Проект краткосрочный «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Проект краткосрочный «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kratkosrochnyy_razvitie_svyaznoy_rechi_sredstvami_hudozhestvennoy_literatury.docx | 43.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Нэбзый»»
Проект
«Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Воспитатель
Подготовительной группы №1
«Звёздочки» №3
Лысенко А.С.
Пгт.Яблоновский
2023-2024гг.
Актуальность.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.
В настоящее время дети совсем перестали читать. Телевизор, видео, компьютер, телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Цель: развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Задачи:
1. Формировать интерес к художественной литературе.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
4. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову).
5. Развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
6. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
7. Развивать творческие способности у детей.
8. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.
Формы и методы работы.
Методы работы:
- словесный метод;
- наглядный метод;
- практический метод.
Формы работы:
НОД;
– чтение художественной литературы;
– театрализованная деятельность и праздники;
– игры;
– разные формы бесед;
– подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
– экскурсии;
– взаимодействие с семьей.
Участники:
Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Период выполнения проекта.
Краткосрочный: 01.02.24 - 19.02.24 г.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Прогнозируемый результат:
1. Речь детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.
2. Участие детей в театрализованных постановках сказок
3. Пополнение библиотеки группы новыми книгами.
4. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.
5. Самостоятельное проявление интереса к различным жанрам
художественной литературы.
6. Получение эмоционального отклика от своей работы.
План реализации проекта
1-й этап – подготовительный
1. Провести вводную диагностику по речевому развитию.
2. Подобрать и изучить методическую литературу.
3. Составить план по реализации проекта.
4. Оформить библиотеку с художественной литературой для чтения,
пересказывания, заучивания.
5. Разработка конспектов НОД, консультаций и бесед для родителей.
6. Создание картотеки игр на развитие связной речи
2-й этап – деятельный
Беседы:
1. «Моя любимая сказка» – формировать умение детей обдуманно выбирать любимую сказку; обосновывать, почему именно она для них любимая; активизировать речь детей.
2. «Где живут книги» – уточнить и конкретизировать представления детей о библиотеке, ранее посетивших её на экскурсии
3. Беседа по сказке ««Василиса Прекрасная» – помочь детям вспомнить знакомую сказку, которую им читали ранее.
4. «Беседа о творчестве А. С. Пушкина» – рассказать о великом русском поэте и его произведениях для детей, прочитать «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», беседа по сказке .
5. «Положительные и отрицательные герои сказок» – помочь детям осознать, каких героев сказок можно назвать положительными, а каких – отрицательными и за какие поступки, уметь дать им характеристику.
6. «Беседа о творчестве П. Ершова. Чтение сказки «Конек- Горбунок»
7. «Вот такие истории» - формировать умение составлять рассказы из личного опыта.
Непосредственно образовательная деятельность:
1. «По дорогам сказок и рассказов» – развивать умение высказывать свои мысли, отгадывать загадки, используя чувство рифмы.
2. «Русские народные сказки» - знать отличительные особенности р. н. сказок.
3. Рассказывание русской народной сказки «Царевна лягушка» - формировать умение воспринимать образное содержание произведения, развивать поэтический слух.
4. «Пересказ рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь » - формировать умение передавать текст последовательно и точно; подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам.
5 .Заучивание стихотворения А. Фета ««Что за вечер…» (в сокр.); - развивать память и речь детей.
6. ПересказываниеХ.-К. Андерсен. «Дюймовочка»,- формировать умение с небольшой помощью взрослого пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.
7. Чтение сказки А. Ремезова «Хлебный голос» - совершенствовать умения детей воспроизводить последовательность слов в предложении
8. Заучивание стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» - развивать способность детей воспринимать поэтическую речь.
9. Произведения Н. Носова – закреплять умение пересказывать любимые эпизоды из рассказов Н. Носова.
10. Малые фольклорные формы – продолжать знакомиться с малыми фольклорными формами.
11. «По сказкам К. И. Чуковского» – совершенствовать выразительноедекламирование отрывков произведений, используя интонационные средства.
12. Пересказ рассказа М. Пришвина «Курица на столбах» - формировать умение пересказывать текст точно, последовательно, выразительно.
Творческие работы:
1. Рисование «Мой любимый сказочный герой» – формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.
2. Аппликация «Цветик-семицветик» – формировать умение вырезать лепестки одинаковой формы и величины из бумаги, сложенной гармошкой.
3. Лепка лягушки по русской народной сказки «Царевна лягушка» - формировать умение точно передавать пропорции частей тела лягушки, передавать мелкие детали.
Дидактические игры:
1. «Кто больше слов скажет» – называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера
2. «Кто заблудился?» – образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам
4. «Придумай рассказ» – учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.
Развлечение:
Театрализованная постановка русской народной сказки «Рукавичка» –развивать умение выразительно и эмоционально исполнять свою роль, вживаться в художественный образ.
Работа с родителями:
1. Консультации:
– «Первые книги ребёнка»;
– «Роль художественной литературы в развитии связной речи ребёнка»;
– «Рецепты составления домашней библиотеки»;
– Памятка по приобщению дошкольников к чтению.
3-й этап – заключительный.
КВН «Узнай и назови сказку по первым строкам» – развивать память, внимательность, чувство товарищества.
При реализации данного проекта получены следующие выводы:
Ожидаемые результаты подтвердились:
У детей:
1. Сформировался интерес к художественной литературе.
2. Дети начали различать жанры художественной литературы (проза, поэзия).
3. Расширился и активизировался словарный запас детей.
4. Появилось понимание сути конкретного поступка литературного героя.
5. Улучшились художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизации.
6. Заметно возрос интерес к поэтическому слову.
7. Сформировались навыки аккуратного и бережного обращения с книгами.
8. Дети с удовольствием начали участвовать в инсценировках сказок.
9. Воспитанники стали более общительными, у них отмечено увеличение употребления полных предложений в речи, украшенных эпитетами, сравнениями, метафорами.
10. Повысилась познавательная способность, любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному.
11. Сформировалась способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
12. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.
У родителей:
появилась заинтересовались проблемой недостаточного чтения для детей и постарались заполнить этот пробел. Родители отметили, что благодаря участию в проекте они стали больше времени проводить с детьми. Две семьи стали регулярными посетителями детской библиотеки.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Вся проведенная работа была активно использована в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. В дальнейшем планирую ежедневное чтение произведений, но перед этим объединю их в блоки на основе жанровой принадлежности, а также ритмичное чередование рассказов, сказок, стихотворений, объёмных книг в течение месяца.. В дальнейшем буду расширять свой проект за счёт чтения методических рекомендаций современных авторов по моей теме.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.
2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе ТЦ УЧИТЕЛЬ» 2009 г.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми. М. : Просвещение, 2004. 220 с
4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.
5. Гуревич Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 2002. 64 с.
6. Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6.
7. .Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой - Р-36
Приложение 1
Конспект НОД по развитию читательских умений
Тема: «Русские народные сказки. «Василиса Прекрасная».
Цель: ознакомление детей с народными сказками.
Программные задачи:
- развивать образное мышление, активную речь, умение связно выразить мысль;
– формировать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- воспитывать уважение к народным ценностям.
Словарь: купец(торговец, покупатель),вдова(женщина, у которой умер муж),мачеха (не родная мать)
Оборудование:
Демонстрационный материал – кукла Василиса, слайд-шоу,
«Раскрасим сарафан Василисы».
Раздаточный материал – цветные карандаши, картинки с изображением Василисы.
Ход образовательной деятельности:
1.Вступительная беседа.
В.:-Ребята, вы любите сказки?(Да)
-Мы знаем много разных сказок, среди них есть и русские народные сказки.
-Скажите, что значит «русские народные» сказки ? Почему они так называются?(Ответы детей)
-А какие сказки еще бывают?(Ответы детей)
-А как можно сказать о сказке, какая она?(Волшебная, чудесная,забавная,поучительная,остроумная,умная,интересная,добрая,загадочная,необычная,радостная,мудрая и т.д.)
-Ребята, а теперь я предлагаю вам в игровой форме вспомнить названия любимых нами сказок.
2.Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши .)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку – Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар- птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
3. Знакомство со сказкой.
В.:-Вы знаете, ребята, я сегодня пришла рано в детский сад, а меня встретила необычная гостья и это оказалась героиня русской народной сказки, с которой мы сегодня познакомимся поближе - это Василиса Прекрасная.
-Хотите попасть в эту сказку?(Да)
-Закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: « Раз, два, три, в сказку мы попасть хотим!»
-И вот мы в гостях у сказки «Василиса Прекрасная».
Знакомство со сказкой. Чтение или показ слайдов.
4.Физкультминутка.
Мышка быстренько бежала(бег на месте)
Мышка хвостиком виляла(имитация движения)
Ой, яичко уронила(наклониться «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила(показать «яичко» на вытянутых руках)
5.Беседа-обсуждение сказки.
В.:- Ребята, так почему же Василису называли Прекрасной? Только ли внешне она была прекрасна?
-Какой подарок был подарен ее матерью?
-Как относились к Василисе мачеха и ее дочери?
Почему Василиса хорошела день ото дня, а мачеха и ее дочери дурнели?
-Кто же для Василисы был самым родным существом?
-За какие качества полюбил ее царь?(За ее красоту, за трудолюбие, за искусную работу)
-На этом наше путешествие подошло к концу. Закрыли глазки, вздохнули и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно».
6. Творческая работа «Раскрасим сарафан Василисы».
Детям раздаются картинки с изображением Василисы, нужно красиво разукрасить ее сарафан, самый красивый рисунок попадет на выставку.
7. Итог.
-Ребята, где мы с вами побывали?
-Чем занимались?
-Что больше всего понравилось?
Приложение 2
Конспект НОД по рисованию «Мой любимый сказочный герой»
Рисование
Тема: «Мой любимый сказочный герой»
Цель: формирование умений рисовать иллюстрации к сказкам.
Задачи:
1.Закреплять навыки детей в изображении сказочных героев, создания выразительного образа.
2.Развивать умение смешивать краски для получения новых цветов.
3. Воспитывать эстетическое восприятие, творческие способности и самостоятельность.
Области интеграции: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Ход занятия:
Воспитатель в костюме сказочницы встречает детей.
(дети входят в группу и становятся в круг)
В: Здравствуйте ребята, а вы много сказок знаете?
Д: Да!
В: Ну, тогда вы с легкостью отгадаете загадки, которые я вам приготовила. Давайте присядем (дети присаживаются на стульчики).
Итак, первая загадка:
-Какой сказочный герой сделан из полена? (Буратино). Изображение героя появляется на мольберте.
-А кто помог замерзающей ласточке? (Дюймовочка) Изображение героя появляется на мольберте.
-А в этой сказке все герои - овощи и фрукты, а как зовут главного героя? (Чиполлино) Изображение героя появляется на мольберте.
-Он жил в цветочном городе (Незнайка) Изображение героя появляется на мольберте.
-Как звали девочку, которую чуть не съел волк? (Красная Шапочка) Изображение героя появляется на мольберте.
-Его дом на крыше (Карлсон) Изображение героя появляется на мольберте.
В: А какие из этих сказок у вас самые любимые?
Д: ответы детей.
В: А какие из этих героев вам больше всего нравятся?
Д: ответы детей.
В: Ребята, а давайте, нарисуем картинки к вашим любимым сказкам и любимого героя из этой сказки?
Д: давайте.
В: Давайте, пройдем за столы и начнем рисовать.
По ходу рисования ведется индивидуальная работа.
В: Какие вы все молодцы, все просто отлично справились с заданием, какие красивые глазки у твоего персонажа получились Алина , а у твоего Алиса замечательные волосы.
Конспект РОД в подготовительной группе по аппликации «Царевна-лягушка»
Цель: Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию. Совершенствование навыка пользования ножницами и изменения формы предмета способом срезания уголков детали.
Совершенствовать умение работать различными материалами (цветными карандашами).
Задачи:
-совершенствовать знания понятий форм круглой, прямоугольной и квадратной;
- закреплять навык образование формы, разрезая прямоугольники на квадраты, учить детей аккуратно пользоваться ножницами, работать с клеем.
-развивать конструктивные способности детей;
-развивать память, логическое мышление и внимание.
-вызывать потребность дополнять основное изображение деталями
-давать полный ответ с повторением части вопроса;
-закреплять понятие знания русской народной сказки "Царевна лягушка"
-воспитывать уважение и внимание, и терпение друг к другу, бережного отношения к окружающим предметам;
- воспитывать умение соотносить свои действия с действиями взрослого.
Оборудование: стрела с запиской, картинки – с изображением лягушки, бумага размером 1\2 альбомного листа, набор цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребёнка, цветные карандаши, простой карандаш.
