Консультация "Развитие речи в игровой деятельности"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Старкова Ольга Павлиновна

Хорошая речь - важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь у ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._po_razv.rechi_v_igrovoy_deyatelnosti.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Развитие речи в игровой деятельности.

«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга». П. Ф. Каптерев

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее

осуществляется его психическое развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и дальнейшего его успешного обучения в школе.

В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.

Виды игровой деятельности

дидактические игры,

подвижные игры,

театрализованные игры,

сюжетно-ролевые игры.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Виды дидактических игр

Дидактические игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитию творческого мышления и воображения

«Посмотри и запомни». На столе раскладываются предметы; вызванный ребенок внимательно осматривает то, что лежит на столе, затем отворачивается от стола и по памяти называет все предметы;

«Угадай, что спрятали». На столе раскладываются предметы, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятал воспитатель.

Во всех этих играх вместо предметов можно взять так называемые предметные картинки

«Найди и принеси». Воспитатель раскладывает на видных местах предметные картинки, затем вызывает ребенка, дает ему одну из парных картинок (ребенок должен назвать, что нарисовано) и предлагает по ней найти такую же картинку.

«Угадай, что изменилось»«Одинаковые предметы» (Нужно разложить карточки перед ребёнком и попросить его найти одинаковые предметы)

Настольно-печатные дидактические игры.

Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

Словесные дидактические игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста.

«Отгадай-ка»«Радио»«Похож - не похож»«Кому что нужно?»«Назови три предмета»«Назови одним словом»«Испорченный телефон»«Краски»«Летает - не летает»«Белого и черного не называть».

Подвижные игры в речевой деятельности

Этот вид игр используется для побуждения у детей подражательной речевой деятельности, расширению объёма понимания речи и словарного запаса.

Театрализованные игры в речевой деятельности

Ее разновидности:

настольный театр;

фланелеграф;

театр теней;

в гостях у Сказки;

театр марионеток.

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Сюжетно-ролевая игра в речевой деятельности

Она оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает голосам зверей и птиц и т. д. Развивается диалогическая речь.

Таким образом, использование всех видов игр даёт большие возможности для развития речи у детей – дошкольников:

-Повышается речевая мотивация,

-успешно развиваются коммуникативные навыки;

-обеспечивается психологический комфорт;

-дети запоминают большое количество речевого материала;

-активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

В данной статье представлены проявления несформированности грамматического строя у детей с ОНР . А так же игры и игровые приемы , способствующие формированию предложно-падежных конструкций в речевой п...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...