Самообразование.
материал по развитию речи (старшая группа)

Дармостук Екатерина Александровна

Тема по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_1.docx45.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию:

«Развитие связной речи дошкольников в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинкам»

Выполнила: воспитатель Дармостук Е.А.

Ф.И.О.  педагога: Дармостук Е.А

Специальность: воспитатель ДОУ

Образование:  среднее профессиональное

Стаж педагогической работы: 2

Курсы повышения квалификации:

Дата начала работы над темой:  2022 год

Актуальность темы

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

     Современные дети находятся под воздействием большого объема информации, рекламы, технических новинок, ярких игрушек. Поэтому важно использовать более эффективные, интересные, занимательные для детей методы и приемы, инновационные технологии. Проанализировав данную ситуацию и проведя  мониторинг развития речи детей, выяснила, что дети старшей группы «Солнышко» испытывают затруднения в развитии связной речи.  Отсюда возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях ДОУ.

        Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему моей работы, которая заключается в поиске педагогических условий, а также совершенствованием традиционных  приемов и  методов, обеспечивающих развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Это обусловило мой выбор темы по самообразованию.

Значение речевого развития в дошкольном возрасте

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.                                                                                                   Традиционно в отечественной методике развития речи выделяется значение, которое объединяет большое разнообразие жанров произведения, сюда относятся сказки, рассказы, стихотворения, загадки и т.д. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия.В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника - одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Нам нужно воспитать полноценную личность, поэтому надо устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво.

Основные направления работы по развитию речи детей на занятиях.

  1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
  2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
  3. Формирование грамматического строя:

- морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);

- синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);

- словообразование.

4.     Развитие связной речи:

-  диалогическая (разговорная) речь;

- монологическая речь (рассказывание).

5.    Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.

6.   Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Методы развития речи:

  1. Наглядные:

- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).

2.  Словесные:

- чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть;

- пересказ;

- общая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал.

3.  Практические:

дидактические игры;

игры-драматизации, инсценировки,

дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства развития речи:

- Общение взрослых и детей.

- Культурная языковая среда.

-  Обучение родной речи в организованной деятельности.

- Художественная литература.

- Изобразительное искусство, музыка, театр.

- Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам программы.

Формы работы с детьми могут быть различны. (образовательная ситуация, ситуация общения, проектная деятельность, игра)

Основной формой моей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 детей, количество зависит от желания детей и от самой образовательной ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать их. В качестве дидактического материала можно использовать любое пособие (книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.)

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) и т. д.

В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Так же в своей работе, как одну из форм, применяю проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО.

 И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. В методической литературе много представлено игр со словами:

-Театрализованные игры - (цель: развивать диалогическую и интонационную речь приобрести коммуникативные умения и навыки).

- Сюжетно-ролевые игры - Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)

- Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

- Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

Целью работы над данной темой является:

  • повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства по использованию современных технологий, направленных на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
  • систематизация работы по развитию речи у старших дошкольников в соответствии с ФГОС. 

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной, методической литературы по вопросам развития речи у детей старшего дошкольного возраста; посещения РМО;

2. Разработать перспективный план реализации проблемной темы;

3. Подготовить диагностический инструментарий на начало и конец учебного года;

4. Выбрать наиболее эффективные, современные технологии, методы и приемы для развития речи у детей старшего дошкольного возраста;

5. Разработать  программу и организовать работу кружка  по речевому направлению;

6. Создавать  предметно пространственную развивающую среду, способствующую речевому развитию детей старшего дошкольного возраста;

7. Выявить и внедрить новые формы работы с родителями над темой «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»;

8. Изготовить дидактические игры и пособия для развития связной речи дошкольников;

9. Провести мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Предполагаемый результат: Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми, проявляет   познавательную активность, речь чистая, грамматически правильная, выразительная, ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные   качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове, является инициатором событий в группе организатором   коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки,   придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр), проявляет   интерес к чтению, самостоятельно читает слова.

Форма отчетности:

  • Итоговое занятие по развитию речи;
  • Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»;
  • Родительское собрание «Проблемы развития речи у детей старшего дошкольного возраста».

Вывод: Развитие связной речи дошкольников – важный процесс, которому следует уделять максимум внимания. Он включает в себя развитие монологической, диалогической речи и интонационной выразительности. Детей необходимо правильно мотивировать к обучению, заинтересовывать в этом процессе, подбирая наиболее занимательные игровые задания и упражнения. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

План работы по самообразованию

Форма работы

Сроки реализации

Предполагаемый результат

1

Изучение литературы по теме.

сентябрь

Повышение компетентности.

2

Анализ проблемы.

Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей.

3

Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи.

сентябрь - октябрь

Определение проблем в речевом развитии детей.

4

Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

октябрь

Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций.

5

Освоение  и внедрение

современных технологий, методов и приемов для развития речи у детей старшего дошкольного возраста;

на протяжении года

Отбор наиболее эффективных способов развития речи дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Использование метода проектов, как средство речевого развития.

6

Работа над усовершенствованием предметной пространственной развивающей среды, стимулирующей развитие речи.

Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.

7

Посещение открытых занятий в ДОУ.

Обмен опытом с коллегами.

8

Проведение открытых занятий по развитию речи у детей.

 

Презентация своего опыта работы.

9

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Углубление сотрудничества  родителями.

10

Создание памятки для родителей по развитию речи у детей.

Повышение педагогической компетентности родителей.

11

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников.

май

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

12

Выступление на педсовете. Мастер-класс для педагогов  по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

Презентация итогов работы по самообразованию.

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями (законными представителями)

Организованная

форма

Цель

Темы (примерные)

1.

Педагогическая беседа

Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения.

По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего развития

ребенка.

