Методическая разработка: Конспект НОД по познавательно-речевому развитию " Грибы-ягоды " (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию познавательно-речевой активности детей в процессе обобщения и расширения представлений о лесе, о грибах; о правилах безопасного поведения в лесу и бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby-yagody._poznavatelnoe_razvitie._starshaya_gruppa.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию
" Грибы-ягоды "
(старшая группа)
Цель: развитие познавательно-речевой активности детей в процессе обобщения и расширения представлений о лесе, о грибах; о правилах безопасного поведения в лесу и бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
- учить различать съедобные и несъедобные, ядовитые грибы, знать внешние признаки;
- учить подбирать признаки к предмету ( действия к предмету );
- учить составлять описательные рассказы по схеме (ТРИЗ);
- закреплять употребление предлогов;
- побудить детей к активному диалогу;
- пополнить и активизировать словарь по теме.
- Развивающие:
- развивать зрительную и фонематическую память;
- развивать наблюдательность;
- развивать координацию речи с движениями и речевое дыхание.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к жизни леса;
- воспитывать умение вести себя в лесу при сборе грибов;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Словарь: дедушка-лесник, корзина, шершавая, "воротничок",шляпка ,ножка, грибница.
Оборудование: корзина, картинки грибов и ягод, картинка с изображением строения гриба.
Предварительная работа: чтение р.н.с "Война грибов", "Война грибов с ягодами", В.Катаев "Грибы", В. Г. Сутеев "Под грибом". Беседа "Грибное царство", обсуждение народных примет про грибы, разгадывание загадок о грибах, рассматривание иллюстраций, д/и "Четвертый лишний", "Угадай по описанию".
Примерный ход непосредственно образовательной деятельности:
1 часть:
- Ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым. Чем нас радует осень? (Красотой листьев, урожаем фруктов, овощей, грибов.)
- Кто из вас ходил в лес за грибами? Какое чувство вы испытывали, когда корзина была полна грибами? А когда пустая?
- Сегодня утром к нам заходил дедушка-лесник. Он оставил для нас сюрприз. (показываю корзину с картинками грибов и ягод).
- Для того ,чтобы узнать, что в корзине, нам нужно отгадать загадки.
.Д/и " Почему так названы ".
(В процессе игры уточняются названия грибов, внешние признаки, строение, понятия " съедобные ", " несъедобные " и ядовитые грибы.)
- В красной шляпке словно гном,
Я под осиной выбрал дом. ( Подосиновик)
- Как вы думаете,почему он так назван? ( Чаще всего он встречается возле осин)
- У подосиновика красная, выпуклая, гладкая шляпка, высокая ножка. Он съедобный.
Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! ( Белый гриб)
- Опишите его, какой он. ( Круглая, коричневая шляпка, толстая ножка. Растёт в еловом или сосновом бору)
Конечно, не белый
Грибок - я попроще,
Расту же обычно
В берёзовой роще. (Подберёзовик)
- Почему он так назван? ( В основном растёт под берёзой)
- Опишите как он выглядит. ( Шляпка круглая, тёмно-коричневого цвета, ножка тонкая, высокая, съедобный)
- Какой гриб носит название дикого животного с рыжей шубкой? ( Лисичка)
- Почему его так назвали? ( Жёлтого цвета, как лисья шерсть, он с невысокой ножкой вогнутой, волнистой шляпкой)
- Грибы букетом
На пеньке растут, теснятся
Небольшого роста братцы
Ох, и дружные ребята
Эти крепкие ... (Опята)
- Почему их так называют? ( Растут на пнях " семьями ")
- Опишите их. ( Светло-коричневого цвета, на тонких ножках с " воротничком ").
- Посмотрите, как много у нас грибов. Все ли их можно есть? Как называются такие грибы? ( "Съедобные")
-А ещё в нашей корзинке есть один несъедобный гриб. Это Мухомор.
-Почему его нельзя есть? ( Ядовитый, отравимся, можно умереть)
- Мухомор - самый распространённый ядовитый гриб. Внимательно рассмотрите и запомните его. У мухомора ножка какая? ( Длинная, тоненькая, есть белый "воротничок")
- Шляпка какая? ( Красная, круглая, в белую крапинку)
- Почему мухомор так назвали? (ответы детей)
- В деревнях до сих пор летом собирают мухоморы красные и дома складывают их на блюдечки с послащённой водой. Мухи летят на сладкое, пьют ядовитую воду и улететь уже не могут.
- Теперь запомните бледную поганку - смертельно ядовитый гриб. Ножка какая? (Длинная, тонкая). У корня находится мешочек, из которого растёт гриб. Есть воротничок, шляпка какая? ( Круглая, неровная, бледная по цвету. )
- Как вы думаете, почему бледную поганку так назвали? ( Она бледного цвета и не годится в пищу - поганая, нехорошая. )
Существует важное правило сбора грибов:
- Если гриб вам не знаком, что делать? ( Спрошу у того, кто знает или не буду брать и даже трогать руками) Это первое правило.
- Если внимательно посмотрите на плакаты, то увидите, что у всех грибов есть что-то общее. Из каких частей состоит гриб? ( Шляпка, ножка, грибница. )
- Грибы вырастают из грибницы - это корень гриба, который живёт несколько лет ( показываю картинку с изображением строения гриба. ) На этом же месте через некоторое время могут появиться новые грибы. Если мы вырвем гриб из земли, то повредим грибницу, гриб в этом месте уже расти не будет.
- Поэтому второе правило сбора грибов:
- Грибы надо срезать ножом аккуратно, чтобы не повредить корешки (грибницу ).
- А сейчас давайте съездим на поезде в лес и поблагодарим дедушку-лесника.
( Чтение стихотворения, воспитанники имитируют движение электрички. )
" Чух-чух-чух ",
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит,-
" Тороплюсь ",- гудит:
" У-У-У ..."
А ещё в нашей корзине есть ягоды:
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (малиной)
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —... (черника)
Ярко-красных, черных, белых
Ягодок попробуй спелых.
Сельский сад — их родина.
Что это? (Смородина)
Он тяжелый и пузатый,
Толстокожий, полосатый,
Сладкий, словно мед, на вкус.
Как зовут его? (Арбуз)
Повернулась к грядке боком,
Налилась вся красным соком.
Ей сестрица земляника.
Что за ягодка? (Клубника)
Отгадали все загадки. Молодцы! Как мы назовем одним словом все открытые картинки? Ягоды.
Где растут ягоды? В саду, в лесу
Правильно. Давайте соберем корзинку с ягодами.
Посмотрите, какие ягоды можно собрать в саду? (Смородину (черную, красную, белую, малину, клубнику, вишню.)
Как мы назовем пирог, в который положили малину (малиновый) и т.д.
Какие в лесу встречаются ягоды, посмотрите? (Черника, ежевика, клюква, брусника, земляника.)
А как мы назовем компот из черники (черничный, из клюквы (клюквенный) и т. д.
Но не все ягоды полезны. Некоторые красивые, яркие ягоды смертельно опасны. Например волчья ягода, цветы ландыша, вороний глаз (демонстрация иллюстраций)
3. Подведение итогов.
На этом наше занятие заканчивается. Кому что запомнилось?- Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект методической разработки совместной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми раннего возраста на тему: «В гостях у медвежонка Мишутки»
В гостях у медвежонка Мишутки....
Методическая разработка «Влияние сказок на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста». Автор: воспитатель Русакова А.Н.
Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели,сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.Из сказки ребенок узнает много новых ...
Методическая разработка Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в 1-ой младшей группе "Зимняя прогулка"
Методисеская разработка по познавательно - речевому развитию для работы с детьми 1-ой младшей группы на тему "Зима. Дикие животные". Цель: сформировать у детей представления о первых признаках зимы; п...
Методическая разработка образовательного мероприятия по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: "Приключения Буратино"
Закрепить навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10; Закрепить умение правильно отвечать на вопросы:...
Методическая разработка НОД по развитию познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста «Подарки осени».
Цели и задачи: - Систематизировать временные представления детей об окружающем мире.- Закреплять представления детей об изменениях в природе осенью.- Развивать устную речь, активизировать словарь дете...
Методическая разработка конспекта занятия по познавательно-речевому развитию с детьми раннего возраста по формированию целостной картины мира на тему "Домашние животные и их детеныши"
Все малыши любят животных и интересуются ими. Важно знакомить ребенка с миром животных и природой при помощи рассказов, совместных наблюдений, занятий....
Методическая разработка цикла занятий по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию в средней группе «Книга- лучший друг»
Сегодня роль чтения художественной литературы в жизни ребенка важна. Важно вовремя воспитать любовь ребенка к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке талант читателя. Де...