Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Весна-красна!"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Цель: закрепить признаки весны, уточнить названия перелетных птиц, пополнять словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная образовательная деятельность

 с детьми средней группы по развитию речи

 на тему «Весна-красна!»

ХОД   ЗАНЯТИЯ:

1. ОРГМОМЕНТ.

Дети входят в группу и встают в круг в центре группы (возле столов).

Воспитатель:

Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)

А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте».

(воспитатель с детьми)

Воспитатель и дети:

Здравствуй, красно солнышко!

Здравствуй, ветерок,

Солнечные зайчики,

Быстрый ручеек!

Здравствуй, ранняя трава,

Здравствуй, свежая листва!

Здравствуйте, ребята!

Всех приветствуем сейчас,

Очень рады видеть Вас!

Поднимают руки к солнышку.

Качают над головой руками.

На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук.

На уровне груди движения кистями вправо-влево.

Показывают ладошки на уровне груди.

Трут ладонями друг о друга.

Слова произносит воспитатель.

Воспитатель:

Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, и услышала, что он постучал  в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Воспитатель обнаруживает конверт.)

Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его прислал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)

«Собирайтесь в лес скорее,

В необычный турпоход.

Ждут вас тайны там лесные,

Вдаль дорожка поведет…

Лесные жители.»

Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответы детей.) Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию.

Мы пойдем не за грибами,

Не за цветами,

А за лесными чудесами!

Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.

А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.)

Воспитатель:

Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!

Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту..

Звучит звукозапись «Голоса леса».

Воспитатель:

Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по дорожке вот на ту полянку. (Дети с воспитателем идут по «дорожке» к ковру и садятся на стульчики.)

2. ОСНОВНАЯ   ЧАСТЬ.

На мольберте вывешена картина «Грачи прилетели». Вторая картина («Ранняя весна») находится за первой картиной, дети ее не видят.

Воспитатель:

Присаживайтесь, ребята.

Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. (показывает картину «Грачи прилетели»).

Какое время года изображено на картине? (Весна.)

Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима?

Дети доказывают, что на картине изображена весна, называют весенние признаки:

- Солнце светит ярко.

- Снег темнеет, тает, оседает.

- Появляются проталинки, бегут ручьи.

- Прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы, журавли, дикие утки, ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи.

- Просыпаются звери после зимней спячки.

- Распускаются первые весенние цветы.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

1. Как светит солнце весной?

2. Что происходит со снегом весной?

3. Когда снег растаял, что появляется?

5. Кто прилетает из теплых краев?

6. Что происходит с лесными жителями?

7. Что вырастает из-под снега?

Воспитатель:

Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все теплее, все ярче. (Воспитатель выставляет на мольберт 2-ю картину («Ранняя весна»).

А как же дальше просыпается природа?

Дети:

- Снег совсем растаял.

- На деревьях и кустарниках появляются почки.

- Цветут цветы.

- Появляется травка.

- Появляются насекомые.

- У птиц появились птенцы.

- Звери просыпаются после зимней спячки. Они меняют старые шубки на новые. У зверей появляются детеныши.

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:

1. Снег еще лежит?

2. Что происходит с деревьями?

3. Что происходит с цветами?

4. Что происходит с травой?

5. Кто появляется у птиц?

6. Что происходит с дикими животными?

Речевая игра «Скажи наоборот»

(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).

Воспитатель:

Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.

Это значит, что …

- Зима ушла, а весна… (пришла).

- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).

- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).

- Зимой холодно, а весной… (тёпло).

- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).

- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).

- Зимой заяц белый, а весной… (серый).

- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

Воспитатель:

Молодцы ребята, правильно ответили.

____________, расскажи, пожалуйста. Стихотворение о весне.

Ребенок:

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.

Воспитатель:

Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май.)

Какие же вы молодцы, все вы знаете.


Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».

Воспитатель:

Ребята, что вы услышали? (ответы детей)

Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе.

Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.

Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"

Посмотрите, ребята, - сколько разных птиц прилетело на дерево. Давайте отгадаем про них загадки.

Загадки

1.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовётся птица – …

(Грач).

4.

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его…

(Скворец)

2.

Я проворна, легкокрылая,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко.

(Ласточка)

5.

Алый низ и черный хвост,

Воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался вширь –

До чего красив ...

(Снегирь)

3.

Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)

Воспитатель:

Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний? (Снегирь)

Объясните почему. (Ответы детей.)

Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете? (Аист, дрозд, стриж, соловей, дикая утка, журавль.)

А почему этих птиц называют перелетными? (Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно.)

Молодцы! Правильно!

А почему они улетают от нас? (У нас становится холодно, насекомые прячутся, и птицам нечем питаться. Они не переносят холод.)

Когда птицы возвращаются назад, как же они встречают весну? Что весной делают птицы? (Птицы весной вьют гнезда и выводят птенцов.)

Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми? (грач и скворец)

А какие птицы прилетают последними? (ласточка, кукушка и соловей)

_____________, расскажи, пожалуйста, стихотворение о ласточке.

Ребенок:

Константин Льдов «Весенняя гостья»

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьется

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою...»

Экологическая минутка

Воспитатель:

Ребята, а как мы должны относиться к птицам? Что может сделать человек для птиц? Как им нужно помогать? (Вывешивать скворечники весной. Помогать больной или раненой птице. Подкармливать птиц ранней весной.)

Нам пора дальше отправляться в путь.

Воспитатель вместе с детьми (во время физкультминутки) подходят к мольберту с «муравейником».

Физкультминутка «Лесная полянка»

По тропинке

Друг за другом мы идем.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки,

Поднимая ноги выше,

Мы к лесной полянке вышли.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом опять пойдем!

Дети шагают друг за другом.

Шагают, поднимая высоко ноги.

Приседают.

Аня! Или твою?

Солнце встало из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки,

Руки в стороны потом

Мы пошире разведем.

А потом вперед, назад.

Каждый солнцу с нами рад!

Встанем, глубоко вздохнем.

И опять пойдем.

Воспитатель (обращая внимание детей на «муравейник»):

Ребята, куда мы пришли? Что это? (Муравейник.)

Вы рассказали, что весной к нам возвращаются перелетные птицы потому, что вновь появляются насекомые.

А каких насекомых вы знаете? (Жуки, мухи, комары, бабочки, пауки, стрекозы, гусеницы, муравьи, кузнечики).

Гимнастика для глаз «Где бабочка?»

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка прилетела в нашу группу! Она очень радуется весне. Давайте только глазками посмотрим, как она перелетает с места на место, с одного цветка на другой.

Физкультминутка-игра « Прилетели птицы»

Воспитатель:

Сейчас я буду называть птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны будете помахать руками, изображая птицу; если насекомых - то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, пчелы, снегири.

Прилетели птицы: голуби, муравьи, воробьи, вороны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, снегири, кузнечики.

Воспитатель:

Ребята,  но изменения происходят не только в жизни птиц, насекомых, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.

Воспитатель вместе с детьми (во время физкультминутки) подходят к «берлоге» с медведем.

Физкультминутка «Мы шагаем друг за другом»

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и весенним лугом,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Весело попрыгаем

Как в лесу зайчатки.

Прыг, скок, прыг, скок,

Сели зайки под кусток.

Идут обычным шагом друг за другом.

Идут на носках.

Идут на пятках.

Прыгают как зайчики .

Присаживаются на корточки.

Воспитатель:

Ребята, отгадайте,  кто живет на этой лесной полянке.

Загадки

Она прыгать мастерица,

Она прыгать не боится.

Небольшой у неё рост,

Но зато пушистый хвост.

(Белка)

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной?

Снег разгребает,

Мышек хватает.

(Лисица)

Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору.

(Заяц)

Этот зверь тебе знаком,

Ест мышей и молоко.

Но на кошку не похож

Весь в иголках длинных…

(Ёж)

Кто позабыв тревоги,

Спал в своей берлоге?

(Медведь)

Ребята, давайте подумаем,  как меняется жизнь животных с приходом весны. (Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.)

Какие звери просыпаются весной? (Медведь, еж, барсук.)

Давайте разбудим медведя чистоговоркой.

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла-ла – к нам весна пришла.

Ло-ло-ло – в лесу тепло.

Пель-пель-пель – капает капель.

Ля-ля-ля – расцветай земля!

Леть-леть-леть – просыпайся медведь!

Хлопают в ладоши.

Сжимают-разжимают пальцы.

Ударяют указат. пальцем по ладони.

Делают «фонарики».

Топают ногами.

Воспитатель:

Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит.

А что происходит с шерстью диких животных весной? (Они линяют.)

А какие дикие животные меняют зимнюю шубку на летнюю? У кого из них меняется окрас шубки? (Заяц, белка.)

А кто появляется у диких животных весной? (Детеныши.)

Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш.

Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.

Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»

один

много

У медведя - …

У зайца - …

У лисицы - …

У волка - …

У ежа - …

медвежонок

зайчонок

лисенок

волчонок

ежонок

-

-

-

-

-

медвежата

зайчата

лисята

волчата

ежата

Воспитатель:

Ребята, пойдемте гулять дальше.

Воспитатель с детьми подходят к столам. На трех столах разложены разрезные картинки (подснежник, мать-и-мачеха, ландыш.)

Воспитатель:

А еще, ребята, с теплыми солнечными  лучиками в марте месяце просыпаются первые цветы. Кто помнит, как они называются? (Подснежники.)

Воспитатель:

Почему их так называют? (Потому что они вырастают из-под снега.)

Воспитатель:

__________, расскажи, пожалуйста, стихотворение о подснежнике.

Ребенок:

Прорастает сквозь снежок,

К солнечным лучам, цветок,

Маленький и нежный,

Беленький подснежник.

(Н. Маслей)

Воспитатель:

Ребята, а цветочек так хочется понюхать. А рвать его можно? (Нет.)
Тогда мы наклонимся и понюхаем подснежник.

Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветок»

1 резкий вдох носом
2 мягкий выдох на слог «АХ»

Подуем на цветок

1 резкий вдох носом
2 медленный выдох губы трубочкой

Воспитатель:

Давайте покажем, как цветочек вырастает.

Пальчиковая гимнастика "Цветок"

Вырос высокий цветок на полянке,

показать руками цветок

Утром весенним раскрыл лепестки.

развести пальцы рук

Всем лепесткам красоту и питье

движение пальцами вместе врозь

Дружно дают под землей корешки.

ладошки вниз тыльной стороной друг к другу, пальцы развести

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним, какие еще цветы вырастают весной? (Мать-и-мачеха, ландыши.)

Ребята, посмотрите, на столах лежат картинки, на которых изображены цветы. Но они разрезные. А давайте попробуем собрать картинки. У кого какая она получится?

Игра «Собери картинку»

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. Вам понравилось в гостях у весеннего леса? Мы с вами побывали в весеннем лесу и вспомнили все изменения в природе, которые происходят в это время года. А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу? (ответы детей)

На мольберт вывесить мнемотаблицу «Весна в лесу».

Воспитатель:

Молодцы! Вы правильно назвали все изменения, которые происходят с природой весной. А теперь давайте составим рассказ о весне.

Мнемотаблица «Весна в лесу»

1 - Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.

2 - В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель.

3 - Появляются проталины.

4 - Распускаются подснежники.

5 - На деревьях набухают почки.

6 - Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.

7 – Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, ёж и барсук).

8 - Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки.

9 - Весной у диких животных появляются детёныши, а у птиц – птенцы.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ   ЧАСТЬ.

Лексическая игра «Помощники весны» («Помоги солнышку»)

Задача игры – подобрать как можно больше весенних слов.

На листе бумаги нарисовано солнышко. Предложить детям подобрать как можно больше слов о солнце или весне. Ребенок сказал слово – прикрепляем лучик. Теперь очередь другого ребенка. Подобрал слово – новый лучик и так далее, пока все дети не назовут слово.

Воспитатель (обращая внимание детей на фланелеграф):

Ребята, посмотрите, солнышко, пока до нас добиралось, раздарило по дороге свои лучики. Давайте поможем солнышку!!! Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше мы подберем слов о солнышке, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет греть! Слова будем называть по очереди.

 (Дети подбирают слова-определения к слову «солнышко», воспитатель прикрепляет лучики к солнышку).

Воспитатель: 

Как светло и тепло стало вокруг! Вы рады солнышку? А оно как радо вам! Солнечные лучики посылают вам тепло, птички ожили, звонко запели.

Посмотрите какое красивое солнышко у нас получилось. А вы  - его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно. Вы очень хорошо справились с заданием!

Примерный словарь для игры:

Солнышко какое? Теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое, радостное.

Если не хватит слов-определений для солнышка, то можно подобрать слова-определения к слову «весна».

Весна какая? Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.

Воспитатель:

Нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!

Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

Воспитатель:

Вот мы и вернулись в нашу группу.

Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.

Спасибо, вы - молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет».  Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Возраст воспи...