Комплекс коррекционно-развивающих занятий методом запоминания «мнемотехника»
статья (подготовительная группа) на тему

Желяк Кристина Викторовна

 Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx871.8 КБ

Предварительный просмотр:

Слово «мнемотехника» обозначает – техника запоминания. Оно происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.

Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения припоминания информации закодирована информация.

 Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.

Общие задачи для мнемотаблиц:

- Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания).

- Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, целое;

умение систематизировать

- Развитие логики

- Развитие образного мышления

- Умение связно мыслить, составлять рассказы

- Тренировка памяти

- Развитие смекалки

- Содержание информации

- Воспроизведение графически

Виды мнемотаблиц:

1) Развивающие (тренинг основных психических

процессов);

2) Обучающие.

Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам:

- Запоминание материала по лексическим темам

- Обучение рассказыванию

- Заучивание стихотворений, пословиц

- Обучение грамоте (запоминание букв, правил)

 - Коррекция нарушений звукопроизношения, работа по дифференциации звуков.

- Формирование элементарных математических представлений

- Природоведение

- Историческое

- Информационные (содержащие полезную и нужную детям информацию)

3) «Картинка + слово» (работа с открытками)

Основные цели работы – развитие ассоциаций, памяти, мышления.

4) «Трансформация» (работа с пластилином, ковралином и липучкой)

Основные цели работы – развитие воображения, мышления, мелкой моторики рук и памяти.

5) Коллажи

Это – учебные пособия, выполняющие следующие задания:

- Развитие фотографической памяти.

-Расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать.

- Обучающая задача, т.к. вмещают различную информацию

Занятие № 1

Цель: Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь.

Стимульный материал: мнемотаблица, мяч.

I. Вводная часть: Приветствие с детьми!

II. Основная часть.

1. Разучивание стихотворение по мнемотаблице З. Александрова.  «Мой мишка» (отрывок)

Цель: Развивать слуховую, зрительную память и воображение.

«Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить»

2. Игра в мяч «Рыбы, птицы, звери»

Цель: Развитие классифицирование предметов

Ведущий кидает игроку мяч со словом, например, «Сокол». Игрок кидает мяч обратно ведущему и говорит: «Птица» (т.е. ребенок должен определить к какой группе нужно отнести сокола). Дальше ведущий кидает мяч другому игроку и говорит слово, относящееся к другой группе и т.д.

Занятие № 2

Цель: Развивать логическое мышление, слуховую и зрительную память

Стимульный материал: мнемотаблица.

I. Вводная часть: Приветствие с детьми!

II. Основная часть.

1. Разучивание стихотворение по мнемотаблице «Компот»

Цель: Развитие зрительной и слуховой памяти.

«Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ».

http://omel.ucoz.ru/stichi/frukti2.jpg

2. «Повтори за мной».

Цель: Развитие внимания, наблюдательности.

Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

Ритмичные фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

Занятие № 3

Цель: Развивать зрительную память; расширять объем кратковременной слуховой памяти и внимания.

Стимульный материал: мнемотаблица.

I. Вводная часть: Приветствие с детьми!

II. Основная часть.

1. Разучивание стихотворение по мнемотаблице «Хозяйка»

Цель: Развитие зрительной и слуховой памяти

«Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковь, горох,

Петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке.
Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох»!http://omel.ucoz.ru/stichi/owochi2.jpg

2. «Определи на ощупь».

Цель: Развития внимания и памяти.

Ведущий предлагает одному из детей закрыть глаза и взять из коробки овощ, и, не открывая глаз – на ощупь, определить, какой это овощ. Если ребенок ошибается, то кладет овощ на место, в коробку, а сам возвращается к другим детям. А если ответ верен, то ведущий спрашивает у детей: «Что вы можете рассказать про этот овощ?»

Занятие № 4

Цель. Развитие внимания, наблюдательности, слуховой зрительной памяти.

Стимульный материал: мнемотаблица.

I. Вводная часть: Приветствие с детьми!

II. Основная часть.

1. Разучивание стихотворение по мнемотаблице В. Степанов «Космонавт»

Цель: Развитие слуховой кратковременной памяти и внимания

«В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете,

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной

2. «Запомни движения»

Цель: Развития способностей запоминания

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим (сначала ведущим может быть взрослый, а потом и ребенок). Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

Занятие № 5

Цель. Развитие внимания, наблюдательности, слуховой зрительной памяти.

Стимульный материал: воздушный шарик.

I. Вводная часть: Приветствие с детьми!

II. Основная часть.

1. «Слушай и исполняй».

Цель: Развивать внимание, зрительную и слуховую память.

Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

2.  «Говори наоборот».

Цель: Учить подбирать слова с противоположным значением.

Используется воздушный шарик.

Ведущий: «Ребята, вы помните сказку про маленького Ослика? Веселый, любопытный Ослик иногда бывал очень упрямым и все делал наоборот. Скажет ему бабушка: «Садись», – он встает. Скажет: «Ешь», – он пьет. Скажет: «Иди», – он стоит.

Давайте поиграем в упрямого Ослика. Я буду подбрасывать вверх этот воздушный шарик, и говорить какое-либо слово, а вы по очереди будете ловить шарик и подбирать слово с противоположным значением, слово «наоборот». Например, большой – маленький, грустный – веселый».

Ведущий подбрасывает воздушный шарик возле каждого ребенка и предлагает следующие слова. Дети называют слово – пару.

большой     -    маленький                     грустно      -        весело

толстый   -        тонкий                            бежать     -        стоять

черный       -       белый                             жара        -        мороз

горячо        -        холодно                        легко       -       тяжело

пустой       -        полный                          чистота    -       грязь

сильный     -        слабый                          больной      -    здоровый

красивый   -        безобразный                 огонь          -     вода и т.д.

3.  «Назови, что знаешь».

Цель: Умение обобщать и классифицировать.

Ведущий называет какой-либо один предмет, а дети должны припомнить другие предметы из этой группы. Например, ведущий произносит слово Роза, дети по очереди быстро называют известные им цветы. Прежде, чем перейти к другой группе однородных предметов, ведущий, обращаясь к кому-либо из детей, спрашивает: «Какая группа?» – и тот должен назвать обобщающим словом те объекты, которые перечислялись до него. Затем ведущий называет предмет из иной группы, и игра продолжается. Важно следить за тем, чтобы требование обозначить группу каждый раз обращалось к другому ребенку. Это требование может предъявляться в различной форме: «Не продолжай, группу называй» и т.п. Игровая ситуация очень активизирует детей.

 И в заключение можно сказать, что мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи и развитие памяти дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста с ЗПР в условиях дома ребенка

Занятия рассчитаны на детей раннего возраста с диагнозом ЗПР в условиях дома ребенка.  Комплекс направлен на развитие коммуникативных навыков и познавательных процессов по теме "Осень"....

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

Комплекс коррекционно-развивающих занятий

Комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей подготовительной к школе группы...

Комплекс коррекционно-развивающих занятий

Комплекс коррекционных занятий для гиперактивных детей...

Комплекс коррекционно-развивающих занятий

Комплекс занятий для адаптации детей раннего возраста...