Конспект занятия по развитию речи в средней группе для детей с ОНР на тему «Весна».
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Щеголькова Ольга Ильинична

Конспект занятия по развитию речи в средней группе для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_na_temu_vesna.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи на тему «Весна»

Занятия по теме "Весна"

Конспект занятия по развитию речи на тему «Весна»

Программное содержание.

  • Расширить представления детей о ранней весне.
  • Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным: солнце, снег, ручьи;
  • глаголы к существительным: солнце, ручьи;
  • предметов существительных к относительным прилагательным.
  • Закрепить умение различать и называть зимующих и перелётных птиц.
  • Продолжать учить составлять описательные рассказы о весне с опорой на мнемотаблицу.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.
  • Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю.

Словарная работа: активизировать словарь словами по данной теме.

Предварительная работа: рассматривание репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе.

Приемы: словесные, наглядные, практические, игровые, музыкальное сопровождение.

Материал демонстрационный: магнитная доска,, солнце с отдельными лучами, мяч, карточки –схемы для составления рассказов о весне на каждого ребенка, проектор.

Ход занятия:

1 часть.

1. Загадка.

- Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга,
Она в виде полукруга.
На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? 
(улыбка)

- Подарим, друг другу улыбку и поздороваемся друг другом, пожелаем доброго утра (например; «Доброе утро Машенька» ит. д.) (В кругу)

2. Беседа по теме. (Сидят полукругом)

- Ребята, какое сегодня число, день недели, месяц? А какое время года? — Назовите полностью.

Загадка про весну.

- Вы, ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживает. Скажем ей: «Здравствуй, Весна!»

- А какие месяцы Весна с собой привела? Назовите по порядку весенние месяцы.

- Объясните поговорки, почему так говорят?

- увидел грача – весну встречай.

- В марте и курица из лужи напьётся.

- Весна и осень — на дню погод восемь.

- Почему так говорят?

Дидактическая игра «Подбери признаки, действия»: на магнитной доске выставляется жёлтый круг — солнце, без лучей, рядом разложены жёлтые полоски-лучи.

- Ребята, что-то солнце сегодня не весёлое. Вы хотите его развеселить?

Назовите приметы весны и прикрепите лучик к солнышку.

Вот оно и заулыбалось.

Игра «Хлопушка» (хлопнуть в ладоши, если услышишь слово о весне)

Пригревает, тает, вьюга, метель, проталина, сугроб, журчит, мороз, снежинка, ручей, снеговик, набухают, лед, перелётная, холод, подснежник, почки, зима, тепло.

Презентация «Весна»

- Солнце так хорошо греет, что снег стал таять. (Работа с интерактивной доской)

- Посмотрите и скажите, какой снег весной? (Рыхлый, серый, талый, колючий, грязный…).

Слайд 2,3.

- Снег растаял, и побежали ручьи.

Какие ручьи? (Весёлые, звонкие…). Что ручьи делают? (Бегут, журчат…)

Слайд 4.

- Расскажите, как ведут себя звери в лесу весной?

Дети в шапочках животных рассказывают (заяц, белка меняют шубку, просыпается медведь.)

Слайд 5.

Физкультминутка.

Логоритмика «Медведь»


Без нужды и без тревоги 
(хлопают)
Спал медведь в своей берлоге 
(топают)
Спал всю зиму до весны,

И, наверно, видел сны. (хлопают и топают одновременно)

Вдруг проснулся косолапый, (потянуться)

Слышит: каплет! Вот беда! (рука у уха, удары одним пальцем

по ладони)

В темноте пошарил лапой, и вскочил – кругом вода!

(приседают, шарят рукой, встают)

Заспешил медведь наружу: заливает не до сна!

(шагают, хватаются за голову)

Вылез он и видит лужи, (хлопают)

тает снег, пришла весна (руки в стороны и вверх).

- Сколько слогов в слове медведь? (2)

-Назовите первый, …второй.

-Придумайте предложение с этим словом. (Например, весна разбудила медведя)

- Сколько слов в этом предложении? Назовите их.

-Давайте составим схему этого предложения.

Весна разбудила медведя.

Ребенок рисует схему на доске (объяснение схемы).

Слайд 6.

Какая птица спряталась в картинках?

(грач – четыре картинки)

По первым звукам названия предметов составьте слово.

- Кто это? (Грач)

- Грач, какая птица? (Перелётная).

Слайд 7.

Перелетные птицы.

- Каких еще перелетных птиц вы знаете? (скворец, утка, журавль, аист, ласточка, соловей и т.д.)

Правильно, весной к нам возвращаются птицы.

А почему они возвращаются? (появляются насекомые)

Давайте вспомним стихотворение «Гусеница»

Мнемотаблица стихотворения.

Физкультминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко,
(дети идут по кругу).
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей,
(дети бегут по кругу).

Прилетело сто грачей,
(дети машут руками, стоя на месте).
А сугробы тают, тают,
(дети приседают на месте).

А цветочки подрастают.
(дети медленно встают).
(Сели на стулья)
А какие весенние цветы вы знаете? Дети называют.

Слайд7, 8.

Слайд 9.

А теперь давайте расскажем все, что мы знаем о весне. А помогут нам карточки — схемы, которые мы с вами уже нарисовали.

Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

Дети рассказывают о весне по таблице.

Молодцы, вы много знаете о весне и умеете рассказать о ней.

И весна приготовила для вас сюрприз. А что это вы узнаете, отгадав загадки (мыльные пузыри и воздушные шарики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Весна-красна!"

Цель: закрепить признаки весны, уточнить названия перелетных птиц, пополнять словарный запас....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Весна"

Итоговое мероприятие по закреплению лексической темы...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Весна пришла!"

В конспекте дается материал, который обобщает и закрепляет представления детей о весне, её признаках....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Составление рассказа - описания по лексической теме "Зимняя одежда"

Тема: Составление рассказа - описания по лексической теме "Зимняя одежда"Задачи:связная речь: учить давать описания зимней одежды;словарь и грамматика: учить правильно называт...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Знание детей творчества Корнея Ивановича Чуковского».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Знание детей творчества Корнея Ивановича Чуковского»....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе (возраст детей 4-5 лет) Тема: «Путешествие в Волшебный лес»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе(возраст детей 4-5 лет)Тема: «Путешествие в Волшебный лес»Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста....