Конспект занятия .Образовательная область: «Речевое развитие" в подготовительной группе по теме: «Сядем рядком, да поговорим ладком»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Зверева Елена Геннадьевна

Образовательная деятельность направлена на закрепление знаниий произведений  русского народного фольклора, позволяя учить детей выразительному исполнению пословиц, небылиц, шуточных диалогов, стихотворений.

Актуальность данная образовательная деятельность также приобретает благодаря формированию  гендерных представленияй у детей через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgot_gruppa_syadem_ryadkom_da_pogovorim_ladkom.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад  №125»

Конспект занятия

Образовательная область «Речевое развитие»

по теме: «Сядем рядком, да поговорим ладком»

в группе  общеразвивающей направленности для детей 6-7лет №3

Подготовила

воспитатель высшей категории

Зверева Е.Г

Оренбург

 

Цель:

Создать эмоционально-комфортное состояние и благоприятные условия для познавательно-речевого развития детей.

Задачи:

Образовательные

Закрепить знание произведений  русского народного фольклора.

Учить детей выразительному исполнению пословиц, небылиц, шуточных диалогов, стихотворений.

Учить детей четко, быстро, внятно произносить скороговорки.

Активизировать словарь детей.

Закрепить навык слогового чтения.

Закрепить умение звуко - буквенного анализа слов.

Формировать гендерные представления у детей через игровую деятельность.

Развивающие

Развить связную диалогическую  речь и коммуникативные умения при помощи социо - игровых подходов.

Развивать интерес к  традициям и обычаям  русского народа, через устное народное творчество.

Развивать интерес к народным играм.

Развитие творческих способностей детей : певческих навыков, актерского мастерства.

Развивать эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

Развивать память, мышление, воображение.

Воспитательные

Воспитывать  уважение к народным традициям, обычаям  гостеприимства.

Воспитывать доброжелательность, уважение к труду и негативное отношение к таким качествам как лень.

Воспитывать любовь к своей Родине, Отечеству.

Воспитывать нравственные качества личности, как гражданственность и патриотизм.

Форма проведения занятия: «посиделки»

Предварительная работа:

Занятие  по познавательному развитию, где дети познакомились с жизнью и бытом наших предков.

Экскурсия в музей детского сада «Русская изба».

Чтение и заучивание наизусть русских народных пословиц и поговорок, частушек, небылиц, скороговорок, загадок. 

Работа над интонацией, мимикой, жестами.

Знакомство с русскими народными играми.

Тип  занятия: интегрированное (интеграция образовательных областей :

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)

Методы  и  приемы:

Наглядные:

демонстрация карточек, деревянных ложек, самовара.

Словесные:

беседа,  пояснение, чтение детьми по слогам, чтение наизусть, упражнение,  проблемные вопросы, рассказ воспитателя,  отгадывание загадок, похвала, оценка.

Практические и игровые –  игра-соревнование, подвижная  игра, ,исполнение песен, игра на музыкальных  инструментах, сюрпризный момент.

Материал и оборудование:

Декорация: деревенская изба с русской печкой, сундук, стол, лавки, люлька, домотканые половики.

Для чаепития: самовар, чайная посуда, блины, баранки, сушки.

Русские народные костюмы  для хозяек избы и детей.

Магнитный мольберт, карточки с со словами разбитыми на слоги,

клубки с шерстяными нитками, платочки для девочек, плоскостные балалайки для мальчиков,  народные музыкальные инструменты,  деревянные ложки по количеству детей. 

Музыкальный центр, диск с русскими народными мелодиями и песнями.

Организация детей в процессе проведения занятия

1.Вводная часть            2.Основная часть

3.Заключительная часть

 

Продолжительность  – 30 минут

План занятия:

1.Вводная часть

Приглашение в горницу

2.Основная часть

Беседа о родной сторонушке

Чтение слов по слогам

Беседа о Родине

Чтение стихотворения  наизусть

Звуко-буквенный  анализ слова

Игра-соревнование

Небылицы в лицах

Исполнение колыбельной

Исполнение скороговорок

Напевы частушек

Загадки

Подвижная игра с ложками

3.Заключительная часть

Сюрпризный момент

Чаепитие

Анализ

ХОД:

Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах

  Хозяюшка1

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод —

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Хозяюшка2

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Под русскую народную мелодию   в горницу заходят дети .

