Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Звуковая культура речи:"с" и "сь"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Познакомить детей с произношением звука "с","сь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь».

Цель. Объяснить детям артикуляцию звука «с», поупражнять в правильном, отчётливом его произношении (в словах, фразовой речи).

Задачи:

  • Познакомить детей с произношением звука «с».
  • Учить правильно произносить звук «с» в слогах, предложениях.
  • Развивать фонематический слух детей, связанную речь.
  • Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи.
  • Укреплять мышцы артикуляционного аппарата детей.

Предварительная подготовка: Д/и: «Четвёртый лишний», «Первый звук твоего имени»; отгадывание загадок, рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса детей.

Оборудование и материалы: изображение язычка, узкие полоски папирусной бумаги по количеству детей, магнитная доска.

Ход занятия

Дети рассаживаются на стульчики поставленные полукругом.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришёл необычный гость, а как его зовут вы узнаете, отгадав загадку:

Всегда во рту, а не проглотишь.

Если б не было его, не сказали б ничего.

Дети: Это наш язык. (На магнитной доске вывешивается изображение Язычка)

Воспитатель: Живет-поживает Язычок в своем домике, а  домик Язычка – рот. (На магнитную доску вывешивается домик Язычка). Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется".

Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик. Язычок очень любит петь разные песенки. Однажды он пел: "И-и-и". Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: "И-и-и-и".

Дети: Поют негромко вместе с воспитателем.

Воспитатель: - С-с-с-с, – полилась из крана вода.

- Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку.

- Хорошо, – согласился Язычок и запел: "С-с-с-с". (Произносится отрывисто.)

Давайте споем «Песенку воды» вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.

Дети: Вместе с воспитателем поют «Песенку воды»: «С-с-с-с»

Воспитатель: Закройте домик Язычка - ротик, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: "С-с-с".

Давайте послушаем, как песня воды получается у Амины (у Софии). (Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)

А теперь споем песенку все вместе.

Дети: Ребята вместе с воспитателем повторяют ещё раз «Песенку воды».

Воспитатель: Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню.

Теперь водичка зажурчала громче, тише, совсем тихо и закрыли кран.

Если петь «Песню воды» медленно и отрывисто (вот так: с…с…с…с!), то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним), и разрешите ветерку потанцевать.

Дети: Ребята подносят ладонь к губам, но не прижимают, и медленно, отрывисто произносят звук «с».

Воспитатель: А теперь все дружно мы встанем и немного отдохнём.

Физкультминутка:

«Будем прыгать и скакать! 
Раз, два, три, четыре, пять! 
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте).
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо).
Раз, два, три. 
Наклонился левый бок. 
Раз, два, три. 
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх).
И дотянемся до тучки. 
Сядем на дорожку, (Присели на пол).
Разомнем мы ножки. 
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене).
Раз, два, три! 
Согнем левую ножку, 
Раз, два, три. 
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх).
И немного подержали. 
Головою покачали (Движения головой). 
И все дружно вместе встали. (Встали).

Дети возвращаются на свои стульчики.

Воспитатель: Посмотрите, я сейчас  буду петь «Песенку воды», и полосочка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы увидели?

Дети: Полоска бумаги зашевелилась. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по узкой полоске папирусной бумаги.)

Воспитатель: У каждого из вас теперь, есть волшебная полосочка,поднесите её ко рту и спойте «Песенку воды».

Дети: Подносят полосочку ко рту и поют «песенку воды»: С-с-с-с.

Воспитатель: Давайте посмотрим на полоску Вики, когда он поет песню (Ильи, Артура, Артема…).

Дети по очереди дуют на полосочку, каждый на свою, а остальные дети наблюдают.

Воспитатель: Отложите бумажную полосочку и послушайте,язычок стал сочинять другие песенки, похожие на «Песню воды». Сначала он запел: "Са-са-са". Что запел Язычок?

Дети: Са-са-са. (Повторяют за воспитателем 3-4 раза.)

Воспитатель: Потом: "Ся-ся-ся, ось-ось-ось".

Дети: Ся-ся-ся, ось-ось-ось. (Повторяют за воспитателем  3-4 раза.)

Воспитатель: Теперь Язычок предлагает нам пропеть чистоговорки: 

Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса,

Си-си-си, си-си-си - мы едем мимо на такси.

Сa-са-са, са-са-са - Ой-ой-ой! Летит оса!

Сы-сы-сы,   сы-сы-сы  - не боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-су - Видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - Мы не видели осы.

Са-са-са, са-са-са - Отгадайте, где оса.

Са-са-са, са-са-са - Укусила в нос оса.

Со-со-со, со-со-со - стал мой нос как колесо.

Дети повторяют чистоговорки за воспитателем каждую по 2 раза.

Воспитатель: Дети, кто сегодня приходил  к нам на занятие? Что мы сегодня делали на занятии? Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии тебе Алмаз (Рома, Тимур…).

Дети: К нам сегодня на занятие приходил Язычок. Сегодня на занятии мы пели песенки и чистоговорки, играли. Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи).

Конспектзанятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи)....

Конспект занятия по развитию речи На тему: «Звуковая культура речи: щ - ч»

Программное содержание:-закрепить правильное произнесение звуков щ-ч;- упражнять в дифференциации звуков «Ч», «Щ» в словах;- упражнять в употреблении увеличительного и уменьшит...

Конспект занятия по развитию речи младшей группы " Звуковая культура речи звуки б и бь

Цель занятия упражнять детей в в правилном произношении звуков б,бь (взвукосочетаниях , словах , фразах)...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: звуки щ-ч»

Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ-ч. Развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе ...