к  изготовлению масок, кукол, костюмов, атрибутов  для инсценировок.

Провожу консультации с родителями по данной проблеме. Сочиняем с детьми небольшие сказки, стихи, учимся  подбирать  простейшие  рифмы. Пересказываем  с детьми и делаем  игры-драматизации текстов.

Этюды  на выразительность жестов:  «Лиса и журавль», «Федорино горе», «Дружная семья» и другие.

Делаю с детьми диалогические реплики: «Встреча Маши с бабушкой и дедушкой»,  «Колобок и его друзья»,

«Подарок для мамы» и другие.

Рассказываем  сказки, включая разных персонажей, игровые ситуации: «Встреча Красной Шапочки с Волком», «Встреча  князя  Гвидона с царевной Лебедь», «Попали под  дождь»  и другие.

И на последнем этапе формирую  четкую, грамотную речь, обыгрываем литературное произведение по сюжетам и целиком, сказки в прозе, сказки в стихах. Совершаем   путешествие по сказкам. 

Мы с младшей группы показываем сказки  родителям.

 

 

 

   

                                                                                           1.

Сценарий    « Сказка О царе Салтане,  о  сыне его  славном   и могучем  богатыре  князе  Гвидоне  Салтановиче и о  прекрасной     царевне  Лебеди.» 

 

(Дети сидят на стульях)

 

Ведущая:      Дорогие  дети, мамы, папы и гости. Сегодня в нашей группе  мы вас  познакомим  с  творчеством

А. С.  Пушкина. Более   200 лет   тому назад   родился   А.  С.  Пушкин,  но до сих пор  его сказками зачитываются  и  взрослые и дети.  Кажется, только начни  читать первые строки  и  герои  сказок тут же оживут.

 

Ведущая:  Три девицы под  окном. Пряли поздно вечерком…

 

Дети: Сказка о царе Салтане

 

                                       (Заранее приготовить 3  стула. Прялку)

               Выходят три девочки, одетые в русские национальные  костюмы, садятся на стулья , прядут

                          И поют. 

                                                  Песня «Позолоченная прялица»:

 

-Уж  ты прялица  кормилица  моя,

Золотою краской выкрашу тебя.

Буду прясть  да  попрядывать,

По беседушкам   похаживать.

Припев:

Позолоченная  прялица, мы прядем, а нитка тянется.

Нам работа наша нравится.

 

1-я девочка: Ка бы я была царица,                         

                          То на весь крещеный мир

                           Приготовила  бы     пир.

 

2-я  девочка:  Кабы я была царица,

                           То на весь бы мир одна

                           Наткала бы полотна.

 

3-я  девочка: Кабы я была царица,

                         Я б для батюшки царя

                          Родила  богатыря.

 

Рассказчик: Только вымолвить успела,

                       Дверь тихонько заскрипела,

                     И в светлицу   входит царь,

                         Стороны  той  государь.

 

Царь:      Здравствуй, красная девица!

                Говорю я, будь царица.

                   И роди богатыря

                   Мне к исходу сентября.

               Вы ж, голубушки – сестрицы,

                Выбирайтесь из  светлицы.

                 Поезжайте  вслед за мной,

                 Вслед  за  мной и за  сестрой.

               Будь одна из вас  ткачиха,   а другая   повариха.

                                                                                     2.

 

                                                                    

Рассказчик:  Царь  недолго  собирался

                         В  тот  же вечер обвенчался.

 

 

Рассказчик: В те поры война была.

                       Царь Салтан  с женой  простился.

                      На добра коня садился.

                      Ей наказывал себя

                        Поберечь его любя.

 

                          (Царь  царицу  обнимает и садится на коня  и уезжает под музыку

                             Царица машет платочком   и уходит  в сторонку).

 

Рассказчик:  Между тем, как царь далеко,

                          Бьется  долго и жестоко.

                          Сына бог им дал в аршин.

                          Шлет с письмом она гонца,  ( Выходит царица с ребенком  покачивая, в руке сверток-письмо).

                          Чтоб обрадовать  отца.

 

                           (Выбегает гонец   и царица отдает ему письмо  и уходит, а гонец  остается,

 Ткачиха, повариха и баба Бабариха    выглядывают из- за дворца, выбегают и бегут за гонцом.

Гонец бежит по кругу с письмом, за ним ткачиха с прялкой, повариха с половником  и машут на него.

Окружают его хватают письмо и дают ему другое- ткачиха.

 Царица вышла, а тетки  выглядывают и хихикают противно.

 

Боярин  выходит с указом:

                                                Объявляю царску  волю.

                                                И читаю вслух указ.

                                                 И царицу, и приплод

                                                  Тайно бросить в бездну вод.        (царица плачет).

 

Рассказчик: И царицу в тот же час

                        В бочку с сыном посадили,

                         Засмолили, покатили.

                        И пустили в Окиян-

                           Так велел-де царь Салтан.

  (Выходит  Море.   Музыка   Н. А. Римского –Корсакова «Море»)

Выходит 1-я волна, 2-я волна, 3-я волна. Бочка обегает змейкой волны.

                     Останавливается   в средней  волне).

 

Царевич:   Ты, волна, моя волна.

                      Ты гульлива  и вольна.

                      Плещешь  ты куда захочешь,

                      Ты морские камни точишь.

                       Топишь берег ты земли,

                        Поднимаешь  корабли-

                       Не губи ты нашу душу;

                        Выплесни ты нас на   сушу!

  (Под музыку  бочка убегает)

 

 

 

 

 

                                                                          3.

Рассказчик: И послушалась  волна;

                          Тут же на берег она

                         Бочку вынесла  легонько

                         И отхлынула   тихонько.-                         волны присели.

                         Вышли на берег  к дворцу.

 

               (Лебедь плавает и коршун  над ним машет крыльями)

 

Царевич рассказывает матери:

                                       Что я слышу?  Будто стон…

                                        Что  там в море среди волн?

                                           Бьется лебедь- так и плещет.

                                           Воду вкруг  мутит и хлещет.

                                           Коршун  когти  распустил,

                                           Клюв кровавый  навострил!

                                           Не  бывать такому делу.

                

               ( натягивает лук  и коршун отступает , улетает).

 

Лебедь:  Ты царевич  мой спаситель,

                     Мой  могучий  избавитель.

                     Отплачу тебе  добром.

                    Сослужу тебе потом.

 

( Море уходит и  лебедь улетела, город  выдвинуть на передний план).

(Царевич и мать присели и уснули, головы на плече).

 

Рассказчик: Вот   открыл  царевич  очи,

                        И дивясь пред   собой.

                        Видит город  он  большой.

                          Мать и сын идут к ограду.

                       Оглушительный трезвон

                          Поднялся со всех сторон.

 

(  Бояре, рассказчики, и   другие дети  машут шапками и кланяются шапками царю)

 

Рассказчик:  Все их громко величают.

                         И  царевича венчают.

                          Княжей шапкой и главой

                           Возвышают над  собой.

 

 

                      Общий танец  «Русская пляска».

                            (После пляски не уходят).

 

Ребенок:  И среди своей  столицы, с разрешения царицы,

                       В тот же день стал княжить он                             (Руки)

                        И нарекся   князь  Гвидон.

 

Все дети: Князь  Гвидон!  Князь Гвидон!

                  Шлем тебе мы все поклон!                       ( Все разошлись на места, готовится корабль)

 

                                                                               4.

 

                                                                                    

Ребенок: Ветер по морю гуляет

                   И кораблик подгоняет.

                    Он бежит  себе в волнах,

                    На раздутых парусах.                  (появляется кораблик)

 

1-й корабельщик:  Корабельщики дивятся,

                                  На кораблике толпятся.

                                    На знакомом  острову

                                   Чудо видят наяву.

 

Мать царевича: Царь  Гвидон  зовет  их в гости.

                               Их он кормит и поит ,

                                 И  ответ держать  велит.

 

2-й  корабельщик  Гвидону:

                                          Мы объехали весь  свет,

                                             Торговали соболями.

                                          Черно-бурыми  лисами.

                                           А теперь наш вышел срок.

                                           Едем  прямо на восток.

                                           Мимо острова  Буяна

                                            В царство славного  Салтана.

 

Князь Гвидон:  Добрый путь вам господа!

                              По морю, по Окияну.

                              К славному царю Салтану.

                                От меня ему  поклон.                       (корабль  уехал за ширму)

 

  Лебедь белая плывет    под музыку.   Царевич подходит к берегу.

 

Лебедь: Здравствуй, князь ты мой  прекрасный!

                  Что ты тих, как день  ненастный?

                    Опечалился  чему?

 

Князь: Грусть –тоска  меня съедает,

               Одолела  молодца.

               Видеть  я  б  хотел отца.

 

Лебедь:  Вот в  чем   горе?

                  Будь, же  князь ты   комаром.

 

(Лебедь машет крыльями, а  князь одевает нос  и крылья  за ширмой)

 

Ребенок:  Тут  он в  точку  уменьшился,

                     Комаром   оборотился.

                       Полетел  и   запищал.

                       Судно  на  море  догнал.                                  -----пошел корабль и  комар бежит  за  ним  и садится

                       Потихоньку   опустился  на корабль                                                        на корабль.

                         И  в  щель  забился.

 

 

                                 ( Приплыл корабль)

                                                                                                     5.

Ребенок:  Царь  Салтан  гостей   сажает                        

                    За  свой  стол  и вопрошает:

                   Ой  вы,  гости- господа,

                      Долго ль ездили?  Куда?

 

Корабельщики:            Мы объехали весь  свет.

                                         За  морем  житье  не худо.

                                         В  свете  ж  вот  какое  чудо:

                                         В море остров , а  на нем

                                          Новый   город  со  дворцом

                                          И  сидит в  нем князь  Гвидон.

                                          Он   прислал тебе  поклон.

 

                                   (Корабль уплывает).

 

Ребенок:  Чуду  царь   Салтан   дивится,

                      А  комар-то  злится,  злится.

 

                          ( комар вбегает, летит,  пищит,  тетки   выглядывают  с  разных  сторон  дома.

                                Комар жалит  повариху и  она закрывает голову   руками---ох, ох, ох.

                                Комар   обегает  круг  и жалит повариху, она руками схватила голову и кружится).

3 тетки бегут за ним и кричат:

                                      Распроклятая   ты, мошка. Мы  тебя!!!

 

Рассказчик: А он в окошко.

                       Да спокойно в свой  удел 

                        Через  море  улетел.              (  уходит за ширму переодеваться).

 

                                Музыка   «Плывет   белая лебедь»

 

Рассказчик:  Снова   князь у  моря  ходит,

                          С  синя  моря  глаз  не сводит.

                          Глядь  по  верх   текучих  вод ,

                          Лебедь  белая  плывет.

 

Лебедь:  Здравствуй,   князь ты  мой  прекрасный!

                  Что ты тих, как день ненастный?

                     Опечалился   чему?

 

Князь  Гвидон:   Грусть- тоска меня  съедает,

                                Чудо- чудное завесть  мне  б  хотелось.

                                Где-то  есть  ель  в  лесу.

                                 Под  елью  белка.

                                  Диво право не безделка.

                                  Белка  песенки  поет.

                                  Да  орешки  все  грызет.

                                А  орешки  не простые.

                                 Все  скорлупки  золотые.

                                Ядра чистый  изумруд.

Лебедь:  Свет  о  белке  правду  бает.

                        Это чудо знаю я.

                     Полно князь, душа моя.

                    Не печалься, рада службу.

                         Оказать  тебе  я в дружбу.                   (Князь отвернулся и лебедь уплыла).

                                                                                   6.

 

Выбежали белочки.  Танец белочек.   « Во саду ли в  огороде».

Князь: ( Удивился) Ну спасибо!

 

Ребенок:   Ветер по морю  гуляет.

                    И  кораблик   подгоняет.

                    Он  бежит себе  в  волнах.

                   На  раздутых  парусах.                    (едет  кораблик).

 

Князь  Гвидон:  Чем вы, гости, торг ведете?

                              И  куда теперь плывете?

 

Корабельщики:  Мы  объехали весь свет,

                                Торговали мы  конями,

                                Все  донскими  жеребцами,

                                А теперь нам вышел срок.

                                И  лежит наш  путь   далек.

                                Мимо острова  Буяна,

                                 В  царство славного Салтана.

                  

Князь:        Добрый  путь вам, господа,

                     По  морю,  по  Окияну.

