Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Весна-красна!"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Цель: закрепить признаки весны, уточнить названия перелетных птиц, пополнять словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по развитию речи | 49.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная образовательная деятельность
с детьми средней группы по развитию речи
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. ОРГМОМЕНТ.
Дети входят в группу и встают в круг в центре группы (возле столов).
Воспитатель:
Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)
А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте».
(воспитатель с детьми)
Воспитатель и дети:
Здравствуй, красно солнышко! Здравствуй, ветерок, Солнечные зайчики, Быстрый ручеек! Здравствуй, ранняя трава, Здравствуй, свежая листва! Здравствуйте, ребята! Всех приветствуем сейчас, Очень рады видеть Вас! | Поднимают руки к солнышку. Качают над головой руками. На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук. На уровне груди движения кистями вправо-влево. Показывают ладошки на уровне груди. Трут ладонями друг о друга. Слова произносит воспитатель. |
Воспитатель:
Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, и услышала, что он постучал в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Воспитатель обнаруживает конверт.)
Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его прислал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)
«Собирайтесь в лес скорее,
В необычный турпоход.
Ждут вас тайны там лесные,
Вдаль дорожка поведет…
Лесные жители.»
Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответы детей.) Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию.
Мы пойдем не за грибами,
Не за цветами,
А за лесными чудесами!
Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.
А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.)
Воспитатель:
Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, Покружись потом немножко, Попадёшь тогда ты в лес, Полный тайны и чудес! | Дуют в ладошки. Кружатся. Закрывают глаза ладонями. |
Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту..
Звучит звукозапись «Голоса леса».
Воспитатель:
Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по дорожке вот на ту полянку. (Дети с воспитателем идут по «дорожке» к ковру и садятся на стульчики.)
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
На мольберте вывешена картина «Грачи прилетели». Вторая картина («Ранняя весна») находится за первой картиной, дети ее не видят.
Воспитатель:
Присаживайтесь, ребята.
Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. (показывает картину «Грачи прилетели»).
Какое время года изображено на картине? (Весна.)
Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима?
Дети доказывают, что на картине изображена весна, называют весенние признаки:
- Солнце светит ярко.
- Снег темнеет, тает, оседает.
- Появляются проталинки, бегут ручьи.
- Прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы, журавли, дикие утки, ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи.
- Просыпаются звери после зимней спячки.
- Распускаются первые весенние цветы.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Как светит солнце весной?
2. Что происходит со снегом весной?
3. Когда снег растаял, что появляется?
5. Кто прилетает из теплых краев?
6. Что происходит с лесными жителями?
7. Что вырастает из-под снега?
Воспитатель:
Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все теплее, все ярче. (Воспитатель выставляет на мольберт 2-ю картину («Ранняя весна»).
А как же дальше просыпается природа?
Дети:
- Снег совсем растаял.
- На деревьях и кустарниках появляются почки.
- Цветут цветы.
- Появляется травка.
- Появляются насекомые.
- У птиц появились птенцы.
- Звери просыпаются после зимней спячки. Они меняют старые шубки на новые. У зверей появляются детеныши.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Снег еще лежит?
2. Что происходит с деревьями?
3. Что происходит с цветами?
4. Что происходит с травой?
5. Кто появляется у птиц?
6. Что происходит с дикими животными?
Речевая игра «Скажи наоборот»
(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).
Воспитатель:
Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.
Это значит, что …
- Зима ушла, а весна… (пришла).
- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).
- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
- Зимой холодно, а весной… (тёпло).
- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).
- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
- Зимой заяц белый, а весной… (серый).
- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
Воспитатель:
Молодцы ребята, правильно ответили.
____________, расскажи, пожалуйста. Стихотворение о весне.
Ребенок: | Если снег повсюду тает, | Если солнце ярче светит, |
Воспитатель:
Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май.)
Какие же вы молодцы, все вы знаете.
Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».
Воспитатель:
Ребята, что вы услышали? (ответы детей)
Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе.
Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.
Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"
Посмотрите, ребята, - сколько разных птиц прилетело на дерево. Давайте отгадаем про них загадки.
Загадки
1. | Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Прыг да скок по полю вскачь, А зовётся птица – … (Грач). | 4. | Во дворе стоит дворец, Там живёт один певец. Очень ловкий молодец И зовут его… (Скворец) |
2. | Я проворна, легкокрылая, Хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко, Значит дождик где-то близко. (Ласточка) | 5. | Алый низ и черный хвост, Воробья побольше рост, Толстый клюв раздался вширь – До чего красив ... (Снегирь) |
3. | Гнездо не строит никогда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. (Кукушка) |
Воспитатель:
Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний? (Снегирь)
Объясните почему. (Ответы детей.)
Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете? (Аист, дрозд, стриж, соловей, дикая утка, журавль.)
А почему этих птиц называют перелетными? (Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно.)
Молодцы! Правильно!
А почему они улетают от нас? (У нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться. Они не переносят холод.)
Когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной делают птицы? (Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов.)
Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми? (грач и скворец)
А какие птицы прилетают последними? (ласточка, кукушка и соловей)
_____________, расскажи, пожалуйста, стихотворение о ласточке.
Ребенок: | Константин Льдов «Весенняя гостья» Милая певунья, Ласточка родная, К нам домой вернулась Из чужого края. | Под окошком вьется С песенкой живою: «Я весну и солнце Принесла с собою...» |
Экологическая минутка
Воспитатель:
Ребята, а как мы должны относиться к птицам? Что может сделать человек для птиц? Как им нужно помогать? (Вывешивать скворечники весной. Помогать больной или раненой птице. Подкармливать птиц ранней весной.)
Нам пора дальше отправляться в путь.
Воспитатель вместе с детьми (во время физкультминутки) подходят к мольберту с «муравейником».
Физкультминутка «Лесная полянка»
По тропинке Друг за другом мы идем. Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки, Поднимая ноги выше, Мы к лесной полянке вышли. Очень долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Сейчас сядем, отдохнем, А потом опять пойдем! | Дети шагают друг за другом. Шагают, поднимая высоко ноги. Приседают. |
Аня! Или твою?
Солнце встало из-за тучки, | |
Мы протянем к солнцу ручки, | |
Руки в стороны потом | |
Мы пошире разведем. | |
А потом вперед, назад. | |
Каждый солнцу с нами рад! | |
Встанем, глубоко вздохнем. | |
И опять пойдем. |
Воспитатель (обращая внимание детей на «муравейник»):
Ребята, куда мы пришли? Что это? (Муравейник.)
Вы рассказали, что весной к нам возвращаются перелетные птицы потому, что вновь появляются насекомые.
А каких насекомых вы знаете? (Жуки, мухи, комары, бабочки, пауки, стрекозы, гусеницы, муравьи, кузнечики).
Гимнастика для глаз «Где бабочка?»
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка прилетела в нашу группу! Она очень радуется весне. Давайте только глазками посмотрим, как она перелетает с места на место, с одного цветка на другой.
Физкультминутка-игра « Прилетели птицы»
Воспитатель:
Сейчас я буду называть птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны будете помахать руками, изображая птицу; если насекомых - то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, пчелы, снегири.
Прилетели птицы: голуби, муравьи, воробьи, вороны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, снегири, кузнечики.
Воспитатель:
Ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц, насекомых, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.
Воспитатель вместе с детьми (во время физкультминутки) подходят к «берлоге» с медведем.
Физкультминутка «Мы шагаем друг за другом»
Мы шагаем друг за другом, Лесом и весенним лугом, Мы походим на носках, А потом на пятках. Весело попрыгаем Как в лесу зайчатки. Прыг, скок, прыг, скок, Сели зайки под кусток. | Идут обычным шагом друг за другом. Идут на носках. Идут на пятках. Прыгают как зайчики . Присаживаются на корточки. |
Воспитатель:
Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.
Загадки
Она прыгать мастерица, Она прыгать не боится. Небольшой у неё рост, Но зато пушистый хвост. (Белка) | Какой зверь опасный Ходит в шубе красной? Снег разгребает, Мышек хватает. (Лисица) | Угадайте, что за шапка Меха целая охапка. Шапка бегает в бору У стволов грызет кору. (Заяц) |
Этот зверь тебе знаком, Ест мышей и молоко. Но на кошку не похож Весь в иголках длинных… (Ёж) | Кто позабыв тревоги, Спал в своей берлоге? (Медведь) |
Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны. (Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.)
Какие звери просыпаются весной? (Медведь, еж, барсук.)
Давайте разбудим медведя чистоговоркой.
Чистоговорка «Весна пришла»
Ла-ла-ла – к нам весна пришла. Ло-ло-ло – в лесу тепло. Пель-пель-пель – капает капель. Ля-ля-ля – расцветай земля! Леть-леть-леть – просыпайся медведь! | Хлопают в ладоши. Сжимают-разжимают пальцы. Ударяют указат. пальцем по ладони. Делают «фонарики». Топают ногами. |
Воспитатель:
Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит.
А что происходит с шерстью диких животных весной? (Они линяют.)
