конспект логопедического занятия для детей средней логопедической группы
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Пушкарева Юлия Владимировна

Конспект лексико-грамматического занятия по теме "Посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл wrl0004.tmp_.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная образовательная деятельность с детьми средней группы

Лексическая тема: «Кухня. Посуда»

Грамматическая тема: «Образование слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами»

Задачи:

Коррекционно - обучающие:

Уточнять  и расширять словарь  по теме «Посуда», частях посуды (крышка, носик, ручка, дно, стенки). 

Совершенствовать грамматический строй речи: употребление существительных в именительном падеже, согласование качественных прилагательных (цвет) с существительными в именительном падеже.  

Обучать суффиксальному способу словообразования: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ечк, -чек,- очк,

-чик, -ок.

Коррекционно-развивающие:

Развивать  зрительный гнозис  и артикуляционный праксис; тонкую и  общую  моторику; диалогическую речь.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать положительную установку на участие  в занятии.

 Формировать  навыки сотрудничества.

Оснащение пед. процесса:

Кукла – Маша; игрушечная посуда;  демонстрационные картинки для игры «Четвертый лишний», «Помощники»; плоскостное изображение чайника и его частей для игры «Что сломалось?;  разрезные картинки: чайник, чашка, тарелка,  ложка, блюдце, поднос; простой  и цветные карандаши; печатное задание на развитие  графо - моторных  навыков.

Предварительная работа:

Знакомство с посудой, чтение  и беседа по сказке Чуковского «Федорино горе», просмотр мультфильма «Маша и медведь», разучивание пальчиковой гимнастики «Помощники».

Ход совместной образовательной деятельности.

  1. Организационный момент 

(Дети входят в кабинет логопеда, их «встречает» кукла - Маша она что то «шепчет» на ушко).

- Посмотрите,  кто к нам пришел! 

- Ребята, как зовут нашу гостью? Она хочет с вами познакомиться и попросить о помощи. Пожмите  руку  Маше и назовите свое имя.

Мимическая гимнастика

- Ребята, давайте покажем Маше, как мы ей рады!

- Дружно за руки возьмемся и друг - другу улыбнемся.

Солнышку мы улыбнёмся,

И прищурим глазки.

Хмурых тучек не боимся (нахмурить бровки)

Смотрим без опаски.

Строим горку на участке

Всем на удивленье, (показать удивление)

В  детский сад мы идем с хорошим настроением!

Дидактическая игра «У Маши гости»

- Ребята, у Маши сегодня день рождения и она хочет пригласить гостей на чай, но она не знает, что нужно поставить на стол.  

- Вы  хотите помочь Маше?

-Для этого нам нужно выполнить несколько заданий.

 ( На столе расставлена разная посуда: чашки, тарелки, кастрюля, сковорода)

- Подойдите к столу, что  вы видите на столе?

- Как назвать одним словом?

+ Посуда

- Возьмите  по одной чашке со стола.  Найдите блюдце таким же цветом, что и чашка, которую вы выбрали  (Дети выбирают по одной чашке, находят блюдце соответствующего цвета, ставят на него чашечку).

- Расскажите Маше,  какая цветом   чайная  пара у каждого из вас? Послушайте, как я скажу:

«У меня красная  пара»

- Молодцы все правильно рассказали. А сейчас давайте  поставим чашки на стол, который накрыт скатертью.

ІІ. Основная часть

   Общая артикуляционная гимнастика

-  А нам пора размять наши язычки. А Маша пусть посмотрит, как мы делаем гимнастику для язычка. Ребята, для чего мы делаем упражнения языком?  Садитесь на стульчики. Смотрим на меня. ( поочередно показываю предметные картинки для  зрительного сопровождения артикуляционного упражнения).

Первое упражнение: « Самовар».

Второе упражнение: «Месим тесто».

Третье упражнение: «Блинчики»

Четвертое упражнение: «Пирожок»

Пятое упражнение: «Вкусное варенье».

Шестое упражнение: « Конфетка».

-  Ребятки, блины мы испекли, варенье  у нас есть, конфетки тоже, можно все поставить на стол.

- Посмотрите, я приготовила сладости, давайте их поставим на стол, чтобы Маша увидела, чем можно угощать гостей (несу сладости на подносе).

- Ребята, а кто знает,  как называется этот предмет? (показываю поднос)

- Это поднос. Давайте запомним этот предмет посуды, повторим вместе со мной  (произносим слово по слогам с хлопками).

 

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

 - Ой, ребята, а поднос грязный. Его нужно помыть. Давайте покажем Маше, как мы моем посуду.

 Раз, два три, четыре (удары кулаками, хлопки в ладоши)

Мы посуду перемыли: (одна ладошка скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибаем пальцы, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (удары кулаками, хлопки в ладоши)

Только чашку мы разбили, (загибаем пальцы на другой руке, начиная с        большого)

И кастрюлю уронили.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника разбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так  мы  маме помогали.

- Ребята, вы так старались, теперь наш поднос чистый,  давайте его тоже поставим на стол, чтобы потом отнести на нем посуду.

Игра «Что лишнее?»

-  Ну, а Маша снова просит нас о помощи. Девочка разложила картинки и просит ее проверить, не поставила ли она что-нибудь лишнее:

Тарелка, кастрюля, мяч, стакан

- Что здесь лишнее и почему?

