Методическая разработка по теме: «Роль театрализованной игры в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Методическая разработка по теме:
«Роль театрализованной игры в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Автор темы: Боброва Тамара Николаевна, воспитатель 1-й кв. категории, ГБДОУ 32.
Цель: Совершенствовать через театрализованную игру развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
-Совершенствовать звуковую культуру речи.
-Развитие монологической и диалогической речи.
-Формирование игровой мотивации детской речи.
-Развитие пантомимы.
-Создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы.
-Обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
-Совершенствование интонационной выразительности речи.
-Расширение кругозора и представлений о мире.
- Способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи.
-Активно привлекать родителей в подготовке и проведении театрализованных игр-изготовление атрибутов, костюмов; упражнять в артикуляционных и речевых упражнениях.
На первом этапе я проводила :
-Артикуляционную гимнастику.
-Массаж ладоней.
-Знакомство с диалогом.
-Игры с пальчиковыми куклами, с воображаемыми предметами, персонажами.
Например, «Ожившие куклы», «Куклы- топотушки», «Мы идём в лес», «Мы пришли в театр» и другие.
Проводила работу :
-По развитию речевого дыхания.
-Игры имитации.
Дети учились понимать выражения лица, жестов, движений другого ребёнка.
Проводила игры-этюды:
- «Угадай сказочного персонажа», «Вкусная каша», «Купание», «Превращение предмета»- дети- цветы, деревья, грибы, насекомые, животные, предметы посуды, транспорта, бытовые ситуации.
Я обыгрывала с детьми стихи и сюжеты сказок.
На втором этапе я проводила игры и упражнения на разнообразную интонацию, обучению жестам, развитие пантомимы.
С разными видами театров делала этюды:
-В гости к бабушке.
-В гости к сказочным героям.
- Упражняла в кукловождении кукол би-ба-бо.
- Игры-драматизации по знакомым потешкам, стихам.
-В течении дня и в режимных моментах провожу подвижные и пальчиковые игры.
Я создаю условия для реализации театрализованной деятельности: подбор игр, упражнений, для развития дыхания, голоса, подвижности артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры.
Имеется в наличии наглядный материал: иллюстрации к художественной литературе, картотека речевых и пальчиковых игр, игры на развитие мимики, жестов, воображения.
Проводится работа над умением менять силу голоса, интонационной выразительности речи. Чтение стихов. Делаем детские сценки, пьесы, ритмические этюды: например, «Лиса и заяц», «Ёжик», С. М. Маршак «Перчатки», И. М. Новикова «Четыре времени года».
Рассказывала детям об устройстве театра, с театральным словарём: ложа, партер, осветитель.
Знакомила детей с профессией костюмера: « Костюмерная», «Театральные костюмы».
Провожу игры на пластику- «Бабочки», «Птицы», «Самолеты».
Проводится работа по содержанию сказок- читаем сказки и совместно их анализируем:
- Работа над образами (даются примеры типичных сказочных выражений, примеры народной разговорной речи, повторяющиеся песенки, четкая композиция текста).
-Пересказываем сказки с использованием фигурок настольного театра, фланелеграфа, кукольного театра.
-Провожу работу по совершенствованию речевой деятельности, рассказываем диалоги персонажей, рассказываем эпизоды сказок, стихи, потешки, дразнилки. Это упражняет в произношении трудных звуков и совершенствует связную речь, помогает освоить разную интонацию, мимику, вопросы, просьбы, удивления, суждения. Увиденное и пережитое в самостоятельной театрализованной деятельности способствует развитию речи, умению вести диалоги и передавать свои впечатления в форме монологической речи. Используем разные виды театров- настольный, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки, игрушки. Дети создают сценки и ведут роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его мимикой, интонацией, движениями. В ролевых играх используем костюмы, маски.
Например, «Фольклорные посиделки», « Ярмарка», «Масленица», «Путешествие по сказкам», «Театр масок», « Богатыри», сказки «Теремок», «Федорино горе», мюзикл по сказке «Колобок», « 12 месяцев», «Сказка о царе Салтане» и другие.
Родителей подключаю к изготовлению масок, кукол, костюмов, атрибутов для инсценировок.
Провожу консультации с родителями по данной проблеме. Сочиняем с детьми небольшие сказки, стихи, учимся подбирать простейшие рифмы. Пересказываем с детьми и делаем игры-драматизации текстов.
Этюды на выразительность жестов: «Лиса и журавль», «Федорино горе», «Дружная семья» и другие.
Делаю с детьми диалогические реплики: «Встреча Маши с бабушкой и дедушкой», «Колобок и его друзья»,
«Подарок для мамы» и другие.
Рассказываем сказки, включая разных персонажей, игровые ситуации: «Встреча Красной Шапочки с Волком», «Встреча князя Гвидона с царевной Лебедь», «Попали под дождь» и другие.
И на последнем этапе формирую четкую, грамотную речь, обыгрываем литературное произведение по сюжетам и целиком, сказки в прозе, сказки в стихах. Совершаем путешествие по сказкам.
Мы с младшей группы показываем сказки родителям.
1.
Сценарий « Сказка О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.»
(Дети сидят на стульях)
Ведущая: Дорогие дети, мамы, папы и гости. Сегодня в нашей группе мы вас познакомим с творчеством
А. С. Пушкина. Более 200 лет тому назад родился А. С. Пушкин, но до сих пор его сказками зачитываются и взрослые и дети. Кажется, только начни читать первые строки и герои сказок тут же оживут.
Ведущая: Три девицы под окном. Пряли поздно вечерком…
Дети: Сказка о царе Салтане
(Заранее приготовить 3 стула. Прялку)
Выходят три девочки, одетые в русские национальные костюмы, садятся на стулья , прядут
И поют.
Песня «Позолоченная прялица»:
-Уж ты прялица кормилица моя,
Золотою краской выкрашу тебя.
Буду прясть да попрядывать,
По беседушкам похаживать.
Припев:
Позолоченная прялица, мы прядем, а нитка тянется.
Нам работа наша нравится.
1-я девочка: Ка бы я была царица,
То на весь крещеный мир
Приготовила бы пир.
2-я девочка: Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
3-я девочка: Кабы я была царица,
Я б для батюшки царя
Родила богатыря.
Рассказчик: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Царь: Здравствуй, красная девица!
Говорю я, будь царица.
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки – сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха.
2.
Рассказчик: Царь недолго собирался
В тот же вечер обвенчался.
Рассказчик: В те поры война была.
Царь Салтан с женой простился.
На добра коня садился.
Ей наказывал себя
Поберечь его любя.
(Царь царицу обнимает и садится на коня и уезжает под музыку
Царица машет платочком и уходит в сторонку).
Рассказчик: Между тем, как царь далеко,
Бьется долго и жестоко.
Сына бог им дал в аршин.
Шлет с письмом она гонца, ( Выходит царица с ребенком покачивая, в руке сверток-письмо).
Чтоб обрадовать отца.
(Выбегает гонец и царица отдает ему письмо и уходит, а гонец остается,
Ткачиха, повариха и баба Бабариха выглядывают из- за дворца, выбегают и бегут за гонцом.
Гонец бежит по кругу с письмом, за ним ткачиха с прялкой, повариха с половником и машут на него.
Окружают его хватают письмо и дают ему другое- ткачиха.
Царица вышла, а тетки выглядывают и хихикают противно.
Боярин выходит с указом:
Объявляю царску волю.
И читаю вслух указ.
И царицу, и приплод
Тайно бросить в бездну вод. (царица плачет).
Рассказчик: И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили.
И пустили в Окиян-
Так велел-де царь Салтан.
(Выходит Море. Музыка Н. А. Римского –Корсакова «Море»)
Выходит 1-я волна, 2-я волна, 3-я волна. Бочка обегает змейкой волны.
Останавливается в средней волне).
Царевич: Ты, волна, моя волна.
Ты гульлива и вольна.
Плещешь ты куда захочешь,
Ты морские камни точишь.
Топишь берег ты земли,
Поднимаешь корабли-
Не губи ты нашу душу;
Выплесни ты нас на сушу!
(Под музыку бочка убегает)
3.
Рассказчик: И послушалась волна;
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.- волны присели.
Вышли на берег к дворцу.
(Лебедь плавает и коршун над ним машет крыльями)
Царевич рассказывает матери:
Что я слышу? Будто стон…
Что там в море среди волн?
Бьется лебедь- так и плещет.
Воду вкруг мутит и хлещет.
Коршун когти распустил,
Клюв кровавый навострил!
Не бывать такому делу.
( натягивает лук и коршун отступает , улетает).
Лебедь: Ты царевич мой спаситель,
Мой могучий избавитель.
Отплачу тебе добром.
Сослужу тебе потом.
( Море уходит и лебедь улетела, город выдвинуть на передний план).
(Царевич и мать присели и уснули, головы на плече).
Рассказчик: Вот открыл царевич очи,
И дивясь пред собой.
Видит город он большой.
Мать и сын идут к ограду.
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон.
( Бояре, рассказчики, и другие дети машут шапками и кланяются шапками царю)
Рассказчик: Все их громко величают.
И царевича венчают.
Княжей шапкой и главой
Возвышают над собой.
Общий танец «Русская пляска».
(После пляски не уходят).
