Конспект логопедического занятия с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе "Замок иллюзий"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Матвеенко Елена Анатольевна

Конспект логопедического  занятия  с использованием технологии ТРИЗ

в подготовительной  группе.

Коррекционно-образовательные цели.

Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [з], [з’] на основе творческих игр.

Развивать умения детей различать звук в словах.

Развивать умения произносить слова с заданным звуком.

Формирование навыков связных речевых высказываний.

Согласование прилагательного с существительным.

 

 

Коррекционно-развивающие цели.

 Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.

 Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса.

             Расширение словаря признаков и действий.

Развитие умения видеть и находить сходство предметов, отличающихся друг от друга свойствами и признаками.

Развитие умение  выделять положительные и отрицательные стороны

Коррекционно-воспитательные цели.

           Воспитывать умение сотрудничать, соблюдать правила работы в группе

 Создание ситуации успеха.

 Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, инициативности.

 

Приемы технологии ТРИЗ:

Поставленные задачи решались через игровые приемы:

  1. «Составление загадок» - формирование словаря признаков и действий.
  2. «Что общего?» - развитие умения видеть и находить сходство предметов, отличающихся друг от друга свойствами и признаками.
  3. «Хорошо-плохо» - развивать умение выделять положительные и отрицательные в предметах и объектах окружающего мира.
  4. Игра «Живой конструктор» -  развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса.

Ход НОД

-Ребята, а вы любите мультфильмы?  А  что хорошего в просмотре мультфильма? А что плохого? Сегодня, к нам  обратился  герой  знакомого вам мультфильма.

Презентация. Слайд(Микки)-Здравствуйте, ребята! Все жители нашей страны были очень счастливы, но тут злая появилась  ведьма Мизрабэ ль, сердце которой заполняла только зависть и злоба. День превратился в ночь, а небеса загрохотали! Злая ведьма Мизрабэль похитила мою подружку Минни и унесла ее в Замок иллюзий! Ребята я очень одинок и жду вашей помощи.

-Ребята, а вы, догадались, кто это к вам обращается? Поможем ему? Как вы думаете, что должен сделать Микки чтобы спасти свою подружку? (Он должен отправиться в Замок иллюзий)

 – А как вы понимаете слово иллюзии? (как трактует энциклопедия – это обман, заблуждение, нечто несбыточное)

А чтобы помочь Микке нужно  повторить волшебное заклинание:

за-зо-зи – в Замок иллюзий Микки впусти

Произнесение звука З, характеристика звука.

-Какой первый звук в слогах это заклинания?(З)

-Ребята, это волшебный звук , он будет нам сегодня помогать, поэтому мы должны его произносить четко и внятно.

(Губы в улыбке, зубы сомкнуты, широкий кончик языка прижат внизу за зубами)

  -Повторим «З» - громко, тихо.

 -Давайте, дадим характеристику звука «З» по схеме. (Звук «З» согласный, звонкий, твердый и мягкий). Кто может повторить все сказанное?

-Звук мы слышали и произносили, а сейчас увидим букву З.

-А чтобы говорить красиво и правильно  нужно сделать гимнастику для язычка, в этом нам поможет наш веселый язычок.

Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко,

Посмотрел направо, налево, какая  хорошая погода и улыбнулся.

И побежал гулять во двор и увидел, что ребята в футбол играют. И захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе с ними поиграем в футбол. После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!

 На лошадке поскакал

,И ни разу не упал.

А потом домой вернулся,

Дверь закрыл и улыбнулся.

Наш веселый язычок

Славно прожил свой денек.

Ребята, к нам обращается Микки. Внимание на экран.

Слайд  –Ребята, чтобы спасти Минни, мне нужно попасть внутрь замка и собрать 7 радужных камней, которые издают волшебный звон з-зь-з-зь! Но на моем пути непроходимое болото.

