Макаренко Надежда МБДОУ д/с №18. Блог: Технологическая карта по развитию речи "Живая шляпа"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Тема занятия: «У страха глаза велики»

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Цель занятия:  объяснить смысл поговорки «У страха глаза велики» через чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа», закрепление последовательности сюжета рассказа через дидактическую игру на ИКТ-оборудовании, закрепление нетрадиционной техники «набрызг» через рисование котенка гуашью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol.karta_u_straha_glaza_veliki.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию (выразительное чтение) с подгруппой детей с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании и элементов продуктивной деятельности

 МБДОУ д/с № 18, воспитатель Макаренко Надежда Александровна

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Тема занятия: «У страха глаза велики»

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Цель занятия:  объяснить смысл поговорки «У страха глаза велики» через чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа», закрепление последовательности сюжета рассказа через дидактическую игру на ИКТ-оборудовании, закрепление нетрадиционной техники «набрызг» через рисование котенка гуашью.

Задачи занятия:

Образовательные: объяснить смысл поговорки «У страха глаза велики» через чтение произведения, закрепить последовательность произошедших событий через дидактическую игру, закрепить нетрадиционную технику «набрызг» через рисование котенка гуашью.

Развивающие: внимательно слушать и запоминать содержание рассказа, героев и их поступки, развивать мелкую моторику кисти руки.

Воспитательные: воспитывать умение слушать и не перебивать друг друга, приводить примеры из личного опыта, проявлять аккуратность во время работы.

Дополнительные задачи:

Игровая (на ИКТ-оборудовании): расставить картинки в правильном порядке.

Дидактическая: закрепить последовательность сюжета рассказа.

По продуктивным видам деятельности: закрепить нетрадиционную технику «набрызг» через рисование котенка гуашью.

Словарная работа: что-то плюхнулось, трясутся от страха, треснуть, швырять.

Планируемый результат занятия: дети объясняют смысл поговорки «у страха глаза велики», называют последовательность сюжета через дидактическую игру на ИКТ-оборудовании и рисуют котенка путем нетрадиционной техники «набрызг».

Подготовительная работа: рассказ об авторе, беседа о пословицах, разработка дидактической игры «Восстанови последовательность», подготовка раздаточного материала.  

Материалы и оборудование: книга «Живая шляпа», дидактическая игра «Восстанови последовательность», ИКТ-оборудование: ноутбук, интерактивная панель, листы бумаги, трафарет котенка, баночка для воды, зубная щетка, акварель, клеенка, салфетки.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирования интереса у детей к предстоящей деятельности.

-  Добрый день дорогие ребята. У меня сегодня очень хорошее настроение. А вы не знаете почему? Я очень рада нашей встрече и хочу поделиться своим настроением с вами. Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь ему.  Всем приятно, когда ему в ответ улыбаются, поэтому при приветствии принято улыбаться. А ещё, в давние времена зародился обычай снимать шляпу, когда кого-то приветствуешь. Поэтому, снимаю шляпу. (воспитатель снимает шляпу с головы.)

- Ребята на прошлом занятии мы с вами познакомились с писателем Николаем Носовым (показ портрета), а сегодня хочу вас познакомить с его рассказом «Живая шляпа».

- фронтальная форма, прием привлечения внимания.

Стоят в кругу и передают хорошее настроение друг другу.

Положительный настрой.

2

Основной этап

Настроить детей на предстоящую деятельность. Решить поставленные задачи.

2.1

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации

Знакомство с произведением.

Игровая, дидактическая.

-Ребята, я сегодня утром собиралась на работу, а по телевизору показывали передачу про пословицы. И одна из них мне очень запомнилась «У страха глаза велики».

-Ребята как вы понимаете эту пословицу «У страха глаза велики»?

Словесный метод.

Беседа.

Ответы детей

Осознание проблемы.

2.2

Этап ознакомления с материалом

-Ребята, раз ваши мнения разошлись, давайте я вам прочитаю рассказ Николая Носова «Живая шляпа» и тогда мы поймем смысл этой пословицы. Но для начала хочу вас познакомить с новыми словами.

Что-то ПЛЮХНУЛОСЬ?

ТРЯСУТСЯ ОТ СТРаха?

ТРЕСНУ клюшкой?

ШВЫРЯТЬ?

(Чтение рассказа)

-Ребята, вам понравился рассказ?.

-  Вспомните, как звали мальчиков?

-Почему мальчики решили, что шляпа живая?

-Как мальчики узнали, кто скрывается под шляпой?

-Чем занимались мальчики до того, как увидели «Живую шляпу»?

-И кто же оживил шляпу?

-Вспомните, как звали котенка?

