НОД Развитие речи в подготовительной группе «Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Дмитриенко Юлия Александровна

НОД Развитие речи в подготовительной группе «Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам» (Ушакова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_razvitie_rechi_syuzhetnye_kartinki.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Развитие речи» 

Тема «Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам»

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель:
Обучающая:
связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность;

Развивающая:

словарь и грамматика:

развивать умение  употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов;

звуковая культура речи:

закреплять правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи; голоса.

Воспитательные задачи: Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания .

Дидактический наглядный материал: картинки с разными животными (тигр, жираф, слон, волк, лиса);  презентация: картины с изображениями животных и их детёнышей.

  1. Психологический настрой: «Дружно за руки возьмемся, мы друг другу улыбнемся, скажем здравствуйте и гулять пойдем»
  2. Организационный момент:

Ребята я сегодня получила письмо от Незнайки: он просит вам помочь ему отгадать загадку о животном. Поможем? .

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый.

По деревьям может лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

В. Кожевников

дети отгадывают.

На стенд выставляется картина Белка с бельчатами .

Как называют детенышей белки? дети. Бельчата.

Воспитатель. В письме написано, если вы справились с загадкой тогда

Сейчас мы поиграем в игру, которую отправил нам Незнайка.

Игра «Кто у кого?»

Воспитатель. Я вам назову животное, а тот, на кого я укажу, назовет его детеныша или детенышей, если я скажу слово много, или несколько, или двое-трое.

Лиса... лисенок. У лисы много... лисят, несколько... лисят.

Медведь... медвежонок. У медведицы… медвежата, двое... медвежат.

Волк... волчонок, У волчицы... волчата, трое... волчат.

Один ежик — много... ежиков. У ежихи... ежата.

Воспитатель по аналогии проводит беседу по картине. Волк с волчатами,

Посмотрите на картинку. Это зайчата. Какими словами можно рассказать о зайчонке? Какой он?

Дети. Пушистый, мягкий, белый, ушастенький, толстенький..

Воспитатель. А с чем можно сравнить зайчонка? На что он похож?

Дети. Белый и пушистый, как вата; зайчонок, как снежок, как пушок; как мячик прыгает...

Воспитатель. Погулял зайчонок в лесу и поскакал к маме веселый. Настроение у него хорошее. Как можно про такого зайчонка сказать?

дети отвечают.

К слову веселый подберите слова, близкие по значению или смыслу. Так какой был зайчонок?

Дети. Довольный, бодрый, шустренький, радостный...

Воспитатель. А если ом был радостный, то ом не прискакал, а... мчался, летел. А второй зайчонок — братец первого — прискакал домой невеселый, ею обидели. Расскажите про этого зайчонка. Какой он?

Дети  отвечают.

К слову веселый подберите слова, противоположные по значению, смыслу. Так какой был второй зайчонок?

дети.  Грустный, печальный, недовольный, огорченный, испуганный...

Воспитатель. А если зайчонок был грустный, то он домой не скакал, а... тащился, плелся, брел.

А сейчас посмотрите на открытки, которые прислал Незнайка. (Раскладывает на каждом столе по одной.) Придумайте вдвоем рассказ. Подумайте, что сначала произошло с персонажами. Затем расскажите о том, что нарисовано на открытке, а потом придумайте, чем могло бы все закончиться, договоритесь, кто из вас двоих начнет рассказ. Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным.

Воспитатель вызывает три команды. После каждого рассказа спрашивает, чем он понравился, какой рассказ лучше и как его можно назвать. Подводя итоги оценки, отмечает четкость композиции, содержательность, наличие образных средств.

Воспитатель показывает детям картинки (тигр, жираф, слон, волк, лиса) и предлагает сначала назвать животных, в названиях которых есть звук «р» а потом — животных, в названиях которых есть звук [л).

Воспитатель предлагает одной группе детей подобрать слова со звуком (р), другой — со звуком [л).

Далее  дети выполняют задание, составляют предложение со словами, в которых есть звук «р», и предложение со словами, в которых есть звук «л». (Тиар рычит. Слон любит листья.)

Физкультминутка, гимнастика для глаз «Птичка».

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста стихотворения).

Игра «Выбери начало»

Воспитатель. В письме Незнайка просит нас прочитать рассказ М. Пришвина «Еж» и ответить на его вопросы. Хотите услышать рассказ?

Воспитатель читает детям рассказ М. Пришвина «Еж (см. приложение 1, с. 225), опуская начало.

Раз шел я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа.

Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шел автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога — он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.

 —  А, ты так со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.

Мгновенно еж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понес домой.

Мышей у меня было много. Я слышал — ежик их ловит, и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей.

Воспитатель. Какой части не хватает в рассказе? дети отвечают.

Почему вы решили, что не было именно начала? дети отвечают.

Вспомните, как начинаются многие рассказы.

Дети. Как-то раз, однажды, дело было летом.

Воспитатель. А сказки?

Дети . Жили-были, в некотором царстве.

Воспитатель предлагает детям модель рассказа поезд, состоящий из трех вагончиков: начала, середины, конца (все вагончики разного цвета). Дети выкладывают из них последовательность изложения,

Детям  читается короткий рассказ, в котором все части перепутаны.

Воспитатель.  Пришла мама и сказала: “Сядьте вместе”. В субботу вечером Катя и Варя принимали ванну. Вышла у них ссора, кто будет первым». Получился ли рассказ?

Дети  отвечают.

- Что надо сделать, чтобы он получился?

Дети . Поставить каждую часть на место: второе предложение — это начало, третье — середина, а первое — это конец рассказа.

Воспитатель. Определите место прочитанных предложений в рассказе.

         Захотелось зайцу, чтобы его боялись. С тех пор и начала Синичка с дятлами дружить. Однажды в солнечное утро вышел зайчик на прогулку. Да только лиса его и видела. Жила-была на свете маленькая девочка».

дети выполняют.

Игра «Учимся рассуждать»

Детям  предлагаются картинки-небылицы (летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы...).

Воспитатель. Скажите, что на этих картинках нарисовано неправильно, что надо изменить? Используйте слова «во-первых», «во вторых», чтобы мы поняли последовательность ваших рассуждений.

Дети  отвечают.

Игра «Составь рассуждение»

Воспитатель. Составьте рассуждение на тему .Весна в этом году ранняя, используйте для связи предложений слова: вот потому, потому что, в связи с этим...

Дети  выполняют.

Послушайте рассказ. «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима, а с нею Новый год пришел. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник, но никого в лесу не нашел. Почему?

дети отвечают.

Рефлексия:

  1. Понравилось ли вам задания Незнайки? Какие задания мы  выполняли?
  2. Какое задание  оказалось трудным, а с каким быстро справились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа «Дети идут в школу» по сюжетной картине.

Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.2. Развивать внимание, память.3. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по карти...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» в соответствии с ФГОС...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Дети в лесу»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Дети в лесу» Цель: совершенствовать умение составлять описательные рассказы по серии сюжет...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Цель: Обучение связаному, последовательному изложению событий по серии картинок.Задачи:Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картинок.Развивающие: Развивать способность самостоят...

Конспект нод по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин».

Задачи: -Продолжать   учить детей самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин.-Закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений.-Развива...