"Путешествие в страну Этикет"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 212.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию речи
«Путешествие в страну Этикет»
в подготовительной к школе группе
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Возраст детей: 6-7 лет
Формы организованной образовательной деятельности: игровые упражнения, игры с правилами, беседа, речевая ситуация, решение проблемных ситуаций, обсуждение.
Формы организации: групповая.
Цель: формирование и закрепление умения вести себя в соответствии с правилами речевого этикета.
Задачи: Образовательные
- Формировать опыт речевого этикетного поведения и закрепить знания основных речевых этикетных формул, правил их использования в различных ситуациях общения;
- закреплять умение составлять пятистрочие о сказочном герое (метод Синквейн)
Развивающие
- Развивать речь, внимание, воображение, творческое мышление, творческие способности, способность сопереживать.
Воспитывающие
- Формировать элементарные представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других.
- Воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета.
- Способствовать формированию коммуникативных навыков общения.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.
Словарь: «этикет», «тактичность».
Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация из слайдов, «капли» из бумаги, магнитофон и флэшка с фонограммами музыки, ватман, лепестки волшебного цветка, корзиночки с обозначениями, картинки солнышка и тучки для рефлексии, смайлики для гостей.
Предварительная работа: просмотр развивающих мультфильмов «Лунтик и его друзья», чтение сказки «Красна шапочка», чтение и инсценировка стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово».
Ход занятия:
1. На экране слайд с изображением детского сада.
Звучит «Песенка о вежливости»
(дети под музыку входят в зал, держась за руки и образуют полукруг)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня в зале.
Так не строго и с улыбкой
Очень теплой и простой,
Гости нас встречают с вами
Чем ответим?
Дети: Добротой.
Воспитатель: Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра, и пусть это пожелание будет теплым и искренним.
Дети: Доброе утро!
(звучит рингтон почта майл)
2. На экране появляется слайд с текстом письма.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на электронную почту пришло странное письмо, давайте вместе попробуем его прочесть: (воспитатель и дети зачитывают текст) «Помогите! Мне страшно. В страну ЭТИКЕТ злые посланники - Северные ветры принесли . Жители страны и постоянно ссорятся, так как никто не соблюдает правила речевого этикета. И только с вашей помощью, в страну вновь вернется и , а
жители станут вежливыми! Если вы решитесь на этот отважный поступок,
предлагаю вам воспользоваться , с ее помощью вы без труда
сможете добраться до моего .
С уважением, Вежливости».
Воспитатель: Нам с вами надо принять решение. Как мы поступим? Сможем ли мы с вами добраться до страны Этикет и помочь местным жителям? (Ответы детей. Обратить внимание на незнакомое слово, объяснить значение) Тогда я предлагаю самый доступный для нас способ передвижения – полет на воздушном шаре (дети делают маленький круг и расходятся, «накачивая» шар: ш-ш-ш-ш-ш. Шар лопается, дети снова накачивают его. Наконец, шар готов к полету.)
3. На экране появляется слайд с изображением воздушного шара.
Как только я скажу: «Земля прощай!», - вы мне ответите: «В добрый путь!», - мы взлетим и полетим легко и плавно. Итак, « Земля прощай!»
Дети: «В добрый путь!»
(Звучит музыка, ребята и педагог изображают полет на воздушном шаре и оказываются в стране Этикет.)
4. На экране появляется слайд с надписью «Страна ЭТИКЕТ».
(Музыка становится тише)
Воспитатель: Приземляемся. Вот мы и оказались, ребята, в стране…Этикет.
(Звучит сказочная зимняя мелодия)
5. На экране появляется слайд с замерзшим водоемом.
Воспитатель: Если следовать карте, то мы, ребята, у Моря Добрых слов. Вот только Северный ветер заморозил море в этой стране. Он вырвал из нее «волшебные» слова. Теперь жители страны Этикет не могут использовать их в своей речи. Требуется наша помощь. Давайте вспомним, какие же «волшебные» слова мы используем в своей речи, от которых людям становится теплее и радостнее.
Пройдите к стульчикам, возьмите по одной капле, присядьте и, называя «вежливое слово», добавьте его в наше море Добрых слов –и таким образом мы его разморозим. (Дети по очереди называют «волшебные слова» и опускают в волшебный мешочек.)
(Музыка становится тише, слышится шум моря)
6. На экране появляется слайд с изображением моря.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Ваши «волшебные» слова помогли оживить море Добрых слов. А наше путешествие продолжается.
Упражнение «Волшебный лес»
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом вместе с педагогом).
Воспитатель: Посмотрим на карту. Нам необходимо пройти через Волшебный лес на Сказочную поляну. Я буду предупреждать вас о препятствии, которое встречается на пути, а вы постарайтесь его преодолеть. Но для этого слушайте внимательно и отвечайте на некоторые мои вопросы. Итак, отправляемся в путь. Раздвигаем ветви деревьев и … (звучит мелодия превращения) вступаем в Волшебный лес.
7. На экране появляется слайд с изображением леса.
Вот сейчас мы идем по траве, она приятно ласкает ноги. Какая это трава, ребята? (зеленая, мягкая, прохладная, пушистая). А теперь у нас под ногами песок, как в пустыне. Какой это песок? (горячий, рыхлый, мелкий). Он становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Какой он? ( Огненный, обжигающий) Ой! Посмотрите: вдруг выпал снег, и мы идем теперь по снегу. Какой это снег? (мягкий, пушистый, белый, холодный, искристый) И снова все изменилось. Теперь мы идем по лесу, где только что прошел дождь и перепрыгиваем через лужи. Какие, ребята, лужи? ( грязные, большие, глубокие, широкие, узкие, мелкие) Дальше проходим под еловыми ветками. Какие они? (колючие) И снова побежали по тропинке. У нас под ногами иголочки, шишки, сучки, а мы босиком. Что они делают с нашими ножками? (щекочут, покалывают) (вновь звучит мелодия волшебства)
8. На экране появляется слайд с изображением сказочной поляны.
Воспитатель: Вот и прошли мы сквозь «волшебный лес» и попали на Сказочную поляну. Присаживайтесь, ребята и послушайте. ( дети садятся на стульчики) Здесь нам предстоит выполнить несколько заданий. Вы любите сказки? (Ответы детей) Но в сказках добру противостоит зло, и между ними постоянно идет борьба. Герои в сказках бывают положительные, а бывают отрицательные. Положительные герои – это какие? (добрые и вежливые) А отрицательные? (злые и грубые ) Итак, слушайте внимательно первое задание. Это игра «Пойми меня».У меня в руках карточки с изображением сказочных героев. По одному вы будете брать карточку и стараться как можно точнее описать героя, чтобы по этому описанию мы смогли его узнать. А начинать вы будете с характеристики, положительный это герой или отрицательный. Понятно задание? Приступаем.
(дети по очереди описывают героев сказок)
9. На экране один за другим появляются слайды с изображением отгаданных сказочных героев: Золушка, 10. Гуси – лебеди, 11. Золотая рыбка, 12.Баба – Яга, 13. Доктор Айболит, 14. Карабас-Барабас,15. Красная шапочка.
(слайд с Красной шапочкой остается на экране)
Воспитатель: Молодцы, справились отлично! Для выполнения следующего задания я предлагаю вам разделиться на две команды. Каждой команде предстоит собрать разрезную картинку и узнать из какой сказки этот сюжет.(звучит минус песни о Красной шапочке, дети собирают сказку «Красная шапочка», садятся на стульчики)
Воспитатель: И с этим заданием вы справились, ребята! В следующем задании вам предлагается составить Синквейн , то есть пятистрочие со сказочным героем.
16. На экране появляется слайд с изображением «елочки» (схема синквейна)
(воспитатель вспоминает с детьми принцип составления, дети составляют пятистрочие).
17. На экране появляется слайд с изображением Аллеи Уважения.
Воспитатель: Все задания Сказочной поляны выполнены!
Путешествие продолжается, и снова обращаемся к нашей карте. Мы с вами попадаем на Аллею Уважения. Жители страны Этикет, ребята, потеряли много хороших качеств, таких как доброта, уважение, и тактичность. (обратить внимание на незнакомое детям слово, объяснить) А сейчас встаньте возле стульчиков и немного разомнемся. Я предлагаю поиграть в игру «Верно – не верно». Я буду называть ситуацию, а вы хлопать в ладоши, если это верное утверждение и топать ногами, если не верное. Итак:
- Поздороваться при встрече.
- Толкнуть, не извиниться.
- Во время беседы быть вежливым.
- Не слушать своего собеседника.
- Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты»
- Перебить во время разговора взрослого или ребенка.
- Поблагодарить за подарок…
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь, ребята!
А сейчас давайте посмотрим небольшую сценку.
18. На экране появляется слайд с изображением Мальвины и Буранино.
Кукольный театр (исполняют дети)
Мальвина: Здравствуй , Буратино.
Буратино:- Привет, Мальвинка.
Мальвина: Почему ты меня так называешь?
Буратино – А что такого? Я ещё про тебя стишок сочинил. Мальвинка - пелеринка, вышла на лужок. Мальвинка – пелеринка сорвала цветок.
Мальвина: - Мне не нравится такое стихотворение.
Буратино - Почему это оно тебе не нравится? Очень даже смешное.
Мальвина: - Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а дразнилка какая – то.
Я не хочу слушать тебя.
Буратино - Ну и не надо, подумаешь, стихи ей мои не понравились.
Мальвина: - Я ухожу, до свидания.
Буратино - Пока, пока. Мальвинка - пелеринка.
Воспитатель: Ребята, почему между Буратино и Мальвиной произошла ссора? (Ссора произошла, потому что Буратино грубо называл её и придумал ей обидное прозвище).
- Можно ли давать другим обидные прозвища? (нет)
- Почему? (Это может расстроить, обидеть нас).
- Можно ли исправить эту ситуацию?( Да.)
- Как? (Нужно называть друзей и товарищей по имени.)
- К человеку нужно всегда обращаться по имени, называть грубыми словами, дразнить – это очень некрасиво и может обидеть любого из ваших друзей.
А давайте мы помирим Буратино и Мальвину, произнесем мирилку. Встаньте в пары, возьмитесь за руки, смотрите в глаза и повторяйте слова:
Не сердись, улыбнись,
Крепче за руки возьмись.
Ты меня извини,
И обиды не держи.
Воспитатель: Молодцы! А теперь вставайте в круг и проведем музыкальную физкультминутку «Все друзья».
(звучит музыкальная игра «Все друзья», дети выполняют движения)
Воспитатель: Здорово, ребята! Присаживайтесь.
19. На экране появляется слайд с изображением Дворца феи Вежливости.
Вот мы с вами и оказались у Дворца феи Вежливости, но чтобы двери дворца открылись, мы должны будем назвать пословицы и поговорки о дружбе. Я буду начинать поговорку, а вы продолжите.
20. На экране появляется слайд с незаконченными пословицами, с каждым щелчком появляется правильный ответ.
- Друг познается… в беде.
- Старый друг… лучше новых двух.
- Друг дороже …денег.
- Кто друг другу помогает,… тот врага одолевает.
- Друга ищи, а найдешь… – береги.
- Не имей сто рублей…, а имей сто друзей.
- Человек без друзей,… что дерево без корней.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием.
(звучит рингтон почта майл) Смотрите-ка, мне на почту опять пришло письмо.
21. На экране появляется слайд с текстом письма.
«Добрый день! Я очень рада, что вы откликнулись на мое письмо и преодолели все препятствия, теперь жители страны Этикет будут добрыми и вежливыми. А вам за доброту и стремление помочь другим в трудную минуту я приготовила сюрприз. Он ожидает вас в детском саду. С благодарностью, Фея Вежливости.»
Воспитатель: Как приятно помогать другим , делать добро. Правда, ребята? А сейчас давайте с вами соберем цветик-семицветик из вежливых слов память о нашем путешествии. (На ватмане уже приклеена серединка цветка, лепестки с вежливыми словами раздаются по одному детям)
Вежливых слов не одно и не два,
Помни и знай эти чудо – слова!
22. На экране появляется слайд с загадками, с каждым щелчком появляется правильный ответ.
Загадки:
Яркое солнышко встало опять
Что мы должны ранним утром сказать?
Дети: «Доброе утро!» (1 ребёнок приклеивает лепесток на ватман)
Пора за стол, всё для еды накрыто.
Желаем всем …
Дети: «Приятного аппетита!» (2 ребёнок приклеивает лепесток на ватман)
Нам говорить совсем не лень
Своим знакомым…
Дети: «Добрый день!» (3 ребенок приклеивает лепесток на ватман)
А вечером при встрече
Скажу я…
Дети: «Добрый вечер». (4 ребенок приклеивает лепесток на ватман)
Если друг чихнуть готов,
Вспомни фразу …
Дети: «Будь здоров!» (5 ребенок приклеивает лепесток на ватман)
Друг другу на прощание
Мы скажем…
Дети: «До свидания!» (6 ребенок приклеивает лепесток на ватман)
За всё, что делают для нас!
С тобою скажем мы не раз
Дети: «Спасибо!» (7 ребенок приклеивает лепесток на ватман)
(на ватмане получается «Цветик - семицветик» из вежливых слов)
23. На экране появляется слайд с изображением Цветика – семицветика.
Воспитатель: Этот цветок будет в нашей группе, чтобы, глядя на него, мы всегда оставались вежливыми и культурными.
Воспитатель: А нам пора отправляться в обратный путь и возвращаться в детский сад, воздушный шар ждет нас
24. На экране появляется слайд с изображением воздушного шара.
«Земля прощай!»
Дети: «В Добрый час!»
(Звучит музыка. Все ребята и педагог изображают полет на воздушном шаре и оказываются в детском саду).
25. На экране слайд с изображением детского сада.
Воспитатель: Ну вот мы и снова возвратились в детский сад! Присаживайтесь, ребята. Понравилось вам наше путешествие? Что нам удалось сделать во время этого путешествия? (Ответы детей) А теперь послушайте, что я вам предложу. Если на занятии вам было интересно, вы узнали что-то новое и познавательное, вы находились в хорошем настроении, то возьмите солнышко и опустите в корзиночку с солнышком, а если вам было не интересно, скучно, то возьмите тучку и положите в другую корзиночку.
(Звучит спокойная мелодия, дети опускают солнышки, мелодия звучит тише)
Воспитатель: Мне хочется, чтобы и все присутствующие унесли с собой только добрые воспоминания о нашем занятии. Давайте нарисуем веселых смайликов и подарим их нашим дорогим гостям. Согласны, ребята?
(звучит музыка из к/ф «Усатый нянь», дети рисуют улыбки на смайликах и раздают их всем присутствующим)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-75686-1391799651.jpg)
«ПУТЕШЕСТВИЕ В «СТРАНУ ЭТИКЕТА», методическая разработка НОД
"Путешесчтвие в страну Этикета", конспект НОД в подготовительной к школе группе по ОО «Социализация»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/21/picture-261849-1482324068.jpg)
Развлечение "Путешествие в страну этикета".
Данное развлечение поможет в игровой форме формировать элементарные правила вежливости; представление о хороших и плохих поступках; умение правильно оценивать себя и других; закреплять правила пов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-269231-1382546847.jpg)
Путешествие в страну этикета
На этом занятии воспитатель с детьми продолжает закреплять элементарные правила вежливости с помощью психогимнастических упражнений и дидактических игр....
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/19/picture-353372-1689791368.jpg)
НОД в старшей группе с использованием ИКТ. Познание. Формирование целостной картины мира «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭТИКЕТА»
Программные задачи: Заключить основы эмоционального, положительного настроя детей в отношениях друг с другом и с окружающими людьми. Формировать элементарные правила вежливости; представлени...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-124807-1350845110.jpg)
Презентация "Путешествие в страну Этикет"
Прав был А. С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/10/picture-1049047-1533900840.jpg)
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по речевому развитию в старшей группе на тему: Обогащение представлений детей о правилах речевого этикета и развитие умений соблюдать этику общения - "Путешествие в страну этикета"
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну этикета"...