                   К славному   царю Салтану.

                     Да скажите:  князь  Гвидон

                     Шлет  царю-де  свой  поклон.                            ( корабль уплыл, появилась лебедь)

 

Ребенок:  Гости   князю  поклонились.

                    Вышли вон  и в  путь пустились.

                  К  морю князь-  а лебедь  там.

                  Уж   гуляет  по  волнам.

 

Князь:   Помоги!  Душа  ведь  просит.

               Так и  тянет,  и  уносит  в царство

                Славного   Салтана.                                     (Лебедь брызгает. крыльями  машет, Гвидон убегает за

                                                                                                  Ширму, переодевается  в  муху).

 

Ребенок:  В  муху  князь  оборотился.

                      Полетел и опустился

                      Между  моря и небес

                      На  корабль и  в  щель залез.              ( Плывет кораблик, за ним летит муха).

 

Салтан   сидит   на троне, ткачиха с поварихой   злыми жабами глядят.

 

Салтан:  ОЙ,  вы гости,  господа,

                  Долго  ль  ездили?  Куда?

                

 

Корабельщики:   

 

1-й  кор-к:   Мы  объехали  весь свет.

                       За  морем  житье  не худо.

                        В  свете ж  вон  какое  чудо.

 

2-й кор-к: Остров на море  лежит.  Град на острове   стоит.

                                                                                                       7.

   3-й  кор-к:  Ель  растет  перед    дворцом.

                         А под ней  хрустальный дом.

 

4-й  кор-к:  Изоб нет ,    везде  палаты.

   Все:                   А  сидит  в нем  царь Гвидон.

                     Он  прислал  тебе  поклон.                   ( Кланяются)

 

Салтан:  Если только  жив я буду,

                 Чудный  город  навещу.

                У   Гвидона   погощу.        (  корабль уплыл,  а  муха  сидит  в  стороне)

 

Ткачиха:  Что тут дивного?

                  Ну вот. Белка камушки  грызет.

                    Мечет золото  и  в  груды

                    Загребает  изумруды.

 

Повариха:   Этим нас  не  удивишь.

                       Правду  ль  нет  ли  говоришь?

                       В  свете  есть  иное  диво:

                        Море  вздуется   бурливо.

                       Закипит,  поднимет вой,

                       Хлынет  на берег   пустой,

                      Разольется в шумном беге,

                     И  очутятся  на  бреге,

                      В чешуе, как жар горя ,

                      33  богатыря.

 

Бабариха:   Все  красавцы удалые,

                       Великаны   молодые,

                        Все равны,  как  на  подбор,

                        С ними  дядька  Черномор.

                         Это диво,  так уж  диво,

                         Можно  молвить справедливо!

 

Ребенок:  Диву  царь  Салтан  дивиться,

                  А  Гвидон- то  злится, злится.

                  Зажужжал он  и  как раз

                  Тетке сел на левый глаз.    ( ткачиха  закрывает глаз)

 

Все   кричат:  Лови, лови,  да дави его, дави!

                        Вот  ужо! Постой   немножко!   Погоди!!

 

Ребенок:  А князь в окошко, да спокойно в свой удел

                      Через море улетел.

 

Лебедь:  Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

                    Что ты  тих, как  день ненастный!

                   Опечалился   чему?

 

Князь Гвидон: Грусть- тоска  меня  съедает,

                           Диво б дивное хотел

                          Перенесть  я  в мой  удел.

 

Лебедь:  А  какое ж  это диво?

                                                                                        8.                                                                                             

Князь Гвидон: Где-то вздуется  бурливо  Окиян,

                            Подымет вой,

                            Хлынет на берег   пустой,

                            Расплеснется  в шумном  беге

                             И  очутятся  на бреге

                               В  чешуе,  как  жар горя,

                               Тридцать три  богатыря.

                             Все красавцы молодые,

                             Великаны   удалые.

                             Все  равны, как  на подбор,

                            С ними дядька  Черномор.

 

Лебедь:  Не печалься  же,  ступай,

                  В  гости  братцев  поджидай.

                                                                      Князь уходит. Танец богатырей.

 

Черномор:  Лебедь нас к тебе  послала

                       И  наказом   наказала  славный  город   твой  хранить,

                       И  дозором   обходить.

                                                                                  ( Идет  корабль)

 

Ребенок:   Ветер по морю   гуляет

                       И   кораблик   подгоняет,

                    Он  бежит  себе  в волнах,

                      На  поднятых   парусах.

                       Мимо  острова  крутого,

                       Мимо города  большого

                        Пушки с пристани  палят,

                       Кораблю  пристать  велят.

 

 

Гвидон:  Чем  вы,  гости,  торг  ведете?

                   И  куда  теперь  плывете?

 

 

Корабельщики:   Мы объехали весь  свет,

                                Торговали   мы булатом,  чистым  серебром и златом.

                                И  теперь  нам  вышел  срок,

                               А лежит наш   путь  далек,

                               Мимо  острова  Буяна,

                               В  царство славного  Салтана.

 

Князь:   Добрый путь вам господа.

                  По  морю, по Окияну.

                 К  славному  царю  Салтану.

                 Да скажите  ж  князь Гвидон

                  Шлет-де  свой  царю поклон.

 

                                                                        (  Корабль уплыл. Лебедь появилась).

 

  Ребенок:  К морю князь, а лебедь там,

                      Уж  гуляет по волнам.

 

 

                                                                                      9.

Князь:    Душа- де просит…

                  Так и тянет  и уносит

                  В царство славного  Салтана.

                                                                                 ( Лебедь обрызгала князя и он убегает переодеваться в шмеля).

 

Ребенок:  Шмелем   князь оборотился,

                    Полетел, зажужжал, судно на море  догнал.

                    Потихоньку  опустился  на корму

                     И  в щель забился.

                                                                                                          (Приготовить трон)

Ребенок:  Царь  Салтан  сидит в палате

                  На престоле и в венце,

                  С грустной думкой на лице.

                 А ткачиха    с поварихой,

                  С сватьей  бабой  Бабарихой

                  Около царя сидят четырьмя

                   Все три  глядят.                                      

 

Царь:  Ой вы,  гости- господа,

             Долго   ль   ездили?  Куда?

               Ладно  ль за  морем ,  иль худо?

               И  какое в свете чудо?

