НОД речевое развитие Рычкова И.Н.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Рычкова Ирина Николаевна

Конспект непосредственно образовательной

деятельности по развитию речи в средней группе

«В гости к цветику-семицветику»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной

деятельности по развитию речи в средней группе

«В гости к цветику-семицветику»

Воспитатель: Рычкова Ирина Николаевна

Воспитатель высшей

 квалификационной категории

Цель: обобщение знаний в области развития речи через приобщение к художественной литературе.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять умение отгадывать загадки;
  • упражнять в словообразовании с помощью добавления суффиксов (один-много);
  • продолжать формирование умения подбирать антонимы к словам.

Развивающие:

  • активизировать и обогащать словарный запас через словесные игры;
  • развивать логическое мышление, внимание, память;
  • создать условия для развития любознательности.

Воспитательные:

  • продолжать работу по социально-нравственному воспитанию детей, приобщение к добрым делам;
  • создать условия для проявления у детей инициативности, самостоятельности;
  • формировать умение работать в коллективе, договариваться.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие» «Физическая культура».

Предварительная работа: Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик», участие в социальном проекте «Искорки-доброты», беседы о доброте, «Подарки бабушкам и дедушкам» ко дню пожилых людей.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: словесные игры.

Оборудование: коробка с подарками по кол-ву детей, цветик-семицветик, мягкий мяч, иллюстрации по сказкам.

Примерный ход непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей Воспитатель приглашает детей встать в круг.

Поприветствуем друг друга:

Улыбнемся солнышку:

Здравствуй золотое!

Улыбнемся небу:

Здравствуй голубое!

Улыбнемся дождику:

Лейся словно из ведра!

Улыбнемся мы друг другу,

Пожелаем всем добра!

Дети подходят к воспитателю, встают в круг.

Повторяют движения за воспитателем.

Мотивация 

-Ребята, вы такие молодцы, делаете добрые дела – помогли животным, собрали подарки для дедушек и бабушек. И бабушки прислали нам в благодарность небольшие подарочки. Они здесь, в коробке. (Дает детям коробку).

-Ой, а где же подарки? Что случилось?

-Наверное наши подарки затерялись где-то по пути.

Берут у воспитателя коробку, открывают её.

Высказывают предположения.

Проблематизация 

-Что нам делать?

-Давайте загадаем желание, чтобы подарки вернулись:

Хлопнем в ладоши, и скажем: Подарки вернитесь! – не помогает.

Потопаем – не помогает.

-А кто или что нам поможет?

-Я думаю, нам надо обратиться к волшебству, к сказке.

-Скажите, в какой сказке волшебный предмет исполнял желания? Давайте скажем вместе волшебные слова: Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Вели, чтобы мы оказались у цветика-семицветика. (на мольберта цветик-семицветик, бледный и плачущий). Что с тобой случилось? (аудиозапись: сюда прилетала Тетушка – Непогодушка. В ладоши сильно хлопала, громом пугала, дождем поливала, очень сильно колдовала. Все волшебные краски

смыла и волшебство моё исчезло.)

Высказывают свои предположения.

Вместе повторяют слова и движения.

Ответы детей.

Угадывают сказку.

Повторяют слова.

Подходят к мольберту, слушают.

Целеполагание 

-Что же нам делать?

-Поможем цветику-семицветику?

Ответы детей.

Мотивирование будущей деятельности

-Ой, посмотрите, а на лепестках написаны задания для нас, если мы их выполним, к цветику вернутся краски и его волшебство. Давайте возьмём каждый по лепестку, а я вам помогу прочитать задание.

Поможем и выполним все задания. Дети берут по лепестку.

Реализация плана 

1. Давайте прочитаем задание на первом лепестке. Я буду вам читать строчку из стихотворения о времени года, а вы должны узнать это время года. Готовы? Слушайте внимательно.

- Четверо художников, столько же картин

  • Белой краской

выкрасил

Все подряд один,

Лес и поле белые,

Белые луга:

Уосин заснеженных

Ветки как рога… (Зима)

  • У второго синие:

небо и ручьи,

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

Первые листочки,

первая трава,

Это к нам пришла красавица. (Весна)

  • На картине третьего

красок и не счесть,

Желтая, зеленая,

голубая есть.

Лес и поле в зелени,

синяя река,

Белые пушистые

в небе облака (Лето)

  • А четвёртый – золотом

расписал сады,

Всюду бусы-ягоды

зреют по лесам,

Кто же то художник – догадайся сам! (Осень)

Воспитатель – Молодцы! Хорошо знаете времена года. Посмотрите, а лепесток окрасился. В какой цвет окрасился твой лепесток.

2. Давай те прочитаем задание на … лепестке. Игра «Каким что бывает?»

  • Что» бывает синее?
  • Что бывает мягкое?
  • Что бывает твердое?
  • Что бывает горькое?
  • Что бывает сладкое?
  • Что бывает красное?
  • Что бывает желтое?

Смотрите, второй лепесток окрасился. Какого цвета твой лепесток?

3. Давайте посмотрим задание на (имя ребёнка) лепестке. Игра «Один - много» (с мячом)

  • Один цветок – много цветов
  • Один лепесток-...
  • Одна ваза - ...
  • Одно дерево - ...
  • Одна девочка -...
  • Один апельсин - ...
  • Один мяч - ...

Ещё лепесток окрасился, какого цвета твой лепесток?

4. Давайте посмотрим задание на (имя ребёнка) лепестке. Угадай сказку (после ответа детей, показать картинку из этой сказки)

  • «Скачет сито по полям

А корыто по лугам,

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла»  

               («Федорино горе»).

  • Одеяло убежало,

улетела простыня

И подушка, как лягушка, ускакала от меня.

Я за свечку,

 свечка - в печку!

Я за книжку,

та – бежать и вприпрыжку под кровать…

     Что такое? Что случилось?

     Отчего же всё кругом    

     завертелось, закружилось

     И помчалось колесом?  

                            («Мойдодыр»)

  • Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарики

А за ними раки

На хромой собаке.  

              («Тараканище»)

  • У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон Откуда?

           От верблюда

           Что вам надо?

           Шоколада. Для кого?

           Для сына моего.  

                               («Телефон»)

Молодцы ребятки, вот мы и справились и с этим   заданием, посмотрите и этот лепесток окрасился! Какого цвета (имя ребёнка) лепесток?

5. Какое же задание на (имя ребёнка) лепестке?

  • У каждого из животных есть свой дом, как и у людей. Предлагаю поиграть в игру «Кто где живет». Я буду передавать мячик и задавать вопросы:
  •  Где живет медведь?

Заяц живет …?

Лиса живет ….?

Волк живет…?

Белка живет…?

Мышь живет…?

Воспитатель: молодцы ребята, вы верно ответили на вопросы и (имя ребёнка) лепесток окрасился. Какого цвета твой лепесток? 

6. Лепесток (имя ребёнка) приглашает нас поиграть

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) И опять лепесток окрасился. Какого цвета твой лепесток?

7. Какое задание на (имя ребёнка) лепестке?

Нам с тобой пришел черед, сыграть в игру «Наоборот»

-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь («низко»).

-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь («близко»).

-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»!

-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).

-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»). И твой лепесток окрасился, какого он цвета?

Ребята, посмотрите, наш   цветок стал настоящим цветиком-семицветиком. Дети, мы с вами помогли вернуть нашему цветику волшебство. А зачем мы это делали? Теперь наше желание исполнится, нужно только попросить. Давайте скажем вместе волшебные слова: Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Вели, чтобы подарки нашлись.

Посмотрите – чудо случилось. Наша коробка не пуста.

Предполагаемые ответы детей:

Зима

Весна

Лето

Осень

Ребёнок, чей был лепесток, называет цвет.

Дети по очередно отвечают на все вопросы.

Ребёнок, чей был лепесток, называет цвет.

Дети становятся в круг. Тот, кому воспитатель бросил мяч и назвал слово в единственном числе, бросает мяч обратно и называет это слово во множественном числе.

Ребёнок, чей был лепесток, называет цвет.

Дети угадывают сказку.

Сверяют свои ответы с картинкой из этой сказки.

Ребёнок, чей был лепесток, называет цвет.

Дети по кругу передают мяч. У кого мяч, тот отвечает на вопрос.

Ребёнок, чей был лепесток, называет цвет.

Дети выполняют физкультминутку.

Ребёнок, чей был лепесток, называет цвет.

Дети садятся на стульчики. Игра «Наоборот».

Ребёнок, чей был лепесток, называет цвет.

Дети вспоминают, для чего нам нужно было волшебство цветка.

Дети повторяют волшебные слова.

Подходят к коробке, открывают её – там подарки.

Дети испытывают радость.

Рефлексия:

-Ребята вы сегодня справились со всеми заданиями. Вам понравилось их выполнять?

Какое задание было сложнее всего?

С чем вам было легко справляться?

Что больше всего понравилось сегодня?

-Я хочу вас похвалить, вы большие молодцы, спасибо, что помогли цветику семицветику!

Этот волшебный цветок останется в нашей группе и поможет нам в наших дальнейших добрых делах!

Воспитатель раздает подарки, хвалит детей.

Анализируют свои действия, отвечают на вопросы воспитателя.

Дети получают подарки, переходят к самостоятельной игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...