Демонстрационный материал: карточки с изображением лягушек, книга с иллюстрациями (большая книга сказок)
Раздаточный материал: клей, кисточки, ножницы, цветная бумага, салфетка (на каждого ребенка, простой карандаш, цветные карандаши.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки "Царевна лягушка", рассматривание картинок с изображением лягушки, отгадывание загадок. Проведение дидактических игр: лото "В мире сказок". Собирание пазл, кубиков.
Ход
Ребята занимаются самостоятельной игровой деятельностью. Стульчики расставлены полукругом.
1. Вводная часть
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся
Дети здороваются с гостями в группе.
Воспитатель: Ребята, я тут поливала цветы, не пойму, что это такое тут лежит? Давайте соберем игрушки и посмотрим, что это? (стрела)
Ответы детей
Воспитатель: Тут еще какая то записка, присаживаемся на стульчики я вам прочитаю, что тут написано.
«Здравствуйте ребята, меня зовут Иван Царевич и мне нужна ваша помощь. Потерялась моя невеста, помогите ее отыскать»
Воспитатель: Ребята поможем Ивану Царевичу?
Ответы детей (да)
Воспитатель: Подождите, Иван Царевич, стрела, невеста, а из какой это сказки?
Ответы детей (Царевна- лягушка)
Воспитатель: И кто же его невеста?
Ответы детей (Царевна-лягушка)
Воспитатель: Давайте подумаем, как мы можем ему помочь?
Ответы детей
Воспитатель: А я вам предлагаю сделать аппликацию Царевны лягушки из цветной бумаги
Ответы детей
Воспитатель: Давайте обсудим, как нам сделать лягушку, у меня есть несколько картинок с изображением лягушек. Рассмотрите их и расскажите из каких частей тела состоит лягушка?
Ответы детей (голова, туловище, лапки и т. д.)
Воспитатель: На какие геометрические фигуры похожи ее части тела? Например голова?
Ответы детей (овал, круг)
Воспитатель: А туловище?
Ответы детей (овал, круг)
Воспитатель: А глаза?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Берите стульчики и садитесь за столы.
2. Основная часть
Воспитатель: У каждого из вас стоит на столе тарелочка с цветной бумагой, белый картон как основа для нашей аппликации. Мы с вами уже определили на какие геометрические фигуры похожи части тела у лягушки.
Ответы детей:
Воспитатель: Кто мне может подсказать, кто помнит? Каким способом можно вырезать из прямоугольника овал?
Ответы детей (обрезать углы)
Воспитатель: А еще каким способом?
Ответы детей (сложить пополам и обрезать)
Воспитатель: А из квадрата круг?
Ответы детей
Воспитатель: А какие детали парные?
Ответы детей: (глаза, лапки)
Воспитатель: А как можно вырезать две одинаковые детали одновременно?
Ответы детей: (сложить бумагу)
Воспитатель: Молодцы. Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
Скачут две лягушки
Зеленые подружки
Комаров они поели
Прогуляться захотели.
Шлеп - шлеп ножками
Хлоп-хлоп ладошками.
Воспитатель. Обратите ваше внимание, на доске вывешена схема с другими фигурами. Посмотрите на нее и вспомните, как сделать другие фигуры, вдруг они вам пригодятся. Приступайте к работе.
Дается время на вырезание деталей.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте соединим все части Царевны лягушки и начинаем приклеивать! Промазываем части аккуратно, наклеиваем, ровно, соблюдая пропорции. Во время всей работы с ножницами, обращать внимание и корректировать действия каждого ребенка, мотивируя и хвалить.
Воспитатель: Здорово получается, молодцы! Давайте немного разомнемся и отдохнем. Выходите из за столов на центр группы.
Физ. минутка Лягушата (аудиозапись Железновы)
Воспитатель: Садитесь обратно на свои места. Чего-то не хватает у нашей лягушки.
Ответы детей: (короны, кувшинки и т. д.)
Воспитатель: Какие вы внимательные, молодцы!
Давайте возьмем цветные карандаши и дорисуем
3. Заключительная, итоговая часть
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, как мы дружно поработали, какие замечательные лягушки у нас получились. Из каких геометрических фигур вы сделали свою аппликацию?
Ответы детей
Воспитатель: А сколько фигур вы использовали?
Ответы детей
Воспитатель: а какого цвета ваши фигуры?
Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете мы помогли Ивану царевичу?
Ответы детей
Воспитатель: Похвалить ребят за аккуратность выполнения работы, повесить работы на выставку.
Приложение 3
Консультация для родителей на тему:
«Первые книги ребёнка».
Какая книга в детстве у вас была самой любимой? Конечно, сказка. Может быть, не все помнят ее название, но, наверное, доброе, теплое, светлое впечатление осталось навсегда в вашей жизни. Очень важно, какой будет первая книга вашего ребенка. Она, с одной стороны, вызовет у ребенка потребность общения с книгой, с другой – будет развивать художественный вкус, речь, словарный запас, умственные способности. Ребенок знакомится с литературой в раннем возрасте, когда еще не может построить развернутый и связанный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.
Как помочь ребенку?
Условно в детской литературе можно выделить два направления.
Первое – художественно-познавательная литература. Такие книги знакомят ребенка с явлениями живой и неживой природы, произведениями искусства, социальными явлениями, историей и географией. Художественно-познавательная литература является источником информации, развивает потребность обращаться именно к книге за нужными сведениями. Первое прочтение литературного произведения, как правило, вызывает у ребенка только эмоциональное переживание, но постепенно он начинает анализировать содержание. Взрослый может спросить: «О ком этот рассказ? Что они делали?» Детям постарше задают вопросы, требующие понимания причин происходящих событий: «Почему так получилось? Как ты думаешь, что случится дальше? Почему?». Очень важно, чтобы книга вызывала у ребенка стремление узнать еще больше. Если вы прочитали рассказ об осени, обсудите, как и что изменяется в природе, что происходит с птицами и животными в это время года. Лучше не давать готового ответа, а помочь найти его в книге. Нужно не только поддерживать, но и подпитывать первое естественное любопытство ребенка. Ему интересно абсолютно все. Кроме того, дороги минуты особой близости со взрослыми, совместные переживания.
Когда ребенок подрастет, можно использовать книгу как тему для беседы. Рассмотрите, например, атлас и расскажите, как и что на нем обозначено. Покажите карту звездного неба и поговорите о том, какие звезды можно увидеть над крышей вашего дома. Конечно, такие беседы потребуют от вас небольшой подготовки, но эти усилия окупятся интересом ребенка.
Второе направление художественной литературы –художественные произведения, которые малыш может понять, как бы прожив их. Это происходит прежде всего в игре. Он разыгрывает историю с тремя поросятами, повизгивая от ужаса перед волком; пытается пересказать разговор волка и Красной Шапочки; выстраивает игрушечных зверей перед теремком. В детском саду большое внимание уделяется знакомству с народным творчеством и самому любимому занятию детей – драматизации русских народных сказок. Можно и дома создать условия для самореализации ребенка. Разные виды театров можно сделать своими руками: пальчиковый, деревянные ложки, настольный, би-ба-бо. Дети любят наряжаться. Это также способствует перевоплощению, развитию творческих способностей.
Приложение 4
Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению.
1. Подавайте ребенку личный пример, читая книги, газеты, журналы.
2. Учите малыша слушать и слышать: пойте колыбельные, играйте в потешки, рассказывайте сказки.
3. Первые книги малыша должны быть достаточно прочными. Хороший тренажер перед началом серьезного чтения – семейный альбом.
4. Подбирайте книги по возрасту ребенка, чтобы они были понятны ему: про животных, об игрушках.
5. Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть крупными, без большого количества деталей, яркими и реалистичными.
6. Не заставляйте малыша в период чтения все время сидеть рядом. Пусть он подходит и отходит.
7. Маленькому ребенку трудно воспринимать чтение всего текста сразу, поэтому лучше пересказывайте сюжет, обращая внимание малыша на картинки.
8. Чаще читайте малышу книжки-считалки, потешки, детские стихи с повторяющимися фразами, поощряя, заканчивать знакомые из них. Это поможет развитию речи и памяти.
9. Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение с родителями. Во время чтения беседуйте с ребенком, задавайте вопросы, размышляйте вместе.
Приложение 5
Консультация для родителей на тему:
“Роль художественной литературы в развитии речи детей”
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее», писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.
Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Народ непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...
Проект «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Проект по развитию связной речив старшей группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»...
Развитие связной речи средствами художественной литературы
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна изоснов воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связнойречью зависит успешность обучения детей в школе, умение общат...
Проект Тема «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Формировать интерес к художественной литературе и развивать связную речь детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....
Развитие связной речи средствами художественной литературы
проект речевое развитие...
ПРОЕКТ «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....
Развитие связной речи средствами художественной литературы
Развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....