Звук Ч
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Агапитова Наталья Николаевна

Конспект занятия в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_ch_0.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по звуковой культуре речи в средней группе. Формирование правильного произношения звука Ч

Тема: «Формирование правильного произношения звука Ч »

Цель: Уточнить и закрепить правильное произношение у детей звука Ч изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Задачи :

подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;

добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны педагога (приём подражания) ;

развивать фонематический слух;

формировать фонематическое восприятие;

продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие ;

расширять представления детей о неречевом звуке — звуке стука колёс паровоза.

Оборудование: паровозик, бубен, картинки, игрушки,доска.

Ход занятия

I Организационный момент

Ребята, давайте поздороваемся с гостями (на русском и на татарском языках).

Сегодня мы отправляемся в путешествие. Но сначала отгадайте мою загадку:

«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Я стучу, стучу, стучу,

Я лечу, лечу, лечу,

Опоздать я не хочу»

-Кто это? (дети: паровоз). Правильно. Ой, а что это?

Появляется игрушка паровоз.

И как вы думаете, на чем мы отправимся в путешествие? (дети: на паровозе)

Давайте займём свои места в вагончиках. Садитесь на стульчики.

II Развитие артикуляционной моторики через артикуляционную гимнастику.

Паровозик из страны звуков приехал и привёз к нам любимый свой звук, с которым мы познакомимся. Но для этого разбудим наш язычок, зубки и губки.

а) артикуляционные базовые упражнения

Послушайте сказку про язычок:

Жил был язычок в домике. И вот решил язычок выглянуть из своего домика и посмотреть как там на улице, светит ли солнышко. Вышел язычок из своего домика, солнышко светило ярко и он погрел свою спинку на солнышке, а потом снова спрятался в домике. Потом снова вышел и снова погрелся. Спрятался.

«Лопатка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, полошить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5. Следить, чтобы язык не высовывался далеко, лежал спокойно, не дрожал.

Язычок вспомнил, что он забыл почистить зубки и решил их почистить.

«Почистим зубки»

Губы находятся в положении улыбки, неподвижны. Показать зубки и кончиком языка «почистить» верхние зубки, делая движения языком в стороны, снизу вверх.

Почистил язычок зубки и решил позавтракать. А на завтрак ему бабушка испекла блинчики и подала вкусное варенье. Язычок покушал и испачкал верхнюю губу вареньем.

«Вкусное варенье»

Губка верхняя в варенье

Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать придётся

Будто нету других дел.

Язычок начал облизывать верхнюю губу

Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.

Позавтракав, язычок решил попрыгать через ступеньки.

Откроем ротик и попрыгаем язычком через верхние зубки.

 «Язык перешагивает через зубки» (через верхние)

И тут налетел ветерок.

Давайте тоже сделаем ветерок. Подставьте к ротику ладошку, щёки не надувайте, высуньте язык и дуйте.

б) Послушный ветерок (для выработки воздушной струи)

Теперь я вижу вы готовы.

III Знакомство со звуком Ч.

а) - Паровозик любит играть со звуком, который сам же и издаёт: ч-ч-ч

- Посмотрите, как правильно произносить звук Ч:

губки округлены

зубки не смыкаются

язычок поднят вверх как в упражнении «Почистим зубки» и с силой произносим звук Ч

Наш звук играет с ветерком.

Преподнесите ладошку к ротику и ещё красиво произнесём звук Ч.  Чувствуете, как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок?

б) совместная и индивидуальная работа с детьми.

Произносим все вместе, по отдельности (отрабатываем правильное

произношение звука: по частоте его произношения и силе).

IV  Игра

А сейчас мы с вами поиграем.

Вы, ребята, будете вагончиками, а я паровозиком.

Приготовились? Поехали!

Дети с педагогом имитируют движения паровоза.

Приехали! Вагончики паровозик отцепил (дети садятся)

V Развитие фонематического слуха

а) – А теперь я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук Ч : Т Ч Щ Ш Ч Ч Ж Ч Ч С

б) – Следующие задание, я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком Ч: ОЧ-ОК-АЧ-АТ-ТЯ-ЧА-СО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ТЮ-ЧУ

в) – И последнее, я буду произносить слова со звуком Ч, а вы хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ч: девочка, банка, щётка, грач, бант, кочка, насос, мячик, вата, чудеса.

- Молодцы, хорошо справились с заданием!

VI Физминутка .

Перед зеркалом стою

И себя не узнаю.

Ставлю руки на бочок:

Я отважный морячок.

Вы еще не сели

Я теперь качели.

Ну-ка угадай-ка,

Что за птица? Чайка.

Только ночка началась,

В небе звездочка зажглась

Стоят прямо.

Качают головой.

Ставят руки на пояс. Правая нога - на носок, подбородок вверх.

Соединяют руки,

качают ими влево-вправо.

Машут руками, как крыльями,

кисти рук заострены вверх.

Руки в стороны, ноги широко расставлены.

VII Упражнение «Найди картинку и игрушку со звуком Ч»

Наш паровозик привёз нам в подарок волшебный мешочек, посмотрим, что в нём.

 В мешочке картинки. Паровозик просит, чтобы вы ребята, выбрали из всех картинок только те, в которых есть звук Ч. Прикрепим их на доску и произнесём их названия.

А ещё в мешочке находятся игрушки. Выберите те, в названии которых есть звук Ч. Поставим их у доски.

VII Автоматизация звука Ч в слогах и словах (если будет время)

а) - Паровозик любит сочинять и петь разные песни. А вы будите с ним петь? (ответы детей) Я буду петь, а вы должны за мной повторить. (Педагог поет, а дети повторяют:)

Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу.

Чо-чо- чо, чо-чо-чо в печке очень горячо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи спрятались мои ключи.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок, а в кармане пятачок.

Ач-ач-ач, ач-ач-ач дайте мне большой калач.

Оч-оч-оч, оч-оч-оч наступила ночь.

Уч-уч-уч, уч-уч-уч а на небе яркий луч.

б) –Паровозик очень любит играть в игру «Доскажи словечко». Вы будите с ним играть? (ответы детей) Отвечаем по одному. Если знаете ответ поднимайте руку.

Мя-чик, бабо-чка, дево-чка, клю-чик, крю-чок, паль-чик, одуван-чик, ёло-чка, иголо-чка.

VIII Итог занятия

С каким звуком мы играли?

IX Игра «Кузнечики»

Когда летом мы были на даче, то слышали как в траве стрекотали кузнечики: «ч- ч – ч”. Как стрекочут кузнечики? Вы будете кузнечиками, и пока идёт дождь вы сидите в домиках. А когда дождик кончится и выглянет солнышко, вы будете прыгать и стрекотать. Если снова пойдёт дождь, то вы должны быстро прискакать в свой домик.

Покажем паровозику как мы научились произносить звук «Ч»!

Ребята, паровозику пора домой, давайте с ним попрощаемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...