Методическая разработка конспекта занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Зубкова Виктория Алексеевна

Данное занятие по формированию грамматического строя речи разработано для детей старшей группы с целью закрепления умений согласовывать прилагательные с существительными, формировать умение правильно использовать предлоги в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_formirovaniyu_gsr.docx34.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи

Цель: формировать грамматический строй речи;

Задачи:

Образовательные: закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными; формировать умение правильно использовать предлоги в речи; формировать умение правильно употреблять в речи форму множественного числа родительного падежа существительных; формировать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом; упражнять в образовании приставочных глаголов; закреплять название геометрических фигур, умение соотносить их по размеру.

Развивающие:  развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы; развивать артикуляционный аппарат; развивать фонематический слух: умение различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук; развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные:  воспитывать доброжелательность; воспитывать любовь к родному краю.

Приоритетное направление: речевое развитие.

Используемое оборудование: ноутбук, проектор, доска для слайдов.

Раздаточный материал: карандаши, стаканчики с трубочками, карточки с изображением предметов, продуктов питания (на каждого ребенка).

Место проведения: групповая комната.

Методы и приемы: практические: игры, физкультминутка,  игровая ситуация; наглядные: показ; словесные: рассказ, объяснение.

Предварительная работа:

В группе: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактические и подвижные игры.

На прогулке: наблюдение за транспортом.

Словарная работа: деревянный, стеклянный, пластмассовый, глиняный, кирпичный.

Вводная часть: дети стоят в кругу.

Педагог:

Доброе утро!

Улыбнитесь скорее,

И весь день сегодня будет веселее!

Мы погладим лобик,

Мы погладим носик

Мы погладим щёчки,

Будем мы красивыми, как в саду цветочки!

Педагог: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришел гость. Это гном Гера. Давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Педагог: «Здравствуйте», значит «желаем здоровья».

(стулья полукругом у ковра, напротив проектора, дети садятся на стулья)

Педагог: Гера приехал к нам в гости на машине.

Слайд 2

(на экране появляется машина)

Педагог:

Узнаем, как доехала Герина машина до детского сада.

Дидактическая игра «Я начну, а ты закончи»

Слайд 3-15

Я буду начинать предложение, а вы закончите.

Из гаража машина……………………………выехала

По дороге……………………………………..поехала

На гору………………………………………..заехала

С горы ………………………………….……съехала

Яму…………………………………………..объехала

На лужу……………………………………………наехала

Дальше…………………………………………….поехала

В туннель…………………………………….……заехала

Из туннеля………………………………………….выехала

Дальше…………………………………………..….поехала

По мосту………………………………………..…..проехала

Дальше……………………………………………….поехала

В детский сад……………………………………….приехала.

Педагог: Во время своего пути гном Гера любовался красотами нашего края: лесами, полями, реками, горами….

Слайд 16

Педагог: Ребята, а как же называется край, в котором мы живем?

Дети: Наш край называется - Башкортостан.

Слайд 17

Педагог: Правильно. А в каком городе мы живем?

Дети: Мы живем в городе Октябрьский.

Педагог: А вот гном Гера живет в волшебной стране Лилипутии в краю Гномов в городе Веселовске. И он приглашает нас в гости. Вы согласны пойти?

Дети: Да.

Педагог: Но вот только что же делать? Как добраться до Волшебной страны? Мы все не поместимся в машине у Геры.

Дети: предположения детей.

Педагог: А давайте произнесем волшебные слова. И вмиг очутимся в Волшебной стране. Но вот только это очень сложные слова, нужно размяться.

Артикуляционная гимнастика [Л], [Л’], [Р], [Р’]

1.«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р.

2.       «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с. Повторить 4-5 р.

3.       Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз.

4. «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону.

5.       «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3—5 раз.

Педагог: Молодцы, мы готовы. Давайте закроем глаза, поднимем руки вверх и произнесем все вместе «Кара-бара-бум»

Дети: Кара-бара-бум!

Слайд 18

Педагог: Вот мы и на месте! Посмотрите, какие красивые, необычные дома, но где же жители! Гномы такие шутники, они хотят с нами поиграть.

Дидактическая игра «Найди гнома»

Педагог: Ребята, посмотрите, перед нами геометрические фигуры. Нам нужно найти, за какой геометрической фигурой спрятался гном Гера и его друзья!

Педагог: Я попробую первая. Гномы спрятались за маленьким синим квадратом. (Нет)

Дети: Гномы спрятались за большим синим треугольником. И т.д.

Педагог: (Имя ребенка) как ты думаешь, за какой геометрической фигурой спрятались гномы? (привлечение малоактивного ребенка)

Педагог: Ребята, вот они гномы! Мы их нашли!

Педагог: Гномы хотят поиграть.

Слайд 19

Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Педагог: Ребята, я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если слово начинается со звука [Р]

Рука, мяч, игрушка, рябина, роза, вода, рама, сад, комар, родник

Педагог: Молодцы, ребята, справились с заданием. Пришла пора повеселиться и поскакать.

Слайд 20

Физкультминутка «Будем прыгать и скакать!» (2 раза)

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Слайд 21

Педагог: Гном Гера приглашает нас в свой дом. Но вот только он забыл, в каком же доме живет.

Дидактическая игра «Угадай какой дом»

Педагог: Ребята, я буду называть, из чего дома сделаны, а Вы будете говорить какие они! Может Гера вспомнит, в каком доме он живет!

Педагог: Дом из дерева

Дети: деревянный

Педагог: Дом из пластмассы

Дети: пластмассовый

Педагог: Дом из глины

Дети: глиняный

Педагог: Дом из стекла

Дети: стеклянный

Педагог: Дом из кирпича

Дети: кирпичный

Педагог: Точно, ребята, гном Гера живет в кирпичном доме.

Педагог: Ой, Гера еще и ключ от двери потерял! Он положил его в корзинку, а тут так много всего лежит! Поможем Гере найти ключ!

1.Карандаши.

Упражнение с карандашами (прокатывание между ладонями)

2.Стаканчики с трубочками.

Дыхательные упражнения

3. «Испорченная» бумага (смять бумагу, выбросить в корзину)

4.Карточки с изображением предметов (от 1 до 5)

Подойдите к корзинке и достаньте каждый по одной карточке.

Игра «Один, три, пять»

Педагог: Назовите, что изображено на карточке и сколько. У меня 3 мяча, а у вас?

Дети: У меня 5 мячей (1 мяч, 1 клоун, 3 клоуна, 5 клоунов и т.д.)

Педагог: Гном Гера, а у тебя?

Посмотрите, ребята, у Геры 1 ключ! Он его нашел. Скорее, Гера открывай дверь.

Слайд 22

Педагог: Вот мы и у Геры в гостях. Какая красивая комната. Ребята, где стоит стол?

Дети: Стол стоит около окна.

Педагог: Где стоит горшок с цветком?

Дети: Горшок с цветком стоит на окне.

Педагог: Где стоит кресло?

Дети: Кресло стоит в углу.

Педагог: Где лежит мяч?

Дети: Мяч лежит под столом, на полу.

Педагог: Ребята, посмотрите, кто это сидит на кресле? Это младший брат Геры - Малыш Гномик. Как и Гера, он очень любит угощения. Я взяла с собой немного…

Слайд 23

Дидактическая игра «Гном - гномик»

Для Гнома – помидор, для Гномика – помидорчик (яблоко-яблочко, огурец-огурчик, морковь – морковка, конфета – конфетка, торт - тортик)

Педагог: Гном Гера тоже приготовил нам угощение (вносит угощение), давайте поблагодарим его!

Дети: Спасибо, Гера.

Педагог: А нам пора возвращаться в детский сад, в группу.

Дети: До свидания.

Педагог: Закрываем глаза, не забываем поднять руки вверх. И все вместе произносим волшебные слова «Кара-бара-бум»

Дети: «Кара-бара-бум»

Слайд 24

Педагог: Ну вот мы и в группе!

Ребята, где мы сегодня побывали?

Как мы туда попали?

Что мы там делали?

Какие задания показались легкими? (легко справились, быстро)

Какие задания показались сложными?

Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе

Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животныхЗадачи:1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как назыв...

конспект занятия по формированию грамматического строя речи в средней группе

развёрнутый конспект занятия поформированию предложно - падежных конструкций у детей среднего дошкольного возраста....

Методическая разработка конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «В стране веселой математики. Счёт до 10»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе по ФГОС «В стране веселой математики.  Счёт до 10»Цель: закрепление порядкового счёта до 10Задачи: закрепление умения считать в прямом и...

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе

Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животныхЗадачи:1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как назыв...

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе по теме "Зима"

Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.ЗадачиОбразовательные:·  Уточнить и расширить представления детей зиме;· Совершенствовать граммат...

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи детей средней группы.

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи детей средней группы.Тема: «Дикие животные».Программное содержание:Цель занятия: Формирование у детей грамматического ...