 

Корабельщики:  Мы объехали весь свет.

                                За морем  житье  не  худо,

                                В  свете ж вот  какое    чудо:

                                                                                          (  перебивают тетки)

 

 

Тетки:    Остров на море  лежит,

               Град на острове   стоит.

             Каждый день идет там диво:

            Море  вздуется   бурливо,

              Закипит,   поднимет  вой,

             Хлынет на берег   пустой,

              Расплеснется    в   скором   беге

             И  останутся  на  бреге 

            Тридцать три богатыря

              В чешуе огнем  горя.

 

Бабариха   усмехнувшись говорит:

                          Кто нас этим   удивит?

                    Люди из моря выходят

                 И  себе  дозором  бродят!

               Правда бают  или  лгут ,

               Дива я не вижу тут.

                  В свете есть такое  диво,

                  Вот идет  молва   правдиво.

               За морем  царевна есть,

            Что не можно глаз  отвесть.

              Днем свет божий   затмевает,

              Ночью  землю освещает,

            Месяц   под  косой  блестит,

             А  во лбу  звезда горит.  Молвить   можно справедливо – Это диво, так  уж   диво.

                                                                                                         10.

Князь- шмель:     под музыку.

                          Зажужжал, закружился и ужалил Бабариху в нос- одел ей   красный круглый нос.

 

Бабариха:   Помогите, ради  бога!

                     Караул!  Лови, лови!

                      Да дави его ,  дави!

                     Вот  ужо!   Подожди немножко!

                                  Погоди!!!

                                                                                    (   Шмель улетает, переодевается)

Ребенок:А шмель в  окошко

                 Да спокойно в свой удел

                 Через море  улетел.

 

Лебедь  князю:  Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

                               Что  ж  ты  тих, как  день ненастный?

                              Опечалился  чему?

 

Князь Гвидон:  Грусть- тоска   меня  съедает

                             Люди женятся,  гляжу.

                             Не  женат  лишь  я хожу.

 

Лебедь:   А кого же на  примете  ты  имеешь?

 

Князь:  Да на свете   говорят  царевна  есть,

                Что не можно  глаз отвесть.

 

Лебедь:  Да, такая есть есть девица.

                 Но жена  не  рукавица,

                  С белой ручки не стряхнешь,

                  Да за  пояс  не заткнешь.

 Услужу тебе советом-

  Слушай обо  всем   об  этом.

 

Ребенок:  Князь готов  душою страстной

                   За царевною  прекрасной

                     Хоть  пешком  идти  отсель

                     Да   за  тридевять  земель.    

    

Лебедь:  Знай, близка  судьба твоя.                        ( Лебедь машет крыльями , облетает ширму

                  Ведь царевна  эта- я.                               и  быстро переодевается  в царевну).

 

 

                     (  Царь царевну   обнимает,

                       К  белой груди  прижимает.)-------------действия.

                

 

Князь:    А  теперь пойдем скорей  к милой  матушке   моей.

 

Ребенок:    Вспомнил царь, что в гости  обещался.

                     А до  селе  не   собрался.

                      Тут   уж  царь  не утерпел,

                      Снарядить он  флот велел.

        И  вот в лазоревой  дали  показались корабли.  Князь  Гвидон  тогда  вскочил. Громогласно сообщил.

            

                                                                                               11.

 

Гвидон:   Матушка моя родная  и  ты княгиня  молодая,

                 Посмотрите-ка  туда.

                  Едет  батюшка  сюда.

 

Царь Салтан:  Что я  вижу?   Что такое?

                              Как?    И  дух мой  занялся.

                             Обнимаю  я царицу  и  сынка,

                                 И  молодицу.

 

Князь Гвидон:  Ну, садимся все   за стол и веселый   пир  пошел.  Танцуют все.

                                     

                                                    Музыка минусовка  « Вдруг, как в сказке  скрипнула дверь».

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_teme.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Методическая  разработка  по теме:

 «Роль   театрализованной игры  в развитии связной речи у детей старшего дошкольного  возраста.

Автор темы: Боброва   Тамара  Николаевна, воспитатель   1-й кв. категории, ГБДОУ 32.

Цель: Совершенствовать  через театрализованную  игру  развитие связной речи у детей старшего   дошкольного возраста.

Задачи:

             -Совершенствование   лексико-грамматических   средств языка.

              -Совершенствовать звуковую культуру речи.

              -Развитие монологической и диалогической речи.

              -Формирование игровой мотивации  детской речи.

              -Развитие пантомимы.

             -Создание на занятиях  благоприятной  психологической  атмосферы.

             -Обогащение  эмоционально-чувственной  сферы ребёнка.

              -Совершенствование  интонационной выразительности речи.

             -Расширение кругозора и  представлений о мире.

             - Способствовать  активному  вовлечению  в  совместную  деятельность  всех  участников                                                                                                                                                      образовательных   отношений  в условиях детского сада и семьи.

             -Активно привлекать родителей  в подготовке  и проведении  театрализованных игр-изготовление атрибутов, костюмов;  упражнять  в артикуляционных  и речевых  упражнениях.

             

На первом этапе я проводила :

                -Артикуляционную  гимнастику.

                -Массаж ладоней.

                -Знакомство с диалогом.

                -Игры с пальчиковыми куклами, с воображаемыми предметами, персонажами.

Например, «Ожившие куклы», «Куклы- топотушки»,  «Мы идём в лес»,  «Мы пришли в театр»  и другие.

Проводила работу :

                -По развитию  речевого  дыхания.

                -Игры имитации.

 Дети учились понимать   выражения лица, жестов, движений  другого ребёнка.

Проводила игры-этюды:

                 - «Угадай сказочного  персонажа»,  «Вкусная каша», «Купание», «Превращение предмета»-  дети- цветы, деревья, грибы, насекомые,  животные, предметы посуды, транспорта,  бытовые ситуации.

 Я обыгрывала с детьми стихи и сюжеты сказок.

           

На   втором этапе  я проводила игры  и упражнения  на разнообразную интонацию, обучению жестам, развитие пантомимы.

 С   разными видами театров  делала этюды:

                 -В гости к бабушке.

                 -В гости к  сказочным героям.

                 - Упражняла в кукловождении  кукол  би-ба-бо.

                  - Игры-драматизации  по знакомым потешкам, стихам.