Ребенок: И среди своей столицы, с разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он (Руки)
И нарекся князь Гвидон.
Все дети: Князь Гвидон! Князь Гвидон!
Шлем тебе мы все поклон! ( Все разошлись на места, готовится корабль)
4.
Ребенок: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах. (появляется кораблик)
1-й корабельщик: Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся.
На знакомом острову
Чудо видят наяву.
Мать царевича: Царь Гвидон зовет их в гости.
Их он кормит и поит ,
И ответ держать велит.
2-й корабельщик Гвидону:
Мы объехали весь свет,
Торговали соболями.
Черно-бурыми лисами.
А теперь наш вышел срок.
Едем прямо на восток.
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.
Князь Гвидон: Добрый путь вам господа!
По морю, по Окияну.
К славному царю Салтану.
От меня ему поклон. (корабль уехал за ширму)
Лебедь белая плывет под музыку. Царевич подходит к берегу.
Лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Князь: Грусть –тоска меня съедает,
Одолела молодца.
Видеть я б хотел отца.
Лебедь: Вот в чем горе?
Будь, же князь ты комаром.
(Лебедь машет крыльями, а князь одевает нос и крылья за ширмой)
Ребенок: Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился.
Полетел и запищал.
Судно на море догнал. -----пошел корабль и комар бежит за ним и садится
Потихоньку опустился на корабль на корабль.
И в щель забился.
( Приплыл корабль)
5.
Ребенок: Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
Ой вы, гости- господа,
Долго ль ездили? Куда?
Корабельщики: Мы объехали весь свет.
За морем житье не худо.
В свете ж вот какое чудо:
В море остров , а на нем
Новый город со дворцом
И сидит в нем князь Гвидон.
Он прислал тебе поклон.
(Корабль уплывает).
Ребенок: Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится.
( комар вбегает, летит, пищит, тетки выглядывают с разных сторон дома.
Комар жалит повариху и она закрывает голову руками---ох, ох, ох.
Комар обегает круг и жалит повариху, она руками схватила голову и кружится).
3 тетки бегут за ним и кричат:
Распроклятая ты, мошка. Мы тебя!!!
Рассказчик: А он в окошко.
Да спокойно в свой удел
Через море улетел. ( уходит за ширму переодеваться).
Музыка «Плывет белая лебедь»
Рассказчик: Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит.
Глядь по верх текучих вод ,
Лебедь белая плывет.
Лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Князь Гвидон: Грусть- тоска меня съедает,
Чудо- чудное завесть мне б хотелось.
Где-то есть ель в лесу.
Под елью белка.
Диво право не безделка.
Белка песенки поет.
Да орешки все грызет.
А орешки не простые.
Все скорлупки золотые.
Ядра чистый изумруд.
Лебедь: Свет о белке правду бает.
Это чудо знаю я.
Полно князь, душа моя.
Не печалься, рада службу.
Оказать тебе я в дружбу. (Князь отвернулся и лебедь уплыла).
6.
Выбежали белочки. Танец белочек. « Во саду ли в огороде».
Князь: ( Удивился) Ну спасибо!
Ребенок: Ветер по морю гуляет.
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах.
На раздутых парусах. (едет кораблик).
Князь Гвидон: Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?
Корабельщики: Мы объехали весь свет,
Торговали мы конями,
Все донскими жеребцами,
А теперь нам вышел срок.
И лежит наш путь далек.
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана.
Князь: Добрый путь вам, господа,
По морю, по Окияну.
К славному царю Салтану.
Да скажите: князь Гвидон
Шлет царю-де свой поклон. ( корабль уплыл, появилась лебедь)
Ребенок: Гости князю поклонились.
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь- а лебедь там.
Уж гуляет по волнам.
Князь: Помоги! Душа ведь просит.
Так и тянет, и уносит в царство
Славного Салтана. (Лебедь брызгает. крыльями машет, Гвидон убегает за
Ширму, переодевается в муху).
Ребенок: В муху князь оборотился.
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль и в щель залез. ( Плывет кораблик, за ним летит муха).
Салтан сидит на троне, ткачиха с поварихой злыми жабами глядят.
Салтан: ОЙ, вы гости, господа,
Долго ль ездили? Куда?
Корабельщики:
1-й кор-к: Мы объехали весь свет.
За морем житье не худо.
В свете ж вон какое чудо.
2-й кор-к: Остров на море лежит. Град на острове стоит.
7.
3-й кор-к: Ель растет перед дворцом.
А под ней хрустальный дом.
4-й кор-к: Изоб нет , везде палаты.
Все: А сидит в нем царь Гвидон.
Он прислал тебе поклон. ( Кланяются)
Салтан: Если только жив я буду,
Чудный город навещу.
