Логопедическое занятие для детей с ЗПР. Тема "Звук М"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_so_zvukom_m.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ТЕМА: Звук «М».
ЦЕЛЬ:
- Познакомить со звуком «М».
Задачи:
- Учить детей произносить звук «М» изолированно, в слогах, в словах и в предложениях.
- Продолжать учить выделять звуки в начале и в конце слова.
- Закреплять навыки деления слов на слоги.
- Совершенствовать навыки правильного дыхания, артикуляции и самомассажа.
- Совершенствовать умение образовывать множественное число имен существительных.
- Закреплять обобщающее понятие «Домашние животные».
- Учить согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ, МОИ с существительными.
- Продолжать учить составлять предложение с заданным словом.
- Развивать фонематический слух, память, внимание и мышление.
- Добиваться от детей полных ответов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Демонстрационный материал:
- картинки (мыши, малыши, овощи, машины, мухи).
- домики синего, зеленого и красного цветов.
- квадраты красного, синего и зеленого цветов.
2. Раздаточный материал:
- Индивидуальные карточки:
* с зашумленными картинками (дом, малина, собака, корова, кот, свинья).
* с изображением деревни и домашних животных, у каждого ребенка свое животное: кот (кошка), собака, корова, кролик, лошадь, свинья, овца, коза.
- Зеркала.
- Индивидуальные подставки с карандашами красного и синего цветов.
- Массажные шарики.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Орг. момент.
Дети стоят у своих мест.
Воспитатель просит детей встать ровно, закрыть глаза и сосредоточиться на своем дыхании. Дыхание ровное спокойное. Затем дети вместе с воспитателем выполняют дыхательные упражнения «Мяч», «Цветы».
2. Введение в тему.
Воспитатель: К нам в гости на занятие пришла корова. Но она пришла не просто так, она принесла вам много интересных заданий. Давайте рассмотрим картинки, которые принесла корова, и назовем их.
Дети: Мухи, машины, малыши, мыши, овощи.
Воспитатель: Давайте еще раз произнесем слова, обозначающие эти предметы и определим какой же первый звук в каждом из этих слов.
Дети: Произносят слова и определяют первый звук.
Воспитатель: Подумайте, какое же слово здесь лишнее?
Дети: ОВОЩИ.
Воспитатель: Почему?
Дети с помощью воспитателя: В слове овощи первый звук «О», а во всех остальных словах первый звук «М».
4. Самомассаж рук.
5. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка», «Шарик лопнул».
6. Характеристика звука «М».
Воспитатель: Что делают наши губы? (Губы сжаты вместе, они не выпускают воздух).
От куда выходит воздух? (Воздух нашел выход через нос. Нос сердится, гудит и губы гудят. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
А как называется звук, при произношении которого воздух на своем пути встречает преграду?
Дети: Согласный.
Воспитатель: Правильно согласный, а каким цветом мы с вами будем обозначать согласный звук.
Дети: Синим.
Воспитатель: А теперь, приложим руку к горлышку и узнаем работает ли там колокольчик. Если работает, то это звонкий звук, а если не работает, то глухой.
Дети: Колокольчик работает.
Воспитатель: Значит это какой звук глухой или звонкий.
Дети: Звонкий.
7. Игра «Поймай звук». Хлопни, если услышишь звук «М».
А) Выделение из ряда звуков: А, М, О, У, М, И, М, Н, И, М.
Б) Выделение из ряда слогов: ОМ, УН, УМ, МЫ, НЫ, НО, АМ.
8. Звуковой анализ слога МУ.
Воспитатель: Кто рождается у коровы?
Дети: Теленок.
Воспитатель: А если теленок потеряется, как она его позовет?
Дети: МУ.
Воспитатель: Назовите первый звук в этом слоге?
Дети: М
Воспитатель: Какой квадратик нам надо взять, чтобы его обозначить? Почему?
Дети: Синий. Потому что, звук М согласный, твердый.
Воспитатель: Какой второй звук в этом слоге? Каким квадратом мы его обозначим? Почему.
Дети выкладывают схему у доски.
Воспитатель: Сколько всего звуков? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?
9. Физминутка. Игра «Зеркало».
Выполнение упражнений фонетической ритмики. На первом этапе сопряжено с воспитателем, а затем воспитатель только показывает звуки, а дети их называют и изображают. Используются звуки:
А – округленные руки развести в стороны;
О – округленные руки соединить перед собой;
У – вытянуть прямые руки перед собой, начинать движение от губ;
И – выпрямлять согнутые руки, в стороны, движение начинать от предплечий;
М – развести руки в стороны и вниз от уголков губ.
10. Выделение звука «М» из слов.
Воспитатель: Давайте с вами назовем все картинки
Дети: Собака, кошка, корова, свинья, машина, дом.
Логопед: Посмотрите внимательно и назовите мне только те слова, в которых есть звук «М».
Дети: Машина, дом.
Воспитатель: Произнесите слово МАШИНА и скажите, где расположен звук «М» в начале или конце слова.
Дети: Звук «М» расположен в начале слова.
Воспитатель: Звук «М» какой гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Воспитатель: Каким цветом мы его обозначаем?
Дети: Синим.
Воспитатель: Обозначаем звук «М» в начале слова синим цветом. А теперь, давайте отхлопаем слово и посчитаем сколько слогов в этом слове.
Дети отхлопывают слово.
Воспитатель: Сколько слогов в этом слове? Почему?
Воспитатель: А теперь произнесем слово ДОМ. Где расположен звук «М» в слове дом, в начале или в конце слова.
Дети: Звук «М» расположен в конце слова.
Воспитатель: Звук «М», какой гласный или согласный.
Дети: Звук «М» согласный.
Воспитатель: Каким цветом вы обозначили звук «М».
Дети: Синим.
Логопед: А теперь давайте отхлопаем слово, сколько слогов в этом слове? Почему?
11. Обобщающее понятие «Домашние животные».
Воспитатель: Назовите оставшиеся картинки.
Дети: Собака, кошка, корова, свинья.
Воспитатель: Как их можно назвать, одним словом.
Дети: Животные.
Воспитатель: Где живут эти животные в лесу или рядом с человеком?
Дети: Рядом с человеком?
Воспитатель: Значит, как мы их называем дикие животные или домашние животные?
Дети: Домашние животные.
12. Игра «Чье животное»
Логопед: Представьте, что вы живете в деревне и рядом с вами живут разные животные. То как, вы ответите, чья это собака?
Дети: Это моя собака (индивидуальные ответы детей).
Рассматриваются все животные.
Воспитатель: А если у вас теперь много животных, то как вы ответите: Чьи это животные?
Дети: Мои животные.
13. Составление предложения.
Воспитатель: Попробуйте составить предложение с названием вашего животного и словом МОЯ или МОЙ. Например, Моя собака умеет громко лаять.
Дети с помощью воспитателя составляют предложения
14. Итог занятия.
Воспитатель:
- С каким звуком мы сегодня с вами познакомились? Назовите, какой это звук? - Что вам понравилось делать сегодня на занятии?
Оценка деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.
Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...
Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной логопедической группы с ОНР "Путешествие в сказку «Чьи цветы лучше»
Коррекционно-образовательные:· Расширение и уточнение представлений об окружающем мире;· Совершенствован...
Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с
Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.
Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология логопедического (лицевого) массажа. В конспе...
конспект логопедического занятия для детей средней логопедической группы
Конспект лексико-грамматического занятия по теме "Посуда"...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФНР
Автоматизация звука [ж] в словах и словосочетаниях....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением - ОНР, 2 уровень речевого развития.
Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом СПб ГБУЗ "Городская поликлиника № 122" Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях....