Карточки для развития грамматического строя речи
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»
633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33, а, тел. (341) 5- 25-56ИНН/КПП 5445116506/544501001
Карточки с заданиями для развития грамматического строя речи
Подготовила:
учитель – логопед
первой квалификационной категории
Автушенко Полина Андреевна
г. Бердск
Карточка № 1.
Ответь на вопросы:
Ветер что делает ? ( дует )
Ветер что сделает ? …..
Ветер что делал ? …
Ветер что будет делать ? ……
Карточка № 2.
Угадай слово.
Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе. Окончания глаголов выделяются голосом.
Ветер дует , ветры дуют Дождь моросит , а дожди ….
Птица улетает , а птицы …… Цветок увядает , а цветы ….
Лист желтеет , а листья …. Холод наступает , а холода ….
Урожай созревает , а урожаи ….
Лист падает , а листья ……
Карточка № 3.
Чего много в корзине? Закрепление категории родительного
Падежа множественного числа
В корзине много помидоров
В корзине много …..( огурец , морковь , лук , баклажан , репа . редиска )
Карточка № 4.
Составь предложение. Употребление в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.
Помидор круглый . а морковь ( продолговатая )
Помидор красный , а морковь …..
Помидор мягкий , а морковь ….
Помидор кислый , а морковь …
У помидора внутри семечки , а у моркови ….
Помидор растёт на земле , а морковь ( в земле ) .
Карточка № 5.
Исправь ошибку. Исправленные предложения проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови .
Свекольный салат приготовим из чеснока .
Морковный сок приготовим из лука .
Капустный пирог приготовим из кабачка .
Огуречный салат приготовим из помидоров .
Гороховый суп приготовим из редиски .
Тыквенное повидло приготовим из укропа .
Карточка № 6.
Подбери слово. Подбор однородных прилагательных к существительным .
Огурец какой ? ( зелёный , овальный ………………….)
Помидор какой ? ( красный , ……………………… )
Лук какой ( горький ………………………………)
Репа какая ? ( …………………………………….)
Редиска какая ? ( ………………………………)
Карточка № 7.
Закончи предложение. Составление сложносочинённых предложений .
Капуста больше моркови , а морковь ( меньше капусты )
Помидор мягче огурца . а огурец ( ……………)
Кабачок длиннее огурца , а огурец ( ………….)
Помидор меньше тыквы , а тыква (……………)
Чеснок крупнее редиски , а редиска (…………)
Карточка № 8.
Один – много.
Лимон – лимоны Апельсин …..
Персик -……. Мандарин -…….
Яблоко -…… Абрикос -……..
Груша -….. Виноград -……
Карточка № 9 .
Какой? Подбор прилагательных к слову лес , зима , весна , мама :
Лес – большой, зелёный , густой …………………………….
Карточка № 10 .
Один – много. Формирование навыка словоизменения .
Дерево – деревья ветка -…. змея -…..
Куст -….. муравей -….. стрекоза -…….
Волк -…….. сук -….. соловей -……
Ёж -….. травинка -…. ящерица -……
Ствол -….. оса -……. медвежонок -……
Лист -……. лиса -……. пень - ……..
Карточка № 11.
Сосчитай до пяти. Согласование числительных с существительными .
Образец : Один жук , два жука , три жука , четыре жука , пять жуков
Сосчитать по образцу слова ( дерево , медведь , гриб , ягода ) .
Карточка № 12.
Незнайка в лесу . Правильное употребление в речи предлогов .
Исправить ошибки Незнайки .
Листья растут в дереве . Птичка села из куста . Муравей вылез в муравейник . Сова сидит на дупле . Дятел стучит к дереву . Заяц убегает к лисе . Стрекоза летает под землёй . Гусеница ползёт над веточкой . Бабочка порхает в цветке . Цветы растут над деревом .
Карточка № 13.
Назови ласково. Образование слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами. Образец : Чёрное перо – чёрненькое пёрышко
Серая спина -…….. круглая голова -…..
Пёстрые крылья -……. шустрые лапы -….
Белая шея -…….. мягкие перья -…..
Красная грудь -….. острые когти -….
Белый пух -….. милые глаза -…….
Длинный хвост -….. старый пень - ……
Карточка № 14.
Где живут продукты? Образец: Сахар живёт в сахарнице .
Соль живёт в ? …..
Чай живёт в ?....
Молоко живёт в ?...
Салат живёт в ?.....
Конфеты живут в ?.....
Кофе живёт в ?.....
Карточка № 15.
Что приготовим ? Образование относительных прилагательных от существительных . Например : мясо - мясной фарш .
Ребёнок должен рассказать , что он приготовит из каждого продукта . Слова : рыба , курица , хлеб , сахар , творог , яйца .
Карточка № 16 .
Найди ошибку. Составление предложений с однородными членами. Исправить ошибки и сказать правильно.
Я пеку чай и кипячу пирог. Я ем сок и пью суп. Я жарю крем и взбиваю картошку. Я варю котлеты и жарю суп . Я пью торт и ем компот .
Карточка № 17.
Скажи наоборот. Образец : Надевать – снимать
Залезать -…. застегнуть -… завязать -… ходить -….
Покупать -…. гладить -… повесить -…. кричать -
Карточка № 18 .
Какая ? Подобрать как можно больше прилагательных к слову зима ( ранняя , холодная ,…………………………………………..) , мама , ученица.
Что делает ? Подобрать как можно больше глаголов к слову снег ( идёт ,………..) , мама , ученица .
Карточка № 19.
Закончи предложение . Составление сложных предложений со значением противопоставления .
Зимой бывает снегопад , а осенью листопад .
Зимой бывает снег , а летом ….
Зимой снег падает , а весной ….
Зимой катаются на санках , а летом ….
Зимой лес спит , а весной …
Зимой бывает холодно , а летом ….
Зимой деревья белые , а осенью …
Зимой растут сугробы , а летом растут …
Зимой насекомые прячутся , а весной …..
Карточка № 20 .
Кто пришёл на ёлку ? Согласование числительных с существительными .
К нам пришли на ёлку два медведя .
К нам пришли на ёлку три медведя .
К нам пришли на ёлку четыре медведя .
К нам пришли на ёлку пять медведей .
Аналогично составить предложения со словами : кукла , матрёшка, зайчик, белочка . робот ) .
Карточка № 21 .
Сосчитай овощи до трёх по образцу :
Один помидор
Два помидора
Три помидора
Один огурец ….
( баклажан , кабачок , боб , редиска , морковка , репка , редька ) .
Карточка № 22.
Большой – маленький. Образец : Заяц – зайчонок
Медведь -… | Огурец - ….. Помидор - ….. Перец - …. Баклажан - …. Морковь - ….. | Яблоко - ….. Ананас - ….. Абрикос - ….. Мандарин - … Банан - ….. |
Карточка № 23.
Образовать притяжательные прилагательные по образцу .
Шуба из белки – беличья шуба
Воротник из норки -…
Шапка из лисы -….
Накидка из соболя -….
Одеяло из шерсти верблюда -…
Шапка из пуха кролика -….
Карточка № 24.
Сказать по образцу какая посуда : Из стекла – стеклянная
из дерева -… из пластмассы -…
Из металла -…… из хрусталя -…..
Из глины -…. из серебра -….
Карточка № 25.
Большой – маленький .
Шапка – шапочка
Брюки –…..
Туфли -…
Пальто -….
Кофта -….
Платье -….
Носки -….
Карточка № 26 .
Подбор существительных к прилагательным ( существительные выбираются из мебели).
Длинный шкаф
Широкая …
Маленькое …
Большая …
Короткий …
Низкое …
Овальное …
Высокое …
Карточка № 27.
Образование относительных прилагательных от существительных .
Кораблик из бумаги – бумажный кораблик .
Рыбка из стекла -…
Снегурочка из ваты -…
Хлопушка из бумаги -…
Лошадка из картона -…
Звёзды из пластмассы -…
Карточка № 28 .
Подбери признак . Образец : Наступает ( что ? ) зима .
Валит ( что ? ) …..
Свищет ….
Бушует …
Кружится …
Блестит …
Лепят …
Карточка № 29 .
Употребление притяжательных прилагательных .
Чей хвост ? лисий хвост . Чья голова ? лисья голова .
Аналогично разбираются слова : волк , лошадь , заяц , белка , медведь .
Карточка № 30 .
Игра ( чей ? чья ? чьё ? чьи ? ).
Голова (чья ?) львиная
Хвост (чей ?) львиный
Туловище (чьё?) львиное
Уши (чьи ?) львиные
Со словами : тигр , слон , обезьяна , крокодил , змея.
Карточка № 31 .
Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать.
Машина из гаража ……
Машина за ворота ……..
Машина к дому …..
Машина до дома ….
Машина с моста …
Машина из гаража ….
Записать предложения полностью.
Карточка № 32.
Кто кем будет ? Закрепление названий детёнышей животных .
Щенок будет собакой .
Котёнок будет ….
Жеребёнок будет ….
Ягнёнок будет ….
Телёнок будет ….
Козлёнок будет ….
Поросёнок будет ….
Карточка № 33 .
Предложение договори и его ты повтори . Употребление глаголов в единственном и множественном числе .
Котёнок лакает , а котята лакают .
Телёнок мычит , а телята ….
Щенок бежит , а щенята …
Козлёнок скачет , а козлята ….
Поросёнок ест , а поросята …
Ягнёнок жуёт , а ягнята ….
Карточка № 34.
Кто кем был ? Усвоение категории творительного падежа .
Медведь был медвежонком .
Ёжик был …. Лиса была … | Козёл был …. Бык был …. Свинья была ….. Кошка была ….. Собака была….. Лошадь была ….. Овца была …. |
Карточка № 35.
Чья семья ? Усвоение притяжательных прилагательных .
Волк , волчица , волчонок – это волчья семья .
Лис , лиса , лисёнок -….
Заяц , зайчиха , зайчонок -…..
Медведь , медведица , медвежонок - …..
Белка , бельчиха , бельчонок - …..
Карточка № 36 .
Чей детёныш ? Усвоение притяжательных прилагательных .
Лисёнок – это лисий детёныш
Волчонок -….
Бельчонок ….
Зайчонок -….
Медвежонок -….
Карточка № 37 .
Подбери слово. Подобрать как можно больше глаголов к слову рыба (ловить ……).
Карточка № 38 .
Рыбы – великаны . Формирование навыка словообразования , употребление существительных с увеличительными суффиксами –ище, -ища: Пескарь – пескарище
Окунь -….
Ерш -……
Акула -……
Карась -….
Рыба -…..
Карточка № 39 .
Скажи наоборот . Усвоение антонимов .
Моя улица новая , а твоя улица старая .
Моя улица длинная , а твоя улица …..
Моя улица светлая ,а твоя улица …….
Моя улица грязная . а твоя улица ……
Моя улица тихая , а твоя улица ……
Моя улица большая , а твоя улица ….
Карточка № 40 .
Образование притяжательных прилагательных .
Книга бабушки – бабушкина книга .
Платок мамы -….
Очки дедушки -….
Молоток папы -…..
Кресло дяди - …
Перчатки тёти - ….
Карточка № 41 .
Кто что делает? Образование существительных от глаголов .
Учит – учитель
Строит -….
Воспитывает -….
Водит -…
Варит -….
Убирает -….
Танцует -….
Продаёт -….
Грузит -….
Карточка № 42 .
Какой ? Подбор прилагательных к слову хлеб ( пшеничный …….) , пирог, сыр , бутерброд .
Карточка № 43.
Составление предложений с предлогом над по опорным словам
Самолёт , лес ( Самолёт летит над лесом ) .
Вертолёт , дом (……….)
Ракета , земля ( ………..) .
Лодка , волны ( ……….) .
Самолёт , облака ( ……..) .
Аэробус , город ( ……..) .
Карточка № 44 .
Закончи предложение . Образование сравнительной степени прилагательных.
Самолёт летит высоко , а ракета выше .
Самолёт летит далеко , а ракета ….
Самолёт мощный , а ракета …..
Самолёт тяжёлый , а ракета ….
Самолёт большой , а ракета ….
Самолёт просторный , а ракета …..
Карточка № 45 .
Подбери слово. Подбор прилагательных к слову весна : ранняя , ………..
погода , улица .
Карточка № 46.
Подбери слово Подбор глаголов к слову насекомые : летают ……..
цветы , облака .
Карточка № 47 .
Кто как передвигается? Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Муравей ползает , а бабочка …..Гусеница ползает , а кузнечик ….
Бабочка летает , а улитка…..Жук ползает , а стрекоза ….
Оса летает , а червяк ….Паук ползает , а пчела ……
Кузнечик прыгает , а комар …… Таракан ползает , а стрекоза …..
Карточка № 48.
Подбери слов. Подбор антонимов , усвоение глаголов с разными приставками .
Грузовик подъехал к дому , а потом отъехал .
Грузовик въехал в гору . а потом …..
Грузовик заехал в гараж , а потом …..
Грузовик укатил . а потом …..
Грузовик уехал , а потом …….
Грузовик отъехал ,а потом …..
Карточка № 49 .
Измени слово . Образование существительных женского рода
Умник – умница
Ученик -….
Учитель-….
Проказник -….
Озорник -….
Школьник -….
Скромник -….
Хорошист -….
Карточка № 50.
Скажи одним словом . Закончи предложения .
У сороки белые бока , поэтому её называют белобокая .
У сороки длинный хвост , поэтому её называют ……
У синицы грудка жёлтая , потому её называют …
У вороны чёрные крылья , поэтому её называют …
Карточка № 51.
Из чего – какой ?
Масло из подсолнечника – подсолнечное
Масло из кукурузы -….
Масло из сои -….
Масло из оливок -….
Масло из сливок -….
Карточка № 52.
Назови блюда правильно
Салат из овощей – овощной .
Каша из гречневой крупы -….
Пюре из ягод -….
Запеканка из творога -….
Сок из фруктов -….
Карточка № 53.
Из чего – какой ?
Брюки из шерсти – шерстяные .
Платье из шёлка -….
Футболка из трикотажа -…
Куртка из кожи -…
Плащ из кожи -….
Шуба из меха -…
Карточка № 54 .
Образование относительных прилагательных.
Пальто для зимы – зимнее .
Куртка для осени -….
Халат для дома -….
Блуза для женщин -…
Сарафан для лета -….
Плащ для весны -….
Майка для детей -…
Брюки для мужчин -…
Карточка № 55 .
Скажи наоборот . Закончи предложения .
Летом дни жаркие , а зимой ….
Летом небо светлое , а зимой ….
Летом день длинный , а зимой ….
Летом солнце яркое , а зимой ….
Весной лёд на реке тонкий , а зимой ….
Снег мягкий , а лёд ….
Одни сосульки длинные , а другие ….
Запиши предложения полностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....
Карточка для развития грамматического строя
Универсальная карточка для развития грамматического строя речи старшего дошкольника...
карточки для развития грамматического строя речи
Карточки с буквами...
Основные компоненты речи. Практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование и развитие грамматического строя речи.
Предлагаемый материал - это подробный план-конспект семинара-практикума, проводимого логопедом для педагогов (воспитателей), с целью систематизации знаний педагогов по формированию и развитию ле...