Логопедическое занятие с элементами технологии ТРИЗ.
план-конспект занятия по развитию речи

Татьяна Николаевна Тимофеева

Автоматизация произношения звука [Ш] в слогах, словах и связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие с элементами технологии ТРИЗ

Автоматизация звука Ш в речи.

Цель: Автоматизация произношения звука Ш в слогах, словах и связной речи

  1. Коррекционно-образовательные задачи: закрепить у детей зрительный образ буквы, уточнить артикуляцию звука [Ш], сформировать умение различать и выделять данный звук на слух; учить определять место звука в слове. Закреплять умение составлять характеристику звука  с опорой на символы. Упражнять детей выкладывать букву Ш из различных фигур; автоматизация произношения звука Ш в слогах,  словах и связной речи.
  2. Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух,  мышление, внимание, память, воображение, артикуляционную, мелкую и общую моторику, правильный выдох при произношении шипящего звука.
  3. Коррекционно-воспитательные задачи: формировать навык самостоятельности, ответственности, усидчивости, сохранять интерес к логопедическим занятиям.

Ресурсные материалы: презентация артикуляционной гимнастики, предметные картинки, сундучок с символами анализаторов, индивидуальные зеркала, набор «Фроссия», мяч.

Содержательная деятельность:

  1. Организационный момент.  

Логопед: Здравствуйте ребята. Проходите, вставайте в кружок.  Давайте с вами вспомним наше стихотворение «Дружбы».

Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.

Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается,
Ура! Ура! Ура!

Логопед: Ребята, как вы считаете, что такое игра? А вы любите играть?

Ответы детей.

Логопед:  У меня  есть папка,  в ней находится описание различных игр. Сейчас я её открою, и вы выберите игру, в которую мы будем играть.  Ой, а папка опустела, игры исчезли. Что делать?

Ответы детей.

Логопед:  В каком городе мы живём? (в Сургуте). А вы знаете, что есть сказочный город, он называется «Волшебный». Там живут мудрые люди. Они знают множество интересных игр. Давайте обратимся к ним за помощью.

Ответы детей.

Логопед: А как мы туда попадём?

Ответы детей.

Логопед: Я предлагаю, пригласить «Волшебника перемещения в пространстве». Он нам поможет. Я скажу волшебные слова, а мы повторим их вместе.

Дети: «Раз, два, три. Волшебник к нам приди».

"Появляется" волшебник:

Я летаю в разные края,
Кто же знает, где мы завтра будем.
Дождик привожу в пустыню я,
Солнце раздаю хорошим людям.

Логопед: Уважаемый волшебник. Помоги нам попасть в «Волшебный» город.

Волшебник: Хорошо, помогу я вам. Садитесь на свои волшебные стульчики. Закрывайте глаза. Раз, два, три в город Волшебства, лети! (звучит музыка).

Логопед: Ребята открывайте глаза. Смотрите сундучок.

2.  Игра «Сенсорный сундучок».

Логопед: Какой чудесный сундучок.  Логопед трясёт сундучок. А в нём что-то есть, давайте будем размышлять что это?

Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.

Ход игры: В "сенсорном сундучке" спрятаны карточки с артикуляционными упражнениями.

Дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного сундучка. На вопросы детей отвечает логопед.

Осязание: Какой этот предмет на ощупь? (он гладкий на ощупь)

Слух: Он издает звук? (нет)

Обоняние: Он пахнет? (нет)

Вкус: Это съедобный предмет? (нет).

Зрение: Какой он формы? (он прямоугольной формы)

Какого он цвета?  (он белого цвета, а лицевая сторона разноцветная)

Какого он размера? (по сравнению с альбомным листом – он маленький, по сравнению с календариком– большой)

Сколько у него частей? (у него есть шесть сторон, верхняя, нижняя, правая, левая, задняя, передняя (лицевая))

Благодаря этому предмету мы можем поиграть с нашим язычком.

Это карточки с артикуляционной гимнастикой? (да)

Дети выполняют артикуляционную гимнастику для звука [Ш].

Логопед: Молодцы! Какой мы с вами звук произнесли?

Дети: [Ш].

Логопед: Молодцы! Давайте вспомним характеристику этого звука.

3. Игра «Фонетика без проблем».

Цель: закреплять умение работать с характеристикой звука.

Дети превращаются в исследователей. Составляют модель «думания» для звука [Ш]. Логопед: Молодцы! На письме звук [Ш] какой буквой обозначается?

Дети: буквой Ш.

Логопед: А теперь  рассмотрим букву Ш, на что она похожа?

Ответы детей.

Логопед: Я предлагаю вам, выложить букву Ш у себя на столе (Использовать набор «Фросия»). Молодцы! Справились с заданием. Логопед берёт мяч. И задаёт детям вопросы? Что это? А какой он мяч?

Ответы детей.

Логопед: предлагает поиграть в игру «Перевёртыши».

4. Динамическая пауза. Игра «Перевёртыши»

Цель: развитие координации движений, фонематического слуха, анализа.

Логопед бросает мяч ребёнку и называет слог, а  дошкольник бросает мяч ведущему отвечает противоположным слогом (ША-АШ, ШУ-УШ, ШЕ-ЕШ, ШО-ОШ, ОША-АШО, АШУ-УША, ИШО-ОШИ)

Логопед: Хорошо справились с заданием. Предлагает детям занять свои места.

5. Игра «Маша-растеряша».

Перед  каждым ребёнком лежит предметная картинка в названии которой есть звук [Ш]. Ребёнок берёт картину и говорит «Ой!». Логопед задаёт вопрос: «Что с тобой?» Ребёнок смотрит на изображённый предмет и отвечает: «Я потерял то, что изображено на картинке (например шапку). На улице у меня без это предмета замёрзнет голова». Логопед: ребята как вы думаете, что изображено на картинке?  Ответы детей. Логопед: как считаете, что необходимо делать человеку, если он потерял шапку? Ответы детей.

Логопед: в слове шапка где находится звук [Ш]? (в начале, середине или в конце слова). 

6. Системный оператор. Игра «Сказочник».

Цель: развить фантазию ребёнка, научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, научить понимать единство и противоречие окружающего мира. Работа с предметной картинкой мышь.

Логопед: молодцы. Понравилась вам сказка?  И мне понравилась. Что-то мы с вами заигрались. Пора возвращаться домой.

7. Рефлексия.

Звучит музыка. Появляется волшебник «Перемещения в пространстве».

Я летаю в разные края,
Кто же знает, где мы завтра будем.
Дождик привожу в пустыню я,
Солнце раздаю хорошим людям.

Логопед: Уважаемый волшебник. Помоги нам попасть домой.

Волшебник: Хорошо, помогу я вам. Закрывайте глаза.                

Раз, два, три в Сургут, дошкольник, ты лети! (звучит музыка).

Логопед: Ребята открывайте глаза. Вам понравилось наше путешествие.

Ответы детей.

Логопед: Какую поговорку можно сказать, когда люди возвращаются домой?

В гостях хорошо, а дома лучше.

Вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы! Жду вас на следующее занятие. До свидание.

 

Характеристика звука

Ш

---------------------

_______________

         http://premiereflooring.com/pages/8/alert-icon-free-315.png

          http://premiereflooring.com/pages/8/alert-icon-free-315.png

http://novosti-dny.ru/uploads/posts/2013-09/thumbs/krioterapiya-lechenie-holodom_2.gif

           http://static.klasnaocinka.com.ua/uploads/editor/1816/92690/sitepage_57/trava.png

           Волшебник перемещения в пространстве.               http://www.trcgagarinsky.ru/gallery/big/ls620_1446129699.jpg

        

Системный оператор

прошлое

настоящие

будущее

     C:\Users\что надо\Desktop\maxresdefault[1].jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для старшей логопедической группы с элементами технологии ТРИЗ "Лисичкины приметы"

Цель:  Формирование познавательно – речевых и творческих  способностей детейОбразовательные задачи:§  Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.§...

Занятие по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В стране маленьких человечков»

Конспект непосредственно -образовательной  деятельности в области познания с использованием технологии ТРИЗ, а именно метода маленьких человечков....

Логопедическое занятие с элементами ТРИЗ, РТВ по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР

На логопедическом занятии учитель-логопед решает разные задачи. На этом, используя элементы ТРИз и РТВ, учитель-логопед научит детей составлять пересказ на основе стихотворного текста и поработает над...

Логопедический проект «Коррекция звукопроизношения у детей с ТНР с использованием элементов технологии ТРИЗ – РТВ»

Использование отдельных приемов технологии ТРИЗ - РТВ позволит оказать помощь детям с ТНР по коррекции звукопроизношения....

Конспект логопедического занятия с элементами ТРИЗ

Конспект логопедического занятия «Страна Фантазия» с использованием элементов ТРИЗ...

Модель занятия с использованием современных образовательных технологий Тема занятия: «Умная галка» (по рассказу Л.Н. Толстого) Элементы технологии: ТРИЗ технология, чтение с остановками

Модель занятия с использованием современных образовательных технологий Тема занятия: «Умная галка» (по рассказу Л.Н. Толстого) Элементы технологии: ТРИЗ технология, чтение с оста...