Логопедическое занятие для детей с ЗПР. Тема "Звук М"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Людмила Леонидовна Шепырева
Учить детей произносить звук «М» изолированно, в слогах, в словах и в предложениях. 
- Продолжать учить выделять звуки в начале и в конце слова.
- Закреплять навыки деления слов на слоги. 
- Совершенствовать навыки правильного дыхания, артикуляции и самомассажа.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_so_zvukom_m.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР                                                                                                                                                                                                                                  ТЕМА: Звук «М».


ЦЕЛЬ:

- Познакомить со звуком «М».

Задачи:

- Учить детей произносить звук «М» изолированно, в слогах, в словах и в предложениях.

- Продолжать учить выделять звуки в начале и в конце слова.

- Закреплять навыки деления слов на слоги.

- Совершенствовать навыки правильного дыхания, артикуляции и самомассажа.

- Совершенствовать умение образовывать множественное число имен существительных.

- Закреплять обобщающее понятие «Домашние животные».

- Учить согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ, МОИ с существительными.

- Продолжать учить составлять предложение с заданным словом.

- Развивать фонематический слух, память, внимание и мышление.

- Добиваться от детей полных ответов.


ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Демонстрационный материал: 

- картинки (мыши, малыши, овощи, машины, мухи).

- домики синего, зеленого и красного цветов.

- квадраты красного, синего и зеленого цветов.
2. Раздаточный материал: 

- Индивидуальные карточки:

* с зашумленными картинками (дом, малина, собака, корова, кот, свинья).

* с изображением деревни и домашних животных, у каждого ребенка свое животное: кот (кошка), собака, корова, кролик, лошадь, свинья, овца, коза.

- Зеркала.

- Индивидуальные подставки с карандашами красного и синего цветов.

- Массажные шарики.
                                     
ХОД ЗАНЯТИЯ 
1.Орг. момент. 

Дети стоят у своих мест.

Воспитатель просит детей встать ровно, закрыть глаза и сосредоточиться на своем дыхании. Дыхание ровное спокойное. Затем дети вместе с воспитателем выполняют дыхательные упражнения «Мяч», «Цветы».
2. Введение в тему. 

Воспитатель: К нам в гости на занятие пришла корова. Но она пришла не просто так, она принесла вам много интересных заданий. Давайте рассмотрим картинки, которые принесла корова, и назовем их.

Дети: Мухи, машины, малыши, мыши, овощи.

Воспитатель: Давайте еще раз произнесем слова, обозначающие эти предметы и определим какой же первый звук в каждом из этих слов.

Дети: Произносят слова и определяют первый звук.

Воспитатель: Подумайте, какое же слово здесь лишнее?

Дети: ОВОЩИ.

Воспитатель: Почему?

Дети с помощью воспитателя: В слове овощи первый звук «О», а во всех остальных словах первый звук «М».
4. Самомассаж рук. 
5. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Улыбка-трубочка», «Шарик лопнул».
6. Характеристика звука «М». 

Воспитатель: Что делают наши губы? (Губы сжаты вместе, они не выпускают воздух).

От куда выходит воздух? (Воздух нашел выход через нос. Нос сердится, гудит и губы гудят. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.

А как называется звук, при произношении которого воздух на своем пути встречает преграду?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Правильно согласный, а каким цветом мы с вами будем обозначать согласный звук.

Дети: Синим.

Воспитатель: А теперь, приложим руку к горлышку и узнаем работает ли там колокольчик. Если работает, то это звонкий звук, а если не работает, то глухой.

Дети: Колокольчик работает.

Воспитатель: Значит это какой звук глухой или звонкий.

Дети: Звонкий.
7. Игра «Поймай звук». Хлопни, если услышишь звук «М».

А) Выделение из ряда звуков: А, М, О, У, М, И, М, Н, И, М.

Б) Выделение из ряда слогов: ОМ, УН, УМ, МЫ, НЫ, НО, АМ.
8. Звуковой анализ слога МУ. 

Воспитатель: Кто рождается у коровы?

Дети: Теленок.

Воспитатель: А если теленок потеряется, как она его позовет?

