Конспект занятия для старшей логопедической группы с элементами технологии ТРИЗ "Лисичкины приметы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Цель: Формирование познавательно – речевых и творческих способностей детей
Образовательные задачи:
§ Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.
§ Учить детей понимать значение фразеологизмов.
§ Учить моделировать события.
§ Составлять целое из частей, описательный рассказ по опорным картинкам.
§ Согласовывать прилагательные с существительными.
§ Учить детей рассказывать о своих переживаниях
§ Закреплять умение детей узнавать предметы по контуру, закрашивать фигуру, не выходя за контур.
§ Употреблять существительные множественного числа родительного падежа
§ Активизировать словарь.
§ Закреплять умения передавать свои эмоции различными средствами выразительности.
§ Учить давать оценку событиям, строить суждения, выделяя существенные признаки предметов.
§ Знакомить с правилами оказания помощи при чрезвычайной ситуации.
Развивающие задачи:
§ Развивать речевой слух, монологическую речь, творческую продуктивную деятельность
§ Способствовать развитию воображения, умению составлять загадки.
§ Развивать память, пространственное, ассоциативное и наглядно - образное мышление, слуховое и зрительное восприятие, способность выполнять действия, учитывая игровую задачу
Воспитательные задачи:
§ Воспитывать любознательность, интерес к русским народным сказкам, навыки работы по заданию педагога, желание помогать друг другу для преодоления проблемной ситуации.
§ Учить давать характеристику нравственных качеств героев по их поступкам.
Материалы и оборудование:
Проектор, экран, презентация к занятию, красный, зелёный карандаши на каждого ребёнка, разрезные картинки, лист для индивидуальной работы с изображением светофорчиков, маски для игры – драматизации, предметы: ведро, тяжёлые шарики разного цвета,
Предварительная работа
Чтение и обсуждение русских народных сказок. Обучение детей с использованием игровых технологий. Подготовка к драматизации сказки «Лиса и козёл».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_lisichkiny_primety.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
для детей старшей логопедической группы
«Лисичкины приметы»
учителя - логопеда МАДОУ № 56 «Ромашка» Головиной Н.Ю.
Цель: Формирование познавательно – речевых и творческих способностей детей
Образовательные задачи:
- Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.
- Учить детей понимать значение фразеологизмов.
- Учить моделировать события.
- Составлять целое из частей, описательный рассказ по опорным картинкам.
- Согласовывать прилагательные с существительными.
- Учить детей рассказывать о своих переживаниях
- Закреплять умение детей узнавать предметы по контуру, закрашивать фигуру, не выходя за контур.
- Употреблять существительные множественного числа родительного падежа
- Активизировать словарь.
- Закреплять умения передавать свои эмоции различными средствами выразительности.
- Учить давать оценку событиям, строить суждения, выделяя существенные признаки предметов.
- Знакомить с правилами оказания помощи при чрезвычайной ситуации.
Развивающие задачи:
- Развивать речевой слух, монологическую речь, творческую продуктивную деятельность
- Способствовать развитию воображения, умению составлять загадки.
- Развивать память, пространственное, ассоциативное и наглядно - образное мышление, слуховое и зрительное восприятие, способность выполнять действия, учитывая игровую задачу
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любознательность, интерес к русским народным сказкам, навыки работы по заданию педагога, желание помогать друг другу для преодоления проблемной ситуации.
- Учить давать характеристику нравственных качеств героев по их поступкам.
Материалы и оборудование:
Проектор, экран, презентация к занятию, красный, зелёный карандаши на каждого ребёнка, разрезные картинки, лист для индивидуальной работы с изображением светофорчиков, маски для игры – драматизации, предметы: ведро, тяжёлые шарики разного цвета,
Предварительная работа
Чтение и обсуждение русских народных сказок. Обучение детей с использованием игровых технологий. Подготовка к драматизации сказки «Лиса и козёл».
Ход занятия
- Орг. момент. Педагог обращает внимание на осанку детей и настраивает их на занятие
- Основная часть.
Слайд 1 Педагог предлагает детям сказать, что они видят? узнать какое животное напоминает изображение. Почему вы поняли, что это лиса?
Дети: мы увидели рыжий, жёлтый, красный, коричневый цвет, острую мордочку.
Слайд 2 Педагог: Художник очень необычно изобразил лису. На самом деле она вот такая. Посмотрите и называйте то, о чём я говорю: У лисы вытянутая рыжая (мордочка), острые рыжие (уши), овальное рыжее (туловище), длинные чёрно-рыжие цепкие (лапы),чёрно- рыжий пушистый (хвост)
Слайд 3 С лисицей сравнивают это время года. Какое это время года? Почему осень сравнивают с лисой, как вы думаете? Дети: Осень и лиса похожи по цвету. Осень рыжая, оранжевая, коричневая, жёлтая.
Слайд 4 Педагог: Кто это? Это маленькие лисы. Как их назвать ласково? Лисички. Лисичками бывают не только маленькие лисы, но и грибы.- Почему их так назвали? Лисички грибы рыжие, жёлтые и шляпки у них как ушки у настоящих лисичек
Педагог рассказывает о повадках лисы, о её близких родственниках, о том, как лиса подаёт голос, о её детёнышах (слайд)
Слайд 5 Живет лиса в норах, которые спасают ее и от преследований, и от непогоды. Но лиса, обычно, не копает нору сама.
Слайд 6 Всем известно, что барсук – очень аккуратный зверь. Лиса начинает шуметь рядом с барсучьей норой, разбрасывать вокруг норы мусор. Аккуратный барсук не выдерживает таких беспорядков и покидает свой просторный, ухоженный дом, в который тут же заселяется лиса.
Слайд 7 Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Лисьи детеныши зовутся не только «лисятами», но и «щенятами». Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают.
Слайд 8 Лисы охотятся или небольшими семьями или в одиночку. Лиса может, как кошка, подкрадываться к добыче на близкое расстояние и затем бросаться на нее внезапным прыжком
Легкое, стройное и гибкое тело лисицы способно извиваться по земле, когда лисица крадется к добыче, вытягиваться при быстром беге. У лисы сильные задние ноги, которые позволяют ей делать неожиданные прыжки и повороты; этому помогает и ее длинный пушистый хвост, который действует наподобие руля. Хвост нужен ещё для того, чтобы согревать нос и лапы.
Слайд 9 Большую часть дня; лиса проводит в логове и только к вечеру выходит на охоту. Для охоты у неё есть чуткий нюх, как у собаки, усы, которые ощущают малейшее движение вокруг. Не все лисы рыжие. Серо- рыжая окраска бывает у лис, живущих среди камней, хвойных и лиственных лисов
Слайд 10-13 Педагог: А теперь вы будете говорить, что лиса любит покушать? Называйте предметы во множественном числе. Возможны 2 варианта ответа детей : Лиса питается белками. Лиса кушает белок
Педагог: Лиса питается животными. Значит она хищник. Лиса не только хищник, но ест и растительную пищу.
Слайд 14 Педагог предлагает детям составить загадку о лисе, используя опорные картинки и подбирая предметы, ориентируясь на вопрос «Что такое же?»
А теперь давайте расскажем, что мы узнали о лисе и составим о ней загадку.
Лиса- животное. Лиса имеет хвост, мордочку, туловище, уши, лапы. Лиса живёт в лесу. Лиса живёт в норе. Лиса любит кушать рыбу. Лиса рыжая, коричневая. Лиса тявкает. Лиса красивый зверь. Приносит вред (пользу)
Это – животное . Оно имеет хвост, мордочку, туловище, уши, лапы. Как белка Живёт в лесу. Как медведь. Живёт в норе, как волк Лиса любит кушать рыбу. Как кошка.. Лиса рыжая, коричневая Как апельсин, земля Лиса тявкает. Как собака. Приносит вред. Как бармалей.
3.Физминутка с пластическим этюдом
Головою крутит лис, смотрит прямо, вверх и вниз.
Вот к нему идёт лисица, что ей дома не сидится?
Тихо , тихо, тут охота, наши лисы ждут кого- то.
Притаились, уши встали, приготовились, напали.
Еле я от них отбился, ёж колючий удивился
(Как же я от них отбился, лось рогатый удивился)
(Как же я от них отбился, серый зайка удивился)
(Головина Н.Ю.)
4 Слайд 15 Педагог: Множество сказок, басен и рассказов создалось у различных народов о кумушке-лисе как о хитром, осторожном, ловком и удивительно-красивом звере. Узнайте и скажите название сказок по картинкам.
Педагог предлагает по иллюстрациям назвать сказки с участием лисы. (слайд) Модель ответа ребёнка : «Я узнала сказку….» Воспитатель предлагает назвать качества лисы во всех сказках
Слайд 16 Упражнение «Светофор» На индивидуальных листах дети отмечают своё отношение к лисе, закрашивая кружки красным цветом, если лиса – проявляет хитрость, желтым - жадность , зелёным, если лиса проявила положительные качества. («Лисичка- сестричка и серый волк», «Колобок», «Снегурушка и лиса», «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка»,) «Лисичка со скалочкой» «Лиса и журавль»)
5.Слайд 17 Педагог предлагает собрать разрезную картинку ( козёл)
Инсценировка детьми русской народной сказки «Лиса и козёп» (Педагог от автора).
Текст сказки «Лиса и козел»
Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить — тоже.
Сидит лиса, горюет.
Идет козел — умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:
Что ты там, лисанька, поделываешь?—
Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса, — там, наверху, жарко, так я сюда— забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь!
А козлу давно пить хочется.
Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.—
Отличная, — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.—Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему:
Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.—
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.
Беседа по сказке.
Почему лиса попала в колодец? «На ворон зазевалась» Как сказать по другому? (отвлеклась, не смотрела под ноги)
Как лиса себя чувствовала, сидя в колодце? «Горевала» Как сказать по другому? (опечалилась, расстроилась, загрустила)
Как лиса заманила козла в колодец? Что и как она сказала?
Почему козёл был в колодце долго? «Насилу отыскали» Как сказать по другому? (искали долго)
Чем кончается сказка? Чему она учит? «Каждой лисе своя шкура ближе». «У козла борода длина, а ум короток»
6. Слайд 18 Рассказывание педагогом сказки на новый лад. Придумывание детьми способов спасения козла и лисы.
Шла лиса медленно под ноги глядела, в колодец не упала. Увидела много в колодце воды. Решила лиса поплавать. Прыгнула в колодец. Плавает, плескается. Бежит мимо козёл. Пригласила его лиса: «Давай, козёл вместе поплаваем, вдвоём веселее». Прыгнул козёл в колодец да половину воды и выплеснул. Не хочу,- говорит,- больше в колодце сидеть, хочу наверх. На травке пастись. Стали лиса и козёл думать, как им из колодца вылезти? Лиса внизу сидит тявкает. Наверху козёл мекает.
Давайте, ребята им поможем? (можно предложить окончание из народной сказки: лиса вылезла, а козёл остался, но наталкиваем на «помощь клуба») Дети предлагают разные способы спасения животных.
На индивидуальных листах дети обводят свой способ спасения животных. Педагог опрашивает 2-3 детей, кто что выбрал. (Поднять уровень воды, бросая в воду тяжёлые предметы, но тогда можно попасть по животным, использовать верёвочную лестницу, вертолёт, сетку).
Вывод педагога: Когда кто- то или вы попадаете в беду, нужно оценить обстановку, справитесь ли вы сами и всегда позвать на помощь других людей(засвистеть, закричать) или попросить взрослых позвонить по телефону в МЧС (службу спасения)
7. Заключительная часть.
Слайд 19 Вывод педагога. Какой особенности поведения не было у лисы в сказке, какое качество есть у ребят? Лиса сама выбралась, а козла оставила, Бросила в беде. А ребята в беде товарищей не бросают. А если кто в беде по глупости оказался, то ему надо помочь. Как говорится «Дружба в беде пригодиться». Какая сказка вам понравилась больше? Русская народная или наша, на новый лад. А ещё говориться. ( Дети): Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Педагог: Тут и сказкам конец, а кто слушал молодец.
РЕЧЕВЫЕ ЗАДАНИЯ :
СЛАЙД | РЕЧЬ ПЕДАГОГА | РЕЧЬ ДЕТЕЙ |
1 | узнать какое животное напоминает изображение Почему вы поняли, что это лиса? | мы увидели рыжий, жёлтый, красный, коричневый цвет, острую мордочку. |
2 | Художник очень необычно изобразил лису. На самом деле она вот такая. Посмотрите и называйте то, о чём я говорю: У лисы вытянутая рыжая (мордочка), острые рыжие (уши), овальное рыжее (туловище), длинные чёрно-рыжие цепкие (лапы),чёрно- рыжий пушистый (хвост) | Узнают по описанию и называют части лисы (выделены) |
3 | С лисицей сравнивают это время года. Какое это время года? Почему осень сравнивают с лисой, как вы думаете? | Осень и лиса похожи по цвету. Осень рыжая, оранжевая, коричневая, жёлтая. |
4 | Это маленькие лисы. Как их назвать ласково?. Лисичками бывают не только маленькие лисы, но и грибы.- Почему их так назвали? | Лисички. Лисички грибы рыжие, жёлтые и шляпки у них как ушки у настоящих лисичек |
5 | Живет лиса в норах, которые спасают ее и от преследований, и от непогоды. Но лиса, обычно, не копает нору сама. | |
6 | Всем известно, что барсук – очень аккуратный зверь. Лиса начинает шуметь рядом с барсучьей норой, разбрасывать вокруг норы мусор. Аккуратный барсук не выдерживает таких беспорядков и покидает свой просторный, ухоженный дом, в который тут же заселяется лиса. | |
7 | Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Лисьи детеныши зовутся не только «лисятами», но и «щенятами». Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают. | |
8 | Лисы охотятся или небольшими семьями или в одиночку. Лиса может, как кошка, подкрадываться к добыче на близкое расстояние и затем бросаться на нее внезапным прыжком Легкое, стройное и гибкое тело лисицы способно извиваться по земле, когда лисица крадется к добыче, вытягиваться при быстром беге. У лисы сильные задние ноги, которые позволяют ей делать неожиданные прыжки и повороты; этому помогает и ее длинный пушистый хвост, который действует наподобие руля. Хвост нужен ещё для того, чтобы согревать нос и лапы. | |
9 | Большую часть дня; лиса проводит в логове и только к вечеру выходит на охоту. Для охоты у неё есть чуткий нюх, как у собаки, усы, которые ощущают малейшее движение вокруг. Не все лисы рыжие. Серо- рыжая окраска бывает у лис, живущих среди камней, хвойных и лиственных лисов | |
10-13 | А теперь вы будете говорить, что лиса любит покушать? Называйте предметы во множественном числе. Лиса питается животными. Значит она хищник. Лиса не только хищник, но ест и растительную пищу, что лиса любит покушать? | Белок, зайцев, оленей, птиц, уток, мышей, ящериц, лягушек, рыб, птенцов, утят Фрукты, ягоды, мёд |
14 | А теперь давайте расскажем, что мы узнали о лисе и составим о ней загадку. | Лиса- животное. Лиса имеет хвост, мордочку, туловище, уши, лапы. Лиса живёт в лесу. Лиса живёт в норе. Лиса любит кушать рыбу. Лиса рыжая, коричневая. Лиса тявкает. Лиса красивый зверь. Приносит вред. |
Это – животное . Оно имеет хвост, мордочку, туловище, уши, лапы. Как белка Живёт в лесу. Как медведь. Живёт в норе, как волк Лиса любит кушать рыбу. Как кошка.. Лиса рыжая, коричневая Как апельсин, земля Лиса тявкает. Как собака. Приносит вред. Как бармалей. | ||
15 | Множество сказок, басен и рассказов создалось у различных народов о кумушке-лисе как о хитром, осторожном, ловком и удивительно-красивом звере. Узнайте и скажите название сказок по картинкам. | («Лисичка- сестричка и серый волк», «Колобок», «Снегурушка и лиса», «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка»,) «Лисичка со скалочкой» «Лиса и журавль») Упражнение «Светофор» |
16+7 | Воспитатель предлагает собрать разрезную картинку. Инсценировка сказки «Лиса и козёп» (Воспитатель от автора). Беседа по сказке. | |
17 | Почему лиса попала в колодец? «На ворон зазевалась» Как сказать по другому? Как лиса себя чувствовала, сидя в колодце? «Горевала» Как сказать по другому? Как лиса заманила козла в колодец? Что и как она сказала? Почему козёл был в колодце долго? «Насилу отыскали» Как сказать по другому? Чем кончается сказка? Чему она учит? «Каждой лисе своя шкура ближе». «У козла борода длина, а ум короток» | (отвлеклась, не смотрела под ноги) (опечалилась, расстроилась, загрустила) (искали долго) |
18 | Шла лиса медленно под ноги глядела, в колодец не упала. Увидела много в колодце воды. Решила лиса поплавать. Прыгнула в колодец. Плавает, плескается. Бежит мимо козёл. Пригласила его лиса: «Давай, козёл вместе поплаваем, вдвоём веселее». Прыгнул козёл в колодец да половину воды и выплеснул. Не хочу,- говорит,- больше в колодце сидеть, хочу наверх. На травке пастись. Стали лиса и козёл думать, как им из колодца вылезти? Лиса внизу сидит тявкает. Наверху козёл мекает. Давайте, ребята им поможем? | На индивидуальных листах дети обводят свой способ спасения животных. |
Когда кто- то или вы попадаете в беду, нужно оценить обстановку, справитесь ли вы сами и всегда позвать на помощь других людей. | ||
19 | Вывод воспитателя Какой особенности поведения не было у лисы в сказке, какое качество есть у ребят? Лиса сама выбралась, а козла оставила, Бросила в беде. А ребята в беде товарищей не бросают. А если кто в беде по глупости оказался, то ему надо помочь. Как говорится «Дружба в беде пригодиться». | Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. |
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного мероприятия "Рассматривание иллюстрации к сказке "По щучьему велению" с использованием элементов технологии ТРИЗ
Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения для развития восприятия сюжетных изображений. Целью данного занятия является обогащение чувственного опыта, развитие представлений детей с...
Непосредственно образовательная деятельность « Веселый Лесовичок» с применением ИКТ, игровой технологии и элементами технологии эстетической направленности.
Материалы , приготовленные воспитателем для детей позволяют развивать любознательность, творческое воображение, умение различать листья разных деревьев,формирует умение детей отг...
Конспекты занятий по логоритмике для детей раннего возраста (или детей с ОВЗ с уровнем возраста развития 2 - 3 года) с использованием элементов технологии Н. Зайцева «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте».
В современном образовании оказание коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста является инновационным направлением, которое стало актуальным не только дл...
Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе (технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)
Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан и проведён в соответствии с ФГОС. На занятии созданы условия для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением р...
Моя авторская технология "Универсальный макет "Островок историй", как элемент технологии "Говорящая среда в образовательной деятельности"
Уже второй учебный год я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Выявленные проблемы:Для наших детей характерны недостатки зрительно-двигательной координации, узость объема восп...
Занятие по развитию речи по технологии проблемного обучения и с использованием элемента технологии синквейн "Теремок"
Занятие по сказке "Теремок"...
Модель занятия с использованием современных образовательных технологий Тема занятия: «Умная галка» (по рассказу Л.Н. Толстого) Элементы технологии: ТРИЗ технология, чтение с остановками
Модель занятия с использованием современных образовательных технологий Тема занятия: «Умная галка» (по рассказу Л.Н. Толстого) Элементы технологии: ТРИЗ технология, чтение с оста...