У Гвидона погощу. ( корабль уплыл, а муха сидит в стороне)
Ткачиха: Что тут дивного?
Ну вот. Белка камушки грызет.
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды.
Повариха: Этим нас не удивишь.
Правду ль нет ли говоришь?
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо.
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя ,
33 богатыря.
Бабариха: Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!
Ребенок: Диву царь Салтан дивиться,
А Гвидон- то злится, злится.
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз. ( ткачиха закрывает глаз)
Все кричат: Лови, лови, да дави его, дави!
Вот ужо! Постой немножко! Погоди!!
Ребенок: А князь в окошко, да спокойно в свой удел
Через море улетел.
Лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный!
Опечалился чему?
Князь Гвидон: Грусть- тоска меня съедает,
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел.
Лебедь: А какое ж это диво?
8.
Князь Гвидон: Где-то вздуется бурливо Окиян,
Подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Лебедь: Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай.
Князь уходит. Танец богатырей.
Черномор: Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала славный город твой хранить,
И дозором обходить.
( Идет корабль)
Ребенок: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах,
На поднятых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Гвидон: Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?
Корабельщики: Мы объехали весь свет,
Торговали мы булатом, чистым серебром и златом.
И теперь нам вышел срок,
А лежит наш путь далек,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана.
Князь: Добрый путь вам господа.
По морю, по Окияну.
К славному царю Салтану.
Да скажите ж князь Гвидон
Шлет-де свой царю поклон.
( Корабль уплыл. Лебедь появилась).
Ребенок: К морю князь, а лебедь там,
Уж гуляет по волнам.
9.
Князь: Душа- де просит…
Так и тянет и уносит
В царство славного Салтана.
( Лебедь обрызгала князя и он убегает переодеваться в шмеля).
Ребенок: Шмелем князь оборотился,
Полетел, зажужжал, судно на море догнал.
Потихоньку опустился на корму
И в щель забился.
(Приготовить трон)
Ребенок: Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думкой на лице.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят четырьмя
Все три глядят.
Царь: Ой вы, гости- господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем , иль худо?
И какое в свете чудо?
Корабельщики: Мы объехали весь свет.
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
( перебивают тетки)
Тетки: Остров на море лежит,
Град на острове стоит.
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря
В чешуе огнем горя.
Бабариха усмехнувшись говорит:
Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правда бают или лгут ,
Дива я не вижу тут.
В свете есть такое диво,
Вот идет молва правдиво.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. Молвить можно справедливо – Это диво, так уж диво.
10.
Князь- шмель: под музыку.
Зажужжал, закружился и ужалил Бабариху в нос- одел ей красный круглый нос.
Бабариха: Помогите, ради бога!
Караул! Лови, лови!
Да дави его , дави!
Вот ужо! Подожди немножко!
Погоди!!!
( Шмель улетает, переодевается)
Ребенок:А шмель в окошко
Да спокойно в свой удел
Через море улетел.
Лебедь князю: Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Князь Гвидон: Грусть- тоска меня съедает
Люди женятся, гляжу.
Не женат лишь я хожу.
Лебедь: А кого же на примете ты имеешь?
Князь: Да на свете говорят царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Лебедь: Да, такая есть есть девица.
Но жена не рукавица,
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом-
Слушай обо всем об этом.
Ребенок: Князь готов душою страстной
За царевною прекрасной
Хоть пешком идти отсель
Да за тридевять земель.
Лебедь: Знай, близка судьба твоя. ( Лебедь машет крыльями , облетает ширму
Ведь царевна эта- я. и быстро переодевается в царевну).
( Царь царевну обнимает,
К белой груди прижимает.)-------------действия.
Князь: А теперь пойдем скорей к милой матушке моей.
Ребенок: Вспомнил царь, что в гости обещался.
А до селе не собрался.
Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел.
И вот в лазоревой дали показались корабли. Князь Гвидон тогда вскочил. Громогласно сообщил.
11.
Гвидон: Матушка моя родная и ты княгиня молодая,
Посмотрите-ка туда.
Едет батюшка сюда.
Царь Салтан: Что я вижу? Что такое?
Как? И дух мой занялся.
Обнимаю я царицу и сынка,
И молодицу.
Князь Гвидон: Ну, садимся все за стол и веселый пир пошел. Танцуют все.
Музыка минусовка « Вдруг, как в сказке скрипнула дверь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
«Роль театрализованной игры в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Автор темы: Боброва Тамара Николаевна, воспитатель 1-й кв. категории, ГБДОУ 32.
Цель: Совершенствовать через театрализованную игру развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
-Совершенствовать звуковую культуру речи.
-Развитие монологической и диалогической речи.
