Методическая разработка: Конспект НОД по познавательно-речевому развитию " Грибы-ягоды " (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тананыхина Анна Валерьевна

Конспект занятия по развитию познавательно-речевой активности детей в процессе обобщения и расширения представлений о лесе, о грибах; о правилах безопасного поведения в лесу и бережного отношения к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby-yagody._poznavatelnoe_razvitie._starshaya_gruppa.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию 
" Грибы-ягоды "

(старшая группа)

Цель: развитие познавательно-речевой активности детей в процессе обобщения и расширения представлений о лесе, о грибах; о правилах безопасного поведения в лесу и бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

  • учить различать съедобные и несъедобные, ядовитые грибы, знать внешние признаки;
  • учить подбирать признаки к предмету ( действия к предмету );
  • учить составлять описательные рассказы по схеме (ТРИЗ);
  • закреплять употребление предлогов;
  • побудить детей к активному диалогу;
  •   пополнить и активизировать словарь по теме.
  • Развивающие:
  • развивать зрительную и фонематическую память;
  • развивать наблюдательность;
  • развивать координацию речи с движениями и речевое дыхание.
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к жизни леса;
  • воспитывать умение вести себя в лесу при сборе грибов;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь:  дедушка-лесник, корзина, шершавая, "воротничок",шляпка ,ножка, грибница.

Оборудование:  корзина, картинки грибов и ягод, картинка с изображением строения гриба.

Предварительная работа: чтение р.н.с "Война грибов", "Война грибов с ягодами", В.Катаев "Грибы", В. Г. Сутеев "Под грибом". Беседа "Грибное царство", обсуждение народных примет про грибы, разгадывание загадок о грибах, рассматривание иллюстраций, д/и "Четвертый лишний", "Угадай по описанию".

Примерный ход непосредственно образовательной деятельности:

1 часть:

- Ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым. Чем нас радует осень? (Красотой листьев, урожаем фруктов, овощей, грибов.)

- Кто из вас ходил в лес за грибами? Какое чувство вы испытывали, когда корзина была полна грибами? А когда пустая?

- Сегодня утром к нам заходил дедушка-лесник. Он оставил для нас сюрприз. (показываю корзину с картинками грибов и ягод).

- Для того ,чтобы узнать, что в корзине, нам нужно отгадать загадки.

.Д/и " Почему так названы ".

(В процессе игры уточняются названия грибов, внешние признаки, строение, понятия " съедобные ", " несъедобные " и ядовитые грибы.)

- В красной шляпке словно гном,

 Я под осиной выбрал дом. ( Подосиновик)

- Как вы думаете,почему он так назван? ( Чаще всего он встречается возле осин)

- У подосиновика красная, выпуклая, гладкая шляпка, высокая ножка. Он съедобный.

Крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов!   ( Белый гриб)

- Опишите его, какой он. ( Круглая,  коричневая шляпка, толстая ножка. Растёт в еловом или сосновом бору)

Конечно,  не белый

Грибок - я попроще,

Расту же обычно

В берёзовой роще.  (Подберёзовик)

- Почему он так назван? ( В основном растёт под берёзой)

- Опишите как он выглядит. ( Шляпка круглая, тёмно-коричневого цвета, ножка тонкая, высокая, съедобный)

- Какой гриб носит название дикого животного с рыжей шубкой? ( Лисичка)

- Почему его так назвали? ( Жёлтого цвета, как лисья шерсть, он с невысокой ножкой вогнутой, волнистой шляпкой)

- Грибы букетом

 На пеньке растут, теснятся

Небольшого роста братцы

 Ох, и дружные ребята

Эти крепкие ... (Опята)

- Почему их так называют? ( Растут на пнях " семьями ")

- Опишите их. ( Светло-коричневого цвета, на тонких ножках с " воротничком ").

- Посмотрите, как много у нас грибов. Все ли их можно есть? Как называются такие грибы? ( "Съедобные")

-А ещё в нашей корзинке есть один несъедобный гриб. Это Мухомор.

-Почему его нельзя есть? ( Ядовитый, отравимся, можно умереть)

- Мухомор - самый распространённый ядовитый гриб. Внимательно рассмотрите и запомните его. У мухомора ножка какая? ( Длинная, тоненькая, есть белый "воротничок")

- Шляпка какая? ( Красная, круглая, в белую крапинку)

- Почему мухомор так назвали? (ответы детей)

- В деревнях до сих пор летом собирают мухоморы красные и дома складывают их на блюдечки с послащённой водой. Мухи летят на сладкое, пьют ядовитую воду и улететь уже не могут.