+Мяч, потому что это игрушка, а все остальное - посуда.

Чашка, тарелка, стакан, кружка.

- Что здесь лишнее и почему?

+Лишняя тарелка, из нее нельзя пить.

- Куртка, рубашка, платье, чайник.

- Что здесь лишнее и почему?

- Молодцы, вы справились.

Дидактическая игра «Что сломалось?»

- Посмотрите, таким чайник был, а таким стал. Как вы думаете,  какая часть у чайника отбилась?

+Носик.

- Правильно, иди Лера прикрепи к чайнику носик.

-Какая часть еще отбилась? (прикрепляют  крышку, ручку)

 Давайте еще раз повторим, что есть у чайника?

+ Крышка, носик, ручка, дно, стенки.

 - Ребята, а чайник нам нужен для чаепития?

-Давайте его тоже поставим. Тихон,  принеси чайник и поставь его на стол.

Упражнение «Назови ласково»

- Ребята, что-то Маша  загрустила.  Она говорит, это потому, что ее никто  давно не называл ласково. Давайте назовем ее ласково.

+ Машенька.

- Маша, а ты знаешь и посуду можно называть ласково. Ребята, давайте научим Машу называть посуду ласково.

 - Посмотрите (показываю картинки с посудой), это чашка, а ласково будет - чашечка;

- тарелка-тарелочка;

- чайник-чайничек;

-блюдце-блюдечко;

-ложка-ложечка;

- поднос- подносик.

- А сейчас вы сами попробуйте назвать посуду ласково (показываю предметы: чашка, чайник, тарелка, ложка, блюдце, поднос).

- Спасибо, ребята, вы научили  Машу называть посуду  ласково.

Упражнение «Хлопни, если назову посуду ласково»

- Давайте поиграем в игру. Если я буду называть посуду ласково, вы хлопнете в ладоши. И ты Маша,  слушай внимательно.

-Чайник, ложечка, кастрюля, сковорода, чашечка, ложка, нож, блюдце, тарелка, чайничек?

 « Ой я даже устала!» - говорит мне  Маша.

  Подвижная игра «Посуда»

- А  давайте мы с вами отдохнём, и ты  Маша с нами поиграй, поиграем в игру «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, 
(Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, 
(Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни, разобьются. (Хлопают в ладоши, топают.)
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос
(Развели руки в стороны.)

  Он посуду нам принес.

Развитие графо-моторных навыков

- Отдохнули, а теперь пора выполнить еще одно задание.

- Сядьте за столы. Перед вами листочки. Вам нужно обвести по контуру простым карандашом  недостающие части у чайника и чашки. Что мы дорисуем у чайника?

+ Носик.

-Что дорисуем у чашки?

+Стенки.

-Раскрасьте носик,  крышку и ручку у чайника голубым карандашом.

  Игра «Что изменилось?»

 -  Маше уже пора уходить, ей очень нравится стол, который мы накрыли,  и она последний раз с вами хочет поиграть. Посмотрите на стол и запомните, что стоит на нем. Закройте глаза (убираю красный чайник и ставлю на его место желтый).

-  Откройте глаза. Что появилось на столе?

 - Что пропало со стола?

 - Еще раз закройте глаза.

( На стол ставлю настоящие конфетки)

- Ребята, вы справились со всеми заданиями,   Маша сможет накрыть стол для чаепития и пригласить друзей. И для вас она тоже принесла конфетки.

- А что дарят именинникам на день рождения?

+ Подарки.

- Давайте и мы Маше подарим подарки- картинки с посудой, чтобы она ее больше не забывала. Но сначала вы должны их собрать.

(Дети собирают разрезные картинки: чайник, чашку, тарелку, ложку, блюдце, поднос).

- Скажи, что ты подаришь  Маше? Называй  предмет ласково.

+Я подарю Маше чашку.

( каждый ребенок называет свой предмет посуды).

ІІІ. Итог занятия.

-  Маше пора прощаться, она очень рада, что у нее появились новые друзья.

- Ребята, скажите пожалуйста, о чем мы говорили с Машей? В какие игры мы играли с Машей? Что вам больше всего понравилось? А расскажете ли вы об этом своим друзьям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей средней группы по теме " Зимние забавы".

Конспект непосредственой образовательной деятельности  с детьми средней группы с диагнозом общее недоразвитие речи по теме " Зимние забавы"...

Конспект логопедического занятия для детей средней группы по теме " Зимние забавы".

Конспект непосредственой образовательной деятельности  с детьми средней группы с диагнозом общее недоразвитие речи по теме " Зимние забавы"...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология  логопедического (лицевого) массажа. В конспе...

конспект логопедического занятия для детей средней группы по теме : "Транспорт"

конспект логопедического занятия для детей с ТНР  4-5 лет по теме : "Транспорт"....

Конспект открытого музыкального занятия для детей средней логопедической группы "Лошадка в гостях у ребят"

Данный материал включает разные формы работы по музыкальному воспитанию детей  4-5 лет....

Конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия для детей подготовительного возраста группы с логопедическим заключением ФНР. Тема: «Автоматизация звука Р» (с использованием элементов логоритмики и ИКТ)

Данная методическая разработка представляет собой конспект логопедического подгруппового занятия для детей с ФНР( фонетическим нарушением речи) по автоматизации звука Р....