Логопедические игры для развития диалогической речи детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Воспитатели, учителя-логопеды могут использовать эти игры на своих занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития диалогической речи детей дошкольного возраста.

Что в чудесном мешочке?

Цели.

Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал.

Мешочек, какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла); мяч или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу, фишки.

Ход игры.        

Игра может проводиться в дополнение к занятию.

Педагог: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!».

Педагог дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку, кто попросит.

Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет.

В конце игры подсчитывается число полученных фишек.

Вопрос с подсказкой.

Цель.

Учить детей задавать вопросы с разными вопросительными словами, опираясь на символы.

Материал.

Карточки с символами, обозначающими то или иное содержание вопроса. Пустая карточка — «Что это?», «Кто это?». Карточка с цветными пятнами — «Какого цвета?». Карточка с геометрическими фигурами - «Какой формы предмет или его часть?». Карточка с изображениями разобранной пирамидки - «Какие части есть у предмета?», «Какие части тела есть у животного?». Игрушки.

Ход игры.

Взрослый знакомит детей с символами, после чего предлагает задавать вопросы по карточкам. Из чудесного мешочка вынимается игрушка, педагог поочередно поднимает карточки с разными символами, а дети задают соответствующие вопросы. За каждый правильно сформулированный вопрос дается фишка. Почти по каждому символу могут быть заданы разные вопросы Что? Что это? Что у машины написано на фургоне? На что крепятся колеса? И т.п. Какого цвета (капот, кузов, колеса, руль и др. детали)?

В дальнейшем вводятся новые символы:

схематическое изображение человечков в разных позах — «Что делают?»;

изображены кружочки на ветке дерева, за деревом, под деревом — «Где?»;

карточка с цифрами - «Сколько?»;

карточка с изображением кисти руки человека — «Для чего?»;

изображение вопросительного знака - «Почему?»;

изображение часов — «Когда?»;

изображение уходящего человека — «Куда?»;

изображение подходящего человека — «Откуда?».

Вопрос – ответ.

Цели.

Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал.

Две разные игрушки, незнакомые детям, фишки.

Ход игры

Дети делятся на две команды. Каждая получает игрушку и одинаковое число фишек (10—15).

Педагог инструктирует детей: «Сегодня мы устроим соревнование.  Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна будет спрашивать об игрушке все, что захочет, другая — отвечать. Если команда не сможет ответить на какой-то вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой останется больше фишек».

Время для рассматривания — 3—4 минуты.

Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями. По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы («Молодец, ты задал очень интересный вопрос; значит, ты стараешься думать, размышлять»). Ни в коем случае не отрицать, не говорить, какой неинтересный вопрос задан.

В конце игры подсчитывается оставшееся число фишек.

Да и нет.

Цели.

Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал.

Семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Ход игры.

Предметы раскладываются на столе.

Педагог говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».

Детям дается время для обдумывания. Затем педагог начинает задавать вопросы.

- Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят?

- Его надевают на тело?

- Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с ...? - Он круглый? Он коричневый? И т.п.

Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета - к его расположению — к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку.

«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».

Вариант игры.

Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

Передай письмо.

Цель. Активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.

Материал. Разноцветные конверты, набор картинок.

Ход игры

В игре участвуют 5—7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Педагог-почтальон вынимает из сумки конверт и говорит: «Письмо Саше». Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон передает конверт по цепочке со словами: «Будь добр, передай письмо Саше» или «Ты не сможешь передать письмо Саше?» и т.п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную педагогом фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Педагог меняет варианты выражения просьбы.

Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета обращения: «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо...».

Можно использовать в игре и дополнительные задания.

Педагог. Письмо от Меховушки? Расскажи, пожалуйста, в кого она превратилась, какой она стала?

Ребенок. Меховушка превратилась в тигренка. Тигренок одет в теплую шубу, потому что зима. Он играет с ребятами в снежки.

Примечание. Во время игры необходимо следить, чтобы дети, передавая письмо, не забывали проговаривать просьбу. Примерные формулы выражения просьбы, используемые в игре:

Если тебе нетрудно...        — Будь добр...

Ты не мог бы...?        — Я тебя очень прошу...

Сделай доброе дело, передай...

Передай, пожалуйста...


Справочное бюро.

Цели.

Закрепить умение детей использовать разнообразные варианты просьбы: «Скажите, пожалуйста, где живут родители ежат? Будьте добры, подскажите адрес бельчат. Я хотел (а) бы узнать адрес волчат. Вы не поможете? Вы не могли бы сказать, как найти дом лисят?» и т.п.

Формировать грамматически правильную речь: умение употреблять существительные, обозначающие детенышей животных во множественном числе родительного падежа.

Материал.

Картинки с изображениями детенышей животных; панно, на котором в два ряда (верхняя улица и нижняя) расположены разноцветные дома.

Ход игры.

Педагог рассказывает детям, что малыши — медвежата, бельчата, ежата, мышата и т.п. — разбрелись по лесу, потеряли свой дом. Педагог раскладывает карточки с изображениями детенышей лицевой стороной вниз, обращается к детям:

- Малыши сидят и плачут, не знают, как попасть домой. Давайте
поможем им, узнаем в справочном бюро, где они живут, и отведем
их к маме. Кто хочет помочь малышам?

Вызванный ребенок берет одну карточку, называет детенышей («У меня маленькие ежата»), педагог предлагает:

- Обратись, пожалуйста, в справочное бюро, тебе подскажут, где
живут ежата. Не забудь о вежливости, обращаясь за справкой.

В справочном бюро может работать педагог, или можно использовать крупную игрушку — куклу, мишку и т.п. На вопрос ребенка дают ответ: «Ежи проживают на нижней улице в зеленом домике».

Ребенок находит указанный дом и «отводит» малышей.

Вежливые поиски.

Цель.

Упражнять детей в употреблении различных формул выражения просьбы и ответа на нее.

Количество участников в игре не ограничено, игра может проводиться фронтально, подгруппами и индивидуально с 2—3 детьми.

Ход игры.

Водящий ребенок выходит из группы или закрывает глаза. Логопед прячет игрушку (картинку).

Водящий входит и пытается найти спрятанный предмет. Дети помогают ему словами: «Холодно. Тепло. Теплее. Горячо». Затем водящему предлагается вежливо попросить кого-нибудь из детей о подсказке. Водящий обращается к кому-либо из детей при помощи одной из формул речевого этикета: «Таня, если можешь, подскажи, где спрятана игрушка (картинка)?». Ему отвечают: «Подскажу, конечно. Игрушка спрятана под розовым вкладышем на среднем окне». Ребенок благодарит, находит игрушку и получает ее в постоянное пользование.

Усложнение. Можно усложнить игру: половина из присутствующих детей знает, где спрятан предмет, половина не знает. Если водящий обращается к ребенку, не знающему, где спрятана игрушка, то ответ должен быть примерно таким: «Извини, Андрей, я не могу тебе помочь. Спроси еще у кого-нибудь».

Волшебный ключ.

Цель.

Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Ход игры.

Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».

Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:

- Разрешите пройти.

- Разрешите, пожалуйста.

- Позвольте пройти.

Пропустите меня, пожалуйста.

Вы не могли бы пропустить меня?

Если можно, пропустите, пожалуйста.

Извините, я могу пройти?

Звонок в цветочный магазин.

Цели.

Учить детей пользоваться телефоном для получения нужной информации: вежливо задавать вопросы и выражать просьбы; закреплять правила ведения разговоров по телефону; дать детям образцы выполнения этих правил.

Ход игры.

1.        Приглашение к игре.

Хотите поиграть в телефонную игру? Я хотела бы вам предложить позвонить в цветочный магазин. Как выдумаете, зачем звонят
в цветочный магазин?

Вы правы, звонят, чтобы узнать, есть ли нужные цветы или чтобы заказать букет.

2.        Распределение ролей.

-        Вы не будете возражать, если вначале я буду звонить в магазин, а кто-нибудь из вас будет продавцом? Кто хочет быть продавцом?

Алло! Добрый день. Это цветочный магазин? Будьте добры, скажите, какие цветы я могу сегодня купить ко дню рождения своей мамы?

А есть ли у вас в продаже свежие розы? Какого они цвета? Я хотела бы купить розовые. Сколько будет стоить букет из пяти роз? Это вместе с оформлением букета?

Подскажите, пожалуйста, как доехать до вашего магазина? А вы закрываетесь на обеденный перерыв? Когда у вас перерыв? Спасибо вам за консультацию. Всего доброго.

Кто хочет позвонить в цветочный магазин? (Дети разыгрывают ситуацию самостоятельно.)

3.        А теперь давайте представим, что мы переехали в новую квартиру и хотим ее украсить комнатными растениями. Я позвоню в цветочный магазин. Кто будет продавцом?

- Алло! Здравствуйте. Я хотела бы узнать, какие комнатные цветущие растения есть в вашем магазине. Что вы можете предложить?

А есть ли у вас фиалки? Очень жаль. А не подскажете, в каком
магазине можно их приобрести? Большое спасибо вам. До свидания.

—        Кто позвонит в магазин и узнает о фиалках?

Дети разыгрывают ситуацию.

Звонок в справочное бюро.

Цели.

Познакомить детей с назначением справочной службы, способами получения необходимой информации; закреплять умения вести деловые разговоры по телефону, знания о родном городе.

Познакомить детей с назначением справочной службы, способами получения необходимой информации; закреплять умения вести деловые разговоры по телефону, знания о родном городе.

Ход игры.

1.  Сообщить детям о назначении справочной службы, обсудить поводы обращения в справочное бюро.

2. Дать образец запроса информации.

— Алло? Это справочное бюро? Здравствуйте. Подскажите мне, пожалуйста, где находится кинотеатр «Мир»?

—  А каким транспортом можно доехать до кинотеатра от железнодорожного вокзала?

—    Простите, не уточните, на какой остановке надо выходить?

—    Спасибо вам большое. До свидания.

Далее ситуации разыгрывают дети. Педагог вначале предлагает ситуации: узнать адрес Дворца искусств и номер автобуса, на котором можно до него добраться; адрес детского сада, адрес конкретного человека и т.п. Затем предлагает самим придумать, по какому еще поводу можно обратиться в справочную службу.

Список использованной литературы.

1.  Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: «ТЦ «Сфера», 2003.

2.  Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. — М'.: Просвещение, 1991.

3.   Баранова Э. Учимся задавать вопросы//Дошкольное воспитание. - М., 2005. - №

6.   Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1985.

7. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых п...

Значение игровой деятельности в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе ...

Программно – методический материал «РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ»

Всем хорошо известно, как важен для человека дар слова. К.С.Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание ид...

Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста

В презентации "Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста"  представлены современные подходы к формированию коммуникативной компетентности,...