Методическая разработка НОД по развитию познавательно-речевых способностей детей старшего дошкольного возраста «Подарки осени».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Цели и задачи:
- Систематизировать временные представления детей об окружающем мире.
- Закреплять представления детей об изменениях в природе осенью.
- Развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме, опираясь на мнемосхемы.
- Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на карты-схемы.
- Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и множественное число существительных.
- Развивать воображение и фантазию детей.
Методы и приемы:
проблемная задача, мнемотаблицы, дидактические игры по теме занятия, игра ««Минутка дружбы»» (Игра направлена на создание доброжелательного настроя детей на совместную работу).
Материалы и оборудования:
Письмо от Осени, карта, задания на столах и магнитных досках, мнемосхемы, муляжи овощей, ягод и фруктов, большая корзина, мешочек, недорисованные картинки, плетенные блюда, эмблемы, монетки, картинка с изображением осенней природы, угощенье – яблоки.
Место проведения:
групповое помещение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД
по развитию познавательно-речевых способностей
детей старшего дошкольного возраста
«Подарки осени».
Цели и задачи:
- Систематизировать временные представления детей об окружающем мире.
- Закреплять представления детей об изменениях в природе осенью.
- Развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме, опираясь на мнемосхемы.
- Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на карты-схемы.
- Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и множественное число существительных.
- Развивать воображение и фантазию детей.
Методы и приемы:
проблемная задача, мнемотаблицы, дидактические игры по теме занятия, игра ««Минутка дружбы»» (Игра направлена на создание доброжелательного настроя детей на совместную работу).
Материалы и оборудования:
Письмо от Осени, карта, задания на столах и магнитных досках, мнемосхемы, муляжи овощей, ягод и фруктов, большая корзина, мешочек, недорисованные картинки, плетенные блюда, эмблемы, монетки, картинка с изображением осенней природы, угощенье – яблоки.
Место проведения:
групповое помещение.
Ход занятия:
В: Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие!
«Минутка дружбы»
В: А теперь мы встанем в круг.
Дети становятся в круг, держатся за руки.
Раз ладошка, два ладошка.
Подружись со мной немножко.
Мы ребята дружные,
Дружные, послушные.
Дети проговаривают слова вместе с воспитателем.
В: Сегодня возле дверей нашей группы я нашла вот это письмо.
Читает письмо, ставит проблему: «Здравствуйте, дети, вот наконец и пришла моя пора! Мое время года самое красивое, яркое, богатое на подарки. Нравлюсь ли я вам? Много ли вы обо мне знаете? Выполните мои задания, и вы узнаете, кто я! Если у вас получится интересно рассказать обо мне, вас ждет от меня сюрприз! Помогут вам выполнить все задания – мои подсказки, таблицы с картинками. Желаю вам удачи!»
В: Интересно, кто прислал нам письмо? Давайте выполним задания и узнаем! Вы согласны? А поможет нам в этом карта.
Задания приготовлены на столах и магнитных досках. По карте находим и подходим к 1 заданию.
Основной этап
1 задание:
Посмотрите, какие красивые картинки были в письме и задание. Нужно придумать одно предложение по картинке и рассказать, какие изменения произошли в природе.
(Рассказы детей по картинкам с помощью мнемосхем).
В: Справились ли мы с первым заданием? (Ответы детей).
2 задание (по карте):
А вот и следующее задание: «Мы нашли волшебный мешочек, внутри которого что-то спрятано. Необходимо достать из мешочка предмет и, не показывая его остальным ребятам, описать. А мы должны отгадать, что это».
Дети по одному берут фрукт или овощ из закрытого мешочка, не показывая другим, описывают его, а остальные дети отгадывают.
В: Правильно, это огурец. А как назвать его ласково? А если их много? Где растут? (Добиваться полного ответа). Вот пример: огурец – огурчик– огурцы. Огурцы растут на грядке.
В: Справились мы с заданием? Каждый из вас постарался правильно назвать предмет, его ласкательную форму, множественное число и место произрастания.
3 задание (по карте):
«Игра ДА или НЕТ» (Физкультминутка): «Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», топать ногами.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?
В: Молодцы, справились с еще одним заданием и подвигались. Все внимательно слушали и выполняли движения.
4 задание (двигаемся по карте).
Узнай знакомое стихотворение по схемам «Подарки осени» и «Листопад». Висит мнемосхема одного из недавно выученных стихотворений, нужно узнать его и рассказать (схема на магнитной доске).
(Рассказ одного, по строчке, по две строчки).
В: Как, по вашему мнению, кто справился с рассказом стихотворения по схеме?
5 задание:
В: Перед тем, как выполнять следующее задание, давайте с вами подготовим наши пальчики к работе (Пальчиковая гимнастика «Осень - Осень»).
А теперь задание – узнай и дорисуй левую сторону картинки точно также. Дети выбирают одну из предложенных недорисованных рисунков (половина зонта, листика дерева и т.д.) и дорисовывают.
В: А закончим выполнение этого задания чуть позже, на прогулке – сделаем рисунки яркими и красочными.
6 задание (двигаемся по карте).
Корзинки
В: Вспомните, что мы находили в волшебном мешочке? Назовите одним словом. (Ответы детей: овощи, фрукты, ягоды). Мы их сложили в одну корзину, а теперь я предлагаю вам разложить овощи, фрукты, ягоды отдельно. Для этого мы разделимся на три команды и каждая команда будет выполнять свое задание. Слушайте внимательно.
Дети выполняют задание. Взаимопроверка – правильно ли разложили корзины.
Итог занятия. Рефлексия работы детей.
Предложить детям выбрать смайлик.
Смайлики – оценка занятия самими детьми. (Дети берут по очереди монетку-смайлик и рассказывают о том, что им понравилось больше всего на занятии).
В: Справились ли мы со всеми заданиями? (Ответы детей).
В: Давайте убедимся, так ли это, перевернем картинку. (На магнитной доске картинка с изображением осенней природы – переворачиваем ее).
В: А где же обещанный сюрприз? (Находят по карте).
Дети находят угощение от осени – яблоки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайнерской деятельности"
материал из опыта работы представлен на городском методическом объединении по дизайн – деятельности - особому виду художественной деятельности, объединяющей в себе различные виды творчества: рис...
Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...
Роль природы в развитии творческих изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста
Природа во все времена являлась содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Рисунки создаваемые детьми способствуют закреплению и уточнению их знаний об окружающей природе, формир...
Картотека познавательно-речевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Представлена подборка познавательно-речевых игр для детей старшего дошкольного возраста, оформленная в картотеку...
Доклад из опыта работы « Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Интерес к рисованию у детей появляется рано. Взрослые рисуют, пишут при детях, и ребенок тянется к карандашу. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Рисование занимает особое место в...
Сценарий непосредственно- образовательной деятельности познавательно- речевой направленности для детей старшего дошкольного возраста «Летняя прогулка
Задачи: закрепить знания детей о лете и летних месяцах, обобщить знания о растениях леса и луга, о насекомых.Закрепить произношение звука «р» в скороговорках, учить образовывать слова при ...
Методическая разработка.«Лепбук – как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста»
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие пред...