                  -В течении дня  и  в  режимных моментах провожу  подвижные и пальчиковые игры.

Я создаю  условия  для реализации театрализованной  деятельности:  подбор игр, упражнений, для развития  дыхания, голоса, подвижности артикуляционного  аппарата,  мимической мускулатуры.

               Имеется  в наличии наглядный материал: иллюстрации к художественной литературе, картотека речевых и пальчиковых игр, игры на развитие мимики, жестов, воображения.

  Проводится работа над  умением менять  силу голоса, интонационной выразительности речи. Чтение стихов. Делаем детские сценки, пьесы, ритмические этюды: например, «Лиса и заяц», «Ёжик», С. М. Маршак  «Перчатки»,  И. М. Новикова «Четыре времени года».

  Рассказывала   детям  об устройстве  театра, с театральным словарём: ложа, партер, осветитель.

Знакомила  детей  с профессией  костюмера: « Костюмерная»,  «Театральные костюмы».

 Провожу игры на пластику-  «Бабочки», «Птицы», «Самолеты».

    Проводится работа по содержанию сказок-  читаем  сказки и  совместно их анализируем:

               - Работа над образами (даются  примеры  типичных  сказочных  выражений, примеры народной разговорной речи, повторяющиеся  песенки, четкая композиция  текста).

               -Пересказываем сказки с использованием фигурок  настольного театра, фланелеграфа, кукольного театра.

               -Провожу работу  по совершенствованию речевой деятельности, рассказываем диалоги персонажей, рассказываем эпизоды сказок, стихи, потешки, дразнилки.  Это упражняет  в произношении трудных звуков  и совершенствует связную речь, помогает  освоить  разную интонацию, мимику, вопросы, просьбы, удивления, суждения.  Увиденное и пережитое  в самостоятельной  театрализованной  деятельности  способствует развитию речи, умению вести диалоги и передавать  свои впечатления  в форме монологической  речи. Используем разные виды театров- настольный, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки, игрушки.  Дети создают сценки и ведут роль  игрушечного  персонажа. Они  действуют за него, изображают его мимикой, интонацией, движениями. В ролевых играх используем костюмы, маски.

 Например, «Фольклорные посиделки», « Ярмарка», «Масленица», «Путешествие по сказкам», «Театр масок», « Богатыри», сказки «Теремок», «Федорино горе», мюзикл по сказке «Колобок»,  « 12 месяцев»,  «Сказка о царе Салтане»  и другие.

Родителей  подключаю к  изготовлению масок, кукол, костюмов, атрибутов  для инсценировок.

Провожу консультации с родителями по данной проблеме. Сочиняем с детьми небольшие сказки, стихи, учимся  подбирать  простейшие  рифмы. Пересказываем  с детьми и делаем  игры-драматизации текстов.

Этюды  на выразительность жестов:  «Лиса и журавль», «Федорино горе», «Дружная семья» и другие.

Делаю с детьми диалогические реплики: «Встреча Маши с бабушкой и дедушкой»,  «Колобок и его друзья»,

«Подарок для мамы» и другие.

Рассказываем  сказки, включая разных персонажей, игровые ситуации: «Встреча Красной Шапочки с Волком», «Встреча  князя  Гвидона с царевной Лебедь», «Попали под  дождь»  и другие.

И на последнем этапе формирую  четкую, грамотную речь, обыгрываем литературное произведение по сюжетам и целиком, сказки в прозе, сказки в стихах. Совершаем   путешествие по сказкам.  

Мы с младшей группы показываем сказки  родителям.

   

                                                                                           1.

Сценарий    « Сказка О царе Салтане,  о  сыне его  славном   и могучем  богатыре  князе  Гвидоне  Салтановиче и о  прекрасной     царевне  Лебеди.»  

(Дети сидят на стульях)

Ведущая:      Дорогие  дети, мамы, папы и гости. Сегодня в нашей группе  мы вас  познакомим  с  творчеством

А. С.  Пушкина. Более   200 лет   тому назад   родился   А.  С.  Пушкин,  но до сих пор  его сказками зачитываются  и  взрослые и дети.  Кажется, только начни  читать первые строки  и  герои  сказок тут же оживут.

Ведущая:  Три девицы под  окном. Пряли поздно вечерком…

Дети: Сказка о царе Салтане

                                       (Заранее приготовить 3  стула. Прялку)

               Выходят три девочки, одетые в русские национальные  костюмы, садятся на стулья , прядут

                          И поют.  

                                                  Песня «Позолоченная прялица»:

-Уж  ты прялица  кормилица  моя,

Золотою краской выкрашу тебя.

Буду прясть  да  попрядывать,

По беседушкам   похаживать.

Припев:

Позолоченная  прялица, мы прядем, а нитка тянется.

Нам работа наша нравится.

1-я девочка: Ка бы я была царица,                          

                          То на весь крещеный мир

                           Приготовила  бы     пир.

2-я  девочка:  Кабы я была царица,

                           То на весь бы мир одна

                           Наткала бы полотна.

3-я  девочка: Кабы я была царица,

                         Я б для батюшки царя

                          Родила  богатыря.

Рассказчик: Только вымолвить успела,

                       Дверь тихонько заскрипела,

                     И в светлицу   входит царь,

                         Стороны  той  государь.

Царь:      Здравствуй, красная девица!

                Говорю я, будь царица.

                   И роди богатыря

                   Мне к исходу сентября.

               Вы ж, голубушки – сестрицы,

                Выбирайтесь из  светлицы.

                 Поезжайте  вслед за мной,

                 Вслед  за  мной и за  сестрой.

               Будь одна из вас  ткачиха,   а другая   повариха.

                                                                                     2.

                                                                     

Рассказчик:  Царь  недолго  собирался

                         В  тот  же вечер обвенчался.

Рассказчик: В те поры война была.

                       Царь Салтан  с женой  простился.

                      На добра коня садился.

                      Ей наказывал себя

                        Поберечь его любя.

                          (Царь  царицу  обнимает и садится на коня  и уезжает под музыку

                             Царица машет платочком   и уходит  в сторонку).

Рассказчик:  Между тем, как царь далеко,

                          Бьется  долго и жестоко.

                          Сына бог им дал в аршин.

                          Шлет с письмом она гонца,  ( Выходит царица с ребенком  покачивая, в руке сверток-письмо).