- Теперь запомните бледную поганку - смертельно ядовитый гриб. Ножка какая? (Длинная, тонкая). У корня находится мешочек, из которого растёт гриб. Есть воротничок, шляпка какая? ( Круглая, неровная, бледная по цвету. )

- Как вы думаете, почему бледную поганку так назвали? ( Она бледного цвета и не годится в пищу - поганая, нехорошая. )

Существует важное правило сбора грибов:

  •  Если гриб вам не знаком, что делать? ( Спрошу у того, кто знает или не буду брать и даже трогать руками) Это первое правило.

- Если внимательно посмотрите на плакаты, то увидите, что у всех грибов есть что-то общее. Из каких частей состоит гриб? ( Шляпка, ножка, грибница. )

- Грибы вырастают из грибницы - это корень гриба, который живёт несколько лет ( показываю картинку с изображением строения гриба. ) На этом же месте через некоторое время могут появиться новые грибы. Если мы вырвем гриб из земли, то повредим грибницу, гриб в этом месте уже расти не будет.

  •   Поэтому второе правило сбора грибов:

- Грибы надо срезать ножом аккуратно, чтобы не повредить корешки (грибницу ).

- А сейчас давайте съездим на поезде в лес и поблагодарим дедушку-лесника.

( Чтение стихотворения, воспитанники имитируют движение электрички. )

" Чух-чух-чух ",

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит,-

" Тороплюсь ",- гудит:

" У-У-У ..."

А ещё в нашей корзине есть ягоды:

Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (малиной)

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины —... (черника)

Ярко-красных, черных, белых

Ягодок попробуй спелых.

Сельский сад — их родина.

Что это? (Смородина)

Он тяжелый и пузатый,

Толстокожий, полосатый,

Сладкий, словно мед, на вкус.

Как зовут его? (Арбуз)

Повернулась к грядке боком,

Налилась вся красным соком.

Ей сестрица земляника.

Что за ягодка? (Клубника)

 

Отгадали все загадки. Молодцы! Как мы назовем одним словом все открытые картинки? Ягоды.

Где растут ягоды? В саду, в лесу

Правильно. Давайте соберем корзинку с ягодами.

Посмотрите, какие ягоды можно собрать в саду? (Смородину (черную, красную, белую, малину, клубнику, вишню.)

Как мы назовем пирог, в который положили малину (малиновый) и т.д.

Какие в лесу встречаются ягоды, посмотрите? (Черника, ежевика, клюква, брусника, земляника.)

А как мы назовем компот из черники (черничный, из клюквы (клюквенный) и т. д.

Но не все ягоды полезны. Некоторые красивые, яркие ягоды смертельно опасны. Например волчья ягода, цветы ландыша, вороний глаз (демонстрация иллюстраций)

3. Подведение итогов.

На этом наше занятие заканчивается. Кому что запомнилось?- Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Влияние сказок на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста». Автор: воспитатель Русакова А.Н.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели,сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.Из сказки ребенок узнает много новых ...

Методическая разработка Конспект НОД по познавательно - речевому развитию в 1-ой младшей группе "Зимняя прогулка"

Методисеская разработка по познавательно - речевому развитию для работы с детьми 1-ой младшей группы на тему "Зима. Дикие животные". Цель: сформировать у детей представления о первых признаках зимы; п...

Методическая разработка образовательного мероприятия по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: "Приключения Буратино"

       Закрепить навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10;            Закрепить умение правильно отвечать на вопросы:...

Методическая разработка НОД по развитию познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста «Подарки осени».

Цели и задачи: - Систематизировать временные представления детей об окружающем мире.- Закреплять представления детей об изменениях в природе осенью.- Развивать устную речь, активизировать словарь дете...

Методическая разработка конспекта занятия по познавательно-речевому развитию с детьми раннего возраста по формированию целостной картины мира на тему "Домашние животные и их детеныши"

Все малыши любят животных и интересуются ими. Важно знакомить ребенка с миром животных и природой при помощи рассказов, совместных наблюдений, занятий....

Методическая разработка цикла занятий по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию в средней группе «Книга- лучший друг»

Сегодня роль чтения художественной литературы в жизни ребенка важна. Важно вовремя воспитать любовь ребенка к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке талант читателя. Де...