Статья "Развитие звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи (младшая группа)

Болкунова Валентина Владимировна

Развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 211 «Сибирячок»

Статья

«Развитие звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста»

Автор: Болкунова Валентина Владимировна, воспитатель

г. Кемерово

Статья «Развитие звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста»

Звуковая культура речи не только развивает правильное произношение звуков, но и помогает в дальнейшем обучению грамоте детей, так как у детей развивается фонематических слух.

 У младших дошкольников (3-4 года) идёт активное формирование словарного запаса, дети учатся подбирать правильные по смыслу слова.

На занятиях по звуковой культуре речи у детей младшего дошкольного возраста развивается артикуляционный аппарат, формируется четкое произношение фраз, слов, развивается слуховое восприятие.

Вся практическая деятельность по звукопроизношению происходит в игровой форме. При проработке гласных звуков детям предлагают слова, в которых изучаемый звук находится в ударной форме. Согласные звуки, с которыми знакомятся дети, произносятся четче и громче в словах.

Занятия по звуковой культуре речи, не ограничиваются, только знакомством со звуками, а также они проводятся с целью развития речи в целом, её выразительности, способствуют развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса, развитию памяти детей.

Игры, проводимые, на занятиях учат детей внимательно слушать текст, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Дети учатся сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

На занятиях с детьми младшего возраста, можно использовать загадки. У детей начинает развиваться внимание, память, формируется воображение. На всех занятиях проводятся динамические паузы (физкультминутки). Игровые упражнения способствуют развитию моторно-двигательных функций, которые благоприятно сказываются на развитие речи.

Так же занятия могут включать и графические задания (провести дорожку, обвести в кружок и др.), что развивает мелкую моторику и зрительное внимание.

К 4 годам дети начинают активно употреблять в речи не только глаголы и существительные, но и прилагательные и местоимения, формируются обобщающие функции слов. Дети начинают употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы, множественные числа и т.д., то есть у детей активно формируется грамматический строй речи.

На занятиях по звуковой культуре речи, дети учатся не только правильно произносить шипящие и сонорные звуки, но и совершенствуют интонацию, темп речи, дикцию и силу голоса.

Литература:

1. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. -- 2-е изд-е, испр., доп. -М.: ГНОМ и Д, 2001. - 80 с. (Опыт работы практического педагога).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

Воспитание звуковой культуры речи у детей - одна из ведущих работ по развитию речи у дошкольников. Зачастую мы становимся свидетелями того, что педагогам массовых общеразвивающих групп приходится рабо...

Перспективный план по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

Перспективный план по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста....

Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

В статье описываются возрастные особенности формирования звуковой культуры речи  у детей раннего и младшего дошкольного возраста...

Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ...

Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по воспитанию звуковой культуры речи, поскольку культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствие с сод...

Доклад «Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно ...

"Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста"

Для решения задач по развитию звуковой культуры речи, я использую речевые гимнастики:Каждый комплекс содержит речевой материал по определенному звуку или группе звуков. Разработанные компле...