Произношение твердого и мягкого звука З и ЗЬ

Слайд - Чтобы пройти по нему, надо правильно назвать твердые и мягкие звуки, Зеленая кочка – мягкий согласный звук, синяя – твердый согласный звук. 

1камень

Слайд  –Но в замок меня не пускает стражник – зачарованный в доспехи. Если вы его отвлечёте, то  мне это удастся.

- Ребята, давайте загадаем ему загадки, которые сами придумаем. Картинки (заяц, зонт, зебра,  коза, звезда, ваза)

Назовите основные  признаки и свойства этого объекта.(зонт)

 Какой?    Что такое же?

Чтобы получилась загадка надо добавить волшебные слова Но НЕ

Составление загадок по схеме.

Какой ?    Что такое же?

Называй, что делает объект и кто делает так же?

Что делает? Кто делает так же?

Получившиеся загадки

 

Укрывает, но не одеяло

Прячет, но не шкаф

Спасает, но не пожарный

Это зонт.

 

Шустрый, но не воробей

Трусливый, но не мышь

Скачет, но не мяч

Ушастый, но не слон

Это заяц.

 

Горит, но не лампочка

Блестит, но не золото

Падает, но не снег

Это звезда

 

Стеклянная, но не окно

Хрупкая, но не лед

Прозрачная, но не вода

Это ваза

 

Полосатая, но не тельняшка

Скачет, но не конь

Хвостатая, но не кенгуру

Это зебра

 

Рогатая, но не олень

Шерстянная, но не кофта

Дает молоко, но не корова

Бодается, но не бык

Это коза

 

 

Отражает, но не вода

Показывает, но не телевизор

Дразнит, но не язык

Зеркало

 

2 радужный камень получили.

 

Игра «Живой конструктор»

Слайд(Мизрабэль)- - Вся моя волшебная сила затми его разум, схвати его. Развернись, повернись  в бездну страданий провались. Закройте его  в подземелье. Он не сможет оттуда выбраться  и не поможет ему волшебный звон.

Ребята, что за волшебный звон упоминает злая ведьма? (з)

Наш Микки в подземелье, чтобы его освободить нужно изобразить слово замок , и тогда Мики найдет камень и двери подземелья откроются для него. Выходим на палас  и с помощью живого конструктора изобразим буквы З А М О К

3 радужный камень у нас.

 

Работа в тетрадях. Рис.2

Слайд . (Мизрабэль) -Микки в очередной  моей иллюзии – в игрушечной коробке опасности. Пока он не найдет все игрушки со звуком з, он оттуда не выберется!

Поможем Микке и найдем все игрушки со звуком З . Назовите, какие тут игрушки.

И обведите  рядом с игрушкой ключик.

 

Мы все правильно сделали и  получили 4 радужный камень.

 

Развитие мелкой моторики рук.

Все в замке иллюзий перепуталось. Мики должен  разобрать  предметы по местам.

Давайте поможем ему и назовем, что общего у этих предметов:

Зеркало и озеро

Зуб и ваза

Змея и резинка для волос

Зонт и жалюзи

Замок и забор

Зефир и медуза

Картинки раскладываю на каждый стол. Дети совещаются и называют.

5 радужный камень  у нас.

 

Слайд (Королевство опасных деликатесов. Задание от Повелителя  иллюзий  Дракона.) – Я, Дракон повелитель королевства опасных деликатесов. Мики  попал в  мое королевство. Он плывет на печенье, которое скоро растворится  и он утонет в море ледяного коктейля.

 Ребята, нужно рассказать скороговорку точно и понятно, и Мики догадается,  что поможет ему совершить  кулинарный побег.

Подходим к планшету.

Скороговорка

Вот Кондрат так Кондрат

Зуб сломал о мармелад.

Повторите, как рассказал бы ее весело Микки, подражая голосу зловещей Мизрабель и  ласковым голосом Минни, резким грубым голосом как у Дракона.

