Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы
статья по логопедии на тему
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых подчеркивается связь того или иного раздела с развитием связной речи. Правильно выражать свои мысли и чувства – значит строго поддерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбирать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явления и в данной ситуации речи наиболее уместны и стилистически оправданы.
Над работой по развитию связной речи детей дошкольного возраста работали педагоги и психологи: Э.П. Короткова, А.П. Леушина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых подчеркивается связь того или иного раздела с развитием связной речи. Правильно выражать свои мысли и чувства – значит строго поддерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбирать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явления и в данной ситуации речи наиболее уместны и стилистически оправданы.
Над работой по развитию связной речи детей дошкольного возраста работали педагоги и психологи: Э.П. Короткова, А.П. Леушина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.
Развитие связной речи на современном этапе играет большую роль. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. Е.И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности.
Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь.
Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора, прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию».
Содержанием беседы является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду. Беседы способствуют решению задач всестороннего развития и воспитания ребенка дошкольника, доступно, психологически близко ему.
Систематизировать знания в беседе возможно при условии четкого, последовательного расположения материала, т.е. при правильном конструировании. Е.И. Радина выделила такие структурные компоненты беседы, как:
- высказывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе вспоминания о близких жизненному опыту явлениях,
- анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам,
- элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем.
Беседа является одним из эффективных педагогических методов в работе и обучении дошкольников.
Беседа - в педагогике, вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.
Разговор и беседы - в сущности два почти тождественных проявления одного и того же процесса: речевого общения людей. Но мы, выделяя беседы как один из ценнейших приемов развития речи детей, подразумеваем под ними организованные, планово проводимые занятия, цель которых - углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.
Специальное исследование, посвященное изучению бесед как метода обучения маленьких детей в условиях детского сада, в первые послевоенные годы проводила Е.И. Радина. Основной задачей было выяснение значения бесед в расширении детского кругозора, уточнении понятий, развитии мышления и навыков речи.
Результатом этой кропотливой работы стало единодушное признание за методом беседы важности и ценности как в деле умственного и нравственного воспитания, так и в речевом развитии детей.
Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием.
Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи.
Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. В работе с детьми дошкольного возраста воспитатель уже больше внимания уделяет качеству ответов детей; он приучает их отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса.
В общении детей начинают преобладать коллективные разговоры. Необходимо приучить детей организованно участвовать в беседе на занятии: отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания своих друзей.
Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.
Воспитатель должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог с взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых
Разработаны следующие методические приемы при руководстве беседы:
1. Не давать детям удаляться от главной темы.
2. Неуклонно вести к конечным выводам.
3. Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.
4. Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринуждённо. Краткий ответ, раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее распространённого.
5. Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно, достигнуть той же цели путём краткого указания, напоминания.
6. Побуждать детей к вопросам. Мы знаем, что в определённом возрасте дети засыпают вопросами: Что это? Почему? и т.д. Это своеобразное проявление детского развития, требующее к себе специального внимания в смысле уяснения, что и как отвечать детям, должно быть использовано в интересах развития речи детей.
7. Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.
8. Вызывать соревнование в желании высказаться ясно и образно.
9. Беседы ведутся индивидуально и коллективно. Начиная со среднего дошкольного возраста в детском саду коллективные беседы преобладают.
Беседа - организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.
В беседе педагог:
1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т.е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;
2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;
3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;
4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.
Большой интерес представляют мысли Е.А. Флериной об обучении детей диалогической речи. Она указывала на то, что жизнь пронизана диалогическими взаимодействиями педагога и детей, детей друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-523074-1415649532.jpg)
Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ".
В статье представлен опыт работы по использованию интерактивных технологий в НОД....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/26/picture-732293-1587899190.jpg)
«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-519730-1428155211.jpg)
Значение игровой деятельности в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/06/picture-1058793-1538835160.jpg)
Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Тема: «Развитие диалогической речидетей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-570366-1422337947.jpg)
Проект «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста»
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием фор...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/26/picture-1146271-1558885347.jpg)
Консультация для родителей «Художественная литература как источник развития диалогической речи детей дошкольного возраста
Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/12/picture-792739-1502486351.jpg)
"Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками"
В данной методической разработке рассматривается проблема диалогического общения детей со сверстниками и взрослыми, описываются педагогические условия развития диалогической речи у детей дошкольного в...