Дети: МУ.

Воспитатель: Назовите первый звук в этом слоге?

Дети: М

Воспитатель: Какой квадратик нам надо взять, чтобы его обозначить? Почему?
Дети: Синий. Потому что, звук М согласный, твердый.

Воспитатель: Какой второй звук в этом слоге? Каким квадратом мы его обозначим? Почему.

Дети выкладывают схему у доски.

Воспитатель: Сколько всего звуков? Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?


9. Физминутка. Игра «Зеркало». 

Выполнение упражнений фонетической ритмики. На первом этапе сопряжено с воспитателем, а затем воспитатель только показывает звуки, а дети их называют и изображают. Используются звуки:

А – округленные руки развести в стороны;

О – округленные руки соединить перед собой;

У – вытянуть прямые руки перед собой, начинать движение от губ;

И – выпрямлять согнутые руки, в стороны, движение начинать от предплечий;

М – развести руки в стороны и вниз от уголков губ.
10. Выделение звука «М» из слов. 

Воспитатель: Давайте с вами назовем все картинки

Дети: Собака, кошка, корова, свинья, машина, дом.

Логопед: Посмотрите внимательно и назовите мне только те слова, в которых есть звук «М».

Дети: Машина, дом.

Воспитатель: Произнесите слово МАШИНА и скажите, где расположен звук «М» в начале или конце слова.

Дети: Звук «М» расположен в начале слова.

Воспитатель: Звук «М» какой гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Каким цветом мы его обозначаем?

Дети: Синим.

Воспитатель: Обозначаем звук «М» в начале слова синим цветом. А теперь, давайте отхлопаем слово и посчитаем сколько слогов в этом слове.

Дети отхлопывают слово.

Воспитатель: Сколько слогов в этом слове? Почему?

Воспитатель: А теперь произнесем слово ДОМ. Где расположен звук «М» в слове дом, в начале или в конце слова.

Дети: Звук «М» расположен в конце слова.

Воспитатель: Звук «М», какой гласный или согласный.

Дети: Звук «М» согласный.

Воспитатель: Каким цветом вы обозначили звук «М».

Дети: Синим.

Логопед: А теперь давайте отхлопаем слово, сколько слогов в этом слове? Почему?
11. Обобщающее понятие «Домашние животные». 

Воспитатель: Назовите оставшиеся картинки.

Дети: Собака, кошка, корова, свинья.

Воспитатель: Как их можно назвать, одним словом.

Дети: Животные.

Воспитатель: Где живут эти животные в лесу или рядом с человеком?

Дети: Рядом с человеком?

Воспитатель: Значит, как мы их называем дикие животные или домашние животные?

Дети: Домашние животные.
12. Игра «Чье животное» 

Логопед: Представьте, что вы живете в деревне и рядом с вами живут разные животные. То как, вы ответите, чья это собака?

Дети: Это моя собака (индивидуальные ответы детей).

Рассматриваются все животные.

Воспитатель: А если у вас теперь много животных, то как вы ответите: Чьи это животные?

Дети: Мои животные.


13. Составление предложения. 

Воспитатель: Попробуйте составить предложение с названием вашего животного и словом МОЯ или МОЙ. Например, Моя собака умеет громко лаять.

Дети с помощью воспитателя составляют предложения
14. Итог занятия. 

Воспитатель:

- С каким звуком мы сегодня с вами познакомились? Назовите, какой это звук? - Что вам понравилось делать сегодня на занятии?


Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...

Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной логопедической группы с ОНР "Путешествие в сказку «Чьи цветы лучше»

Коррекционно-образовательные:·         Расширение и уточнение представлений об окружающем мире;·         Совершенствован...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология  логопедического (лицевого) массажа. В конспе...

конспект логопедического занятия для детей средней логопедической группы

Конспект лексико-грамматического занятия по теме "Посуда"...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФНР

                                    Автоматизация  звука [ж] в словах и словосочетаниях....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением - ОНР, 2 уровень речевого развития.

Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом  СПб ГБУЗ "Городская поликлиника № 122" Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях....