«Формирование речи в игровой деятельности»
статья (развитие речи) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechi_v_igrovoy_deyatelnosti.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

           Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. В ходе совершенствования диалогов и монологов во время игровой деятельности, освоения выразительности речи эффективно происходит не только речевое развитие ребенка, но и развитие его коммуникативных способностей. В игре дети знакомятся с чувствами, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

          Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:

· игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста;

· игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью;

· развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

            В результате психологических исследований практическая педагогика оказалась ориентированной на формирование собственно игровой деятельности у детей раннего возраста. Однако, по отношению к детям дошкольного возраста педагогическое руководство игрой сводилось в основном к обогащению конкретного содержания игры, к организации положительных отношений в игре, отзывчивости, коммуникативности.

         Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

         Речь маленького  ребенка  формируется  в  общении  с  окружающими  его людьми. В процессе  общения  проявляется  его познавательная  и  предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю  психику  малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и  произвольно.  Великий  русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное  слово  является  основой  всякого умственного развития  и  сокровищницей  всех  знаний.  Поэтому  также  важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте  и правильности.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

 1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

 2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

 3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

 4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

 5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

 6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

          Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:

         1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи.

       2. Формирование представлений об окружающем мире. Дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

          3. Развитие любознательности. Любознательность — качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

            4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

           5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

         Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

          Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные.

         В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определенное программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитии способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

        Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Высоко оценивая самодеятельные сюжетно-ролевые игры детей, Н. К. Крупская писала: «Самые любимые, самые нужные детям игры - это те, где дети сами ставят цель игры: построить дом, поехать на отдых, состряпать обед... Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления. Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев, пусть дом построен из щепок, не в этом дело - фантазия ребенка дополнит действительность. Тут важен самый процесс построения плана».

         В игре-драматизации, или театрализованной игре, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, кинофильмов и пр. В такой игре имеется готовый сюжет, а характер и действия героев определяются содержанием произведения. Театрализованная игра представляет особые требования к эстетическому восприятию произведений искусства, к владению средствами создания образа, приобщает детей к творческой художественной деятельности и к искусству.

          Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

         В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

          Под руководством взрослых дошкольники овладевают точным словарем (обогащается речь), выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко — низко, направо — налево, вверх-вниз, длинный — короткий и т.п.

          Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность ребенка. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

       В разной литературе авторы дают разную  классификацию дидактических игр, группируя по разным признакам, например:

- игры с использованием предметов, игрушек и картинок,

- игры – типа «угадай, что изменилось». Эти игры  проводят  во  всех  возрастных группах, но в зависимости от возраста  детей  ставятся  разные  задачи.  С помощью этих игр можно  закреплять  название  предметов;  пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т.д.

- игры – типа  «чудесный  мешочек»  используются  во  всех  возрастных группах. В младшей группе дети достают предмет и называют его.  В  средней группе дети на ощупь определяют предметы.  В  старшей  и  подготовительной группах  дают  более  сложные   и   качественные   предметы   (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны описать  предмет,  загадать загадку, придумать рассказ.

- игры с куклой.  Основная  цель  этих  игр  –  закрепление  с  детьми последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание, принятие пищи и т.д.). Также воспитание в детях культуры общения:  «Кукла  мама  пришла  в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать». Такие игры  проводятся  в младших группах по продолжительности как целое занятие. Также в детских садах используются дидактические игры на  различение каких-нибудь деталей, на различение или  сравнение  каких-либо  признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого какой предмет». Цель  таких игр научить детей  различать  сходные  предметы,  правильно  их  называть, определять их назначение.

              Дидактические игры можно проводить на занятиях со  всей  группой,  с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком.  Игры  планируются  заранее. Определяется   программная   задача,   продумывается   оборудование   игры (раздаточный  материал).  Продумывается  словарная  работа  (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице,  в  зависимости  от  того  какой  материал используется). Кого с кем из детей посадить (сильный со слабым).

         Дидактическая игра – это обучающая игра,  в  ней  обязательно  будут образовательные  задачи,  но  она  должна  оставаться  игрой.   Необходимо использовать в игре правильную  интонацию,  продумать  как  заинтересовать игрой детей, можно использовать песни, хороводы.  В  конце  игры  итог  не подводится, но для себя воспитатель записывает  полученные  результаты.  В старших группах игра проводится как часть занятия, в младших группах может проводиться как целое занятие. В  начале  игры  необходимо  заинтересовать детей, далее идет объяснение, а затем идет выполнение необходимых действий детьми. Воспитатель  должен  контролировать,  чтобы  в  игре  выполнялись поставленные задачи.          Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся    5-7 минут – это конец занятий. Воспитатель не дает  объяснения  уже  известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. В младшей группе от  начала  до конца игры полностью проводит воспитатель. Игру лучше проводить  в  разных вариантах. Воспитатель должен заранее (для словесной игры) подобрать слова на случай затруднения детей.

        В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей.

          Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления — доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

           Формирование познавательно-речевой активности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

В данной статье представлены проявления несформированности грамматического строя у детей с ОНР . А так же игры и игровые приемы , способствующие формированию предложно-падежных конструкций в речевой п...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности (в подготовительной логопедической группе)

Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важ...

«Формирование навыков межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности»

опыт работы по формированию навыков межличностного общения у детей с ОНР будет полезен воспитателям логопедических групп ДОУ...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игровой деятельности"

Статья опубликована в сборнике XXII Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия" (КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020)....