Хозяюшка2. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!

Хозяйка.1 Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по-старинному, посиделками называется.

Хозяйка2. Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!

                                    Заходят гости, 56 детей

Хозяйка1. Здравствуйте, проходите, будьте как дома!

Гость1: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей на лавку. Входит следующая небольшая группа детей

Хозяюшка2. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Гость 2: Гости — люди подневольные, где посадят, там и сидят

                   Входит еще одна небольшая группа детей.

Хозяйка1. Редкий гость никогда не в тягость.

Гость3. Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть да себя показать.

Хозяйка2. Проходите, гости дорогие! Гостю — почет, хозяину — честь!

Гость 4. Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяйки встречают новых гостей.

Хозяйка1. Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Гость 5. Ехали мы мимо, да завернули до дыму.

Хозяйка2. Собралось к нам гостей со всех   волостей.   Ну   что   ж,   доброе начало, как говорится, половина дела.

Хозяйка1.   Припасли   мы   для   вас забавушек на всякий вкус.  Кому — хлеб соль, кому - сказку,   кому   —   правду,   кому   — песенку.

Хозяйка2. Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Гость 6. Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка1. В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком о родимой сторонушке.

                           Здесь теплое поле наполнено рожью,

                           Здесь плещутся зори в просторах лугов…

                           И нет у нас Родины, кроме России,-

                           Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

Хозяйка2: Где мы с вами живём?

Дети: В России.

Хозяйка2: Как раньше называли наше государство?

Дети: Русь.
Хозяйка2: Правильно, Русь. Ребята, найдите слова которыми можно назвать страну, в которой вы родились, где каждый уголок  дорог вашему сердцу.

Дети читают  и находят подходящие слова:

РО-ДИ-НА, БЕ-РЕ-ЗА, ГЕРБ,  МОСК-ВА, О-ТЕ-ЧЕСТ-ВО, ГИМН, РО-МАШ-КА, МА-ТУШ-КА РОС-СИ-Я, ФЛАГ, МАТ-РЕШ-КА.

При необходимости вопросы  об официальных и неофициальных символах России.

Хозяйка2: Послушайте с какой любовью о России говорит К.Д.Ушинский:

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия».

Хозяйка2: Почему Россию называют Отечеством?

Дети: Потому, что в ней жили наши предки, отцы, деды.

Хозяйка2: Почему Россию называют Родиной?

Дети: Родиной мы зовем Россию потому, что в ней родились.

Хозяйка2: Почему называют её матерью, матушкой?

Дети: Потому, что вскормила нас хлебом, вспоила водами, выучила своему языку.

Хозяйка2: В России живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках, но все хорошо знают и понимают русский язык.

Хозяйка1: Россия –  наша Родина.

- Сколько  слогов в слове «Ро-ди-на». Прохлопайте.(три)

- Какой звук слышится в начале слова? В конце? (р,а)

- Сколько гласных? Назовите(три:о,и,а)

- Сколько согласных? Назовите(три:р,д,н)

- Какой согласный звук мягкий?(дь)

Хозяйка2: Молодцы! А кто знает пословицы о родной сторонушке?

Дети: Человек без Родины, как соловей без песни.  

           Любовь к Родине в огне не горит и в воде не тонет.

            Родина мать, умей за неё постоять

            Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

            Всякому мила родная сторона.

Гость читает стихотворение С. Васильева «Россия»

Россия... как из песни слово.

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,         

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих очей,  

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю все то, что называют

Одним широким словом Русь!

Хозяйка1

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует,

Дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

Мужики здесь — мастера,

Ловко правят все дела.

Да и женщины под стать,

Им не станут уступать.

Хозяйка2. А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь  с  детства  не  научишься, всю жизнь намучишься. Ну-ка, кто хочет свое уменье показать?

                                         Выходят девочки.

Хозяйка2. Как  песню  мы  начнем спевать,   надо   ниточку   в   клубочек намотать. А как кончим мы  петь,   значит,   хватит   вам   и ниточку   мотать.   Понятно   ли   задание? Начинаем соревнование!

Проводится соревнование «Смотай нитки в клубок». Звучит русская народная песня, дети   играют   на   шумовых инструментах.

Хозяйка1. Там, где песня льется, там легче живется!

               Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше да тяжелее?

Сравнивает клубочки. Хвалит победительницу и остальных участниц.

