Логопедическое занятие с элементами технологии ТРИЗ.
план-конспект занятия по развитию речи
Автоматизация произношения звука [Ш] в слогах, словах и связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедическое занятие. Автоматизация звука [Ш] в речи. | 645.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие с элементами технологии ТРИЗ
Автоматизация звука Ш в речи.
Цель: Автоматизация произношения звука Ш в слогах, словах и связной речи
- Коррекционно-образовательные задачи: закрепить у детей зрительный образ буквы, уточнить артикуляцию звука [Ш], сформировать умение различать и выделять данный звук на слух; учить определять место звука в слове. Закреплять умение составлять характеристику звука с опорой на символы. Упражнять детей выкладывать букву Ш из различных фигур; автоматизация произношения звука Ш в слогах, словах и связной речи.
- Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, мышление, внимание, память, воображение, артикуляционную, мелкую и общую моторику, правильный выдох при произношении шипящего звука.
- Коррекционно-воспитательные задачи: формировать навык самостоятельности, ответственности, усидчивости, сохранять интерес к логопедическим занятиям.
Ресурсные материалы: презентация артикуляционной гимнастики, предметные картинки, сундучок с символами анализаторов, индивидуальные зеркала, набор «Фроссия», мяч.
Содержательная деятельность:
- Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте ребята. Проходите, вставайте в кружок. Давайте с вами вспомним наше стихотворение «Дружбы».
Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается,
Ура! Ура! Ура!
Логопед: Ребята, как вы считаете, что такое игра? А вы любите играть?
Ответы детей.
Логопед: У меня есть папка, в ней находится описание различных игр. Сейчас я её открою, и вы выберите игру, в которую мы будем играть. Ой, а папка опустела, игры исчезли. Что делать?
Ответы детей.
Логопед: В каком городе мы живём? (в Сургуте). А вы знаете, что есть сказочный город, он называется «Волшебный». Там живут мудрые люди. Они знают множество интересных игр. Давайте обратимся к ним за помощью.
Ответы детей.
Логопед: А как мы туда попадём?
Ответы детей.
Логопед: Я предлагаю, пригласить «Волшебника перемещения в пространстве». Он нам поможет. Я скажу волшебные слова, а мы повторим их вместе.
Дети: «Раз, два, три. Волшебник к нам приди».
"Появляется" волшебник:
Я летаю в разные края,
Кто же знает, где мы завтра будем.
Дождик привожу в пустыню я,
Солнце раздаю хорошим людям.
Логопед: Уважаемый волшебник. Помоги нам попасть в «Волшебный» город.
Волшебник: Хорошо, помогу я вам. Садитесь на свои волшебные стульчики. Закрывайте глаза. Раз, два, три в город Волшебства, лети! (звучит музыка).
Логопед: Ребята открывайте глаза. Смотрите сундучок.
2. Игра «Сенсорный сундучок».
Логопед: Какой чудесный сундучок. Логопед трясёт сундучок. А в нём что-то есть, давайте будем размышлять что это?
Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.
Ход игры: В "сенсорном сундучке" спрятаны карточки с артикуляционными упражнениями.
Дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного сундучка. На вопросы детей отвечает логопед.
Осязание: Какой этот предмет на ощупь? (он гладкий на ощупь)
Слух: Он издает звук? (нет)
Обоняние: Он пахнет? (нет)
Вкус: Это съедобный предмет? (нет).
Зрение: Какой он формы? (он прямоугольной формы)
Какого он цвета? (он белого цвета, а лицевая сторона разноцветная)
Какого он размера? (по сравнению с альбомным листом – он маленький, по сравнению с календариком– большой)
Сколько у него частей? (у него есть шесть сторон, верхняя, нижняя, правая, левая, задняя, передняя (лицевая))
Благодаря этому предмету мы можем поиграть с нашим язычком.
Это карточки с артикуляционной гимнастикой? (да)
Дети выполняют артикуляционную гимнастику для звука [Ш].
Логопед: Молодцы! Какой мы с вами звук произнесли?
Дети: [Ш].
Логопед: Молодцы! Давайте вспомним характеристику этого звука.
3. Игра «Фонетика без проблем».
Цель: закреплять умение работать с характеристикой звука.
Дети превращаются в исследователей. Составляют модель «думания» для звука [Ш]. Логопед: Молодцы! На письме звук [Ш] какой буквой обозначается?
Дети: буквой Ш.
Логопед: А теперь рассмотрим букву Ш, на что она похожа?
Ответы детей.
Логопед: Я предлагаю вам, выложить букву Ш у себя на столе (Использовать набор «Фросия»). Молодцы! Справились с заданием. Логопед берёт мяч. И задаёт детям вопросы? Что это? А какой он мяч?
Ответы детей.
Логопед: предлагает поиграть в игру «Перевёртыши».
4. Динамическая пауза. Игра «Перевёртыши»
Цель: развитие координации движений, фонематического слуха, анализа.
Логопед бросает мяч ребёнку и называет слог, а дошкольник бросает мяч ведущему отвечает противоположным слогом (ША-АШ, ШУ-УШ, ШЕ-ЕШ, ШО-ОШ, ОША-АШО, АШУ-УША, ИШО-ОШИ)
Логопед: Хорошо справились с заданием. Предлагает детям занять свои места.
5. Игра «Маша-растеряша».
Перед каждым ребёнком лежит предметная картинка в названии которой есть звук [Ш]. Ребёнок берёт картину и говорит «Ой!». Логопед задаёт вопрос: «Что с тобой?» Ребёнок смотрит на изображённый предмет и отвечает: «Я потерял то, что изображено на картинке (например шапку). На улице у меня без это предмета замёрзнет голова». Логопед: ребята как вы думаете, что изображено на картинке? Ответы детей. Логопед: как считаете, что необходимо делать человеку, если он потерял шапку? Ответы детей.
Логопед: в слове шапка где находится звук [Ш]? (в начале, середине или в конце слова).
6. Системный оператор. Игра «Сказочник».
Цель: развить фантазию ребёнка, научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, научить понимать единство и противоречие окружающего мира. Работа с предметной картинкой мышь.
Логопед: молодцы. Понравилась вам сказка? И мне понравилась. Что-то мы с вами заигрались. Пора возвращаться домой.
7. Рефлексия.
Звучит музыка. Появляется волшебник «Перемещения в пространстве».
Я летаю в разные края,
Кто же знает, где мы завтра будем.
Дождик привожу в пустыню я,
Солнце раздаю хорошим людям.
Логопед: Уважаемый волшебник. Помоги нам попасть домой.
Волшебник: Хорошо, помогу я вам. Закрывайте глаза.
Раз, два, три в Сургут, дошкольник, ты лети! (звучит музыка).
Логопед: Ребята открывайте глаза. Вам понравилось наше путешествие.
Ответы детей.
Логопед: Какую поговорку можно сказать, когда люди возвращаются домой?
В гостях хорошо, а дома лучше.
Вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы! Жду вас на следующее занятие. До свидание.
Характеристика звука | |
Ш | |
--------------------- | _______________ |
|
|
| |
Волшебник перемещения в пространстве.
Системный оператор
прошлое | настоящие | будущее |
| ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для старшей логопедической группы с элементами технологии ТРИЗ "Лисичкины приметы"
Цель: Формирование познавательно – речевых и творческих способностей детейОбразовательные задачи:§ Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.§...
Логопедическое занятие с элементами ТРИЗ, РТВ по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР
На логопедическом занятии учитель-логопед решает разные задачи. На этом, используя элементы ТРИз и РТВ, учитель-логопед научит детей составлять пересказ на основе стихотворного текста и поработает над...
Логопедический проект «Коррекция звукопроизношения у детей с ТНР с использованием элементов технологии ТРИЗ – РТВ»
Использование отдельных приемов технологии ТРИЗ - РТВ позволит оказать помощь детям с ТНР по коррекции звукопроизношения....
Конспект логопедического занятия с элементами ТРИЗ
Конспект логопедического занятия «Страна Фантазия» с использованием элементов ТРИЗ...
Модель занятия с использованием современных образовательных технологий Тема занятия: «Умная галка» (по рассказу Л.Н. Толстого) Элементы технологии: ТРИЗ технология, чтение с остановками
Модель занятия с использованием современных образовательных технологий Тема занятия: «Умная галка» (по рассказу Л.Н. Толстого) Элементы технологии: ТРИЗ технология, чтение с оста...
Конспект логопедического занятия с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе "Замок иллюзий"
Конспект логопедического занятия с использованием технологии ТРИЗв подготовительной группе.Коррекционно-образовательные цели.Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [з...
Конспект логопедического занятия с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе "Замок иллюзий"
Закрепить правильное произношение звука З...