Конспект рекомендация. НОД по ФЦКМ в средней группе на тему «Приглашаем в гости к нам»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Юлия Быкова

Конспект рекомендация. НОД по ФЦКМ  в средней группе на тему «Приглашаем в гости к нам»

 

Конспект.

Цель: Знакомить детей с народными обрядами приглашения гостей в дом, встречать гостей хлебом-солью. Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок.

Задачи:

-Познакомить детей с народными обрядами приглашения гостей в дом .

-Показать как встречали гостей хлебом-солью.

-Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок.

-Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям».

-Отгадывание загадок и повторение знакомых пословиц

-Развивать интерес к культуре русского народа.

-Обогащать словарный запас, развивать память

-Воспитывать интерес к народному творчеству, к народным традициям

Материалы: Каравай хлеба, солонка с солью, иллюстрации к игре «Найди предмет», обруч с лентами для игры.

Ход занятия.

Приход гостей.

 

Входят гости-дети. Хозяйка встречает гостей и вручает им хлеб – соль со словами:

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые,

Если величать, так на пороге встречать

Добро пожаловать к нам в гости

Милости просим.

Гости отламывают хлеб, пробуют его.

Хозяйка: Хозяюшка в дому

Что оладушек в меду,

Она прибирает, она подает,

Она за всех отвечает.

Хлеб да соль.

Проходите, гости дорогие.

Присаживайтесь.

Хозяйка провожает их на место.

Воспитатель. По русскому обычаю разрешите вручить вам хлеб-соль и пригласить пройти в «красный угол». (Самое красивое и удобное место)

 Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особых случаях, даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Хлебосольный хозяин любил угощать своих гостей. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину, и желая ему процветания и достатка. Отказ же от хлеба-соли рассчитывался как оскорбление. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник, выносила к гостям хозяйка дома или женщина, руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега».

 Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда.

Воспитатель: Дети, кто из вас знает поговорки или пословицы про хлеб-соль?

Дети: Хлеб — батюшка, вода — матушка.

– Хлеб — кормилец.

– Без хлеба куска везде тоска.

– Хлеб бросать — труд не уважать.

– Без соли, без хлеба — худая беседа.

Воспитатель: Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету.

Воспитатель: Все мы на земле под богом ходим.

 Радуемся, любим и творим.

 Есть свои традиции в народе,

 Праздник для души необходим!

  У нас сегодня праздник, к нам гости пришли! Будем играть и вас потешать. И начнем нашу игру песней «К нам гости пришли». (муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен)

      К нам гости пришли,

      Дорогие пришли.

Мы не зря кисель варили,

Пироги пекли.

А сейчас вдвоем

Мы для вас споем.

Вы похлопайте в ладоши,

Мы плясать пойдем.

Ты топни ногой,

Да притопни другой.

Я волчком крутиться стану,

А ты так постой.

Наш детский сад

Дружбой славится.

Приходите, гости, чаще,

Если нравится

Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? 

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда вы сейчас будете отгадывать их, и находить этот предмет-отгадку.

Дидактическая игра «Найди предмет»

На столе разложены предметные картинки. Дети подбирают отгадки.

Загадки.

Четыре брата под одной крышей стоят. (стол).

Из ее большой трубы

Дыма тянутся клубы.

Много можно в ней испечь,

А зовется просто … (печь)

Чёрный конь скачет в огонь. (кочерга).

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт! (ухват).

Воспитатель: До наших дней дошли поговорки, давайте их вспомним.

Дети: «Что есть в печи, все на стол мечи»,

«Гостю щей не жалей, погуще налей»,

«Доброму гостю хозяин рад.»,

«Хоть не богат, а гостям рад».

Хозяйка: Ай, да молодцы! Что же, ребята все сидим?

Аль играть мы не хотим? Выходите, веселей.

Поиграем поскорей! А игра у нас такая

«Заря - заряница», ох, какая!

Физминутка.Правила игры.

 Один из детей держит шест с прикреплёнными на колесе лентами. Каждый играющий берётся за ленту. Один из участников - водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря – зарница,

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые.

Ленты голубые.

Раз, два-не воронь,

А беги как огонь!

 С последними словами игрового припева. Водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоём бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

Воспитатель: Вот и пришла пора нам прощаться с Хозяйкой. Есть такая поговорка:

«В гостях хорошо, а дома лучше.»

Хозяйка: До свидания, дорогие дети. Дай бог тому, кто в нашем доме.

Дорогим гостям, милым, детушкам.

Мы всегда рады.

Дети прощаются с Хозяйкой.

Итог.

Дети вам понравилось в гостях?

Правильно вас встретила Хозяйка?

Ещё придём в гости?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: «Медвежонок в гостях у ребят»

Конспект непосредственно образовательной деятельностив средней группена тему: «Медвежонок в гостях у ребят»...

Конспект ООД по ФЭМП в средней группе на тему: « Куклы в гостях у ребят»

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, родителям. Он помогает в игровой форме закрепить знания детей о форме и количественном счете в пределах 5", а также дети закрепят навыки сервировки...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Познание Тема: Едим в гости (Моя семья) №4

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе  Познание Тема: Едим в гости (Моя семья) №4...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «А» Тема: «Сказка оживает, в гости приглашает». (Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)

Развитие математических способностей детей 4-5 лет, посредством использования  блоков Дьенеша, как метода развития логико - математических представлений у дошкольников....

План-конспект НОД по окружающему миру ( средняя группа) на тему "Солнышко в гостях"

Формировать представления о теле и организме человека, учить правильно называть части тела и функцию, какую они выполняют, закреплять понимания различий между полами по внешнему облику, учить правильн...