«Особенности развития        речи детей дошкольного возраста.                Как

научить        ребенка общаться»

2.

Практикум

Выработка у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному        расширению возникающих педагогических ситуаций,

тренировка педагогического мышления

«Учимся правильно произносить все звуки.        Вместе придумываем

сказки»

3.

День        открытых дверей

Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами

речевого развития детей

Развиваем        речь детей.        Играем        в

речевые игры

4.

Тематическая консультация

Создание условий, способствующих преодолению        трудностей        во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей в

условиях семьи

Разговариваем правильно Поиграем в сказку

5.

Родительское собрание

Взаимное общение педагогов  и родителей по актуальным проблемам речевого развития детей, расширение педагогического кругозора родителей

Технологии развития                речи детей. Исправляем речевые        ошибки

правильно.

6.

Родительские чтения

Ознакомление                родителей        с особенностями        возрастного        и психологического развития детей, рациональными методами и приемами

речевого развития детей

Развиваем        речь

детей.        Если

ребенок        плохо говорит

7.

Мастер-класс

Овладение практическими навыками совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка

Развивающее общение        с

ребенком

Учимся        говорить правильно

8.

Проектная деятельность

Вовлечение родителей в совместную речевую деятельность

Придумаем загадку вместе. Давайте придумаем сказку.

9.

Оформление папки - передвижки

Учимся рассказывать и рассуждать, формирование навыков рассуждения и повествования

«Развитие интонационной выразительности речи детей»

10

Консультация «Как дети учат друг друга разговаривать».

Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации.

Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя 

11

Информационно-аналитические формы

организации общения с родителями

опрос, анкетирование

12

Детско-родительский досуг

совместные с родителями тематические развлечения

конкурсы детско – родительских поделок («Живая буква»), конкурс сочинений («В мире сказок»).

                

Задания для проверки состояния "словаря"

  -Называние предметов, относящихся к различным логическим группам:

Например, ребенок должен назвать все известные ему виды деревьев, цветов, животных.

  -Нахождение обобщающих слов для группы однородных предметов:

Белка, заяц, волк - это кто?

Чашка, кастрюля, сковорода, стакан - это что?

Блузка, брюки, футболка - а это что?

 -Подбор признаков к определенному предмету:

Куртка - новая, красная, теплая;

снег - белый, рыхлый, сверкающий.

 -Подбор возможных действий к предмету.

Книгу покупают, читают, рассматривают:

дерево сажают, удобряют и т. д.

- Подбор предметов к заданному действию:

Готовят обед, суп; рисуют картину, домик; гладят ребенка по голове, котенка.

  -Подбор синонимов –слов, близких по значению:

(добрый, ласковый, нежный; громадный, огромный, большой, высокий).

  -Подбор антонимов –слов с противоположным значением:

(горячий - холодный, быстро - медленно, высокий - низкий).

Игра «По секрету всему  свету»

Дети встают цепочкой и проговаривают чисто говорку шёпотом друг другу. Последний ученик в группе произносит её вслух.

Комментарий педагога: Дети стараются произнести чисто говорку  правильно, ведь от каждого из них зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего участника.

Игра «Пойми меня»

Один ребёнок встаёт лицом к остальным игрокам. На доске появляется слово (это может быть слово из словаря, фразеологический оборот, и т.д.) Дети объясняют его значение, ребёнок должен произнести это слово.

Одновременно идёт работа с толковым словарём (книга или на компьютере). Педагог определяет лексическое значение в контексте.

(Карточка с предложением)

Комментарий педагога: Обогащение словарного запаса осуществляется двумя путями: овладение значением новых слов и раскрытие богатства лексических значений слова. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря.

Такой приём в форме игры позволяет детям использовать имеющийся словарный запас, активизирует внимание и умственную активность, развивает коммуникативные навыки.

Игра-ассоциация «Словесная цепочка»

Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации. Педагог спрашивает: «Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?» Например, « сказка», следующий ребёнок называет «герои», «волшебство»…

Можно сузить тему: крылатые одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, пословицы и поговорки о труде и т.д.

Комментарий педагога:

Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.

Работа над словосочетанием и предложением

«Словесный ручеёк»

Дети распространяют предложение по принципу «снежного кома». Можно предложить детям слово или словосочетание, или простое нераспространенное предложение.

Комментарий педагога: Этот приём побуждает детей к выбору оптимального решения поставленной перед ними задачи, помогает предотвратить такие ошибки, как бедность и однообразие синтаксических конструкций.

«Помоги мышке убежать от кошки»

Такая работа  помогает поработать над словосочетаниями, в которых дети допускают речевые ошибки  (в управлении).

(Щелчок  мышкой по мышонку при верном ответе - мышонок убегает).

« Угадай-ка», «Доска объявлений»

Дети получают карточку с изображением животного или просто с названием любого предмета, описывают словами данный предмет. Остальные ребята называют предмет. Чем быстрее слушатели отгадывают, тем лучше справились с работой те, кто загадывал.

Комментарий педагога: Приём словесного описания активизирует словарный запас, предотвращая ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

«Что не так?»

(цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком);                  

«Улыбка»

 (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют его);                                

«Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия).

   Игры-викторины:

«Придумай загадку»

(упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок),

«Кто лучше знает своё село»

 (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках села),

«Из какой сказки вещи»

(упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Игры с готовыми текстами: дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».

Анализируя свою работу в этом году увидела, что некоторым детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы я изучаю нужную литературу, сотрудничаю со специалистами детского сада.

И вот какие требования нужно выделить для дальнейшего руководства в работе:

-знание особенностей развития детей, их специфику,

-умение поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка,

-способствовать овладению необходимыми навыками.

Перспектива: продолжить работу  с детьми по заявленной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...