-Как вы думаете, что почувствовали Вова и Вадик, когда шляпа поползла?

-А вы бы испугались?

-Покажите, как бы вы испугались?

-Можно ли применить пословицу «У страха глаза велики» к рассказу «Живая шляпа»? Почему?

- Вы правы, трусливому человеку всюду представляются опасности. Поэтому и говорится «У страха глаза велики».

-Давайте немного отдохнем и поиграем. Пройдем к доске, но не просто , а как котята!

Словесный, вопросы к детям.

Беседа по содержанию рассказа.

Слушают, отвечают на вопросы.

Познакомить с новыми словами, познакомить с произведением.

2.3

Этап практического решения проблемы

ТЕХ.БЕЗОП. у доски стоим на вытянутую руку, смотрим под ноги, не толкаемся…

-Ребята перед вами сюжет рассказа в иллюстрациях. Вам нужно расставить иллюстрации в правильной последовательности, чтобы эта последовательность соответствовала сюжету.

-ребята давайте отвернемся от доски и сделаем гимнастику для глаз:

-Кот на солнышке сидит

(глаза влево, вправо)

-Глаз закрыл,другой закрыл.

-Кот играет в жмурки

(зажмурить глаза)

- С кем играешь Васенька?

- С солнцем красненьким!

(раскрыть глаза)

Подведение итого по игре.

- Ребята, кто же прятался под шляпой? Давайте пройдем за столы и нарисуем котенка.

-Присаживаемся за столы, спина прямая, ноги вместе.

-Ребята давайте подготовим  подготовим наши кисти рук к рисованию.

-Этот котик в лес пошел,

Этот котик гриб нашел,

Этот котик чистить  стал,

Этот котик жарить стал,

Этот котик все поел от того и потолстел!

 -Ребята, сегодня мы будем рисовать не кистями, а при помощи зубной щетки применяя технику «набрызг».

Воспитатель объясняет технику рисования:

-не берем руки в рот, не махаем щеткой, работаем аккуратно.

-Какие у вас получились замечательные котята!

Когда рисунки высохнут, мы организуем выставку.

Фронтальная форма.

Прием игровой,

Практический.

Восстанавливают последовательность в дидактической игре на ИКТ-оборудовании.

Выполняют гимнастику для глаз.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Рисуют.

Закрепление последовательности сюжета рассказа через дидактическую игру на ИКТ-оборудовании.

Закрепить нетрадиционную технику «набрызг» через рисование котенка гуашью.

3

Заключительный этап

Подведение итогов

-Ребята, понравился ли вам рассказ?

- В чем секрет живой шляпы?

- А с какой пословицей мы сегодня познакомились?

-Какой же смысл этой пословицы?

- А у вас были такие ситуации, когда вы чего то испугались, а там ничего страшного не было?

Что можно сказать про эту ситуацию?

- наше занятие подошло к концу, можно идти одеваться на прогулку!

Словесный.

Вопросы.

Отвечают на вопросы.

Объяснение смысла поговорки «У страха глаза велики».

                                                                                  Рекомендации для родителей

Тема интегрированного занятия

«У страха глаза велики»

Цель интегрированного занятия

объяснить смысл поговорки «У страха глаза велики» через чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа», закрепление последовательности сюжета рассказа через дидактическую игру на ИКТ-оборудовании, закрепление нетрадиционной техники «набрызг» через рисование котенка гуашью.

Задачи для родителей по теме интегрированного занятия

Научить детей анализировать поговорки, сказки, рассказы

Мероприятия и активности, которые могут провести родители с детьми по теме интегрированного занятия дома

Рассказывание, рассматривание картинок, чтение литературных произведений, заучивание поговорок

Продукты, которые дети могут продемонстрировать в группе ДОО по теме интегрированного занятия

Рисунки, поделки, аппликации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия технологических карт для развития детского творчества.

Данный материал можно использовать для занятий с детьми дошкольного возраста, как в детском саду, так и дома. Данный материал способствует творческому развитию ребенка, направлен на ...

Технологическая карта раздела "Развитие речи"

В работе представлена технологическая карта раздела "Развитие речи" по программе "Развитие речи и общения детей дошкольного возраста" Л. В. Ворошниной. В крате раскрыты цели, возрастные особенности ре...

Технологические карты "Физическое развитие"

Технологические карты "Физическое развитие"...

Технологическая карта по развитию речи «Путешествие за кладом»

Показать педагогам возможности использования ИКТ на занятиях по развитию речи...

технологическая карта по развитию речи во 2 младшей группе

Технологическая карта организации НОД во 2 младшей группе «Путешествие на поезде в зимний лес»....

Технологическая карта по развитию речи

Технологическая карта по развитию речи...