Перспективный план работы по самообразованию "Развитие речи дошкольников через сказкотерапию"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
Перспективный план работы по самообразованию: Развитие речи дошкольников через сказкотерапию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_po_teme.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по теме:
Развитие речи дошкольников через сказкотерапию.
Составила: воспитатель
Колесникова Наталья Александровна.
План по самообразованию.
Тема: Развитие речи дошкольников через сказкотерапию.
Цель: Формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, повышение уверенности в себе и формирование адекватной личностной самооценки, формирование благоприятных межличностных отношений, развитие разнообразных форм коммуникации, развитие творческих способностей, познавательного интереса.
Сентябрь.
1.Работа с детьми.
Диагностика. «Давай познакомимся».
Выявить знания и умения детей по развитию речи в начале учебного года.
2.Работа с родителями.
Познакомить родителей с задачей на учебный год «Развитие речи дошкольников через сказкотерапию».
Октябрь.
1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 1. «Корова Буренка»
А) Познавательно – аффективная ориентировка.
- знакомить с уменьшительно – ласкательными названиями животных (мышка, котик);
- знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся);
- подводить к умению выразительно имитировать голоса животных (мяу – мяу, пи – пи, му - му) с разной интонацией (радость, просьба) и громкостью (громко, тихо, шепот).
Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.
- довести до детей замысел сказки (друзья помогают в беде);
- активизировать в речи детей уменьшительно – ласкательные названия животных (мышка, котик) и формы повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся);
- учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.
В) Выражение замещающей потребности.
- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (дети будят Буренку)
2. Работа с родителями.
В помощь родителям статья «Сказка – это серьезно» - о роли сказки в развитии ребенка.
3.Пособия.
А) Собрать папку по сказкотерапии.
Б) Подготовить наглядный материал (игрушки корова Буренка, котик, мышка, тучка.)
Ноябрь.
1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 2. «Добрая темнота»
А) Познавательно – аффективная ориентировка.
- знакомить с оттеночными характеристиками слов (добрые – предобрые, страшно – престрашно);
- знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (спи, почивай, глаз не открывай)
- подводить к умению выразительно имитировать звон колокольчиков, голос злого, доброго гнома с разной силой голоса (шепотом, умеренно,громко)
Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.
- довести до детей замысел сказки (у страха глаза велики);
- активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов (добрые – предобрые, страшно – престрашно);
- учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.
В) Выражение замещающей потребности.
- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (Ребята помогают папе с мамой убаюкивать Машу: «Спи, Маша, почивай, глаз своих не открывай»)
2. Работа с родителями.
В помощь родителям «Расскажи мне, мама, сказку» - статья о том, что такое сказкотерапия.
3. Пособия.
А) Пополнить папку по сказкотерапии сказками для гиперактивных детей «Котенок Мур – Мур», «Догадливый комарик», «Голубая Искорка»
Б) Подобрать сказочных героев (Маша, злой гном, добрые гномики)
Декабрь.
1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 3. «Цыпленок – хвастунишка»
А) Познавательно – аффективная ориентировка.
- знакомить с признаками и действиями предметов (теплая, бежит, машет, таращит, поучает);
- знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (не ходите, не хвались,лучше плавать научись, помоги, спаси);
- подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки в разных проблемных ситуациях (хвастовство, забота, спасение, поучение);
Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.
- довести до детей замысел сказки (не хвались, а делай; не умеешь – учись);
- активизировать в речи детей признаки (теплая, маленький, удаленький), действия предметов (бежит, машет, таращит, поучает), глаголы повелительного наклонения (не ходите, не хвались, научись, помоги, спаси);
- учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.
В) Выражение замещающей потребности.
- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (Цыплята у курочки все хвастунишками были и громко кричали: «Не страшна мне река, не страшна мне глубина»)
2.Работа с родителями
Привлечь к изготовлению оборудования к сказке.
3.Пособия.
Оформить настольный театр «Цыпленок – хвастунишка»
Январь.
1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 4 «Ласковый цветок и сердитые тучки»
А) Познавательно – аффективная ориентировка.
- знакомить с образными выражениями (тучки – хмурки, росинка – слезинка, цветок – лепесток, темнота – темнотища, дует – подует);
- знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (покажись, появись);
- подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки в разных проблемных ситуациях (страх, удивление)
Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.
- довести до детей замысел сказки (добро побеждает зло);
- активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов (тучки – хмурки, росинка – слезинка, цветок – лепесток, темнота – темнотища, дует – подует
В) Выражение замещающей потребности.
- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (ребята помогают цветку звать на помощь: «Солнышко, покажись! Ясное, появись!»).
2.Работа с родителями
А) В помощь родителям «Как сделать сказку другом для вашего ребенка» - статья о пользе рассказывания сказок, которые помогают детям преодолеть тревогу и конфликты.
Б) Привлечь родителей к изготовлению оборудования к сказке.
3.Пособия.
Изготовление Цветка – лепестка, бабочки, солнышка и тучек для сказки.
Февраль.
1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 5. «Жадный великан»
А) Познавательно – аффективная ориентировка.
- знакомить с образными выражениями (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза моргнуть; ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать);
- подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (угощение, жадность, прощение).
Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.
- довести до детей замысел сказки (с тем, кто жадничает, никто не хочет дружить);
- активизировать в речи детей образные выражения (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза моргнуть; ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать)
В) Выражение замещающей потребности.
- учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (гномики прячутся от великана).
2.Работа с родителями
А) Познакомить с несколькими сказками.
Б) Рекомендации для родителей по принципам работы со сказками.
3.Пособия.
А) Пополнить папку по сказкотерапии упражнениями на произвольное напряжение и расслабление мышц.
Б) Подбор оборудования для сказки «Жадный великан»
Март.
1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 6. «Каприза»
А) Познавательно – аффективная ориентировка.
- знакомить с образными выражениями, антонимами (все не так да не эдак; не большая, а маленькая; не грустная, а веселая);
- подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (капризы, знакомство, ссора).
Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.
- довести до детей замысел сказки (капризы доставляют только неприятности);
- активизировать в речи детей образные выражения, антонимы (все не так да не эдак; не большая, а маленькая; не грустная, а веселая);
В) Выражение замещающей потребности.
- учить детей совместно составлять 2 – 3 предложения, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (Каприза прилетела в детский сад и подговаривает ребят капризничать).
2.Работа с родителями
Консультация «Ребенок – Каприза - это серьезно…»
3.Пособия.
Оформить настольный театр «Капризуля»
Апрель
1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 7. «Непослушный Ваня»
А) Познавательно – аффективная ориентировка.
- помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;
- знакомить с фразеологизмами и образными выражениями (насилу ноги унесли, травушка – муравушка);
- подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (уговаривание, отказ, раскаяние).
Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.
- довести до детей замысел сказки (непослушный ребенок всегда попадает в беду);
- активизировать в речи детей образные выражения и фразеологизмы ( насилу ноги унесли, травушка – муравушка);
В) Выражение замещающей потребности.
- учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев в этих состояниях.
2.Работа с родителями
А) Конкурс рисунков «Непослушные дети – это плохо» - Совместная деятельность детей и родителей.
Б) Оформить альбом из конкурсных работ.
3.Пособия.
Оформить настольный театр «Непослушный Ваня»
Май.
1.Работа с детьми.
Сказкотерапия 8. «Доброе превращение»
А) Познавательно – аффективная ориентировка.
- помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;
- знакомить с фразеологизмом «душа в пятки ушла» и образными выражениями (три раза моргнуть)
- учить выразительно интонировать голоса барашка, Змея Горынычы, Настеньки в проблемных ситуациях (угроза, просьба о пощаде, жалоба).
Б) Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.
- довести до детей замысел сказки (добро побеждает зло);
- активизировать в речи детей образные выражения (душа в пятки ушла, красна – девица, три раза моргнуть, пригорюнилась, живут поживают, горя не знают).
В) Выражение замещающей потребности.
- учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев в этих состояниях.
2.Работа с родителями
Открытое занятие «Доброе превращение»
3.Пособия.
А) Изучение проблемы данной темы в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Б) Разработать рекомендации для родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с детьми по развитию коммуникативно-речевой компетентности через проект "Наше детское телевидение"
Перспективный план работы с детьми по развитию коммуникативно-речевой компетентности через проект "Наше детское телевидение"...
Перспективный план работы по теме «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» с детьми старшей группы
Данный перспективный план разработан с учётом возраста и интересов дошкольников, с учётом постепенно усложнения игр....
Перспективный план работы по теме «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» с детьми старшей группы
Перспективный план разработан с учётом параллельного взаимодействия воспитателя и с родителями и с детьми. В нём представлены развивающие игры Никитина "Сложи узор", Зака "Как гусеница и муравей в гос...
Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию через дидактические игры.Выполнила Утемишева Г.К.
Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию через дидактические игры Сентябрь- январь 1 этап. Накопление сенсорного опыта, развитие предметно...
Перспективный план работы по теме «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» с детьми подготовительной к школе группы
Перспективный план разработан с учётом параллельного взаимодействия воспитателя и с родителями и с детьми. В нём представлены развивающие игры Никитина "Уникуб", Воскобовича "Двухцветный и четырёхцвет...
Перспективный план работы по проекту по физическому развитию через интеграцию с разными видами деятельности
Перспективный план работы по проекту по физическому развитию через интеграцию с разными видами деятельности....