Путешествие в страну этикета
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Куликова Наталья Анатольевна

На этом занятии воспитатель с детьми продолжает закреплять элементарные правила вежливости с помощью психогимнастических упражнений и дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_etiketa.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в «Страну этикета»

Открытое занятие

Куликова Н.А.

Воспитатель детского сада №324

Советского района г. Казани

Тема:  Путешествие в «Страну этикета»

Программное содержание: Формировать элементарные правила вежливости; представление о хороших и плохих поступках; умение правильно оценивать себя и других; закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.

Дидактический материал и оборудование: макет паровоза, детские стулья, костюмы: бабушки, женщины, ребенка; столовая посуда, детские фартуки, поднос с конфетами.

Сюрпризный момент: Петрушка.

Ход занятия:

Воспитатель: Каждый из вас что-то или кого-то любит. Всем нам присуще это чувство и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свой дом, свою работу, люблю вас.

Давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку.

        Игра «Пирамида любви».

Воспитатель: Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.

Подарим частичку любви и тепла нашим гостям.

(Дети протягивают руки и сдувают частичку тепла и любви)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об этикете, то есть о правилах вежливости и культуре поведения. Все мы, взрослые, хотим, чтобы вы выросли вежливыми и культурными. А что значит быть культурными?

Ответы детей.

Воспитатель: Вывод: да, воспитанный человек вежливо разговаривает, умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово.

Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы действительно вырастете культурными и воспитанными и все мы взрослые будем вами что?

Дети: Гордиться.

Воспитатель: Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид? Культурный, воспитанный человек причесан, всегда опрятно одет и он не допустит даже такие мелочи, как грязный платок или обкусанные ногти.

Стук в дверь. Входит девочка. Волосы у нее взлохмочены, щеки в саже, платье застегнуто неправильно, туфли одеты на разные ноги.

Воспитатель: Что же с тобой случилось, Вика?

Вика: Я проспала и опоздала.

Воспитатель: А почему ты так неопрятно одета?

Вика: Я торопилась, думала, и так сойдет.

Воспитатель: Как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. С такой неряхой вы врядли бы согласились куда-нибудь пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в Страну этикета и хороших манер. Как же нам теперь быть? Надо исправлять положение.

 Двое детей выходят и помогают Вике привести себя в порядок.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, не забудет ли Вика поблагодарить своих друзей, знает ли она волшебные слова? К сожалению, мы все часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы в жизни! Вы их знаете?

Дети называют волшебные слова, про некоторые читают стихи.

1-ый ребенок: Здравствуйте!

Здравствуйте!

Ты скажешь человеку.

Здравствуй,- улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

2-ой ребенок: Спасибо.

За что мы говорим спасибо?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали? Сколько раз?

3-ий ребенок: Пожалуйста.

Отменить, что ли,

Слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что

Без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

4-ый ребенок: Простите.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать.

Но если я все же забуду,

Простите, я больше не буду.

Входит Вика (девочка-неряха)

Воспитатель: Вот теперь приятно посмотреть на девочку. А вообще-то Вика – очень добрая и аккуратная девочка, знает много добрых слов. А для нас она сыграла роль девочки-неряхи, чтобы вы со стороны посмотрели, как это некрасиво и никогда такими не были.

Я думаю, Вика за свои актерские способности и вы все за добрын слова заслуживаете аплодисментов. А ведь аплодисменты – это такое выражение благодарности.

Вы все красиво и опрятно одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы отправиться в путь.

(дети строятся по парам и с речевкой идут по залу)

Раз-два, три-четыре,

Три-четыре, раз-два!

Кто шагает дружно в ряд?

Наш веселый детский сад!

Все ребята смелые, дружные, умелые!

(в это время заранее подготовленный ребенок – Дарина -  достает из кармана обертки от конфет)

Дарина: Какой-то мусор у меня в кармане! (Бросает на пол)

Воспитатель: Что же ты делаешь? Дети, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно же, он поступает некрасиво. А как вы думаете, почему нельзя мусорить ни дома, ни в других общественных местах?

Ответы детей.

(Провинившийся ребенок подбирает мусор, извиняется и выбрасывает его в мусорную корзину.)


Воспитатель: Вот теперь, Дарина, ты поступила правильно.

-На нашем пути поезд. Не прокатиться ли нам? Мы должны купить билеты. А они продаются только за вежливое слово у кассира Юля.

Юля: Поезд отправляется, к началу все готово! Билеты предлагаются за вежливое слово!

        Дети по очереди покупают билеты за вежливые слова.

Дети: Добрый день! Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил,

Дайте лучшие места,

Вот мое «пожалуйста»!

Мальчик Саша прорывается к кассе, расталкивая детей.

Саша: Касса, выдай мне билет!

Кассир: Ваше вежливое слово?

Саша: У меня такого нет.

Кассир: Ах! У вас такого нет? Не получится билет.

Саша: Мне билет.

Кассир: Нет и нет!

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему кассир не выдал билет?

Дети: Так грубо и невежливо нельзя себя вести.

Мальчик извиняется, покупает билет за вежливое слово и садится в вагон со всеми детьми.

        Песня «Мы едем, едем, едем…»

Девочка Аля начинает вертеться на стуле, очень громко разговаривать, прыгать с места на место, толкаться.

Воспитатель: Дети, можно ли так себя вести в транспорте? Напомните девочке правила поведения.

Ответы детей.

Воспитатель: Следующая остановка «Поликлиника»

На остановке входит бабушка (переодетый персонаж)

Дети уступают место бабушке.

Воспитатель: Следующая остановка «Детский мир».

-Осторожно! Двери закрываются!

На остановке заходят мама с дочкой (переодетые персонажи).

Дети уступают и им место.

Воспитатель: Внимание! Следующая остановка наша. А сейчас я посмотрю, будете ли вы взаимно вежливы при выходе из транспорта, кого вы пропустите вперед и кому поможете.

Дети стараются сделать все правильно.

Воспитатель: Мы с вами сейчас пойдем в гости на именины. По традиции имениннику поют «Каравай». А поздравления именинник будет получать, сидя на «волшебном стуле».

        Игра «Волшебный стул».  Именинник садится в центр на «волшебный стул», остальные дети говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты.

Воспитатель: Поздравления можно передать мимикой, жестами, прикосновениями.

        Игра «Передача чувств». Дети целуют, обнимают, дарят «воздушные поцелуи», гладят именинника.

Воспитатель: А теперь наступила минутка получать подарки от друзей.

1-ый подарок – Танец «Мазурка»

2-ой подарок – «Песием»

Воспитатель: И какие же именины без угощения.

        Появляется озорной Петрушка и приглашает детей полакомиться угощениями.

Петрушка: Эй, ребята, налетайте,

Сушки, пряники хватайте!

Чтоб досталось повкусней,

Друга оттолкни скорей!

Не давай ему конфеты,

И печенья не давай.

 Лучше это угощенье

По карманам распихай.

Воспитатель: Нет, уж этого мы никак не ожидали. Чему ты, Петрушка, учишь детей? Дети прекрасно знают, что себя так вести нельзя.

Петрушка: Не поверю никогда,

Чтобы вежливой была,

Такая мелкота.

Воспитатель: Петрушка, наши дети не только вежливые и воспитанные, но еще они много знают и умеют.  Например, могут помочь тебе накрыть на стол по всем правилам столового этикета.

Петрушка: Это мы сейчас проверим. Давайте проведем игру «Кто быстро и правильно накроет на стол»

        Игра. Выходят два ребенка, накрывают на стол. Петрушка проверяет, правильно ли выполнено задание, все ли столовые приборы стоят на местах и почему они должны быть расположены именно так.

Петрушка: Все сумели, все успели

Аккуратно сделать.

Прежде чем на стол поставить

Чашки и тарелки,

Не забыли постелить чистые салфетки.

Чашки, ложки лежат в ряд,

Стол накрыт для всех ребят.

         Петрушка передает детям поднос с угощениями. Все его благодарят и возвращаются на остановку «Детский сад».

Воспитатель: Я думаю, что после нашего путешествия вы стали более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия«Путешествие в страну этикета»

Конспект интегрированногозанятия-развлечения....

«ПУТЕШЕСТВИЕ В «СТРАНУ ЭТИКЕТА», методическая разработка НОД

"Путешесчтвие в страну Этикета", конспект  НОД в подготовительной к школе группе по ОО «Социализация»...

Развлечение "Путешествие в страну этикета".

Данное развлечение поможет в игровой форме формиро­вать элементарные правила вежливос­ти; представление о хороших и пло­хих поступках; умение правильно оце­нивать себя и других; закреплять правила пов...

НОД в старшей группе с использованием ИКТ. Познание. Формирование целостной картины мира «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭТИКЕТА»

Программные задачи: Заключить основы эмоционального, положительного настроя детей в отношениях друг с другом и с окружающими людьми. Формировать элементарные правила вежливости; представлени...

Презентация "Путешествие в страну Этикет"

Прав был А. С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»....

Занятие по этикету "Путешествие в страну этикета"

Занятие поможет воспитателю в работе по формированию этических основ, а также навыков жизни в социуме у старших дошкольников....