А какие дикие животные меняют зимнюю шубку на летнюю? У кого из них меняется окрас шубки? (Заяц, белка.)
А кто появляется у диких животных весной? (Детеныши.)
Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш.
Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.
Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»
один | много | ||
У медведя - … У зайца - … У лисицы - … У волка - … У ежа - … | медвежонок зайчонок лисенок волчонок ежонок | - - - - - | медвежата зайчата лисята волчата ежата |
Воспитатель:
Ребята, пойдемте гулять дальше.
Воспитатель с детьми подходят к столам. На трех столах разложены разрезные картинки (подснежник, мать-и-мачеха, ландыш.)
Воспитатель:
А еще, ребята, с теплыми солнечными лучиками в марте месяце просыпаются первые цветы. Кто помнит, как они называются? (Подснежники.)
Воспитатель:
Почему их так называют? (Потому что они вырастают из-под снега.)
Воспитатель:
__________, расскажи, пожалуйста, стихотворение о подснежнике.
Ребенок: | Прорастает сквозь снежок, К солнечным лучам, цветок, Маленький и нежный, Беленький подснежник. (Н. Маслей) |
Воспитатель:
Ребята, а цветочек так хочется понюхать. А рвать его можно? (Нет.)
Тогда мы наклонимся и понюхаем подснежник.
Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветок»
1 резкий вдох носом
2 мягкий выдох на слог «АХ»
Подуем на цветок
1 резкий вдох носом
2 медленный выдох губы трубочкой
Воспитатель:
Давайте покажем, как цветочек вырастает.
Пальчиковая гимнастика "Цветок"
Вырос высокий цветок на полянке, | показать руками цветок |
Утром весенним раскрыл лепестки. | развести пальцы рук |
Всем лепесткам красоту и питье | движение пальцами вместе врозь |
Дружно дают под землей корешки. | ладошки вниз тыльной стороной друг к другу, пальцы развести |
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним, какие еще цветы вырастают весной? (Мать-и-мачеха, ландыши.)
Ребята, посмотрите, на столах лежат картинки, на которых изображены цветы. Но они разрезные. А давайте попробуем собрать картинки. У кого какая она получится?
Игра «Собери картинку»
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. Вам понравилось в гостях у весеннего леса? Мы с вами побывали в весеннем лесу и вспомнили все изменения в природе, которые происходят в это время года. А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу? (ответы детей)
На мольберт вывесить мнемотаблицу «Весна в лесу».
Воспитатель:
Молодцы! Вы правильно назвали все изменения, которые происходят с природой весной. А теперь давайте составим рассказ о весне.
Мнемотаблица «Весна в лесу»
1 - Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.
2 - В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель.
3 - Появляются проталины.
4 - Распускаются подснежники.
5 - На деревьях набухают почки.
6 - Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.
7 – Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, ёж и барсук).
8 - Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки.
9 - Весной у диких животных появляются детёныши, а у птиц – птенцы.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Лексическая игра «Помощники весны» («Помоги солнышку»)
Задача игры – подобрать как можно больше весенних слов.
На листе бумаги нарисовано солнышко. Предложить детям подобрать как можно больше слов о солнце или весне. Ребенок сказал слово – прикрепляем лучик. Теперь очередь другого ребенка. Подобрал слово – новый лучик и так далее, пока все дети не назовут слово.
Воспитатель (обращая внимание детей на фланелеграф):
Ребята, посмотрите, солнышко, пока до нас добиралось, раздарило по дороге свои лучики. Давайте поможем солнышку!!! Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше мы подберем слов о солнышке, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет греть! Слова будем называть по очереди.
(Дети подбирают слова-определения к слову «солнышко», воспитатель прикрепляет лучики к солнышку).
Воспитатель:
Как светло и тепло стало вокруг! Вы рады солнышку? А оно как радо вам! Солнечные лучики посылают вам тепло, птички ожили, звонко запели.
Посмотрите какое красивое солнышко у нас получилось. А вы - его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно. Вы очень хорошо справились с заданием!
Примерный словарь для игры:
Солнышко какое? Теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое, радостное.
Если не хватит слов-определений для солнышка, то можно подобрать слова-определения к слову «весна».
Весна какая? Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.
Воспитатель:
Нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, Покружись потом немножко, Попадёшь тогда ты в лес, Полный тайны и чудес! | Дуют в ладошки. Кружатся. Закрывают глаза ладонями. |
Воспитатель:
Вот мы и вернулись в нашу группу.
Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.
Спасибо, вы - молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»
Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»
Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"
Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Возраст воспи...