«ПУТЕШЕСТВИЕ В «СТРАНУ ЭТИКЕТА», методическая разработка НОД
учебно-методический материал (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
"Путешесчтвие в страну Этикета", конспект НОД в подготовительной к школе группе по ОО «Социализация»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_etiketa.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» «ПУТЕШЕСТВИЕ В «СТРАНУ ЭТИКЕТА»»
Манурова Инна Маратовна, воспитатель подготовительной группы,
1 квалификационной категории
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 54 г Кировска»
Интеграция с ОО «Познание», «Коммуникация», «ЧХЛ», «Труд»,
«Музыка»
Программное содержание:
- Формировать внимательное отношение к окружающим людям с помощью правил этикета и моделей поведения в общественном транспорте.
- Расширять диапазон диалоговой речи старших дошкольников с помощью осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
- Поддерживать стремление детей совместно с партнёрами выбирать материал для построек и игровые атрибуты, распределять роли, обращаться к партнёру по имени игрового персонажа, меняя тембр, интонацию и силу голоса.
- Побуждать детей выразительные и оригинальные, соответствующие условиям постройки, самостоятельно используя различные виды строительного материала, атрибутов и предметов - заместителей.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:
- соблюдает правила поведения в общественных местах,
- эмоционально откликается на переживания детей, персонажей сказок и историй.
Материалы и оборудования: картинки: эскимо, тигр, избушка, клубника, ель, телефон, буквы; карта «Страны Этикета» со следующими остановками: Тупик Правил Поведения, улица Добрых слов, Весёлая поляна, Аллея Игр, улица Частушек; плоская модель автобуса, мяч, руль, сумка для кондуктора, телеграмма от Жадины.
Указание к игре: каждую остановку дети отмечают на карте - переносят модель автобуса на нужное место.
Предварительная работа: дидактическая игра «Правила дорожного движения», «Ласковое слово», «Волшебные слова», «Хорошо – плохо»; разучивание стихотворения И. Рахилло «Игра в гостей»; беседы: «Кто и зачем придумал правила поведения», «Воспитанность и вежливость», «С чего начинается дружба», «Как принимать гостей», «Щедрость и Жадность»; с - р игры «Гости», «День рождения», «Семья», «Поездка в отпуск», «Пассажиры автобуса», чтение художественных произведений по теме.
Ход занятия:
Воспитатель (В): Ребята, мы с вами отправимся в гости к волшебнику, который научит нас правильному и красивому поведению. Но сначала нам нужно узнать, как зовут этого волшебника. Чтобы это узнать, нам нужно вписать в пустые клеточки буквы, с которых начинаются их названия.
Игра «Собери имя» /Дети подбирают буквы по картинкам, собирают слово/.
В.: Правильно, нашего волшебника зовут Принц Этикет. Он нам прислал карту, по которой мы должны доехать до его страны. Страна называется «Страны Этикета». Сейчас я предлагаю вам вместе подумать, на чём мы можем отправиться к нему в гости. /Обсуждение видов транспорта, способов передвижения. Дети предлагают разные варианты, принимают общее решение/.
В.: Вы очень много придумали средств передвижения, но решили добраться до страны этикета на автобусе. но автобуса у нас нет, Что будем делать? /ответы детей, выбор материала для постройки, атрибутов для водителя, кондуктора и пассажиров/.
Разыгрывание игровых ситуаций:
- Ситуация «Садитесь пожалуйста»:
Мама, Нюша и Федя заходят в автобус. Нюша села у окна, Федя рядом с ней.
- Нюшка! – закричал Федя на весь автобус. – ты заслоняешь всё окно. Ничего не видно.
Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно.
- Мальчик, - сказала женщина, которая стояла рядом, - если тебе не трудно, уступи, пожалуйста, место.
Федя смутился:
- Садитесь, пожалуйста. Извините, я не заметил, что вы стоите.
- Спасибо, мальчик.
Пожалуйста, не стоит благодарности».
Рефлексия
В.: - Как вы думаете, правильно ли вёл себя в автобусе Федя? (сначала нет, потому что громко, на весь автобус, разговаривал. Кроме того, он не сидел на сиденье, а стоял на коленях. Он не обратил внимания на то, что рядом стояла женщина).
- Ситуация «Передайте, пожалуйста на билет»:
Федя спокойно стоял, держась за спинку сиденья. И тут его попросили:
-Передай, пожалуйста, деньги за проезд.
Федя растерялся….
- Девочка,- обратилась к Нюше старушка. – Передай, пожалуйста, за проезд.
- Простите, пожалуйста, - ответила Нюша, - я не знаю, что нужно сделать.
Выбор модели поведения:
В.: А вы знаете, что нужно сделать, когда пассажир просит передать деньги на билет. Научите Федю, как следует вести себя в таком случае и что нужно сказать в ответ на просьбу.
В.: Вот мы приехали на первую остановку «Тупик правил поведения».
Проблемная ситуация – инсценировка стиха И. Рахилло «Игра в гостей»:
- Здрасте, здрасте, мы вас ждём!
- Намочило нас дождём.
- Ожидали мы гостей!
- М промокли до костей.
- Где ваш зонтик?
- Потеряли.
- Где калоши?
- Кот унёс!
- Где перчатки?
- Скушал пёс!
- Это, гости, не беда, заезжайте ворота, поднимитесь на порог, к нам на яблочный пирог.
В.: Ребята, давайте проверим себя, знаете, ли вы, что такое правила культурного поведения и как вести себя в гостях? Какие правила нарушили гости?
/Дети обсуждают поведение гостей, вспоминают правила этикета, внешний вид гостей/.
В.: Давайте и мы не будем опаздывать в гости. Поехали дальше.
Следующая остановка «Улица Добрых слов»:
Дидактическая Игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов».
Воспитатель стоит напротив детей с мячом в руках. Тот, кому он кидает мяч, должен его поймать и вспомнить вежливое слово или выражение. Правильно ответивший делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до воспитателя.
Усложнение: Задания могут быть разными: «обратись к другу вежливо», «Позвони по телефону», «Попроси помощи», «Пригласи ребят в гости» и др.
В.: Ну вот, «Волшебные слова» мы вспомнили. А как вы думаете, от чего зависит их сила? Правильно, сила «Волшебных слов» зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом: спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть «волшебными».
В.: Нас ждёт принц, пора ехать дальше. А пока мы едем, давайте вспомним сказки, в которых говорится о победе добра? /Дети называют сказки: «Золушка», «Аленький цветочек», «Крошечка-хаврошечка» и др./
Посмотрите на карту, мы попали на Весёлую полянку. Выйдем из автобуса и немного отдохнём.
Физминутка «Если нравится, то делай так».
В.: Весёлая полянка не отпустит нас, пока, вы, ребята, не решите две задачи по знанию правил вежливости. Послушайте их условия и найдите в каждой задаче ошибки и исправьте их.
- Мальчик крикнул прохожему: «Скажите сколько сейчас часов?» (Правильный ответ: Надо не кричать, а вежливо спросить. Мальчик забыл слово «пожалуйста ». Правильнее говорить не «сколько часов», а «который час». После ответа взрослого, надо сказать «спасибо»).
- Девочка возмущённо жаловалась маме: «Во дворе один мальчишка такой невежа – всё время зовёт меня Валькой». «А ты как его зовёшь?» - спросила мама. – «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!» (Правильный ответ: Девочка должна звать мальчика по имени, показывая ему верный пример правильного поведения, а не кричать: «Эй, ты!»).
Молодцы ребята, вы правильно решили обе задачи, а самое главное, вы научились вежливо вести себя с окружающими людьми. мы можем продолжать свой путь дальше.
В.: Мы приехали на улицу Частушек. Здесь все поют. А вы умеете петь? Кто из вас может спеть частушки о вежливости? /дети поют частушки/.
- Зайграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны,
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
- Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
- Говорит лентяйке мать:
«Убери свою кровать!»
А лентяйка: «Маменька,
Я же ещё маленька!»
- Коля ссорится с друзьями,
в ход пускает кулаки –
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
- В поезд входят три юнната:
– Ой, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!
- Тётя Сима попросила
Слазать Петю на чердак.
– Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак!
- Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны,
Подпевайте, не зевайте,
Выходите плясуны!
В.: Давайте похлопаем в ладоши, поблагодарим наших исполнителей
/Выходит Принц Этикет/.
Принц Этикет. Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы приехали ко мне в гости. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что я решил построить в моём городе новую улицу, но пока я ездил в гости в другой детский сад, наша старая знакомая Жадина унесла весь строительный материал и прислала мне телеграмму, в которой говорится, что она совсем не желает, чтобы на карте была такая страна – «Страна этикета». Совсем не знаю, что делать.
В.: Уважаемый Принц! как вы думаете, пока мы к вам добирались, мы вспоминали разные добрые и вежливые слова, сказки и пословицы. Мы уже умеет правильно вести себя в разных общественных местах, даже спели частушки о вежливости. Не может Страна этикета совсем исчезнуть. А чтобы наша Жадина не радовалась своим плохим делам, мы тебе поможем построить новый город и выберем для него красивое название.
Принц Этикет. Я буду вам весьма благодарен, ребята за помощь.
/Дети сами выбирают себе материал для построек, строят дома. Потом происходит коллективное обсуждение выбора разных вариантов названия города и улиц: город: Приветливых людей, Добрых дел, улицы: Дружная, Вежливых слов и др. дети принимаю общее решение/.
Принц Этикета: Большое спасибо вам, ребята! Теперь я точно знаю, что моя страна будет жить всегда, у меня всегда будет много гостей и друзей. нам буде вместе интересно и весело. Вы не устали, друзья мои? я приготовил вам подарок: книгу В. Степанова «Уроки воспитания» и угощение (сок или фрукты). До свидания. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия«Путешествие в страну этикета»
Конспект интегрированногозанятия-развлечения....
Развлечение "Путешествие в страну этикета".
Данное развлечение поможет в игровой форме формировать элементарные правила вежливости; представление о хороших и плохих поступках; умение правильно оценивать себя и других; закреплять правила пов...
Мультимедийная разработка конспекта образовательной деятельности на тему " Путешествие в страну этикета"
Продолжать формировать у детей понимания необходимости выполнения правил и норм этического поведения. Закреплять знания культурного поведения за столом. Продолжать обогащать словарь детей другими форм...
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по речевому развитию в старшей группе на тему: Обогащение представлений детей о правилах речевого этикета и развитие умений соблюдать этику общения - "Путешествие в страну этикета"
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну этикета"...
Занятие по этикету "Путешествие в страну этикета"
Занятие поможет воспитателю в работе по формированию этических основ, а также навыков жизни в социуме у старших дошкольников....
«Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста посредством игры – путешествия «В Стране Здоровья» Методическая разработка
Данная методическая разработка раскрывает интересную и актуальную на сегодняшний день тему, посвященную воспитанию культуры здоровья у дошкольников. Методическая разработка предназначена для воспитате...
Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста "Сказочное путешествие в страну Финансов" методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Квест-игра направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных экономических представлений через игровую деятельность....