                          Чтоб обрадовать  отца.

                           (Выбегает гонец   и царица отдает ему письмо  и уходит, а гонец  остается,

 Ткачиха, повариха и баба Бабариха    выглядывают из- за дворца, выбегают и бегут за гонцом.

Гонец бежит по кругу с письмом, за ним ткачиха с прялкой, повариха с половником  и машут на него.

Окружают его хватают письмо и дают ему другое- ткачиха.

 Царица вышла, а тетки  выглядывают и хихикают противно.

Боярин  выходит с указом:

                                                Объявляю царску  волю.

                                                И читаю вслух указ.

                                                 И царицу, и приплод

                                                  Тайно бросить в бездну вод.        (царица плачет).

Рассказчик: И царицу в тот же час

                        В бочку с сыном посадили,

                         Засмолили, покатили.

                        И пустили в Окиян-

                           Так велел-де царь Салтан.

  (Выходит  Море.   Музыка   Н. А. Римского –Корсакова «Море»)

Выходит 1-я волна, 2-я волна, 3-я волна. Бочка обегает змейкой волны.

                     Останавливается   в средней  волне).

Царевич:   Ты, волна, моя волна.

                      Ты гульлива  и вольна.

                      Плещешь  ты куда захочешь,

                      Ты морские камни точишь.

                       Топишь берег ты земли,

                        Поднимаешь  корабли-

                       Не губи ты нашу душу;

                        Выплесни ты нас на   сушу!

  (Под музыку  бочка убегает)

                                                                          3.

Рассказчик: И послушалась  волна;

                          Тут же на берег она

                         Бочку вынесла  легонько

                         И отхлынула   тихонько.-                         волны присели.

                         Вышли на берег  к дворцу.

               (Лебедь плавает и коршун  над ним машет крыльями)

Царевич рассказывает матери:

                                       Что я слышу?  Будто стон…

                                        Что  там в море среди волн?

                                           Бьется лебедь- так и плещет.

                                           Воду вкруг  мутит и хлещет.

                                           Коршун  когти  распустил,

                                           Клюв кровавый  навострил!

                                           Не  бывать такому делу.

                 

               ( натягивает лук  и коршун отступает , улетает).

Лебедь:  Ты царевич  мой спаситель,

                     Мой  могучий  избавитель.

                     Отплачу тебе  добром.

                    Сослужу тебе потом.

( Море уходит и  лебедь улетела, город  выдвинуть на передний план).

(Царевич и мать присели и уснули, головы на плече).

Рассказчик: Вот   открыл  царевич  очи,

                        И дивясь пред   собой.

                        Видит город  он  большой.

                          Мать и сын идут к ограду.

                       Оглушительный трезвон

                          Поднялся со всех сторон.

(  Бояре, рассказчики, и   другие дети  машут шапками и кланяются шапками царю)

Рассказчик:  Все их громко величают.

                         И  царевича венчают.

                          Княжей шапкой и главой

                           Возвышают над  собой.

                      Общий танец  «Русская пляска».

                            (После пляски не уходят).

Ребенок:  И среди своей  столицы, с разрешения царицы,

                       В тот же день стал княжить он                             (Руки)

                        И нарекся   князь  Гвидон.

Все дети: Князь  Гвидон!  Князь Гвидон!

                  Шлем тебе мы все поклон!                       ( Все разошлись на места, готовится корабль)

                                                                               4.

                                                                                     

Ребенок: Ветер по морю гуляет

                   И кораблик подгоняет.

                    Он бежит  себе в волнах,

                    На раздутых парусах.                  (появляется кораблик)

1-й корабельщик:  Корабельщики дивятся,

                                  На кораблике толпятся.

                                    На знакомом  острову

                                   Чудо видят наяву.

Мать царевича: Царь  Гвидон  зовет  их в гости.

                               Их он кормит и поит ,

                                 И  ответ держать  велит.

2-й  корабельщик  Гвидону:

                                          Мы объехали весь  свет,

                                             Торговали соболями.

                                          Черно-бурыми  лисами.

                                           А теперь наш вышел срок.

                                           Едем  прямо на восток.

                                           Мимо острова  Буяна

                                            В царство славного  Салтана.

Князь Гвидон:  Добрый путь вам господа!

                              По морю, по Окияну.

                              К славному царю Салтану.

                                От меня ему  поклон.                       (корабль  уехал за ширму)

  Лебедь белая плывет    под музыку.   Царевич подходит к берегу.

Лебедь: Здравствуй, князь ты мой  прекрасный!

                  Что ты тих, как день  ненастный?

                    Опечалился  чему?

Князь: Грусть –тоска  меня съедает,

               Одолела  молодца.

               Видеть  я  б  хотел отца.

Лебедь:  Вот в  чем   горе?

                  Будь, же  князь ты   комаром.

 

(Лебедь машет крыльями, а  князь одевает нос  и крылья  за ширмой)

Ребенок:  Тут  он в  точку  уменьшился,

                     Комаром   оборотился.

                       Полетел  и   запищал.

                       Судно  на  море  догнал.                                  -----пошел корабль и  комар бежит  за  ним  и садится

                       Потихоньку   опустился  на корабль                                                        на корабль.

                         И  в  щель  забился.

                                 ( Приплыл корабль)

                                                                                                     5.

Ребенок:  Царь  Салтан  гостей   сажает                        

                    За  свой  стол  и вопрошает:

                   Ой  вы,  гости- господа,

                      Долго ль ездили?  Куда?

Корабельщики:            Мы объехали весь  свет.

                                         За  морем  житье  не худо.

                                         В  свете  ж  вот  какое  чудо:

                                         В море остров , а  на нем

                                          Новый   город  со  дворцом

                                          И  сидит в  нем князь  Гвидон.

                                          Он   прислал тебе  поклон.

                                   (Корабль уплывает).

Ребенок:  Чуду  царь   Салтан   дивится,

                      А  комар-то  злится,  злится.

                          ( комар вбегает, летит,  пищит,  тетки   выглядывают  с  разных  сторон  дома.

                                Комар жалит  повариху и  она закрывает голову   руками---ох, ох, ох.

                                Комар   обегает  круг  и жалит повариху, она руками схватила голову и кружится).

3 тетки бегут за ним и кричат:

                                      Распроклятая   ты, мошка. Мы  тебя!!!

Рассказчик: А он в окошко.

                       Да спокойно в свой  удел  

                        Через  море  улетел.              (  уходит за ширму переодеваться).

                                Музыка   «Плывет   белая лебедь»

Рассказчик:  Снова   князь у  моря  ходит,

                          С  синя  моря  глаз  не сводит.

                          Глядь  по  верх   текучих  вод ,

                          Лебедь  белая  плывет.

Лебедь:  Здравствуй,   князь ты  мой  прекрасный!

                  Что ты тих, как день ненастный?

                     Опечалился   чему?

Князь  Гвидон:   Грусть- тоска меня  съедает,

                                Чудо- чудное завесть  мне  б  хотелось.

                                Где-то  есть  ель  в  лесу.

                                 Под  елью  белка.

                                  Диво право не безделка.

                                  Белка  песенки  поет.

                                  Да  орешки  все  грызет.

                                А  орешки  не простые.

                                 Все  скорлупки  золотые.

                                Ядра чистый  изумруд.

Лебедь:  Свет  о  белке  правду  бает.

                        Это чудо знаю я.

                     Полно князь, душа моя.

                    Не печалься, рада службу.

                         Оказать  тебе  я в дружбу.                   (Князь отвернулся и лебедь уплыла).

                                                                                   6.

Выбежали белочки.  Танец белочек.   « Во саду ли в  огороде».

Князь: ( Удивился) Ну спасибо!

Ребенок:   Ветер по морю  гуляет.

                    И  кораблик   подгоняет.

                    Он  бежит себе  в  волнах.

                   На  раздутых  парусах.                    (едет  кораблик).

Князь  Гвидон:  Чем вы, гости, торг ведете?

                              И  куда теперь плывете?

Корабельщики:  Мы  объехали весь свет,

                                Торговали мы  конями,

                                Все  донскими  жеребцами,

                                А теперь нам вышел срок.

                                И  лежит наш  путь   далек.

                                Мимо острова  Буяна,

                                 В  царство славного Салтана.

                   

Князь:        Добрый  путь вам, господа,

                     По  морю,  по  Окияну.

                   К славному   царю Салтану.

                     Да скажите:  князь  Гвидон

                     Шлет  царю-де  свой  поклон.                            ( корабль уплыл, появилась лебедь)

Ребенок:  Гости   князю  поклонились.

                    Вышли вон  и в  путь пустились.

                  К  морю князь-  а лебедь  там.

                  Уж   гуляет  по  волнам.

Князь:   Помоги!  Душа  ведь  просит.

               Так и  тянет,  и  уносит  в царство

                Славного   Салтана.                                     (Лебедь брызгает. крыльями  машет, Гвидон убегает за

                                                                                                  Ширму, переодевается  в  муху).

Ребенок:  В  муху  князь  оборотился.

                      Полетел и опустился

                      Между  моря и небес

                      На  корабль и  в  щель залез.              ( Плывет кораблик, за ним летит муха).

Салтан   сидит   на троне, ткачиха с поварихой   злыми жабами глядят.

Салтан:  ОЙ,  вы гости,  господа,

                  Долго  ль  ездили?  Куда?

                 

Корабельщики:    

1-й  кор-к:   Мы  объехали  весь свет.

                       За  морем  житье  не худо.

                        В  свете ж  вон  какое  чудо.

2-й кор-к: Остров на море  лежит.  Град на острове   стоит.

                                                                                                       7.

   3-й  кор-к:  Ель  растет  перед    дворцом.

                         А под ней  хрустальный дом.

4-й  кор-к:  Изоб нет ,    везде  палаты.

   Все:                   А  сидит  в нем  царь Гвидон.

                     Он  прислал  тебе  поклон.                   ( Кланяются)

Салтан:  Если только  жив я буду,

                 Чудный  город  навещу.

                У   Гвидона   погощу.        (  корабль уплыл,  а  муха  сидит  в  стороне)

Ткачиха:  Что тут дивного?

                  Ну вот. Белка камушки  грызет.

                    Мечет золото  и  в  груды

                    Загребает  изумруды.

Повариха:   Этим нас  не  удивишь.

                       Правду  ль  нет  ли  говоришь?

                       В  свете  есть  иное  диво:

                        Море  вздуется   бурливо.

                       Закипит,  поднимет вой,

                       Хлынет  на берег   пустой,

                      Разольется в шумном беге,

                     И  очутятся  на  бреге,

                      В чешуе, как жар горя ,

                      33  богатыря.

Бабариха:   Все  красавцы удалые,

                       Великаны   молодые,

                        Все равны,  как  на  подбор,

                        С ними  дядька  Черномор.

                         Это диво,  так уж  диво,

                         Можно  молвить справедливо!

Ребенок:  Диву  царь  Салтан  дивиться,

                  А  Гвидон- то  злится, злится.

                  Зажужжал он  и  как раз

                  Тетке сел на левый глаз.    ( ткачиха  закрывает глаз)

Все   кричат:  Лови, лови,  да дави его, дави!

                        Вот  ужо! Постой   немножко!   Погоди!!

 

Ребенок:  А князь в окошко, да спокойно в свой удел

                      Через море улетел.

Лебедь:  Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

                    Что ты  тих, как  день ненастный!

                   Опечалился   чему?

Князь Гвидон: Грусть- тоска  меня  съедает,

                           Диво б дивное хотел

                          Перенесть  я  в мой  удел.

Лебедь:  А  какое ж  это диво?

                                                                                        8.                                                                                              

Князь Гвидон: Где-то вздуется  бурливо  Окиян,

                            Подымет вой,

                            Хлынет на берег   пустой,

                            Расплеснется  в шумном  беге

                             И  очутятся  на бреге

                               В  чешуе,  как  жар горя,

                               Тридцать три  богатыря.

                             Все красавцы молодые,

                             Великаны   удалые.

                             Все  равны, как  на подбор,

                            С ними дядька  Черномор.

Лебедь:  Не печалься  же,  ступай,

                  В  гости  братцев  поджидай.

                                                                      Князь уходит. Танец богатырей.

Черномор:  Лебедь нас к тебе  послала

                       И  наказом   наказала  славный  город   твой  хранить,

                       И  дозором   обходить.

                                                                                  ( Идет  корабль)

Ребенок:   Ветер по морю   гуляет

                       И   кораблик   подгоняет,

                    Он  бежит  себе  в волнах,

                      На  поднятых   парусах.

                       Мимо  острова  крутого,

                       Мимо города  большого

                        Пушки с пристани  палят,

                       Кораблю  пристать  велят.

Гвидон:  Чем  вы,  гости,  торг  ведете?

                   И  куда  теперь  плывете?

Корабельщики:   Мы объехали весь  свет,

                                Торговали   мы булатом,  чистым  серебром и златом.

                                И  теперь  нам  вышел  срок,

                               А лежит наш   путь  далек,

                               Мимо  острова  Буяна,

                               В  царство славного  Салтана.

Князь:   Добрый путь вам господа.

                  По  морю, по Окияну.

                 К  славному  царю  Салтану.

                 Да скажите  ж  князь Гвидон

                  Шлет-де  свой  царю поклон.

                                                                        (  Корабль уплыл. Лебедь появилась).

  Ребенок:  К морю князь, а лебедь там,

                      Уж  гуляет по волнам.

                                                                                      9.

Князь:    Душа- де просит…

                  Так и тянет  и уносит

                  В царство славного  Салтана.

                                                                                 ( Лебедь обрызгала князя и он убегает переодеваться в шмеля).

Ребенок:  Шмелем   князь оборотился,

                    Полетел, зажужжал, судно на море  догнал.

                    Потихоньку  опустился  на корму

                     И  в щель забился.

                                                                                                          (Приготовить трон)

Ребенок:  Царь  Салтан  сидит в палате

                  На престоле и в венце,

                  С грустной думкой на лице.

                 А ткачиха    с поварихой,

                  С сватьей  бабой  Бабарихой

                  Около царя сидят четырьмя

                   Все три  глядят.                                      

Царь:  Ой вы,  гости- господа,

             Долго   ль   ездили?  Куда?

               Ладно  ль за  морем ,  иль худо?

               И  какое в свете чудо?

Корабельщики:  Мы объехали весь свет.

                                За морем  житье  не  худо,

                                В  свете ж вот  какое    чудо:

                                                                                          (  перебивают тетки)

Тетки:    Остров на море  лежит,

               Град на острове   стоит.

             Каждый день идет там диво:

            Море  вздуется   бурливо,

              Закипит,   поднимет  вой,

             Хлынет на берег   пустой,

              Расплеснется    в   скором   беге

             И  останутся  на  бреге  

            Тридцать три богатыря

              В чешуе огнем  горя.

Бабариха   усмехнувшись говорит:

                          Кто нас этим   удивит?

                    Люди из моря выходят

                 И  себе  дозором  бродят!

               Правда бают  или  лгут ,

               Дива я не вижу тут.

                  В свете есть такое  диво,

                  Вот идет  молва   правдиво.

               За морем  царевна есть,

            Что не можно глаз  отвесть.

              Днем свет божий   затмевает,

              Ночью  землю освещает,

            Месяц   под  косой  блестит,

             А  во лбу  звезда горит.  Молвить   можно справедливо – Это диво, так  уж   диво.

                                                                                                         10.

Князь- шмель:     под музыку.

                          Зажужжал, закружился и ужалил Бабариху в нос- одел ей   красный круглый нос.

Бабариха:   Помогите, ради  бога!

                     Караул!  Лови, лови!

                      Да дави его ,  дави!

                     Вот  ужо!   Подожди немножко!

                                  Погоди!!!

                                                                                    (   Шмель улетает, переодевается)

Ребенок:А шмель в  окошко

                 Да спокойно в свой удел

                 Через море  улетел.

Лебедь  князю:  Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

                               Что  ж  ты  тих, как  день ненастный?

                              Опечалился  чему?

Князь Гвидон:  Грусть- тоска   меня  съедает

                             Люди женятся,  гляжу.

                             Не  женат  лишь  я хожу.

Лебедь:   А кого же на  примете  ты  имеешь?

Князь:  Да на свете   говорят  царевна  есть,

                Что не можно  глаз отвесть.

Лебедь:  Да, такая есть есть девица.

                 Но жена  не  рукавица,

                  С белой ручки не стряхнешь,

                  Да за  пояс  не заткнешь.

 Услужу тебе советом-

  Слушай обо  всем   об  этом.

Ребенок:  Князь готов  душою страстной

                   За царевною  прекрасной

                     Хоть  пешком  идти  отсель

                     Да   за  тридевять  земель.    

     

Лебедь:  Знай, близка  судьба твоя.                        ( Лебедь машет крыльями , облетает ширму

                  Ведь царевна  эта- я.                               и  быстро переодевается  в царевну).

                     (  Царь царевну   обнимает,

                       К  белой груди  прижимает.)-------------действия.

                 

Князь:    А  теперь пойдем скорей  к милой  матушке   моей.

Ребенок:    Вспомнил царь, что в гости  обещался.

                     А до  селе  не   собрался.

                      Тут   уж  царь  не утерпел,

                      Снарядить он  флот велел.

        И  вот в лазоревой  дали  показались корабли.  Князь  Гвидон  тогда  вскочил. Громогласно сообщил.

             

                                                                                               11.

Гвидон:   Матушка моя родная  и  ты княгиня  молодая,

                 Посмотрите-ка  туда.

                  Едет  батюшка  сюда.

Царь Салтан:  Что я  вижу?   Что такое?

                              Как?    И  дух мой  занялся.

                             Обнимаю  я царицу  и  сынка,

                                 И  молодицу.

Князь Гвидон:  Ну, садимся все   за стол и веселый   пир  пошел.  Танцуют все.

                                     

                                                    Музыка минусовка  « Вдруг, как в сказке  скрипнула дверь».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Статья на тему "Театральные игры, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста" поможет подобрать интересные методы развития речи у ребенка дошкольного возраста....

Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью и ролью её в формировании личности. Именно в связной ...

Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации)

Для лучшего развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, целесообразно проводить с ними театрализованные игры. В данной методической разработке представлены виды игр, а также даны реко...

Цикл занятий по использованию театрализованной игры как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В 2019-2020 учебном году я проводила  работу по теме «Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольников с ОВЗ» Эта тема выбрана мною не случайно. ...

Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»...

Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).

Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...