проет Финансовая грамотность
проект по развитию речи (старшая группа)

Лукина Алена Игоревна

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект финансовая грамотность23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. Институт общего  образования Кафедра дошкольного образования.

Выпускная аттестационная работа по теме :

Педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у  детей дошкольного возраста.

Слушатель КПК группы 11.10.К32

«Формирования основ финансовой грамотности в ДОУ»

Воспитатель ГБДОУ №12Невского района СПБ

Лукина Алена Игоревна

Куратор группы 11.10.К32 Александрова Е.С.

КПН Доцент кафедры дошкольного образования.

 

Санкт-Петербург

2022г.

Педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у  детей дошкольного возраста.

Воспитатель; Лукина Алена Игоревна.

Участники проекта: · дети дошкольного возраста (6-7 лет); · воспитатели группы;  · специалисты ДОУ; · родители.

Актуальность проекта

Для России остается актуальной проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельствуют об этой необходимости:

  • именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни;
  • стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.);
  • это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.

Передовые страны мира на протяжении длительного периода осуществляют программы финансовой грамотности с раннего возраста. В США с шести лет дети получают банковские карты и производят покупки, так реализация образовательных программ, связанных с экономической грамотностью в этой стране, начинается с дошкольного возраста. Самой передовой страной в области повышения экономической грамотности для детей дошкольного возраста признается Сингапур. Банки в этой стране начинают работу с детьми пятилетнего возраста и в дальнейшем сопровождают их на всем жизненном пути. Банки предлагают счета для детей, при этом их можно открыть при частном визите ребенка в отделение банка, либо в режиме онлайн. Данная услуга дает возможность ребенку быть активным потребителем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым способствуя формированию экономической грамотности и самостоятельности.

В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей дошкольного возраста.

Новизна проекта

Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками.

В практике ГБДОУ №12 Невского района г.Санкт-Петербурга вопросы формирования финансовой грамотности использовались эпизодически. В рамках данного проекта предполагается осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности.

Цели и задачи проекта

Образовательная область, интеграция ОО: Познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта – разработка в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в ГБДОУ№12 Невского района г.Санкт-Петербурга.

Задачи проекта:

  • Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе.
  • Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий.
  • Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
  • Воспитательные задачи: - воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Объект проекта – гармоничное развитие дошкольного возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.

Предмет проекта – финансовая грамотность.

Краткое описание этапов проекта

I этап - подготовительный

Методическая и организационная подготовка проекта:

  • изучение теоретического материала, подбор методик, изучение практики финансового воспитания в ДОУ:
  • составление плана работы;
  • организация совместной работы с родителями.

Срок реализации этапа – сентябрь-октябрь 2023 г.

II этап - практический

Непосредственная апробация методических приемов формирования финансовой грамотности в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Осуществление мероприятий проекта, в ходе которого происходит:

1) расширение знаний детей о содержании и истории основных экономических категорий, обогащение лексического запаса;

2) решение проблемных ситуаций, развитие умений аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

3) подведение дошкольников к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;

4) развитие внимания, логического мышления, связной речи;

5) формирование коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.

Оформление полученных результатов проекта в виде методических материалов.

Информирование о ходе проведения проекта.

Срок реализации этапа – ноябрь 2023 г. – апрель 2024 г.

III этап - заключительный

Подведение итогов, диагностика уровня знаний, умений и навыков детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.

Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов ГБДОУ№12

Срок реализации этапа – май 2024г.

Ожидаемые результаты

В результате выполнения проекта предполагается:

Для детей:

  • приобретение новые знаний социально-экономического характера,
  • приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
  • усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
  • получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
  • развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
  • применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
  • развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:

  • Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
  • Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

  • Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
  • Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Аудитория проекта

  • Воспитанники подготовительной группы ГБДОУ №12 группа №6 «Непоседы»
  • Родители дошкольников.
  • Педагоги ГБДОУ№12 Невского района г. Санкт-Петербурга

Объем и содержание работ

Направление деятельности

Содержание деятельности

Сроки реализации

Исполнители и соисполнители

Подготовительный этап

Работа с детьми
Диагностика уровня финансовых знаний и умений

 

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений

Сентябрь-октябрь 2023г.

Лукина А.И.

Работа с родителями
Оценка уровня готовности родителей к совместной деятельности по развитию речи

Проведение опроса осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми

Октябрь 2023г.

Лукина А.И., родительский комитет.

Работа с педагогами ГБДОУ
Информирование педагогов о содержании и значении проекта

Выступление на методическом семинаре

Октябрь 2023г.

Лукина А.И., методист

Практический этап

Работа с детьми
Мероприятия по формированию финансовой грамотности

Деловая игра для родителей и детей «Азбука финансов»

Ноябрь 2023г.

Лукина А.И.

Занятие с детьми «Путешествие в страну Эконом-град»

Декабрь 2023г.

Лукина А.И.

Развивающее занятие с детьми «Семейный бюджет и расходы семьи»

Январь 2024г.

Лукина А.И.

Игровое занятие для детей «Поиск сокровищ пирата Финансиста»

Февраль 2024г.

Лукина А.И.

Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну»

Март 2024г.

Лукина А.И.

Квест-игра для детей «Финансовая школа»

Апрель 2024г.

Лукина А.И.

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в играх и занятиях в домашних условиях
Совместные мероприятия с детьми

Методический семинар «Азы финансовой грамотности в семье»

Ноябрь 2023г.

Лукина А.И.

Стендовые консультации для родителей

В течение всего времени реализации проекта

Лукина А.И.

Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей

Апрель 2024г.

Лукина А.И.

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в играх и занятиях в домашних условиях
Совместные мероприятия с детьми

Методический семинар «Азы финансовой грамотности в семье»

Ноябрь 2023 г.

Лукина А.И.

Стендовые консультации для родителей

В течение всего времени реализации проекта

Лукина А.И.

Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей

Апрель 2024г.

Лукина А.И.

Работа с педагогами ГБДОУ№12
Транслирование опыта работы по проекту
Обмен опытом

Выступление на методических семинарах
Проведение открытого мероприятия
Взаимопосещение занятий и мероприятий

В течение всего времени реализации проекта

Лукина А.И. методист, руководство ГБДОУ №12

Заключительный этап

Работа с детьми
Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений выявление динамики и полученных результатов

Апрель 2024г.

Лукина А.И.

Работа с родителями
Подведение итогов совместной работы

Собрание с родителями

Май 2024г.

Лукина А.И.

Работа с педагогами ГБДОУ№12
Представление результатов работы

Выступление на методическом совете, подготовка и представление доклада на конференцию

Апрель-май 2024г.

Лукина А.И., методист

Формы представления результатов

1. Выступление на заседаниях методического совета ГДОУ№12.
2. Публикация результатов проекта.
3. Применение в практике педагогической деятельности.

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
  2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
  3. Гладкова О.А., Коломийченко Л.В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста //
  4. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  5. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.
  6.  Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова,  Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ aktualnost-problemy-povysheniya-
ekonomicheskoy-gramotnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....