-Формирование игровой мотивации детской речи.
-Развитие пантомимы.
-Создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы.
-Обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
-Совершенствование интонационной выразительности речи.
-Расширение кругозора и представлений о мире.
- Способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи.
-Активно привлекать родителей в подготовке и проведении театрализованных игр-изготовление атрибутов, костюмов; упражнять в артикуляционных и речевых упражнениях.
На первом этапе я проводила :
-Артикуляционную гимнастику.
-Массаж ладоней.
-Знакомство с диалогом.
-Игры с пальчиковыми куклами, с воображаемыми предметами, персонажами.
Например, «Ожившие куклы», «Куклы- топотушки», «Мы идём в лес», «Мы пришли в театр» и другие.
Проводила работу :
-По развитию речевого дыхания.
-Игры имитации.
Дети учились понимать выражения лица, жестов, движений другого ребёнка.
Проводила игры-этюды:
- «Угадай сказочного персонажа», «Вкусная каша», «Купание», «Превращение предмета»- дети- цветы, деревья, грибы, насекомые, животные, предметы посуды, транспорта, бытовые ситуации.
Я обыгрывала с детьми стихи и сюжеты сказок.
На втором этапе я проводила игры и упражнения на разнообразную интонацию, обучению жестам, развитие пантомимы.
С разными видами театров делала этюды:
-В гости к бабушке.
-В гости к сказочным героям.
- Упражняла в кукловождении кукол би-ба-бо.
- Игры-драматизации по знакомым потешкам, стихам.
-В течении дня и в режимных моментах провожу подвижные и пальчиковые игры.
Я создаю условия для реализации театрализованной деятельности: подбор игр, упражнений, для развития дыхания, голоса, подвижности артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры.
Имеется в наличии наглядный материал: иллюстрации к художественной литературе, картотека речевых и пальчиковых игр, игры на развитие мимики, жестов, воображения.
Проводится работа над умением менять силу голоса, интонационной выразительности речи. Чтение стихов. Делаем детские сценки, пьесы, ритмические этюды: например, «Лиса и заяц», «Ёжик», С. М. Маршак «Перчатки», И. М. Новикова «Четыре времени года».
Рассказывала детям об устройстве театра, с театральным словарём: ложа, партер, осветитель.
Знакомила детей с профессией костюмера: « Костюмерная», «Театральные костюмы».
Провожу игры на пластику- «Бабочки», «Птицы», «Самолеты».
Проводится работа по содержанию сказок- читаем сказки и совместно их анализируем:
- Работа над образами (даются примеры типичных сказочных выражений, примеры народной разговорной речи, повторяющиеся песенки, четкая композиция текста).
-Пересказываем сказки с использованием фигурок настольного театра, фланелеграфа, кукольного театра.
-Провожу работу по совершенствованию речевой деятельности, рассказываем диалоги персонажей, рассказываем эпизоды сказок, стихи, потешки, дразнилки. Это упражняет в произношении трудных звуков и совершенствует связную речь, помогает освоить разную интонацию, мимику, вопросы, просьбы, удивления, суждения. Увиденное и пережитое в самостоятельной театрализованной деятельности способствует развитию речи, умению вести диалоги и передавать свои впечатления в форме монологической речи. Используем разные виды театров- настольный, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки, игрушки. Дети создают сценки и ведут роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его мимикой, интонацией, движениями. В ролевых играх используем костюмы, маски.
Например, «Фольклорные посиделки», « Ярмарка», «Масленица», «Путешествие по сказкам», «Театр масок», « Богатыри», сказки «Теремок», «Федорино горе», мюзикл по сказке «Колобок», « 12 месяцев», «Сказка о царе Салтане» и другие.
Родителей подключаю к изготовлению масок, кукол, костюмов, атрибутов для инсценировок.
Провожу консультации с родителями по данной проблеме. Сочиняем с детьми небольшие сказки, стихи, учимся подбирать простейшие рифмы. Пересказываем с детьми и делаем игры-драматизации текстов.
Этюды на выразительность жестов: «Лиса и журавль», «Федорино горе», «Дружная семья» и другие.
Делаю с детьми диалогические реплики: «Встреча Маши с бабушкой и дедушкой», «Колобок и его друзья»,
«Подарок для мамы» и другие.
Рассказываем сказки, включая разных персонажей, игровые ситуации: «Встреча Красной Шапочки с Волком», «Встреча князя Гвидона с царевной Лебедь», «Попали под дождь» и другие.
И на последнем этапе формирую четкую, грамотную речь, обыгрываем литературное произведение по сюжетам и целиком, сказки в прозе, сказки в стихах. Совершаем путешествие по сказкам.
Мы с младшей группы показываем сказки родителям.
