Развитие речи дошкольников через сказкотерапию
статья по развитию речи

Лукьянова Валерия Валерьевна

Развитие речи дошкольников через сказкотерапию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr1.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников через сказкотерапию

В современном мире большое влияние на человека оказывают средства массовой информации. Новые технологии активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, планшеты, гаджеты прочно вошли в жизнь многих дошкольников.

Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая ребёнку новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (нарушение зрения, дефицит движения, испорченная осанка и т. д., но и для его психического развития.

Первая из них – отставание в развитии речи.

Однако, при чём здесь телевидение и компьютер? За компьютером ребёнок предоставлен сам себе, он играет молча, что естественно благотворного влияния на речевое развитие не оказывает. Ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Можно сказать: «Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма? Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию?»

Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».

Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Но речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей».

Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения, и сознания себя в целом.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

При подборе материала для работы с детьми, необходимо руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности.

В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в коррекционно-педагогической работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы. Сначала сказки детям можно просто читать и просить их делать простые умозаключения, на следующем этапе, можно озвучивать начало сказки, ставить перед детьми какую-либо проблему и просить их додумать окончание данной сказки, конечно же, нужно следить, чтоб итог сказки был обязательно положительным. В подготовительной к школе группе можно составить коллективную сказку, где педагогу отводится роль наблюдателя, но в то же время педагог должен как бы невзначай направлять сюжет в «нужное русло».

В педагогической работе особую роль следует отводить просвещению родителей. Рассказывать о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъяснить им о значимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоций. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие словесного творчества будущих школьников. Чтение и обсуждение сказок может стать доброй семейной традицией, создать тёплую задушевную атмосферу в доме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию "Развитие речи дошкольников через сказкотерапию"

Перспективный план работы по самообразованию: Развитие речи дошкольников через сказкотерапию....

Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию

Гармоничное развитие личностидошкольника через сказкотерапию...

Консультация для родителей «Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию»

Консультация для родителей«Гармоничное развитие личностидошкольника через сказкотерапию»...

семинар "Развитие речи дошкольников через элементы сказкотерапии"

laquo;Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его во...

Отчет по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредством сказкотерапии"

Отчет по самообразованию на тему: "Развитие речи дошкольников посредством сказкотерапии"...

Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»

В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...

Развитие речи дошкольников через сказкотерапию в средней группе

В данном материале предлагается план по развитию речи дошкольников через сказкотерапию в средней группе...