-Нужно придумать новый вид транспорта, на котором наш Микки преодолеет море ледяного коктейля. На чем можно плыть?

У нас есть два слова мармелад  и теплоход. Объедините два слова  и придумайте новый вид транспорта.

-Как он будет передвигаться?

Какие звуки издавать?

Чем будет пахнуть?

Мы помогли ему выбраться и 6 радужный камень у нас

 

Согласование прилагательного с существительным.

Слайд . Задание  от Часовщик Оов -Я  Часовщик Оов –повелитель иллюзий. Я очень люблю изумруды и все, что такого цвета,  и  очень не люблю с ними расставаться. Но если вы знаете больше предметов моего любимого цвета, тогда   сможете меня победить, и  я отдам вам изумруд. Назовите, что бывает зеленого цвета.

Игра с мячом.

Давайте скажем, что бывает зеленого цвета: « зеленый крокодил, зеленая…зеленое …»

Молодцы, появился  7 радужный камень. (Звук)Он так нужен Мики

Камни светятся и Мизрабель погибает.

Слайд (Мики и Минни) – Ребята, вы помогли разрушить ужасное заклинание Мизрабэль. И моя милая Минни, наконец-то со мной, и мы опять счастливы. Спасибо вам ребята. Пускай в вашей жизни добро всегда побеждает зло.

Мы помогли Микке и он смог спасти свою подружку Минни. А мы помогали ему. Что мы выполняли. Какие задания для этого выполняли?

Ребята, мы можем пригласить Микки и Минни к нам в гости в наш город Маркс и рассказать ему много интересного о достопримечательностях нашего города!

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zamok_illyuziy_2.docx109.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического  занятия  с использованием технологии ТРИЗ

в подготовительной  группе.

Коррекционно-образовательные цели.

Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [з], [з’] на основе творческих игр.

Развивать умения детей различать звук в словах.

Развивать умения произносить слова с заданным звуком.

Формирование навыков связных речевых высказываний.

Согласование прилагательного с существительным.

Коррекционно-развивающие цели.

 Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.

 Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса.

             Расширение словаря признаков и действий.

Развитие умения видеть и находить сходство предметов, отличающихся друг от друга свойствами и признаками.

Развитие умение  выделять положительные и отрицательные стороны

Коррекционно-воспитательные цели.

           Воспитывать умение сотрудничать, соблюдать правила работы в группе

 Создание ситуации успеха.

 Формирование взаимопо¬нимания, доброжелательности, инициативности.

 

Приемы технологии ТРИЗ:

Поставленные задачи решались через игровые приемы:

1.        «Составление загадок» - формирование словаря признаков и действий.

2.        «Что общего?» - развитие умения видеть и находить сходство предметов, отличающихся друг от друга свойствами и признаками.

3.        «Хорошо-плохо» - развивать умение выделять положительные и отрицательные в предметах и объектах окружающего мира.

4.        Игра «Живой конструктор» -  развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса.

Ход НОД

-Ребята, а вы любите мультфильмы?  А  что хорошего в просмотре мультфильма? А что плохого? Сегодня, к нам  обратился  герой  знакомого вам мультфильма.

Презентация. Слайд(Микки)-Здравствуйте, ребята! Все жители нашей страны были очень счастливы, но тут злая появилась  ведьма Мизрабэ ль, сердце которой заполняла только зависть и злоба. День превратился в ночь, а небеса загрохотали! Злая ведьма Мизрабэль похитила мою подружку Минни и унесла ее в Замок иллюзий! Ребята я очень одинок и жду вашей помощи.

-Ребята, а вы, догадались, кто это к вам обращается? Поможем ему? Как вы думаете, что должен сделать Микки чтобы спасти свою подружку? (Он должен отправиться в Замок иллюзий)

 – А как вы понимаете слово иллюзии? (как трактует энциклопедия – это обман, заблуждение, нечто несбыточное)

А чтобы помочь Микке нужно  повторить волшебное заклинание:

за-зо-зи – в Замок иллюзий Микки впусти

Произнесение звука З, характеристика звука.