1.
Сценарий « Сказка О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.»
(Дети сидят на стульях)
Ведущая: Дорогие дети, мамы, папы и гости. Сегодня в нашей группе мы вас познакомим с творчеством
А. С. Пушкина. Более 200 лет тому назад родился А. С. Пушкин, но до сих пор его сказками зачитываются и взрослые и дети. Кажется, только начни читать первые строки и герои сказок тут же оживут.
Ведущая: Три девицы под окном. Пряли поздно вечерком…
Дети: Сказка о царе Салтане
(Заранее приготовить 3 стула. Прялку)
Выходят три девочки, одетые в русские национальные костюмы, садятся на стулья , прядут
И поют.
Песня «Позолоченная прялица»:
-Уж ты прялица кормилица моя,
Золотою краской выкрашу тебя.
Буду прясть да попрядывать,
По беседушкам похаживать.
Припев:
Позолоченная прялица, мы прядем, а нитка тянется.
Нам работа наша нравится.
1-я девочка: Ка бы я была царица,
То на весь крещеный мир
Приготовила бы пир.
2-я девочка: Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
3-я девочка: Кабы я была царица,
Я б для батюшки царя
Родила богатыря.
Рассказчик: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Царь: Здравствуй, красная девица!
Говорю я, будь царица.
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки – сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха.
2.
Рассказчик: Царь недолго собирался
В тот же вечер обвенчался.
Рассказчик: В те поры война была.
Царь Салтан с женой простился.
На добра коня садился.
Ей наказывал себя
Поберечь его любя.
(Царь царицу обнимает и садится на коня и уезжает под музыку
Царица машет платочком и уходит в сторонку).
Рассказчик: Между тем, как царь далеко,
Бьется долго и жестоко.
Сына бог им дал в аршин.
Шлет с письмом она гонца, ( Выходит царица с ребенком покачивая, в руке сверток-письмо).
Чтоб обрадовать отца.
(Выбегает гонец и царица отдает ему письмо и уходит, а гонец остается,
Ткачиха, повариха и баба Бабариха выглядывают из- за дворца, выбегают и бегут за гонцом.
Гонец бежит по кругу с письмом, за ним ткачиха с прялкой, повариха с половником и машут на него.
Окружают его хватают письмо и дают ему другое- ткачиха.
Царица вышла, а тетки выглядывают и хихикают противно.
Боярин выходит с указом:
Объявляю царску волю.
И читаю вслух указ.
И царицу, и приплод
Тайно бросить в бездну вод. (царица плачет).
Рассказчик: И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили.
И пустили в Окиян-
Так велел-де царь Салтан.
(Выходит Море. Музыка Н. А. Римского –Корсакова «Море»)
Выходит 1-я волна, 2-я волна, 3-я волна. Бочка обегает змейкой волны.
Останавливается в средней волне).
Царевич: Ты, волна, моя волна.
Ты гульлива и вольна.
Плещешь ты куда захочешь,
Ты морские камни точишь.
Топишь берег ты земли,
Поднимаешь корабли-
Не губи ты нашу душу;
Выплесни ты нас на сушу!
(Под музыку бочка убегает)
3.
Рассказчик: И послушалась волна;
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.- волны присели.
Вышли на берег к дворцу.
(Лебедь плавает и коршун над ним машет крыльями)
Царевич рассказывает матери:
Что я слышу? Будто стон…
Что там в море среди волн?
Бьется лебедь- так и плещет.
Воду вкруг мутит и хлещет.
Коршун когти распустил,
Клюв кровавый навострил!
Не бывать такому делу.
( натягивает лук и коршун отступает , улетает).
Лебедь: Ты царевич мой спаситель,
Мой могучий избавитель.
Отплачу тебе добром.
Сослужу тебе потом.
( Море уходит и лебедь улетела, город выдвинуть на передний план).
(Царевич и мать присели и уснули, головы на плече).
Рассказчик: Вот открыл царевич очи,
И дивясь пред собой.
Видит город он большой.
Мать и сын идут к ограду.
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон.
( Бояре, рассказчики, и другие дети машут шапками и кланяются шапками царю)
Рассказчик: Все их громко величают.
И царевича венчают.
Княжей шапкой и главой
Возвышают над собой.
Общий танец «Русская пляска».
(После пляски не уходят).
Ребенок: И среди своей столицы, с разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он (Руки)
И нарекся князь Гвидон.
Все дети: Князь Гвидон! Князь Гвидон!
Шлем тебе мы все поклон! ( Все разошлись на места, готовится корабль)
4.
Ребенок: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах. (появляется кораблик)
1-й корабельщик: Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся.
На знакомом острову
Чудо видят наяву.
Мать царевича: Царь Гвидон зовет их в гости.
Их он кормит и поит ,
И ответ держать велит.
2-й корабельщик Гвидону:
Мы объехали весь свет,
Торговали соболями.
Черно-бурыми лисами.
А теперь наш вышел срок.
Едем прямо на восток.
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.
Князь Гвидон: Добрый путь вам господа!
По морю, по Окияну.
К славному царю Салтану.
От меня ему поклон. (корабль уехал за ширму)
Лебедь белая плывет под музыку. Царевич подходит к берегу.
Лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Князь: Грусть –тоска меня съедает,
Одолела молодца.
Видеть я б хотел отца.
Лебедь: Вот в чем горе?
Будь, же князь ты комаром.
(Лебедь машет крыльями, а князь одевает нос и крылья за ширмой)
Ребенок: Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился.
Полетел и запищал.
Судно на море догнал. -----пошел корабль и комар бежит за ним и садится
Потихоньку опустился на корабль на корабль.
И в щель забился.
( Приплыл корабль)
5.
Ребенок: Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
Ой вы, гости- господа,
Долго ль ездили? Куда?
Корабельщики: Мы объехали весь свет.
За морем житье не худо.
В свете ж вот какое чудо:
В море остров , а на нем
Новый город со дворцом
И сидит в нем князь Гвидон.
Он прислал тебе поклон.
(Корабль уплывает).
Ребенок: Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится.
( комар вбегает, летит, пищит, тетки выглядывают с разных сторон дома.
Комар жалит повариху и она закрывает голову руками---ох, ох, ох.
Комар обегает круг и жалит повариху, она руками схватила голову и кружится).
3 тетки бегут за ним и кричат:
Распроклятая ты, мошка. Мы тебя!!!
Рассказчик: А он в окошко.
Да спокойно в свой удел
Через море улетел. ( уходит за ширму переодеваться).
Музыка «Плывет белая лебедь»
Рассказчик: Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит.
Глядь по верх текучих вод ,
Лебедь белая плывет.
Лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Князь Гвидон: Грусть- тоска меня съедает,
Чудо- чудное завесть мне б хотелось.
Где-то есть ель в лесу.
Под елью белка.
Диво право не безделка.
Белка песенки поет.
Да орешки все грызет.
А орешки не простые.
Все скорлупки золотые.
Ядра чистый изумруд.
Лебедь: Свет о белке правду бает.
Это чудо знаю я.
Полно князь, душа моя.
Не печалься, рада службу.
Оказать тебе я в дружбу. (Князь отвернулся и лебедь уплыла).
6.
Выбежали белочки. Танец белочек. « Во саду ли в огороде».
Князь: ( Удивился) Ну спасибо!
Ребенок: Ветер по морю гуляет.
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах.
На раздутых парусах. (едет кораблик).
Князь Гвидон: Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?
Корабельщики: Мы объехали весь свет,
Торговали мы конями,
Все донскими жеребцами,
А теперь нам вышел срок.
И лежит наш путь далек.
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана.
Князь: Добрый путь вам, господа,
По морю, по Окияну.
К славному царю Салтану.
Да скажите: князь Гвидон
Шлет царю-де свой поклон. ( корабль уплыл, появилась лебедь)
Ребенок: Гости князю поклонились.
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь- а лебедь там.
Уж гуляет по волнам.
Князь: Помоги! Душа ведь просит.
Так и тянет, и уносит в царство
Славного Салтана. (Лебедь брызгает. крыльями машет, Гвидон убегает за
Ширму, переодевается в муху).
Ребенок: В муху князь оборотился.
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль и в щель залез. ( Плывет кораблик, за ним летит муха).
Салтан сидит на троне, ткачиха с поварихой злыми жабами глядят.
Салтан: ОЙ, вы гости, господа,
Долго ль ездили? Куда?
Корабельщики:
1-й кор-к: Мы объехали весь свет.
За морем житье не худо.
В свете ж вон какое чудо.
2-й кор-к: Остров на море лежит. Град на острове стоит.
7.
3-й кор-к: Ель растет перед дворцом.
А под ней хрустальный дом.
4-й кор-к: Изоб нет , везде палаты.
Все: А сидит в нем царь Гвидон.
Он прислал тебе поклон. ( Кланяются)
Салтан: Если только жив я буду,
Чудный город навещу.
У Гвидона погощу. ( корабль уплыл, а муха сидит в стороне)
Ткачиха: Что тут дивного?
Ну вот. Белка камушки грызет.
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды.
Повариха: Этим нас не удивишь.
Правду ль нет ли говоришь?
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо.
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя ,
33 богатыря.
Бабариха: Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!
Ребенок: Диву царь Салтан дивиться,
А Гвидон- то злится, злится.
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз. ( ткачиха закрывает глаз)
Все кричат: Лови, лови, да дави его, дави!
Вот ужо! Постой немножко! Погоди!!
Ребенок: А князь в окошко, да спокойно в свой удел
Через море улетел.
Лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный!
Опечалился чему?
Князь Гвидон: Грусть- тоска меня съедает,
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел.
Лебедь: А какое ж это диво?
8.
Князь Гвидон: Где-то вздуется бурливо Окиян,
Подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Лебедь: Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай.
Князь уходит. Танец богатырей.
Черномор: Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала славный город твой хранить,
И дозором обходить.
( Идет корабль)
Ребенок: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах,
На поднятых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Гвидон: Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?
Корабельщики: Мы объехали весь свет,
Торговали мы булатом, чистым серебром и златом.
И теперь нам вышел срок,
А лежит наш путь далек,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана.
Князь: Добрый путь вам господа.
По морю, по Окияну.
К славному царю Салтану.
Да скажите ж князь Гвидон
Шлет-де свой царю поклон.
( Корабль уплыл. Лебедь появилась).
Ребенок: К морю князь, а лебедь там,
Уж гуляет по волнам.
9.
Князь: Душа- де просит…
Так и тянет и уносит
В царство славного Салтана.
( Лебедь обрызгала князя и он убегает переодеваться в шмеля).
Ребенок: Шмелем князь оборотился,
Полетел, зажужжал, судно на море догнал.
Потихоньку опустился на корму
И в щель забился.
(Приготовить трон)
Ребенок: Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думкой на лице.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят четырьмя
Все три глядят.
Царь: Ой вы, гости- господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем , иль худо?
И какое в свете чудо?
Корабельщики: Мы объехали весь свет.
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
( перебивают тетки)
Тетки: Остров на море лежит,
Град на острове стоит.
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря
В чешуе огнем горя.
Бабариха усмехнувшись говорит:
Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правда бают или лгут ,
Дива я не вижу тут.
В свете есть такое диво,
Вот идет молва правдиво.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. Молвить можно справедливо – Это диво, так уж диво.
10.
Князь- шмель: под музыку.
Зажужжал, закружился и ужалил Бабариху в нос- одел ей красный круглый нос.
Бабариха: Помогите, ради бога!
Караул! Лови, лови!
Да дави его , дави!
Вот ужо! Подожди немножко!
Погоди!!!
( Шмель улетает, переодевается)
Ребенок:А шмель в окошко
Да спокойно в свой удел
Через море улетел.
Лебедь князю: Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Князь Гвидон: Грусть- тоска меня съедает
Люди женятся, гляжу.
Не женат лишь я хожу.
Лебедь: А кого же на примете ты имеешь?
Князь: Да на свете говорят царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Лебедь: Да, такая есть есть девица.
Но жена не рукавица,
С белой ручки не стряхнешь,
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом-
Слушай обо всем об этом.
Ребенок: Князь готов душою страстной
За царевною прекрасной
Хоть пешком идти отсель
Да за тридевять земель.
Лебедь: Знай, близка судьба твоя. ( Лебедь машет крыльями , облетает ширму
Ведь царевна эта- я. и быстро переодевается в царевну).
( Царь царевну обнимает,
К белой груди прижимает.)-------------действия.
Князь: А теперь пойдем скорей к милой матушке моей.
Ребенок: Вспомнил царь, что в гости обещался.
А до селе не собрался.
Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел.
И вот в лазоревой дали показались корабли. Князь Гвидон тогда вскочил. Громогласно сообщил.
11.
Гвидон: Матушка моя родная и ты княгиня молодая,
Посмотрите-ка туда.
Едет батюшка сюда.
Царь Салтан: Что я вижу? Что такое?
Как? И дух мой занялся.
Обнимаю я царицу и сынка,
И молодицу.
Князь Гвидон: Ну, садимся все за стол и веселый пир пошел. Танцуют все.
Музыка минусовка « Вдруг, как в сказке скрипнула дверь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Статья на тему "Театральные игры, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста" поможет подобрать интересные методы развития речи у ребенка дошкольного возраста....
Цикл занятий по использованию театрализованной игры как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
перспективное планирование по развитию связной речи у детей с ЗПР...
Театрализованные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью и ролью её в формировании личности. Именно в связной ...
Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации)
Для лучшего развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, целесообразно проводить с ними театрализованные игры. В данной методической разработке представлены виды игр, а также даны реко...
Цикл занятий по использованию театрализованной игры как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В 2019-2020 учебном году я проводила работу по теме «Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольников с ОВЗ» Эта тема выбрана мною не случайно. ...
Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»...
Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).
Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...