Развитие связной речи средствами художественной литературы
проект по развитию речи (подготовительная группа)

проект речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rechevoe_razvitie_yushchenko.docx237.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад № 10» города  Алейска Алтайского края

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

C:\Users\Оксанка\Desktop\уголок речевого\112.png.600x0_q85_crop.png

Воспитатели:

Е.Н.Шершнева

О.С.Ющенко

                                                          2021г.

Актуальность.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.В настоящее время дети совсем перестали читать. Телевизор, видео, компьютер, телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Цель.

Развитие связной речи детей

дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Задачи.

1. Формировать интерес к художественной литературе.

2. Расширять и активизировать словарный запас детей.

3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драмматизациях.

4. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

5. Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

6. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

7. Развивать творческие способности у детей.

8. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Формы и методы работы.

Методы работы:

словесный метод;

наглядный метод;

практический метод.

Формы работы:

– чтение художественной литературы;

– театрализованная деятельность;

– игры;

– разные формы бесед;

– подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок

– взаимодействие с семьей.

Участники:Дети подготовительной группы, воспитатели, родители

Тип проекта:познавательный, творческий

Продолжительность :февраль-апрель.

Прогнозируемый результат:

1. Речь детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.

2. Участвуют в театрализованных постановках сказок

3. Пополнение библиотеки группы новыми книгами,Д/И.,.

4. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.

5. Дети самостоятельно проявляют интерес к различным жанрам художественной литературы.

6. Получить эмоциональный отклик от своей работы.

План реализации проекта

1-й этап – подготовительный

1. Провести вводную диагностику по речевому развитию.

2. Подобрать и изучить методическую литературу.

3. Составить план по реализации проекта.

4. Оформить библиотеку с художественной литературой для чтения, пересказывания, заучивания.

5. Разработка И/У, консультаций и бесед для родителей.

6. Создание картотеки игр на развитие связной речи.

2 этап – практический

- консультации по теме проекта;

-работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами художественной литературы:

- разработать цикл занятий,бесед, мероприятий, ,Д/И. игр-имитаций      по теме проекта;

- разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей  средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок). Рисование иллюстрации к любимой сказке.

3-й этап – заключительный.

1. Итоговое занятие-викторина «Умные непоседы».

2. Заключительный этап диагностики.

План - реализации проекта:

1.02-14.02.

-Беседа «Моя любимая сказка» – формировать умение детей обдуманно выбирать любимую сказку; обосновывать, почему именно она для них любимая; активизировать речь детей.

- Пересказывание  сказки «Лиса и козел» - формировать умение с небольшой помощью взрослого пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.

- Рисование «Мой любимый сказочный герой» – формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.

-И/У «Узнай сказочного героя по его песенке» – развивать музыкальный слух, память.

- Работа с родителями Консультация «Зачем читать детям сказки ».

- Д/И. «Подбери словечко», «Поймай звук», «Цепочка из слов», «Рыболов»  «Кто больше слов скажет» – называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера. «Кто заблудился?» – образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.«В гостях у лесника» – упражняться в подборе однокоренных слов.

15.02-28.02

-Беседа «Где живут книги» – уточнить и конкретизировать представления детей о библиотеке

-И/У.«По дорогам сказок и рассказов» – развивать умение высказывать свои мысли, отгадывать загадки,ребусы используя чувство рифмы

- Чтение и пересказ   по рассказу М. Пришвина «Ёж» - формировать умение пересказывать литературный текст.

-И/У.«Узнай и назови сказку по первым строкам» – развивать память, внимательность, чувство товарищества.

- Работа с родителями Консультациия – «Роль художественной литературы в развитии связной речи ребёнка»;

-Д/И. «Слово заблудилось», «Знатоки», «Скажи наоборот» «Придумай рассказ» – учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.«Скажи точнее» – развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах. «Кто больше увидит и назовет?» – выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

1.03-14.03

-«Беседа о творчестве А. С. Пушкина» – рассказать о великом русском поэте и его произведениях для детей.

-Прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке», беседа по сказке.

- Аппликация «Золотая рыбка» – формировать умение вырезать формы и величины из бумаги

- Работа с родителями Памятка по приобщению дошкольников к чтению.

- Д/И. «Кто больше знает слов», «Назови одним словом», «Незнайкины ошибки» «Кому угощение» – употреблять в речи трудные формы существительных. «Слова» – согласовывать имена существительных с прилагательными.«Назови ласково» – образовывать слова при помощи суффиксов.

15.03-28.03

-Беседа. «Положительные и отрицательные герои сказок» – помочь детям осознать, каких героев сказок можно назвать положительными, а каких – отрицательными и за какие поступки, уметь дать им характеристику

- Чтение и пересказ  р. н. с. «Снегурочка» - развивать способность к целостному восприятию сказки.

-Работа с родителями «Речевые игры для детей»

-Д/И. «Игры в рифму или мы поэты» «Цепочка слов» – подбор слов-существительных и прилагательных, характеризующих в своём объединении какой-либо объект сходными качественными признаками.«Размытое письмо» – составлять концовки предложений.«Живые слова» – составлять предложения по структурной схеме.

29.03-11.04

-«Беседа о творчестве К. И. Чуковского«Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе»;

 » – помочь детям вспомнить и назвать сказки К. И. Чуковского.

-Чтение и заучивание отрывка из произведения К. И. Чуковского

-И/У «Малые фольклорные формы» – продолжать знакомиться с малыми фольклорными формами.

- Д/И. «Звуковые дорожки»

-Работа с родителями консультация «Дети и театр»

12.04-24.04

-Беседа «Вот такие истории» - формировать умение составлять рассказы из личного опыта.

-И/У Перессказ сказки по мнемотаблицы «Маша и медведь», «Заюшкина избушка» «Гуси –лебеди»

-Работа с родитенлями Консультация «Игры на обучение раннему чтению.Игры со слогами»  «Сборник стихов по координации речи с движением»

- Д/И. «Кто больше знает слов», «Назови одним словом», «Незнайкины ошибки»

25.04-30.04

викторина «Умные непоседы».

- Заключительный этап диагностики.

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.

2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе ТЦ УЧИТЕЛЬ» 2009 г.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с

4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.

5. Гуревич Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002. 64 с.

6. Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6.

7. .Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой - Р-36

При реализации данного проекта получены следующие выводы:

Приложение 2

Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению.

1. Подавайте ребенку личный пример, читая книги, газеты, журналы.

2. Учите малыша слушать и слышать: пойте колыбельные, играйте в потешки, рассказывайте сказки.

3. Первые книги малыша должны быть достаточно прочными. Хороший тренажер перед началом серьезного чтения – семейный альбом.

4. Подбирайте книги по возрасту ребенка, чтобы они были понятны ему: про животных, об игрушках.

5. Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть крупными, без большого количества деталей, яркими и реалистичными.

6. Не заставляйте малыша в период чтения все время сидеть рядом. Пусть он подходит и отходит.

7. Маленькому ребенку трудно воспринимать чтение всего текста сразу, поэтому лучше пересказывайте сюжет, обращая внимание малыша на картинки.

8. Чаще читайте малышу книжки-считалки, потешки, детские стихи с повторяющимися фразами, поощряя, заканчивать знакомые из них. Это поможет развитию речи и памяти.

9. Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение с родителями. Во время чтения беседуйте с ребенком,

задавайте вопросы, размышляйте вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...

Проект «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект по развитию связной речив старшей группе   «Развитие связной речи средствами художественной литературы»...

Развитие связной речи средствами художественной литературы

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна изоснов воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связнойречью зависит успешность обучения детей в школе, умение общат...

Проект Тема «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Формировать интерес к художественной литературе и развивать связную речь детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....

ПРОЕКТ «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....

Проект краткосрочный «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект краткосрочный «Развитие связной речи средствами художественной литературы»...

Развитие связной речи средствами художественной литературы

Развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....