-Какой первый звук в слогах это заклинания?(З)

-Ребята, это волшебный звук , он будет нам сегодня помогать, поэтому мы должны его произносить четко и внятно.

(Губы в улыбке, зубы сомкнуты, широкий кончик языка прижат внизу за зубами)

  -Повторим «З» - громко, тихо.

 -Давайте, дадим характеристику звука «З» по схеме. (Звук «З» согласный, звонкий, твердый и мягкий). Кто может повторить все сказанное?

-Звук мы слышали и произносили, а сейчас увидим букву З.

-А чтобы говорить красиво и правильно  нужно сделать гимнастику для язычка, в этом нам поможет наш веселый язычок.

Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко,

Посмотрел направо, налево, какая  хорошая погода и улыбнулся.

И побежал гулять во двор и увидел, что ребята в футбол играют. И захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе с ними поиграем в футбол. После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!

 На лошадке поскакал

,И ни разу не упал.

А потом домой вернулся,

Дверь закрыл и улыбнулся.

Наш веселый язычок

Славно прожил свой денек.

Ребята, к нам обращается Микки. Внимание на экран.

Слайд  –Ребята, чтобы спасти Минни, мне нужно попасть внутрь замка и собрать 7 радужных камней, которые издают волшебный звон з-зь-з-зь! Но на моем пути непроходимое болото.

Произношение твердого и мягкого звука З и ЗЬ

Слайд - Чтобы пройти по нему, надо правильно назвать твердые и мягкие звуки, Зеленая кочка – мягкий согласный звук, синяя – твердый согласный звук. 

1камень

Слайд  –Но в замок меня не пускает стражник – зачарованный в доспехи. Если вы его отвлечёте, то  мне это удастся.

- Ребята, давайте загадаем ему загадки, которые сами придумаем. Картинки (заяц, зонт, зебра,  коза, звезда, ваза)

Назовите основные  признаки и свойства этого объекта.(зонт)

 Какой?    Что такое же?

Чтобы получилась загадка надо добавить волшебные слова Но НЕ

Составление загадок по схеме.

Какой ?    Что такое же?

Называй, что делает объект и кто делает так же?

Что делает? Кто делает так же?

Получившиеся загадки

Укрывает, но не одеяло

Прячет, но не шкаф

Спасает, но не пожарный

Это зонт.

Шустрый, но не воробей

Трусливый, но не мышь

Скачет, но не мяч

Ушастый, но не слон

Это заяц.

Горит, но не лампочка

Блестит, но не золото

Падает, но не снег

Это звезда

Стеклянная, но не окно

Хрупкая, но не лед

Прозрачная, но не вода

Это ваза

Полосатая, но не тельняшка

Скачет, но не конь

Хвостатая, но не кенгуру

Это зебра

Рогатая, но не олень

Шерстянная, но не кофта

Дает молоко, но не корова

Бодается, но не бык

Это коза

Отражает, но не вода

Показывает, но не телевизор

Дразнит, но не язык

Зеркало

2 радужный камень получили.

Игра «Живой конструктор»

Слайд(Мизрабэль)- - Вся моя волшебная сила затми его разум, схвати его. Развернись, повернись  в бездну страданий провались. Закройте его  в подземелье. Он не сможет оттуда выбраться  и не поможет ему волшебный звон.

Ребята, что за волшебный звон упоминает злая ведьма? (з)

Наш Микки в подземелье, чтобы его освободить нужно изобразить слово замок , и тогда Мики найдет камень и двери подземелья откроются для него. Выходим на палас  и с помощью живого конструктора изобразим буквы З А М О К

3 радужный камень у нас.

Работа в тетрадях. Рис.2

Слайд . (Мизрабэль) -Микки в очередной  моей иллюзии – в игрушечной коробке опасности. Пока он не найдет все игрушки со звуком з, он оттуда не выберется!

Поможем Микке и найдем все игрушки со звуком З . Назовите, какие тут игрушки.

И обведите  рядом с игрушкой ключик.

http://www.userdocs.ru/pars_docs/refs/97/96999/96999_html_4d84887.jpg 

Мы все правильно сделали и  получили 4 радужный камень.

Развитие мелкой моторики рук.

Все в замке иллюзий перепуталось. Мики должен  разобрать  предметы по местам.

Давайте поможем ему и назовем, что общего у этих предметов:

Зеркало и озеро

Зуб и ваза

Змея и резинка для волос

Зонт и жалюзи

Замок и забор

Зефир и медуза

Картинки раскладываю на каждый стол. Дети совещаются и называют.

5 радужный камень  у нас.

Слайд (Королевство опасных деликатесов. Задание от Повелителя  иллюзий  Дракона.) – Я, Дракон повелитель королевства опасных деликатесов. Мики  попал в  мое королевство. Он плывет на печенье, которое скоро растворится  и он утонет в море ледяного коктейля.

 Ребята, нужно рассказать скороговорку точно и понятно, и Мики догадается,  что поможет ему совершить  кулинарный побег.

Подходим к планшету.

Скороговорка

Вот Кондрат так Кондрат

Зуб сломал о мармелад.

Повторите, как рассказал бы ее весело Микки, подражая голосу зловещей Мизрабель и  ласковым голосом Минни, резким грубым голосом как у Дракона.

-Нужно придумать новый вид транспорта, на котором наш Микки преодолеет море ледяного коктейля. На чем можно плыть?

У нас есть два слова мармелад  и теплоход. Объедините два слова  и придумайте новый вид транспорта.

-Как он будет передвигаться?

Какие звуки издавать?

Чем будет пахнуть?

Мы помогли ему выбраться и 6 радужный камень у нас

Согласование прилагательного с существительным.

Слайд . Задание  от Часовщик Оов -Я  Часовщик Оов –повелитель иллюзий. Я очень люблю изумруды и все, что такого цвета,  и  очень не люблю с ними расставаться. Но если вы знаете больше предметов моего любимого цвета, тогда   сможете меня победить, и  я отдам вам изумруд. Назовите, что бывает зеленого цвета.

Игра с мячом.

Давайте скажем, что бывает зеленого цвета: « зеленый крокодил, зеленая…зеленое …»

Молодцы, появился  7 радужный камень. (Звук)Он так нужен Мики

Камни светятся и Мизрабель погибает.

Слайд (Мики и Минни) – Ребята, вы помогли разрушить ужасное заклинание Мизрабэль. И моя милая Минни, наконец-то со мной, и мы опять счастливы. Спасибо вам ребята. Пускай в вашей жизни добро всегда побеждает зло.

Мы помогли Микке и он смог спасти свою подружку Минни. А мы помогали ему. Что мы выполняли. Какие задания для этого выполняли?

Ребята, мы можем пригласить Микки и Минни к нам в гости в наш город Маркс и рассказать ему много интересного о достопримечательностях нашего города!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект с использованием технологии В. Воскобовича «Как гусь и лягушата путешествовали»

Конспект непосредственно образовательной деятельности Примерная основная общеобразовательная программа: «Мир открытий» под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. ЛыковойТема НОД: «Как гусь и лягушата путешеств...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Театральные профессии»

Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Т...

КОНСПЕКТ С использованием технологии ТРИЗ «Зимующие птицы» Старшая группа

Конспект о закреплении названии птиц, о бережном отношении к ним....

Конспект С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

конспект С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ...

Конспект с использованием технологии Модерации и АМО. Тема: «Путешествие по морскому дну»

Конспект занятия с интеграцией образовательных областей для детей старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет...