Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе по теме "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
Образовательные:
· Уточнить и расширить представления детей зиме;
· Совершенствовать грамматический строй речи;
· Учить подбирать однокоренные слова;
· Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных;
· Упражнять в словообразовании суффиксальным способом ;
· Закреплять умение согласовывать существительное с числительным, прилагательным, глаголом;
· Совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Развивающие:
· Развивать у детей речевой слух и фонематическое восприятие;
· Развивать у детей зрительное внимание и восприятие, память, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением в физкультминутках, пальчиковых играх.
Воспитательные:
Воспитывать желание играть в дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_formirovaniyu_grammaticheskogo_stroya_rechi_v_starshey_gruppe_po_teme.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе по теме "Зима"
Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
Образовательные:
∙ Уточнить и расширить представления детей зиме;
∙ Совершенствовать грамматический строй речи;
∙ Учить подбирать однокоренные слова;
∙ Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных;
∙ Упражнять в словообразовании суффиксальным способом ;
∙ Закреплять умение согласовывать существительное с числительным, прилагательным, глаголом;
∙ Совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Развивающие:
∙ Развивать у детей речевой слух и фонематическое восприятие;
∙ Развивать у детей зрительное внимание и восприятие, память, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением в физкультминутках, пальчиковых играх.
Воспитательные:
Воспитывать желание играть в дидактические игры.
Словарь: зима, снег, снежинка, снегопад, снеговик, подснежник, снежная, вьюжная, морозная, студеная, холодно, морозно…
Оборудование и материалы: презентация "Зима", снежок, мячик, картинки с зимним пейзажем, снежинки с играми.
Предварительная работа: коллективные и индивидуальные беседы с детьми о зиме как сезоне, об особенностях погодных условий зимой; рассматривание иллюстраций, наблюдение за изменениями в живой и неживой природе зимой.
Структура занятия:
вводная часть - 3 минуты
основная часть - 20 минут
заключительная часть - 2 минуты
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
Воспитатель: - Доброе утро, ребята!
- Ребята, а теперь поздороваемся друг с другом, улыбнёмся друг другу, чтобы у нас всех было хорошее настроение на весь день! (все встают в круг и передают мячик, улыбаясь друг другу.)
- Молодцы! Я вижу, что настроение у вас улучшилось!
Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне в окно залетело письмо, давайте узнаем от кого оно (открывает конверт). Здесь загадка и если мы отгадаем ее, то узнаем кто автор письма. Только слушайте внимательно!
Я тепла не потерплю:
Закручу метели.
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я - (Зима).
Воспитатель: Вот от кого это письмо! А еще зима прислала снежинки, а на них интересные игры для вас. Будем играть? (Да) Посмотрите пожалуйста внимательно на доску.
Основная часть
Просмотр мультимедийной презентации о зиме.
Беседа по слайдам:
Воспитатель: - Ребята, какое время года сейчас? Что происходит зимой на улице?
Дети: - Становится холодно, морозно, падает снег, реки и моря покрываются льдом, дни становятся короче, а ночи длиннее.
Воспитатель: - Молодцы, ребята!
Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»
Ребята, попробуйте подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос "какой? какая? какое?"
Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …)
Снег какой? —(белый, пушистый, холодный, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…)
День какой? —(морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…). Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…)
Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…) Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…)
О чем можно сказать:
Морозный что? — день, вечер, ветер…
Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…)
Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…)
Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…)
Словесная игра на упражнение детей в употреблении существительных в родительном падеже (со «снежком»)
Снежный ком скорей ловите, на вопрос ответ скажите: без чего не бывает зимы?
Дети: - Без снега, без мороза, без санок, без горок, безо льда и т.д.
Воспитатель: - Молодцы! Продолжим играть?
Дети: - Да!
Дидактическая игра "Интервью"
Расскажите, какая зима? Если выпало много снега ... (зима снежная),
если ветер дует... (зима ветреная),
если вьюга кружит... (вьюжная зима),
если мороз трещит... (морозная зима),
из-за стужи зиму называют... (студёной).
Воспитатель: - Ребята, смотрите, оказывается в конверте лежат еще и картинки (воспитатель раздает каждому ребенку по одной картинке).
Дидактическая игра "Закончи предложение"
Воспитатель начинает, дети продолжают предложение:
"Зимой снег лежит где? (На деревьях, на кустах, на земле, на крышах домов, на тропинках, на полях, на фонарях, на машинах, на скамейках, на ступеньках…) "
Физкультминутка
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег, (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь! (пальчик к губам, шепотом)
Воспитатель: - Зимой снег везде. Ребята, а вы обращали внимание, что слова "снег", "снежинка" чем-то похожи. Кто ответит, чем?
Дети: - Есть общая одинаковая часть.
Воспитатель: Кто вспомнит еще слова, похожие на слово "снег"?
Дети: - Снеговик, снежный, снегурочка, заснеженный, подснежник.
Воспитатель: - Я вам открою тайну - эти слова - родственники, они из одной семьи, потому что в них слышатся одинаковые части "снег" или "снеж".
Воспитатель: - А следующая наша игра называется "Назови ласково"
(воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок дает ответ, добавляя суффикс).
Зима - зимушка
Снег - снежок
Мороз - морозец
Лёд - ледок
Холод - холодок
Горка - горочка
Санки – саночки
Снеговик - снеговичок
А как мы назовем большой сугроб? (Сугробище)
А очень сильный мороз? (Морозище)
Воспитатель: - Ребята, а зимой бывает много снежинок?
Дети:- Да.
Воспитатель: - Давайте посчитаем их.
Слайд с анимацией, на котором по очереди появляются снежинки - 5 штук, дети считают хором, согласовывая существительное с числительным.
Воспитатель: - Когда скапливается много снежинок, появляются сугробы, давайте посчитаем наши снежинки (5 сугробов).
Дидактическая игра "Добавь словечко"
Воспитатель: - Все дети любят лепить снеговика. Давайте поиграем в игру, я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово "снеговик".
Мы решили слепить... (снеговика).
Мы приделали нос - морковку нашему... (снеговику).
Мы показали соседям нашего... (снеговика).
Мы играли с нашим... (снеговиком).
Мы рассказали мамочке о... (снеговике).
Дидактическая игра «А что вчера»
Воспитатель: - Ребята, и последняя игра, я буду вам рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.
-Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.
- Сегодня снег падает, а вчера …(падал)
-Сегодня снег сверкает, а вчера …(сверкал)
-Сегодня снег тает, а вчера…(таял)
-Сегодня снег хрустит, а вчера…(хрустел)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Как много игр предложила нам Матушка Зима. Как хорошо, что нам пришло такое замечательное письмо! Мы сегодня не только поиграли, но и многому научились.
Заключительная часть
Воспитатель: - Какие игры вам больше всего понравились? Какое самое легкое задание было для вас? А какое задание самое сложное? Я уверена, что все трудности вы преодолеете, если будете внимательными и любознательными. А еще Зима прислала для вас подарки (наклейки со снежинками и снеговиками).
- Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе
Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животныхЗадачи:1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как назыв...
Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе
Цель: Расширить и уточнить представления детей о лесных животныхЗадачи:1. Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как назыв...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (формирование грамматического строя речи) в старшей группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо развитию речи(формирование грамматического строя речи)в старшей группеТема: «Путешествие в волшебный лес»Задачи:Воспитательные...
Методическая разработка конспекта занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе
Данное занятие по формированию грамматического строя речи разработано для детей старшей группы с целью закрепления умений согласовывать прилагательные с существительными, формировать умение прави...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (формирование грамматического строя речи) в старшей группе «Путешествие в волшебный лес»
Воспитательные задачи:- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, заниматься; умение слушать друг друга; бережное отношение к обитателям живой природы.Образовательные...
Методика проведения специальных грамматических упражнений и дидактических игр по формированию грамматического строя речи в старшей группе
В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.Формирование грамматического строя речи у ребенка –дошкольника включает работу над морфологие...
Конспект образовательной деятельности по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Животные жарких стран»
Задачи:1.Уточнение представления детей о диких животных жарких стран.2.Обогащение и активизация словаря по теме.3.Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных.4.Формирование навыка выд...