  Хозяйка2.

Небылицы в лицах

Сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки

Да творят насмешки,

Ни короткие, ни длинные,

А такие, что в самый раз,

 Как от меня до вас.

   Дети.

Эх, вы, сени, мои сени,

Комары в щелях засели.

Их и не видать!

Их и не видать!

Прусаки-то тараканы

Вдоль по печке поскакали,

Стали танцевать!

Стали танцевать!

Дед да баба-то видали,

Всей деревне рассказали.

Смеху было — страсть!

    Смеху было — страсть!

               

                    Гости-дети  исполняют  шутливые диалоги.

  • Федул, что губы надул?
  • Кафтан прожег!
  • А починить то можно?
  • Да иглы нет!
  • А велика ли дыра-то?
  • Остались ворот да рукава.

*        *   *

  • Тюха, есть хочешь?
  • Нет! Я перекусил!
  • А что перекусил?
  • Да съел краюшку хлеба.
  • А ты бы ее в горшке со сметаной
    мочил.
  • Да в горшок не влезла!

Дети  смеются

Хозяйка2: Ишь, рассмеялись, тише, у нас две Ульки в люльке спят. Спели бы для них колыбельную.

Дети поют:

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать (изображают),

Наших деток усыплять.(2 раза).

Хозяйка1: тоже в горенке ребёнка качает и приговаривает:

Берёзонька скрип, скрип, моя доченька спит, спит,

Моя доченька уснет, её сон унесёт

Унесёт её в садок под малиновый кусток.

А малинка упадет, дочке в ротик попадет.

Спи, доченька маленькая, малиночка сладенькая

Берёзонька скрип, скрип, а  доченька спит, спит.

Хозяйка 2:

Дальше бой скороговорок

Разрешите нам начать.

 Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать!

Гость 7. Ну что ж, говори свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить.

Хозяйка2. Слушайте, запоминайте, да складно, быстро повторяйте.

Три сороки тараторки

Тараторили на горке!

Дети по очереди соревнуются. Хозяйки  хвалят детей.

Хозяйка2. (показывает на других детей), Гости наши званые да почетные, кто из вас скороговорки знает?

                                      Находятся смельчаки.

  1. Летят три пичужки
    Через три пустых избушки.
  2. Вез корабль карамель,
    Наскочил корабль на мель.

3.Мамаша  у Клаши

Дала сыворотки из-под простокваши.

4.Несет Сеня сено в сени.

 Спать на сене будет Сеня.

5.Из печи калачи на стол мечи.

6.Яшка в фуражке едет на черепашке.

7.Вставай Архип, петух охрип.

Хозяйка2.  Ай  да  молодцы! Славно, славно у вас получается!

Хозяйка1. Как известно всем, девчушки-подружки — мастерицы петь частушки. И вы, парни, не зевайте, девчатам тоже помогайте.

Дети поют частушки, у мальчиков в руках балалайки.

1. Балалайка заиграла,

    И пустились ноги в пляс.  

    Мы веселые частушки

    Пропоем сейчас для вас.

2. Мы частушки запоем,
Запоем мы громко.    
Затыкайте ваши уши,
Лопнут перепонки.

3.Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
Балалайка заиграла,

    Я не удержалася.

4. Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?

5. У березки, у сосенки
Тоненькие веточки.

А мы бойкие девчонки,  

Все мы как конфеточки.

6.  Мы пропели вам частушки.
Вы скажите от души:
Хороши частушки наши,  

И мы тоже хороши!

Хозяйка2

Отгадайте-ка загадки. Кто сейчас все отгадает, тот весь год забот не узнает.

1.Четыре ноги, 2 уха, один нос до брюха.(Самовар).

2.Что на сковородку наливают, да в четверо считают? (Блины).

3.Летом спит, зимой горит. Пасть открывает, что дают, глотает. (Печь)

4.Языка нет, а все скажет. (Зеркало)

5. Из липы свито дырявое корыто, по дороге идет клетка кладей.   (Лапти).

Хозяйка1:

А сейчас для всех ребяток

Загадаю я загадку.

Знаю, знаю наперед —

Вы смекалистый народ!

Деревянная подружка.

Без нее мы, как без рук,

На досуге — веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает!

Дети. Ложка!

Хозяйка2. А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем, в игру поиграем.

Проводится  подвижная игра с ложками.

Хозяйка1. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

Хозяйка2. Чем же, гости дорогие, вас угостить, попотчевать?

Гостья8. Спасибо, хозяюшка, за добрые слова, но... (Поют.)

«Мы давно блинов не ели, наши щёчки похудели,

мы блиночков захотели».

Продолжают петь русскую народную песню «Блины». Дети подпевают припев.

Хозяйка1. Гости, будьте все здоровы, вот блины мои готовы!

Хозяйка2   Дорогие   гости!   Садитесь за     столы     дубовые,     за     скатерти узорные да угощайтесь на здоровье!

Хозяйка2. Мы вас к чаю приглашаем.

С чая лихо не бывает!» —

Так в народе говорят.

Чай — здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд!

Хозяйки вместе: Тары-бары, растабары! Выпьем чай из самовара с сушками, ватрушками и с блинами вкусными. Приятного аппетита!

      Все пьют чай. Звучат русские народные мелодии в записи.

Гости. Посидели, повеселились, пора и честь знать.  

Гости. Спасибо,  вам хозяюшки за    веселье    да    за    угощение знатное.

Гости.

Ай, спасибо хозяюшке

за мягкие пирожки да оладушки,

да спасибо тому

кто хозяин во дому.

Небольшими   группами   подходят к  хозяйкам,  раскланиваются, уходят.

Гости:

Так будьте здоровы,

Живите богато,

А мы уезжаем    

До дому, до хаты.

Звучит запись песни Н.Бабкиной «Пора со двора». Все уходят.

1.Летят три пичужки
Через три пустых избушки.

2.Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.

3.        Мамаша  у Клаши

Дала сыворотки из-под простокваши.

     

 4.Несет Сеня сено в сени.
        Спать на сене будет Сеня.

     

 5.Из печи калачи на стол мечи.

     

 6.Яшка в фуражке едет на черепашке.

   

  7.Вставай Архип, петух охрип.

 

  РО-ДИ-НА

   

    БЕ-РЁ-ЗА

     

       ГЕРБ

 

МОСК-ВА

 

 О-ТЕ-ЧЕСТ-ВО

ГИМН

   

 

РО-МАШ-КА

Матушка-Россия

МАТ-РЁШ-КА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной деятельности Образовательная область: «Коммуникация» в подготовительной группе по теме: «Сядем рядком, да поговорим ладком»

Образовательная деятельность направлена на закрепление знаниий произведений  русского народного фольклора, позволяя учить детей выразительному исполнению пословиц, небылиц, шуточных ди...

Занятие. Образовательная область: речевое развитие. Подготовительная к школе группа. Тема: Звук и буква К. Зимние виды спорта.

Цель: Совершенствовать фонематический слух.Программное содержание.1.     Образовательные задачи:-познакомить с глухим согласным звуком [к], [к’]  и буквой  «К»;-учить опр...

Конспект занятия. Образовательная область: "Речевое развитие" младшая группа

Составление описательного рассказа по сконструированной картине "Весна пришла". Младшая группа.Цель: формировать умение составлять описательный рассказ по сконструированной совместно с детьми картине ...

Конспект занятия образовательная область "Речевое развитие" Тема занятия: «Поросёнок и лисёнок»

Развивать диалогическую речь: упражнять в умении самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Подготовительная группа Воспитатель: Белякина В.В Тема НОД: «Пересказ сказки «Лиса и козел»» Тема недели: «Дикие животные и их детеныши»

Совершенствование умения детей пересказывать сказку «в лицах». Закрепление умения отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развитие умения содержательно и выразительно пересказы...

Конспект занятия образовательная область «Речевое развитие». Вид деятельности: пересказ рассказа. Тема. «Мой Ушастик самый красивый на свете». Средняя группа (от4 до 5 лет)

Образовательная область «Речевое развитие»:- продолжать учить детей при пересказе сохранять последовательностьизложения, поощрять не только за подробный , но и за выразительныйрассказ;- за...

Конспект занятия образовательная область «Речевое развитие». Вид деятельности: пересказ рассказа. Тема. «Мой Ушастик самый красивый на свете». Средняя группа (от4 до 5 лет)

Образовательная область «Речевое развитие»:- продолжать учить детей при пересказе сохранять последовательность изложения, поощрять не только за подробный , но и за выразительный рассказ;- ...