Карточки для развития грамматического строя речи
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Автушенко Полина Андреевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_dlya_razvitiya_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx49.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 27  «РОДНИЧОК»

633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33, а, тел. (341) 5- 25-56ИНН/КПП 5445116506/544501001

detsadrodnichok

Карточки с заданиями для развития грамматического строя речи

Подготовила:

учитель – логопед

первой квалификационной категории

 Автушенко Полина Андреевна

г. Бердск

Карточка № 1.
Ответь на вопросы:
Ветер что делает ? ( дует )
Ветер что сделает ? …..
Ветер что делал ? …
Ветер что будет делать ? ……


Карточка № 2.
Угадай слово.
Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе. Окончания глаголов выделяются голосом.
Ветер дует , ветры дуют                  Дождь моросит , а дожди ….
Птица улетает , а птицы ……         Цветок увядает , а цветы ….
Лист желтеет , а листья ….      Холод наступает , а холода ….
Урожай созревает , а урожаи ….
Лист падает , а листья ……


Карточка № 3.
Чего много в корзине? Закрепление категории родительного
Падежа множественного числа
В корзине много помидоров
В корзине много …..( огурец , морковь , лук , баклажан , репа . редиска )


Карточка № 4.
Составь предложение. Употребление в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.
Помидор круглый . а морковь ( продолговатая )
Помидор красный , а морковь …..
Помидор мягкий , а морковь ….
Помидор кислый , а морковь …
У помидора внутри семечки , а у моркови ….
Помидор растёт на земле , а морковь ( в земле ) .


Карточка № 5.
Исправь ошибку. Исправленные предложения проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови .
Свекольный салат приготовим из чеснока .
Морковный сок приготовим из лука .
Капустный пирог приготовим из кабачка .
Огуречный салат приготовим из помидоров .
Гороховый суп приготовим из редиски .
Тыквенное повидло приготовим из укропа .

Карточка № 6.
Подбери слово. Подбор однородных прилагательных к существительным .
Огурец какой ? ( зелёный , овальный ………………….)
Помидор какой ? ( красный , ………………………  )
Лук какой ( горький ………………………………)
Репа какая ? ( …………………………………….)
Редиска какая ? ( ………………………………)


Карточка № 7.
Закончи предложение. Составление сложносочинённых предложений .
Капуста больше моркови , а морковь ( меньше капусты )
Помидор мягче огурца . а огурец ( ……………)
Кабачок длиннее огурца , а огурец ( ………….)
Помидор меньше тыквы , а тыква (……………)
Чеснок крупнее редиски , а редиска (…………)

Карточка № 8.
Один – много.
Лимон – лимоны           Апельсин …..
Персик -…….                Мандарин -…….
Яблоко -……                 Абрикос -……..
Груша -…..                    Виноград -……


Карточка № 9 .
Какой? Подбор прилагательных к слову лес , зима , весна , мама :
Лес – большой, зелёный , густой …………………………….


Карточка № 10 .
Один – много. Формирование навыка словоизменения .
Дерево – деревья      ветка -….             змея -…..
Куст -…..                    муравей -…..        стрекоза -…….
Волк -……..                сук -…..                соловей -……
Ёж -…..                      травинка -….        ящерица -……
Ствол -…..                 оса -…….             медвежонок -……
Лист -…….                 лиса -…….           пень - ……..


Карточка № 11.
Сосчитай до пяти. Согласование числительных с существительными .
Образец : Один жук , два жука , три жука , четыре жука , пять жуков 
Сосчитать по образцу слова ( дерево , медведь , гриб , ягода ) .

Карточка № 12.
Незнайка в лесу . Правильное употребление в речи предлогов .

Исправить ошибки Незнайки .


Листья растут в дереве . Птичка села из куста . Муравей вылез в муравейник . Сова сидит на дупле . Дятел стучит к дереву . Заяц убегает к лисе . Стрекоза летает под землёй . Гусеница ползёт над веточкой . Бабочка порхает в цветке . Цветы растут над деревом .


Карточка № 13.
Назови ласково. Образование слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами. Образец : Чёрное перо – чёрненькое пёрышко
Серая спина -……..              круглая голова -…..
Пёстрые крылья -…….         шустрые лапы -….
Белая шея -……..                 мягкие перья -…..
Красная грудь -…..               острые когти -….
Белый пух -…..                     милые глаза -…….
Длинный хвост -…..              старый пень - ……


Карточка № 14.
Где живут продукты? Образец: Сахар живёт в сахарнице .
Соль живёт в ? …..
Чай живёт в  ?....
Молоко живёт в ?...
Салат живёт в ?.....
Конфеты живут в ?.....
Кофе живёт в ?.....


Карточка № 15.
Что приготовим ? Образование относительных прилагательных от существительных . Например : мясо -  мясной фарш .
Ребёнок должен рассказать , что он приготовит из каждого продукта . Слова : рыба , курица , хлеб , сахар , творог , яйца .


Карточка № 16 .
Найди ошибку. Составление предложений с однородными членами. Исправить ошибки и сказать правильно.


Я пеку чай и кипячу пирог. Я ем сок и пью суп. Я жарю крем и взбиваю картошку. Я варю котлеты и жарю суп . Я пью торт и ем компот .

Карточка № 17.
Скажи наоборот. Образец : Надевать – снимать
Залезать -….     застегнуть -…     завязать -…       ходить -….
Покупать -….     гладить -…         повесить -….      кричать -


Карточка № 18 .
Какая ?  Подобрать как можно больше прилагательных к слову зима           ( ранняя , холодная ,…………………………………………..) , мама , ученица.
Что делает ? Подобрать как можно больше глаголов к слову снег                ( идёт ,………..) , мама , ученица .


Карточка № 19.
Закончи предложение . Составление сложных предложений со значением противопоставления .
Зимой бывает снегопад  , а осенью листопад .
Зимой бывает снег , а летом ….
Зимой снег падает , а весной ….
Зимой катаются на санках , а летом ….
Зимой лес спит , а весной …
Зимой бывает холодно , а летом ….
Зимой деревья белые , а осенью …
Зимой растут сугробы , а летом растут …
Зимой насекомые прячутся , а весной …..


Карточка № 20 .
Кто пришёл на ёлку ? Согласование числительных с существительными .
К нам пришли на ёлку два медведя .
К нам пришли на ёлку три медведя .
К нам пришли на ёлку четыре медведя .
К нам пришли на ёлку пять медведей .
Аналогично составить предложения со словами : кукла , матрёшка, зайчик, белочка . робот ) .


Карточка № 21 .
Сосчитай овощи до трёх по образцу :
Один помидор
Два помидора
Три помидора
Один огурец ….
( баклажан , кабачок , боб , редиска , морковка , репка , редька ) .

Карточка № 22.
Большой – маленький. Образец : Заяц – зайчонок           

Медведь -…
Лиса - …
Волк -…
Белка -….
Ёж -….

Огурец - …..

Помидор - …..

Перец - ….

Баклажан - ….

Морковь - …..

Яблоко - …..

Ананас - …..

Абрикос - …..

Мандарин - …

Банан - …..


Карточка № 23.
Образовать притяжательные прилагательные по образцу .
Шуба из белки – беличья шуба 
Воротник из норки -…
Шапка из лисы -….
Накидка из соболя -….
Одеяло из шерсти верблюда -…
Шапка из пуха кролика -….


Карточка № 24.
Сказать по образцу какая посуда : Из стекла – стеклянная      
из дерева -…                     из пластмассы -…
Из металла -……               из хрусталя -…..
Из глины -….                     из серебра -….


Карточка № 25.
Большой – маленький .
Шапка – шапочка
Брюки –…..
Туфли -…
Пальто -….
Кофта -….
Платье -….
Носки -….


Карточка № 26 .
Подбор существительных к прилагательным ( существительные выбираются из мебели).
Длинный шкаф 
Широкая …
Маленькое …
Большая …
Короткий …
Низкое …
Овальное …
Высокое …

Карточка № 27.
Образование относительных прилагательных от существительных .
Кораблик из бумаги – бумажный кораблик .
Рыбка из стекла -…
Снегурочка из ваты -…
Хлопушка из бумаги -…
Лошадка из картона -…
Звёзды из пластмассы -…


Карточка № 28 .
Подбери признак . Образец : Наступает ( что ? )  зима .
Валит ( что ? ) …..
Свищет ….
Бушует …
Кружится …
Блестит …
Лепят …


Карточка № 29 .
Употребление притяжательных прилагательных .
Чей хвост ? лисий хвост . Чья голова ? лисья голова .
Аналогично разбираются слова : волк , лошадь , заяц , белка , медведь .


Карточка № 30 .
Игра ( чей ? чья ? чьё ? чьи ? ).
Голова (чья ?) львиная
Хвост (чей ?) львиный
Туловище (чьё?) львиное
Уши (чьи ?) львиные
Со словами : тигр , слон , обезьяна , крокодил , змея.


Карточка № 31 .
Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать.
Машина из гаража ……
Машина за ворота ……..
Машина к дому …..
Машина до дома ….
Машина с моста …

Машина из гаража ….

Записать предложения полностью.

Карточка № 32.
Кто кем будет ? Закрепление названий детёнышей животных .
Щенок будет собакой .
Котёнок будет ….
Жеребёнок будет ….
Ягнёнок будет ….
Телёнок будет ….
Козлёнок будет ….
Поросёнок будет ….


Карточка № 33 .
Предложение договори и его ты повтори . Употребление глаголов в единственном и множественном числе .
Котёнок лакает , а котята лакают .


Телёнок мычит , а телята ….
Щенок бежит , а щенята …
Козлёнок скачет , а козлята ….
Поросёнок ест , а поросята …
Ягнёнок жуёт , а ягнята ….


Карточка № 34.
Кто кем был ? Усвоение категории творительного падежа .
Медведь был медвежонком .

Ёжик был ….

Лиса была …
Лось был …
Волк был ….
Барсук был ….
Белка была ….
Заяц был ….

Козёл был ….

Бык был  ….

Свинья была …..

Кошка была …..

Собака была…..

Лошадь была …..

Овца была ….



Карточка № 35.
Чья семья ? Усвоение притяжательных прилагательных .
Волк , волчица , волчонок – это волчья семья .


Лис , лиса , лисёнок -….
Заяц , зайчиха , зайчонок -…..
Медведь , медведица , медвежонок - …..
Белка , бельчиха , бельчонок - …..

Карточка № 36 .
Чей детёныш ? Усвоение притяжательных прилагательных .
Лисёнок – это лисий детёныш
Волчонок -….
Бельчонок ….
Зайчонок -….
Медвежонок -….


Карточка № 37 .
Подбери слово. Подобрать как можно больше глаголов к слову рыба (ловить ……).


Карточка № 38 .
Рыбы – великаны . Формирование навыка словообразования , употребление существительных с увеличительными суффиксами –ище, -ища: Пескарь – пескарище


Окунь -….
Ерш -……
Акула -……
Карась -….
Рыба -…..


Карточка № 39 .
Скажи наоборот . Усвоение антонимов .
Моя улица новая , а твоя улица старая .


Моя улица длинная , а твоя улица …..

Моя улица светлая ,а твоя улица …….
Моя улица грязная . а твоя улица ……
Моя улица тихая , а твоя улица ……
Моя улица большая , а твоя улица ….


Карточка № 40 .
Образование притяжательных прилагательных .
Книга бабушки – бабушкина книга .


Платок мамы -….

Очки дедушки -….
Молоток папы -…..
Кресло дяди - …

Перчатки тёти - ….

Карточка № 41 .
Кто что делает? Образование существительных от глаголов .
Учит – учитель
Строит -….
Воспитывает -….
Водит -…
Варит -….
Убирает -….
Танцует -….
Продаёт -….
Грузит -….


Карточка № 42 .
Какой ? Подбор прилагательных к слову хлеб ( пшеничный …….) , пирог, сыр , бутерброд .


Карточка № 43.
Составление предложений с предлогом над по опорным словам
Самолёт , лес ( Самолёт летит над лесом ) .
Вертолёт , дом (……….)
Ракета , земля ( ………..) .
Лодка , волны ( ……….) .
Самолёт , облака ( ……..) .
Аэробус , город ( ……..) .


Карточка № 44 .
Закончи предложение . Образование сравнительной степени прилагательных.
Самолёт летит высоко , а ракета выше .
Самолёт летит далеко , а ракета ….
Самолёт мощный , а ракета …..
Самолёт тяжёлый , а ракета ….
Самолёт большой , а ракета ….
Самолёт просторный , а ракета …..


Карточка № 45 .
Подбери слово. Подбор прилагательных к слову весна : ранняя , ………..
погода , улица .


Карточка № 46.
Подбери слово Подбор глаголов к слову насекомые : летают ……..
цветы , облака .

Карточка № 47 .
Кто как передвигается? Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Муравей ползает , а бабочка …..Гусеница ползает , а кузнечик ….
Бабочка летает , а улитка…..Жук ползает , а стрекоза ….
Оса летает , а червяк ….Паук ползает , а пчела ……
Кузнечик прыгает , а комар …… Таракан ползает , а стрекоза …..


Карточка № 48.
Подбери слов. Подбор антонимов , усвоение глаголов с разными приставками .
Грузовик подъехал к дому , а потом отъехал .
Грузовик въехал в гору . а потом …..
Грузовик заехал в гараж , а потом …..
Грузовик укатил . а потом …..
Грузовик уехал , а потом …….
Грузовик отъехал ,а потом …..


Карточка № 49 .
Измени слово . Образование существительных женского рода
Умник – умница
Ученик -….
Учитель-….
Проказник -….
Озорник -….
Школьник -….
Скромник -….
Хорошист -….


Карточка № 50.
Скажи одним словом . Закончи предложения .
У сороки белые бока , поэтому её называют белобокая .
У сороки длинный хвост , поэтому её называют ……

У синицы грудка жёлтая , потому её называют …
У вороны чёрные крылья , поэтому её называют …


Карточка № 51.
Из чего – какой ?
Масло из подсолнечника – подсолнечное
Масло из кукурузы -….
Масло из сои -….
Масло из оливок -….

Масло из сливок -….

Карточка № 52.
Назови блюда правильно
Салат из овощей – овощной .
Каша из гречневой крупы -….
Пюре из ягод -….
Запеканка из творога -….
Сок из фруктов -….


Карточка № 53.
Из чего – какой ?
Брюки из шерсти – шерстяные .
Платье из шёлка -….
Футболка из трикотажа -…
Куртка из кожи -…
Плащ из кожи -….
Шуба из меха -…


Карточка № 54 .

Образование относительных прилагательных.
Пальто для зимы – зимнее .
Куртка для осени -….
Халат для дома -….
Блуза для женщин -…
Сарафан для лета -….
Плащ для весны -….
Майка для детей -…
Брюки для мужчин -…


Карточка № 55 .
Скажи наоборот . Закончи предложения .


Летом дни жаркие , а зимой ….
Летом небо светлое , а зимой ….
Летом день длинный , а зимой ….
Летом солнце яркое , а зимой ….
Весной лёд на реке тонкий , а зимой ….
Снег мягкий , а лёд ….
Одни сосульки длинные , а другие ….

Запиши предложения полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Карточка для развития грамматического строя

Универсальная карточка для развития грамматического строя речи старшего дошкольника...

Основные компоненты речи. Практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование и развитие грамматического строя речи.

Предлагаемый  материал - это подробный план-конспект семинара-практикума, проводимого логопедом для педагогов (воспитателей), с целью систематизации знаний педагогов по формированию и развитию ле...