Развитие речи дошкольников через сказкотерапию в средней группе
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа)

Косьяник Татьяна Юрьевна

В данном материале предлагается план по развитию речи дошкольников через сказкотерапию в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnikov_cherez_skazkoterapiyu.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников через сказкотерапию   в средней группе.

                                         План по самообразованию.

Тема: Развитие речи дошкольников через сказкотерапию.

Цель: Формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, повышение уверенности в себе и формирование адекватной личностной самооценки, формирование благоприятных межличностных отношений, развитие разнообразных форм коммуникации, развитие творческих способностей, познавательного интереса.
                                                       Сентябрь.

1.Работа с детьми.
Диагностика. «Давай познакомимся».
Выявить знания и умения детей по развитию речи в начале учебного года.
2.Работа с родителями.
Познакомить родителей с задачей на учебный год «Развитие речи дошкольников через сказкотерапию».
                                                         Октябрь.

1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 1. «Корова Буренка»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

- знакомить с уменьшительно – ласкательными названиями животных (мышка, котик);

- знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся);

- подводить к умению выразительно имитировать голоса животных (мяу – мяу, пи – пи, му - му) с разной интонацией (радость, просьба) и громкостью (громко, тихо, шепот).

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

- довести до детей замысел сказки (друзья помогают в беде);

- активизировать в речи детей уменьшительно – ласкательные названия животных (мышка, котик) и формы повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся);

-  учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.

В) Выражение замещающей потребности.

- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (дети будят Буренку)

2. Работа с родителями.

В помощь родителям статья «Сказка – это серьезно» - о роли сказки в развитии ребенка.

3.Пособия.

А) Собрать папку по сказкотерапии.

Б) Подготовить наглядный материал (игрушки корова Буренка, котик, мышка, тучка.)

Ноябрь.

1.Работа с детьми.

Сказкотерапия 2. «Добрая темнота»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

- знакомить с оттеночными характеристиками слов (добрые – предобрые, страшно – престрашно);

- знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (спи, почивай, глаз не открывай)

- подводить к умению выразительно имитировать звон колокольчиков, голос злого, доброго гнома с разной силой голоса (шепотом, умеренно,громко)

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

- довести до детей замысел сказки (у страха глаза велики);

- активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов (добрые – предобрые, страшно – престрашно);

-  учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.

В) Выражение замещающей потребности.

- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (Ребята  помогают папе с мамой убаюкивать Машу: «Спи, Маша, почивай, глаз своих не открывай»)

2. Работа с родителями.

В помощь родителям «Расскажи мне, мама, сказку» - статья о том, что такое сказкотерапия.

3. Пособия.

А) Пополнить папку по сказкотерапии сказками для гиперактивных детей «Котенок Мур – Мур», «Догадливый комарик», «Голубая Искорка»

Б) Подобрать сказочных героев (Маша, злой гном, добрые гномики)

Декабрь.

1.Работа с детьми.

Сказкотерапия 3. «Цыпленок – хвастунишка»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

- знакомить с признаками и действиями предметов (теплая, бежит, машет, таращит, поучает);

- знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (не ходите, не хвались,лучше плавать научись, помоги, спаси);

- подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки в разных проблемных ситуациях (хвастовство, забота, спасение, поучение);

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

- довести до детей замысел сказки (не хвались, а делай; не умеешь – учись);

- активизировать в речи детей признаки (теплая, маленький, удаленький), действия предметов (бежит, машет, таращит, поучает), глаголы повелительного наклонения (не ходите, не хвались, научись, помоги, спаси);

-  учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.

В) Выражение замещающей потребности.

- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (Цыплята у курочки все хвастунишками были и громко кричали: «Не страшна мне река, не страшна мне глубина»)

2.Работа с родителями

Привлечь к изготовлению оборудования к сказке.

3.Пособия.

Оформить настольный театр «Цыпленок – хвастунишка»

Январь.

1.Работа с детьми.

Сказкотерапия 4 «Ласковый цветок и сердитые тучки»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

- знакомить с образными выражениями (тучки – хмурки, росинка – слезинка, цветок – лепесток, темнота – темнотища, дует – подует);

- знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (покажись, появись);

- подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки в разных проблемных ситуациях (страх, удивление)

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

- довести до детей замысел сказки (добро побеждает зло);

- активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов (тучки – хмурки, росинка – слезинка, цветок – лепесток, темнота – темнотища, дует – подует

В) Выражение замещающей потребности.

- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (ребята помогают цветку звать на помощь: «Солнышко, покажись! Ясное, появись!»).

2.Работа с родителями

А) В помощь родителям «Как сделать сказку другом для вашего ребенка» - статья о пользе рассказывания сказок, которые помогают детям преодолеть тревогу и конфликты.

Б) Привлечь родителей к изготовлению оборудования к сказке.

3.Пособия.

Изготовление Цветка – лепестка, бабочки, солнышка и тучек для сказки.

Февраль.

1.Работа с детьми.

Сказкотерапия 5. «Жадный великан»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

- знакомить с образными выражениями (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза моргнуть; ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать);

- подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (угощение, жадность, прощение).

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

- довести до детей замысел сказки (с тем, кто жадничает, никто не хочет дружить);

- активизировать в речи детей образные выражения (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза моргнуть; ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать)

В) Выражение замещающей потребности.

- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (гномики прячутся от великана).

2.Работа с родителями

А) Познакомить с несколькими сказками.

Б) Рекомендации для родителей по принципам работы со сказками.

3.Пособия.

А) Пополнить папку по сказкотерапии  упражнениями  на произвольное напряжение и расслабление мышц.

Б) Подбор оборудования для сказки «Жадный великан»

Март.

1.Работа с детьми.

Сказкотерапия 6.  «Каприза»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

- знакомить с образными выражениями, антонимами (все не так да не эдак; не большая, а маленькая; не грустная, а веселая);

- подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (капризы, знакомство, ссора).

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

- довести до детей замысел сказки (капризы доставляют только неприятности);

- активизировать в речи детей образные выражения, антонимы (все не так да не эдак; не большая, а маленькая; не грустная, а веселая);

В) Выражение замещающей потребности.

- учить детей совместно составлять 2 – 3 предложения, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (Каприза прилетела в детский сад и подговаривает ребят капризничать).

2.Работа с родителями

 Консультация «Ребенок – Каприза - это серьезно…»

3.Пособия.

Оформить настольный театр «Капризуля»

Апрель
1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 7. «Непослушный Ваня»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

- помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;

- знакомить с фразеологизмами и образными выражениями (насилу ноги унесли, травушка – муравушка);

- подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (уговаривание, отказ, раскаяние).

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

-  довести до детей замысел сказки (непослушный ребенок всегда попадает в беду);

- активизировать в речи детей образные выражения и фразеологизмы ( насилу ноги унесли, травушка – муравушка);

В) Выражение замещающей потребности.

- учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев в этих состояниях.

2.Работа с родителями

А) Конкурс рисунков «Непослушные дети – это плохо» - Совместная деятельность детей и родителей.

Б) Оформить альбом из конкурсных работ.

3.Пособия.

Оформить настольный театр «Непослушный Ваня»

Май.

1.Работа с детьми.

Сказкотерапия 8. «Доброе превращение»

А) Познавательно – аффективная ориентировка.

- помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;

- знакомить с фразеологизмом «душа в пятки ушла» и образными выражениями (три раза моргнуть)

- учить выразительно интонировать голоса барашка, Змея Горынычы, Настеньки в проблемных ситуациях (угроза, просьба о пощаде, жалоба).

Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

-  довести до детей замысел сказки (добро побеждает зло);

- активизировать в речи детей образные выражения (душа в пятки ушла, красна – девица, три раза моргнуть, пригорюнилась, живут поживают, горя не знают).

В) Выражение замещающей потребности.

- учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев в этих состояниях.

2.Работа с родителями

Открытое занятие «Доброе превращение»

3.Пособия.

А) Изучение проблемы данной темы в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Б) Разработать рекомендации для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию "Развитие речи дошкольников через сказкотерапию"

Перспективный план работы по самообразованию: Развитие речи дошкольников через сказкотерапию....

Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию

Гармоничное развитие личностидошкольника через сказкотерапию...

семинар "Развитие речи дошкольников через элементы сказкотерапии"

laquo;Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его во...

Конспект занятия по развитию речи с элементами сказкотерапии в средней группе

Интегрированная ООД с элементами сказкотерапии в средней логопедической группе. Цель: развитие коммуникативной функции речи. Коррекция эмоционально - волевой сферы с использованием элементов сказкотер...

Развитие речи дошкольников через сказкотерапию

Развитие речи дошкольников через сказкотерапию...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием сказкотерапии в средней группе «В стране сказок»

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием сказкотерапии в средней группе «В стране сказок» https://drive.google.com/file/d/1lygYRYDns5zENNO3fxydc_1jONa1lr7z/view?usp=drivesdk...

Проект. Развитие речи дошкольников в игровой деятельности. средняя группа

В игровой деятельности дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - с...