Методическая разработка конспекта занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Данное занятие по формированию грамматического строя речи разработано для детей старшей группы с целью закрепления умений согласовывать прилагательные с существительными, формировать умение правильно использовать предлоги в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_formirovaniyu_gsr.docx | 34.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи
Цель: формировать грамматический строй речи;
Задачи:
Образовательные: закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными; формировать умение правильно использовать предлоги в речи; формировать умение правильно употреблять в речи форму множественного числа родительного падежа существительных; формировать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом; упражнять в образовании приставочных глаголов; закреплять название геометрических фигур, умение соотносить их по размеру.
Развивающие: развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы; развивать артикуляционный аппарат; развивать фонематический слух: умение различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук; развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать доброжелательность; воспитывать любовь к родному краю.
Приоритетное направление: речевое развитие.
Используемое оборудование: ноутбук, проектор, доска для слайдов.
Раздаточный материал: карандаши, стаканчики с трубочками, карточки с изображением предметов, продуктов питания (на каждого ребенка).
Место проведения: групповая комната.
Методы и приемы: практические: игры, физкультминутка, игровая ситуация; наглядные: показ; словесные: рассказ, объяснение.
Предварительная работа:
В группе: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактические и подвижные игры.
На прогулке: наблюдение за транспортом.
Словарная работа: деревянный, стеклянный, пластмассовый, глиняный, кирпичный.
Вводная часть: дети стоят в кругу.
Педагог:
Доброе утро!
Улыбнитесь скорее,
И весь день сегодня будет веселее!
Мы погладим лобик,
Мы погладим носик
Мы погладим щёчки,
Будем мы красивыми, как в саду цветочки!
Педагог: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришел гость. Это гном Гера. Давайте с ним поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Педагог: «Здравствуйте», значит «желаем здоровья».
(стулья полукругом у ковра, напротив проектора, дети садятся на стулья)
Педагог: Гера приехал к нам в гости на машине.
Слайд 2
(на экране появляется машина)
Педагог:
Узнаем, как доехала Герина машина до детского сада.
Дидактическая игра «Я начну, а ты закончи»
Слайд 3-15
Я буду начинать предложение, а вы закончите.
Из гаража машина……………………………выехала
По дороге……………………………………..поехала
На гору………………………………………..заехала
С горы ………………………………….……съехала
Яму…………………………………………..объехала
На лужу……………………………………………наехала
Дальше…………………………………………….поехала
В туннель…………………………………….……заехала
Из туннеля………………………………………….выехала
Дальше…………………………………………..….поехала
По мосту………………………………………..…..проехала
Дальше……………………………………………….поехала
В детский сад……………………………………….приехала.
Педагог: Во время своего пути гном Гера любовался красотами нашего края: лесами, полями, реками, горами….
Слайд 16
Педагог: Ребята, а как же называется край, в котором мы живем?
Дети: Наш край называется - Башкортостан.
Слайд 17
Педагог: Правильно. А в каком городе мы живем?
Дети: Мы живем в городе Октябрьский.
Педагог: А вот гном Гера живет в волшебной стране Лилипутии в краю Гномов в городе Веселовске. И он приглашает нас в гости. Вы согласны пойти?
Дети: Да.
Педагог: Но вот только что же делать? Как добраться до Волшебной страны? Мы все не поместимся в машине у Геры.
Дети: предположения детей.
Педагог: А давайте произнесем волшебные слова. И вмиг очутимся в Волшебной стране. Но вот только это очень сложные слова, нужно размяться.
Артикуляционная гимнастика [Л], [Л’], [Р], [Р’]
1.«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р.
2. «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с. Повторить 4-5 р.
3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.
4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.
5. «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3—5 раз.
Педагог: Молодцы, мы готовы. Давайте закроем глаза, поднимем руки вверх и произнесем все вместе «Кара-бара-бум»
Дети: Кара-бара-бум!
Слайд 18
Педагог: Вот мы и на месте! Посмотрите, какие красивые, необычные дома, но где же жители! Гномы такие шутники, они хотят с нами поиграть.
Дидактическая игра «Найди гнома»
Педагог: Ребята, посмотрите, перед нами геометрические фигуры. Нам нужно найти, за какой геометрической фигурой спрятался гном Гера и его друзья!
Педагог: Я попробую первая. Гномы спрятались за маленьким синим квадратом. (Нет)
Дети: Гномы спрятались за большим синим треугольником. И т.д.
Педагог: (Имя ребенка) как ты думаешь, за какой геометрической фигурой спрятались гномы? (привлечение малоактивного ребенка)
Педагог: Ребята, вот они гномы! Мы их нашли!
Педагог: Гномы хотят поиграть.
Слайд 19
Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»
Педагог: Ребята, я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если слово начинается со звука [Р]
Рука, мяч, игрушка, рябина, роза, вода, рама, сад, комар, родник
Педагог: Молодцы, ребята, справились с заданием. Пришла пора повеселиться и поскакать.
Слайд 20
Физкультминутка «Будем прыгать и скакать!» (2 раза)
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Слайд 21
Педагог: Гном Гера приглашает нас в свой дом. Но вот только он забыл, в каком же доме живет.
Дидактическая игра «Угадай какой дом»
Педагог: Ребята, я буду называть, из чего дома сделаны, а Вы будете говорить какие они! Может Гера вспомнит, в каком доме он живет!
Педагог: Дом из дерева
Дети: деревянный
Педагог: Дом из пластмассы
Дети: пластмассовый
Педагог: Дом из глины
Дети: глиняный
Педагог: Дом из стекла
Дети: стеклянный
Педагог: Дом из кирпича
Дети: кирпичный
Педагог: Точно, ребята, гном Гера живет в кирпичном доме.
Педагог: Ой, Гера еще и ключ от двери потерял! Он положил его в корзинку, а тут так много всего лежит! Поможем Гере найти ключ!
1.Карандаши.
Упражнение с карандашами (прокатывание между ладонями)
2.Стаканчики с трубочками.
Дыхательные упражнения
3. «Испорченная» бумага (смять бумагу, выбросить в корзину)
4.Карточки с изображением предметов (от 1 до 5)
Подойдите к корзинке и достаньте каждый по одной карточке.
Игра «Один, три, пять»
Педагог: Назовите, что изображено на карточке и сколько. У меня 3 мяча, а у вас?
Дети: У меня 5 мячей (1 мяч, 1 клоун, 3 клоуна, 5 клоунов и т.д.)
Педагог: Гном Гера, а у тебя?
Посмотрите, ребята, у Геры 1 ключ! Он его нашел. Скорее, Гера открывай дверь.
Слайд 22
Педагог: Вот мы и у Геры в гостях. Какая красивая комната. Ребята, где стоит стол?
Дети: Стол стоит около окна.
Педагог: Где стоит горшок с цветком?
Дети: Горшок с цветком стоит на окне.
Педагог: Где стоит кресло?
Дети: Кресло стоит в углу.
Педагог: Где лежит мяч?
Дети: Мяч лежит под столом, на полу.
Педагог: Ребята, посмотрите, кто это сидит на кресле? Это младший брат Геры - Малыш Гномик. Как и Гера, он очень любит угощения. Я взяла с собой немного…
Слайд 23
Дидактическая игра «Гном - гномик»
Для Гнома – помидор, для Гномика – помидорчик (яблоко-яблочко, огурец-огурчик, морковь – морковка, конфета – конфетка, торт - тортик)
Педагог: Гном Гера тоже приготовил нам угощение (вносит угощение), давайте поблагодарим его!
Дети: Спасибо, Гера.
Педагог: А нам пора возвращаться в детский сад, в группу.
Дети: До свидания.
Педагог: Закрываем глаза, не забываем поднять руки вверх. И все вместе произносим волшебные слова «Кара-бара-бум»
Дети: «Кара-бара-бум»
Слайд 24
Педагог: Ну вот мы и в группе!
Ребята, где мы сегодня побывали?
Как мы туда попали?
Что мы там делали?
Какие задания показались легкими? (легко справились, быстро)
Какие задания показались сложными?
Что вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе
Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животныхЗадачи:1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как назыв...
конспект занятия по формированию грамматического строя речи в средней группе
развёрнутый конспект занятия поформированию предложно - падежных конструкций у детей среднего дошкольного возраста....
Методическая разработка конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «В стране веселой математики. Счёт до 10»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе по ФГОС «В стране веселой математики. Счёт до 10»Цель: закрепление порядкового счёта до 10Задачи: закрепление умения считать в прямом и...
Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе
Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животныхЗадачи:1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как назыв...
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе по теме "Зима"
Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.ЗадачиОбразовательные:· Уточнить и расширить представления детей зиме;· Совершенствовать граммат...
Методическая разработка "Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме "ПДД. Математика на дороге"
Коспект занятия по ФЭМП в старшей группе по теме "ПДД"...
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи детей средней группы.
Конспект занятия по формированию грамматического строя речи детей средней группы.Тема: «Дикие животные».Программное содержание:Цель занятия: Формирование у детей грамматического ...