Мнемотехника – метод запоминания информации
консультация по развитию речи (средняя группа)
в статье описываются приемы использования мнемоединиц для запоминания информации, текстов, рассказов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_statya.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника – метод запоминания информации
Современный мир, современные дети, новые технологии, большой объем информации – основные характеристики сегодняшнего дня. Возникает вопрос, а какими вырастут дети, пришедшие в сад в этот насыщенный информационный век? К сожалению, мы не можем даже прогнозировать результаты. Но очевидно одно, что запоминать информации приходится и придется все больше и больше.
Ребенок старшего дошкольного возраста затрудняется воспроизвести полученные знания, поскольку часто просто не помнит то, о чем говорили на занятиях. Как оптимизировать процесс запоминания? На помощь приходит мнемотехника - совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.
Основной секрет мнемотехники заключается в том, что память фиксирует наглядные образы, зашифрованные символы. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.
Цель работы с мнемотехниками:
- развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста;
- научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники;
- развитие связной речи;
- преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
Начинать работу с приемами мнемотехник следует с мнемоквадратов. Это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
Наглядным примером мнемоквадрата является табличка, находящаяся на дверце шкафа воспитанника. Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
Далее переходим к работе с мнемодорожками - это коллажи, состоящие из несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
И более сложный и развернутый вариант составления рассказа, текста или какого – либо информационного сообщения это мнемотаблица - сложные упражнения для развития детей.
Этапы работы с мнемотаблицами:
1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодирования пересказываем текст с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания. При этом пересказывают сами дети, прибегая к незначительной моей помощи.
Преимуществ от данной техники множество, например улучшается память, внимательность, воображение, фантазия, развивается речь, увеличивается словарный запас, представления об окружающем мире расширяются, формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект, ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию. Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру. При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс коррекционно-развивающих занятий методом запоминания «мнемотехника»
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использован...
Работа с родителями :7 правил запоминания информации
Сегодня среди многих источников, посвященных развитию памяти, можно найти ряд рекомендаций, которые будут описаны ниже. Я попытался найти наиболее популярные и расположить их в порядке приоритетности ...
Мнемотехника как механизм запоминания информации.
Использование приемов мнемотехники в процессе обучения...
"Методы запоминания информации дошкольниками (мнемотехника)"
Запоминание информации с помощью мнемотехники...
Мнемотехника как метод запоминания и развития речи
Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста как наиболее эффективного метода запоминания информации и развития речи...
Презентация «Интеллектуальные карты как метод запоминания информации»
laquo;Интеллектуальные карты как метод запоминания информации»...
Приемы мнемотехники для запоминания информации: что такое, как используется, примеры
Интересные факты о мнемотехнике. Информация предназначена для родителей....